Сотни тысяч страждущих душ ежегодно отправляются в Гималаи искать спасение, для выполнения опыта паломничества и чтобы получить святую воду из четырех потоков: рек Ямуна в Ямунотри, Бхагиратхи в Ганготри, Мандакини в Кедарнатхе и Алакнанда в Бадринатхе. Все эти святыни расположены в округе Уттаркаши индийского штата Уттаркханд и являются главными местами паломничества Чота-чар-дхама.Нам тоже повезло, и в октябре 2012 года Свами Акилешварананда Сарасвати позволил нам сопровождать его в ятре на Чардхам.
Гималаи — самые величественные и самые высокие горные цепи в мире.Для индийцев Гималаи не просто горная цепь. Это неотъемлемая часть индийского сознания, символ вечных ценностей. Это места, где рядом удивительным образом сосуществуют божественное и материальное, где можно найти мир и покой дляума, тела и души.
Красота этих мест с незапамятных времен привлекала к себе потоки мудрецов, святых, йогови пилигримов со всего мира. Оказавшись там, мы окунулись в величие и спокойствие грозной красоты Гималаев, где Природа всем своим великолепием погружает в мир духовности, где мы испытали смирение перед этой силищей и могуществом проявленной энергии Бога — Природой.
Эти места просто изобилуют местами святости, где каждый год собираются преданные, чтобы выразить почтение Богам, невзирая на капризы природы, вопреки страданиям человеческих тел, сопротивляющихся тапасу тела и ума. Гималаи, как шутят индусы, это фабрика по производству снегов. Однако любоваться этой красотой имеют возможность только местные жители, так как начиная с середины октября до апреля все храмы Чардхама закрываются и погружаются в великое безмолвие.
Что такое паломничество?
·Паломничество это часть садханы Свами Акилешварананды, данной ему Учителем много лет назад.
·Паломничество это обязательный пункт программы любого адепта, прикоснувшегося к йоге и желающего продвигаться на этом пути.
·Для ученика великое благо прикоснуться к паломничеству Учителя, пройти этот путь рядом с ним (или хотя бы по его следам) и увидеть мир через призму его божественных глаз.
·Паломничество это тапас на пути к цели. Это экзамен на умение приспосабливаться к внешним условиям и внутренним маневрированиям ума, стремящегося избежать тапаса.
В целом паломничество это древнейшая традиция Индии, страны, которую всю целиком можно рассматривать как одно великое место паломничества. Для индуса паломничество, как и выполнение ежедневных ритуалов, подобно омовению и поклонению, является неотъемлемой частью добродетельной жизни, которое приводит к очищению ума, уничтожению грехов и, как следствие к пониманию Истины бытия.
На нашем пути в паломничестве на Чардхам мы наблюдали разнообразные способы, выбираемые паломниками, чтобы стать достойными увидеть Истину. Тапас, который при этом выбирается, зависит от разных факторов: возраста, благосостояния, привязанностей, состояния здоровья, жизненных ценностей, уровня сознания, времени и цели.
Над тропой в Кедарнатх, протяженностью 14 км, высоко в небе то и дело пролетают маленькие, словно игрушечные вертолеты. Это тоже паломничество для тех, кто предпочитает пятиминутную экзотику и острые ощущения за определенную плату. Говорят, что безумно красиво увидеть Гималаи с высоты птичьего полета. Наверное, это красиво, но не настолько, чтобы насладиться горным воздухом, буйством местной флоры и фауны, чтобы разглядеть водопады, снежные вершины, звуки и тишину божественного величия Гималаев. За пять минут не попьешь чай в придорожной кафешке, не успеешь подумать о величии гор, о ценностях жизни, ее цели и предназначении, о своей физической подготовке в конце концов. Когда болят колени и тяжело дышать, сразу вспоминаешь, что надо серьезнее заниматься этим телом.
Те, чьё тело не имело возможности подниматься самостоятельно в силу состояния здоровья или возраста ехали в плетеных корзинах или креслах в буквальном смысле верхом на плечах маленьких щуплых индусов-носильщиков. Несмотря на тяжелую ношу на плечах, улыбающиеся «лошади» выкрикивали имя своего Иштадеваты.
Кто-то шел пешком, отдыхая на всех скамейках, щедро расставленных вдоль дороги. Кто-то останавливался в придорожных отелях, чтобы отдохнуть и на следующий день вновь поутру отправиться в путь. Старички и старушки маленькими группками, с палочками и без, тоже бодренько и настойчиво поднимались к заветной цели, то и дело отдыхая и поджидая друг друга. Молодой человек совершенно налегке, в одной футболке бодрым шагом уверенно обогнал нас на 4 километре подъема, и за 2 км до Кедарнатха, мы встретили его уже спускающимся. Он спускался с той же легкостью и улыбкой, с какой и поднимался, как будто ходил за спичками в соседний магазин.
Очень многие средством передвижения выбирают лошадей. Людей, которые предлагают свою лошадь называют хорсмены. Такой хорсмен сажает тебя в седло и всю дорогу ведет лошадь вместе с тобой по тропе. Это довольно опасное развлечение, несмотря на видимую легкость. Лошади то и дело норовят пощипать травку на краю пропасти. Одно неосторожное движение и наездник может вылететь из седла, и если не в пропасть, то на каменные ступеньки с конскими испражнениями или под ноги другим наездникам. К тому же после 3-4 часовой езды в седле с непривычки и от напряжения мышцы ног так затекают, что подобное путешествие надолго оседает в памяти.
Среди паломников были и такие, которые шли босиком. Это круто — 14 км. по горной каменистой тропе босиком. Пока мы шли, глядя на них, часто вспоминались слова из фильма «Остров»: «К Богу в архирейских сапогах не дойдешь». И в лаковых туфельках тоже не продвинешься. Чем сложнее идти, тем меньше посредников на этом пути, тем быстрее приходит самосознание и понимание Истины. И обувь этому не способствует, мы проверили — последние 1,5 километра мы тоже решили идти босиком. Когда впереди цель, когда ум сконцентрирован только на её достижении, даже тело не обращает внимание на падающий снег, на замерзшие ноги, идущие по размытым горными ледяными ручьями конским какашкам. Мне было странно наблюдать всадников, спускающихся на лошадях в перчатках, шапках, куртках, в то время как на мне была тонкая рубашонка. А еще и босые ноги. Это такой кайф — не обращать внимание на тело, потому что в голове есть четкая цель и никаких отвлечений! На каждом километре подъема стояли указатели расстояния, которые только подстегивали и стимулировали: «Еще 3 км.,2км.,1км,0 километровая отметка! Ура! Как, это еще не всё? Ещё каких-то 500 метров до Храма и я увижу Его!!!» Это моё самое яркое впечатление от Чардхама.
А еще запомнилось неуловимое чувство единения всех в этом потоке людей. Что объединяло нас всех, таких разных? Думаю, что общая цель и общая вера, движение в одну сторону. Практически каждый вдохновенно кричал на тропе друг другу: «Джей Рам!», «Ом Намах Шивайя»,«Раде, Раде!», повторяя имя Божества, во имя которого он и совершал свой тапас, с такой радостью, с такой преданностью, с фантастическим упоением. Когда видишь этот энтузиазм, попадаешь в этот мощнейший эгрегор, крепнет вера в то, что Бог есть и ты к нему движешься.
И проводником на этом пути является твой Учитель. Он как неистощимый родник, самозаполняющийся и бесконечно дающий, независимо от того, как используются его дары. Разве Гангу беспокоит, что делают с её водами? Кто-то пришел напиться, кто-то умыться, кто-то принес ей последнюю рупию, цветы, молоко, масло, а кто —то сбрасывает в Гангу промышленные отходы …И она несет все, что ей даруется, как наш Свамиджи, идя по жизни легко и свободно, и позволяет нам присоединяться к нему, если мы очень сильно этого захотим.
22 марта 2017 г.