Йога более широко известна и принята миром, чем Тантра. Несмотря на это, люди должны знать, что Йога — ответвление, часть Тантры. Поэтому традициями, присущими Йоге, мы считаем много компонентов Тантры. Например, мантра или концентрация на янтре. Определением Йоги является переживание единства между телом, умом и духом. Эти переживания являются частью человеческой эволюции.
Полная структура Йоги огромна. Она дает понимание того, как работает физическое тело, и как мы можем перенаправить энергии в физическое измерение. Это знание аннамая и пранамая кошей. Она дает понимание энергий и функций различных сторон ума, это знание маномая коши. Она дает понимание человеческого сознания, не в его ограниченной, но в универсальной, космической форме, это знание виджняна коша. И она дает ясное понимание того, что наша истинная природа не ограничена мирскими, чувственными и материальными переживаниями. Существует за чувствами пространство, в котором мы испытываем оптимальную, однородную и интегрированную форму человеческого сознания, где боль и страдание, связанное с миром имен, форм и идей не существуют, где существуют понимание, переживание и жизнь блаженства. Это знание анандамая коши.
Чтобы обеспечить прозрение в эти различные измерения человеческого бытия, Йога использует различные техники. Некоторые из них являются ее собственными, другие пришли от ее родителя — Тантры, некоторые от традиций Веданты и Санкхьи. В действительности Йога — нить, связывающая различные системы мысли. традиций, философии. Мала состоит из отдельных бусин, но они нанизаны на одну нить, поэтому держатся вместе. Подобным образом, Тантра, Санкхья, Веданта и другие философии рассматриваются как индивидуальные и единственные в своем роде. Что делает их полезными для использования человеком — это компонент Йоги, который их объединяет и создает ясную картину верований, философий, техник и принципов этих различных систем мысли. Следовательно, думать, что Йога является независимой индивидуальной системой верований или философией, будет неверным и не соответствующим целям и намерениям Йоги.
Мантра
Целью мантры является освобождение ума (ментального измерения) от его собственных уз. Это определение от слова мантра. Мантра — это сила, которая может освободить ум от иллюзий и невежества и поднять уровень его до переживания его истинной природы. В этом контексте мантры связаны с ясным пониманием маномая коши. Они — не просто звуки или слова силы, связанные с различными Божествами. Мантры имеют различные значения, некоторые являются йогическими мантрами, некоторые — уноверсальные, некоторые — религиозные. Мы сами создаем эти различные ассоциации с частными лицами, концепциями или верованиями, но эти мантры существовали прежде, чем мы стали способны создавать наши собственные ассоциации.
Мантры можно увидеть в любой культуре и традиции, будь то индуизм, ислам, христианство, веданта или санкхья. Согласно христианской мысли, в начале было слово и слово было Бог. Слово это мантра. Согласно упанишадам, это слово Ом. Мандукья упанишада констатирует в первой шлоке:
«Омитетатадакшарамидам Сарвам Тасьопавьяакхьяанам Бхутам Бхавадбхавишьядити Сарвамонкаара Ева» — что означает: «Слово Ом, первоначальный звук, представляет прошлое, настоящее и будущее, конечное и бесконечное». Это некоторые атрибуты звука Ом. Таким же образом, если вы посмотрите на любую традицию, вы найдете концепцию мантры уже существующей до возникновения человеческого существа на этой планете.
Мантра представляет божественную космическую силу. Слово всегда выражает смысл. Звуки всегда выражают смысл, они имеют определенную высоту тона, частоту и вибрацию. Человеческий ум понимает эти высоту, тон, частоту и вибрации не только интеллектуально, но также психически. Люди делают ошибку, стараясь ясно понять все интеллектом. Это самая большая ошибка, которую может совершить человек. Интеллект — только один компонент ума. Вообще ум имеет много компонентов и атрибутов, которые получают, фильтруют и обрабатывают информацию, полученную человеком в форме слов, в форме вибраций, в форме существующего окружения. Тиак, момент, который нужно подчеркнуть, это то, что мантра является очень мощным трансформирующим фактором.
Янтра
Янтры тоже очень мощные символы глубокого несознательного, они психические символы личности. Подобно тому, как мы можем связать образы в сознательном уме с объектами окружающего мира, янтры представляют символы и образы, присущие творению, которые являются архетипами человеческого сознания, которые представляют рост человеческого ума. Для понимания истинного смысла янтр пока сделано мало, т.к. в эту эпоху ум человеческий ограничен. Янтры это реальные символы, связывающие индивиддум с действительным сознанием. Янтры — это средства, с помощью которых вы можете испытать трансцендентальное сознание. Польза янтры в Йоге состоит в том, что она дает нам ясное понимание виджнянамая коши.
Тантра — действительно отец Йоги, но, к несчастью, она неправильно понимается в современной социальной системе и сегодняшней структуре верований. Произошла деградация наших структур верования, также как и всего остального в жизни. Мы не способны понять сущность религий или сущность философий. Мы даже не способны понять нормальные человеческие взаимоотношения. Наша структура верований вращается вокруг человеческого «я». То, во что «я» верю, является истинным, и это все. Ничто иное не принимается, что было бы реальным и универсально применимым. Если я что-либо чувствую, то только оно для меня и существует, ничто иное. Вследствие дисбаланса, дисгармонии и эгоизма, которые мы создаем сами, мы не способны взглянуть на реальность дальше ее видимости.
Это произошло с Тантрой. Многие люди сегодня думают о Тантре, как о практике, допускающей употребление вина, мяса, использующей мантры и янтры для контроля и манипулирования другими людьми. Люди связывают Тантру с магией, хорошо или плохо влияющей на ее пользователей. Однако Тантра имеет три аспекта: саттвический, раджасический и тамасический Тамасическая Тантра может быть использована для манипуляций и власти. Раджасическая Тантра связана с личным проектированием. Саттвическая Тантра единственная является инструментом преобразования человеческой ограниченности. К сожалению, сегодня в мире тамасическая Тантра принимается за Тантру вообще. Саттвическая Тантра — единственная, имеющая смысл, но не многие знают об этом.
Тем не менее, Йога — часть Тантры. Действительно, в Тантре существует система, известная как Йогачара, жизнь йогическим способом. Все практикующие Йогу, будь то Хатха Йога, Раджа Йога, Йога Патанджали, Шивананда Йога, система Йоги Сатьянанды или Айенгара, все подпадают под контроль Йогачара. С течением времени, когда уровень человеческого сознания поднимется, возможно, истинные техники Тантры снова увидят свет. Но пока вы должны совершенствовать понимание Йоги.
Ганга Даршан, 31 января 1998 г.