ВНЕШНЯЯ ЙОГА - ВНУТРЕННЯЯ ЙОГА
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Когда Шри Свамиджи основал Бихарскую школу Йоги, он разработал систему внешней и внутренней йоги. Внешняя йога известна как бахиранга йога, а внутренняя йога как антаранга йога.
Внешняя йога разработана, чтобы улучшить качество тела и ума, выражение чувств и поведение. Это усилие, которое человек делает над собой. Внутренняя йога это отношение, которое человек развивает, и изменение, которое производит своими мыслями и представлениями. Это изменение основано на переживании понимания и на собственной практике.
Во внешнем выражении йоги человек готовит, восстанавливает и тонко настраивает себя. После того, как все улаживается в плане внешнего выражения и достигается дисциплина тела и ума, по мере того как эмоции успокаиваются через серию постоянной практики, ум начинает испытывать новое понимание.
В соответствии с этим новым пониманием ты начинаешь жить гармоничной, мирной и созидательной жизнью. В тот момент, когда это происходит, внутреннее я становится мягким. Начинаешь испытывать радикальные изменения в своем поведении и в области чувств и осознаешь свою чистую природу в царстве духа.
Внешняя йога позволяет достичь дисциплину кош и продвигаться от физического к психическому, а затем и к духовному измерению. Шри Свами Сатьянанда дает определения этим трем бахиранга йогам: хатха-йога для тела и праны, раджа-йога для ума, и крийя-йога, чтобы пройти через различные стадии пробуждения собственного сознания, чтобы испытать, в конечном счете, просветление себя от сознания к духу.
Хатха-йога для аннамайя коши и пранамайя коши. Раджа-йога для маномайя коши, и крийя-йога для виджнанамайя и анандамайя коши. Эти три йоги составляют дисциплину, которая преобразует человеческую природу человеческой личности и человеческой идентичности. Даже если человек живет этими тремя йогами, не думая о джнани, карма или бхакти йоге, но живет этим изо дня в день, каждый день жизни, этого достаточно. Соответствующей, правильной и устойчивой практики достаточно. Практикуйте хатха-йогу, раджа-йогу и крийа-йогу, это и будет путь из точки А в точку Е, от аннамайи до анандамайи.
Однажды будет достигнут такой саньям, который проявится во всех внешних, физических, психологических и эмоциональных чертах вашей жизни, когда поведение вашего ума изменится. Тогда ваше естественное отношение к миру станет более чистым и незапятнанным. Это естественное проявление внутреннего, просветленного поведения известно как бхакти-йога, джнани-йога и карма-йога.
Поэтому человек должен идентифицировать себя с естественностью Йоги и естественностью жизни.
- 20 декабря 2013 года, Ганга Даршан, Мунгер, Индия.
УЧИТЕЛЬ, СОВЕТНИК И ВДОХНОВИТЕЛЬ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Люди придерживаются своеобразных представлений о Гуру, как о просветленной личности. Гуру — это название дано как обращение для студентов к их хозяину, к их Учителю. Однако сам Гуру является в первую очередь учеником, и всегда будет рассматривать себя так. Свами Шивананду и Свами Сатьянанду звали Гуру еще в то время, когда они были учениками. Видимо, в те времена не было обозначено четкого понимания того, что значит понятие Гуру в его изначальном смысле, и, как следствие, это понятие стало искажаться. В традиции санньясы содержание понятия Гуру рассматривается в трех смыслах: первый — как учителя, второй — как советника, и третий — как вдохновителя. Вот три значения понятия «Гуру».
УЧИТЕЛЬ
Как учитель он обучает студента предмету, теме и технике. Как учитель он создает основу понятия предмета и основной темы. Как учитель он дает «блоки» и обучает, как и что строить из этих блоков. Гуру не дает сразу готовое здание, вместо этого он дает ученику знание о том, как его построить.
Он не строитель квартир. Он не складывает из кирпичей здание, чтобы потом можно было бы просто сдать его в аренду или продать. Нет, надо построить свою собственную жизнь, свою собственную природу, свою собственную личность и характер.
Только Гуру может указать путь и понимание того, что нет других ролей. Есть только собственное ограничение человека и неумение осознать, сможет он следовать получаемым инструкциям или же не сможет.
СОВЕТНИК
Когда Гуру находится в своей второй роли, он становится советником. Ученик понимает основные концепции обучения, а учитель консультирует последовательное продвижение учащегося в садхане.
Советчик не обеспечивает решения жизненных проблем, материальных, социальных, экономических или личных. Это не роль консультанта. Он не является социальным или психологическим советником. Он является духовным наставником садханы, и ничего более.
Роль советника направлена на помощь человеческой природе и личности проявиться наилучшим образом. Тем не менее, нужно быть ответственным за свои собственные ограничения, неумения и непонимание. Каждый человек должен уметь отделять намерения и инструкции своего советника от наложения на них черт характера самого советника.
ВДОХНОВИТЕЛЬ
Третьим аспектом Гуру является вдохновитель. После того, как ученик уже имеет некоторые навыки, чтобы создать свою собственную картину и дом, Гуру становится вдохновителем, который держит ученика в постоянном устремлении, чтобы тот шел по правильному пути. Вдохновитель это не тот, кто предлагает решение всех проблем. Гуру не вмешивается в жизнь других людей; он не говорит им, что делать со своей жизнью. Гуру не имеет ничего общего ни с чьей личной жизнью. Он не указывает, как ученик должен жить в своем доме, как есть или спать. Это должно быть основано на собственном здравом смысле, рутине и на повседневной деятельности самого ученика.
РОЛЬ ГУРУ
Роль Гуру это не роль консультанта, он не предлагает взять на себя ответственность за студентов и их жизнь. Наоборот, Гуру ориентирует учеников на то, чтобы те полностью принимали на себя ответственность за свои поступки, ориентирует также на самостоятельное принятие собственных жизненных решений в позитивном ключе.
Гуру предлагает только совет, что надо научиться строить свою собственную природу, личность и сохранить нацеленность на эту работу. Понимание этой концепции должно сопровождать ученика в каждый момент жизненной активности, без этого не может существовать ни одна духовная дисциплина, не может развиваться также ни одна грань сознания.
Гуру это человек, который всегда объективен и отрешен от всего остального. Его роль заключается в расширении осознанной ответственности человека за собственное «я» — с мудростью и ясностью. Задачей Гуру является также раскрыть для ученика возможность следования по пути своей дхармы и направлять его на это при условии, что ученик готов идти по этому пути.
Гуру может дать правильные инструменты и указать, в каком направлении ученику следует двигаться, а как использовать эти инструменты, зависит от каждого. Так же, как нож может быть использован во вред, в иной ситуации он может сохранить кому-то жизнь. Человек, который использует инструмент, будет сам решать, как правильно его применить.
- 21 декабря 2013 года, Ганга Даршан, Мунгер, Индия
Если вы сделали ошибку, встретьтесь с ней лицом к лицу хладнокровно.
Если вы сделали что-то правильно, встретьте это уверенно
- Свами Сатьянанда Сарасвати
МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Уважаемые Свамиджи, люди ашрама, иностранные гости, последователи Свамиджи, леди и джентльмены.
Я очень рада сегодня, что имею прекрасную возможность сказать несколько слов Свамиджи. Я нахожусь здесь со своим отцом, сестрами и братьями, но чувствую, что сейчас я нахожусь здесь со своей полной, настоящей семьей. Мой отец и моя семья уже долгое время связаны со Свамиджи. Наши давние устоявшиеся отношения основаны на человечности, любви и великодушии. С этими чувствами наши отношения достигли таких высот, которые на самом деле невозможно себе представить. Субхан Аллах, с самого начала до настоящего времени не было никаких разногласий, ничто не разрушило, не разделило наших отношений.
И Инша Аллах, этого никогда не случится. В настоящее время то, что я, мои сестры и братья сохранили свое положение и свои должности, случилось только благодаря благословениям Свамиджи. Чтобы сказать, что я имею в виду, воспользуюсь такой картиной: я стою на земле, и тень надо мной — это не крыша, а Свамиджи. Смелость, стремление и возможность стоять на земле и делать жизнь лучше — это всё возможно для нас благодаря Свамиджи.
Я хочу поведать о самом ужасном событии для меня и моей семьи, которое случилось 23 сентября 2012 г. В этот день несколько плохих людей из нашей общины сделали так, чтобы мы оказались в ужасном положении без всякого основания и объяснения. Это ужасное событие было совершено этими людьми только по причине зависти. Этот день был очень тревожным для нас, но ночь была намного тревожнее. Очень напряженным в ту ночь был и Свамиджи, он беспокоился о нас больше, чем наши кровные родственники. Ночью он не спал, пока не почувствовал уверенность, что мы легли спать с облегчением. Это особенно трогательный момент, который мы не забудем, пока живы. Когда мы вспоминаем об этом, в глазах появляются слезы и сердца молятся Аллаху, умоляя Его дать всем людям этого мира возможность встретить такого человека, чтобы они смогли реализовать свое предназначение в мире.
Если кто-нибудь и дал нам любовь матери, заботу отца, признание общества — это только один-единственный, самый честный человек, Свами Ниранджанананда. Мы очень ему благодарны, мы счастливы еще и за то, что когда добрались до Рикхии, мы получили такую же любовь, заботу и гостеприимство также и от Bade Swamiji. Она также сильно любит нас. Я надеюсь, Инша Аллах, что и в будущем наши спокойные отношения будут самым запоминающимся примером не только для Бихара в Индии, но и для всего мира.
Сейчас я прошу прощения у Свамиджи и у всех вас за некоторые ошибки в моей речи. И, пожалуйста, благословите меня на то, чтобы я научилась говорить и писать такие вещи более красиво и складно, что также будет полезно и для моей будущей карьеры. Так, чтобы я могла освещать имя Свамиджи, моего отца, моей семьи, а также и ваше. И благодарю Свамиджи и всех вас за то, что вы подарили мне ваше драгоценное время.
- Рабия Сиеда (15лет), 11 декабря 2014 года, Ганга Даршан
ОТРАЖЕНИЕ ГУРУ-БХАКТИ
Из «Гуру-Бхакти Йога» Свами Шивананды Сарасвати
Трансформация сознания ученика через влияние Гуру это процесс и субъективный, и объективный. Разум является объективным напряжением в универсальном сознании, а также рябью в нем. Гуру является таким же напряжением сознания, отличающимся только степенью тонкости и расширением этого состояния. Каждое состояние, которое выше, тоньше и шире, является более мощным и всеобъемлющим, чем то, что ниже.
Гуру есть Брахманишта, который укоренен в Бесконечной Истинe. Ум Гуру, будучи очень близок абсолютному состоянию неизменного Бытия, обладает безграничными возможностями, находящимися за пределами воображения. Инициирование ученика Гуру представляет собой процесс, когда Гуру вливает эту сверхъестественную силу духовного сознания в ум ученика, находящийся в более грубом состоянии, и она приводит к рассеянию тьмы и просветлению ума ученика. Время этого процесса зависит от духовного просвещения ученика и прямо пропорционально степени его восприимчивости и силе сознания Гуру. Нет такого действия или события, которое может являться только субъективным или полностью объективным.
Истина находится между ними. Усилия и милость — это субъективные и объективные силы, которые работают одновременно, в зависимости друг от друга. Внешнее и внутреннее — это две взаимодополняющие грани одного целого. Не будет успеха, когда есть лишь только глаза, или когда есть всего лишь внешний светящийся объект. Только связь двух сил сможет воспринять свет. Если бы только субъективность была Истиной, весь мир бы исчез, когда первый человек достиг бы самореализации. Если бы только объективность была Истиной, ни один человек не мог бы достичь освобождения, пока вся Вселенная не была бы вознесена к сознанию безусловного Абсолюта. Ничто из этого не является полной Истиной.
Субъект и объект имеют равное значение в преобразовании индивидуума. Одно является копией другого. Мир это материализация коллективной совокупности мыслей всех существ, составляющих его, и, следовательно, растворение ума одного существа среди них образует перестановку мыслей у других. Поддержка мира отныне является работой для всех.
Таким образом, все эти происходящие события происходят через смешивание вместе как внутреннего, так и внешнего, как субъективных, так и объективных сил Чистого Бытия. Неограниченное сознание Гуру вторгается в темный ум ученика, который способен нести его через силу Истины и чистоты, и который вскоре очистит свой разум от раджаса и тамаса. Помощь, которую получают от Гуру, не может быть оценена способностью думать, но для Гуру это то же самое, что и само существование.
СТАТЬ ПРОВОДНИКОМ
Свами Сатьянанда Сарасвати
Если в вашей комнате есть электрическая розетка, вы можете взять нейлоновую веревку и соединить ее концы с положительным и отрицательным полюсами, а затем протянуть ее к себе в комнату и соединить с лампой. Включите лампу и что же произойдет? Ничего. Поэтому вы пойдете к электрику и скажете ему: «Электричества нет, что-то не так с розеткой, что-то не так со счетчиком, что-то не так с трансформатором, ведь я соединил всё правильно».
Электрик приходит и говорит: «Где вы видите связь? Это неправильно. Нейлон не является проводником электричества. Используйте медный провод».
Поэтому вам остается купить медный провод, соединить с главным выключателем положительный и отрицательный полюса розетки, включить лампу и тогда она загорится. Вот так же все должно происходить и между Гуру и учеником.
ПЕРЕСТАТЬ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ
Между ними должна быть достигнута определенная форма состояния каждого из них. Если ученик сопротивляется, если он полон сомнений и опасений, боится своего Гуру, он не может стать проводником и нет смысла в этом случае говорить: «Мой Гуру не работает через меня». Между двумя индивидуумами есть связь. В обычной жизни это эмоциональная связь. Эта эмоция может быть сублимирована, а затем она становится верой и преданностью. Это преданность, невидимая связь между Гуру и учеником.
Это правда, что Гуру должен быть электростанцией, но ученик должен быть хорошим проводником. Чтобы быть хорошим проводником, ученик должен сложить своё оружие сопротивления. Он должен сделать себя пустым, только тогда из этой флейты польется музыка. Это то, что должен сделать ученик. Это искусство опустошения себя. Я не говорю, что ученик должен стать подобен идиоту. Ученик сохраняет и удерживает под контролем ум, свою личность, собственное эго и индивидуальность. Тем не менее, самым важным является то, насколько он и Гуру способны быть связаны, когда ученик пуст и восприимчив, ведь только тогда ученик выступает в качестве канала для всей силы Гуру.
ПОСТОЯННАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Слово, обозначающее ученика — «шишья»; это означает, что он является проводником. Для того, чтобы быть идеальным каналом для передачи силы Гуру, в дополнение к медитации ученику необходимо стать единым с ним в духовном плане. Трудно объяснить, как человеку подняться на этот духовный план. Но понять это придется. Как мать чувствует единство со своим ребенком? Как друг чувствует близость с другом? Именно это и следует осознать.
Для создания единства с Гуру в сферу этой осознанности необходимо прорваться. Всё время мать осознает своего сына. Осознание сына — это главное в её уме. Если кто-то потерял своего самого дорогого друга, каково в это время состояние его осознанности? Это называется полной осознанностью. Осознанность всегда присутствует в таком уме. Осознанность это постоянство. Постоянство и постоянная осознанность — это самое важное в отношениях между Гуру и учеником.
Это может произойти только в том случае, если есть преданность. Если нет преданности, не может быть постоянства и постоянной осознанности. Это можно уподобить скряге, который всегда думает о деньгах, или охваченному страстью мужчине, который всегда думает о женщине. Подобно этому, осознание Гуру тоже должно быть постоянным.
К СВЕТУ
Таким образом, главное качество это преданность. Вы не привязаны к телу Гуру, к его знаниям и месту в обществе или к его мирским качествам. Сейчас вы всё еще привязаны к нему. Вы не знаете, что такое преданность; и только когда обнаружите ее в себе, поймете, что это такое. Я привязан к какому-то объекту и у меня к нему страсть. Это состояние я могу объяснить, но в случае с Гуру вы не знаете, почему испытываете его.
Вы не привязаны к телу Гулу, к его деньгам, мудрости, но по-прежнему осознаете его. Это одно из объяснений преданности.
Когда преданность достигает пределов ума, она поглощает все формы мышления. В таком состоянии не на что отвлекаться, ученик забывает о себе, и именно в это время он может увидеть свет. Он сможет увидеть, что никакой тьмы нет. Этот опыт является своего рода внутренним блаженством. Таким образом, ученик должен в первую очередь развивать преданность.
- 2 сентября 1980 года, Чамаранд, Франция
ГДЕ НУЖЕН ГУРУ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Должно быть четко понято, что есть два аспекта Йоги: Йога как практика и Йога как образ жизни. Йога как практика ограничивается такими методами, как асаны, пранаямы, мудры, бандхи, шаткармы, методы раджа-йоги и крийя-йоги. Эту практическую сторону Йоги вы можете использовать независимо от того, где вы находитесь: дома, во время путешествия, в пятизвездочном отеле или в уединении, в джунглях или в ашраме. Эту группу практик может выполнять кто угодно, где угодно, в любое время, в любых целях и по любой причине.
Для практики Йоги вам не нужен Гуру. Вам нужен компетентный преподаватель, который может научить вас, как практиковать Йогу как крийю, пранаяму, нидру, медитацию, раджа-йогу. Такой преподаватель научит вас практике Йоги чисто на учебной основе. Вам не нужен Гуру, чтобы освоить паванамуктасану, сурья намаскар, йога нидру, антар моуну и джапу. Вам нужен просто преподаватель, знакомый с предметом.
ЦАРСТВО ЯМЫ И НИЯМЫ
Это аспект йогической жизни. Пройдя через практику Йоги, если вы склонны идти по духовному пути и принести качественное и позитивное преобразование в ваш образ жизни, в ваш ум, поведение и мысли, то Гуру вам необходим. Когда вы захотите преобразовать свою личность, только в это время появится ваш Гуру, не раньше.
Пока Йога применяется на уровне практик, на Гуру можно поставить крест, он не нужен. Тем не менее, если вы хотите изменить свою жизнь, поведение, отношение и характер, Гуру необходим, и это является частью образа жизни. Яма и нияма принадлежат к царству Гуру, не к царству простого преподавателя. Вы практиковали Йогу здесь, в Ганга Даршане, вы занимаетесь Йогой и в других центрах. Обучал ли кто-нибудь вас яме и нияме с первого дня? Могут ли рассказать вам о них, пока вы заняты практиками? Необходимо ли практиковать яму и нияму, в то время как вы осваиваетесь на стадии Йоги как практики?
Яма и нияма не могут быть осуществлены до тех пор, пока Йога остается практикой, когда Йога является практикой — нет самосознания. Существует только осознанная необходимость, требования тела, ума, чувств и эмоций. Сегодня многие люди получают сертификат инструктора Йоги. Они преподаватели, но не Гуру. Они будут учить, как практиковать паванамуктасану, йога нидру, концентрацию, но, тем не менее, они не будут Гуру ни для кого. Они могут развиваться у компетентных преподавателей на курсах, но они никогда не смогут стать Гуру, так как нет направленности на духовность.
К ДУХОВНОМУ СОЗНАНИЮ
В практиках Йоги вы имеете дело с вритти вашего ума, тогда как в духовной жизни вы не имеете дело с вритти ума. В тот момент, когда вы осознаете ваше духовное я, ваши духовные нужды, ваши духовные потребности, вашу духовную личность, грубые вритти должны отпасть, отшелушиться. Появятся новые вритти, Брахма вритти, которые являются духовными. Грубые вритти дают вам боль и удовольствие; они связывают вас с вашими чувствами, чувственными объектами и с миром. Когда есть грубые вритти, такие как чувства, ум, чувствительность и эмоции, связанные с миром, с вашими потребностями, эго и желаниями — как вы сможете раскрыть для себя состояние мира, баланса и гармонии? Не получится.
В практиках аспектов хатха-йоги вы практикуете асаны, пранаяму и мудры, чтобы привести в порядок своё тело. Чтобы узнать, как расслабиться, снять стресс, сконцентрироваться, сосредоточиться и медитировать, вы используете в качестве инструментов мантры и янтры. Через эти практики ум умиротворяется, а грубые вритти теряют свою силу и интенсивность. После этого начинают развиваться духовные вритти.
Шри Свами Сатьянанда сказал: «Развивать духовное сознание — это судьба каждого человека, это не Бого-реализация. Насколько вы разовьете его, зависит от вас».
СМОТРИТЕ НА РОЗУ, А НЕ НА ШИПЫ
Яма и нияма это не часть базовой подготовки и обучения Йоге. Люди могут говорить о них как о теории, но никогда как о практике. Практиковать яму и нияму невозможно, потому что неизбежны отклонения и ум не приспособлен для удержания направления. Если и есть причина неудачи на пути, то это ум. Такова реальность жизни. Позитивность, негативность, симпатии и антипатии свирепствуют, хотя люди знают, что этого не должно происходить. Почему люди сердятся на что-то, хотя знают, что не должны сердиться? Почему они реагируют на кого-то, хотя сами знают, что это их не касается? Почему они становятся негативными, когда они знают, что стоят на духовном пути и что им следует сохранять оптимизм, позитивный настрой и быть счастливыми?
Люди предпочитают лучше провести 12 или даже все 24 часа с хмурым лицом, только бы не смотреть на самих себя. Если позволить настроению начать понижаться, то через неделю оно упадет совсем, и они не захотят даже видеть человека, который до этого просто не нравился. Таким образом, здесь появятся и укоренятся ненависть и гнев. Где тут садхана? Здесь не было предпринято никаких усилий проявить свой оптимизм, счастье, творчество и радость.
Люди должны иметь мудрость, напор и движущую силу, чтобы соединиться с красотой, которую можно встретить в жизни, а не с теми шипами, об которые время от времени можно уколоться. Куст розы покрыт шипами, но когда на нем есть хотя бы один цветок, то этот цветок более привлекателен, чем все шипы на стебле. Роза настолько красива, что люди согласны даже порезаться или уколоться об шипы, чтобы полюбоваться этой красотой.
ПОНЯТЬ РАЗНИЦУ
В Йоге как практике вы озабочены методами и тем, на что они направляют фокус своего внимания. В Йоге как в образе жизни, вы обеспокоены личностью, и вам следует сосредоточиться на этом. В практике вам не нужен Гуру, вы должны иметь компетентного учителя. Но в образе жизни вам не поможет компетентный учитель, вам необходим Гуру. В практике вы не должны практиковать яму и нияму, но когда дело доходит до изменения образа жизни, яма и нияма должны стать основой, устойчивыми камнями, чтобы произвести внутренние изменения.
Есть люди, которые практикуют Йогу в течение многих десятилетий, но так и не переходят к духовной части. Это совершенно нормально. Есть люди, которые никогда не будут практиковать физические аспекты, и те, кто просто хочет перейти к духовной части. Это также хорошо. Тем не менее, разница должна быть понятна каждому из них.
Если эта логика и разница понята, тогда путаница в отношении к Йоге, где учиться, у кого учиться, кому учиться, исчезнет. Правильный ли Гуру этот человек? Правильный ли учитель этот человек? Это путаница может быть удалена только правильным пониманием Йоги, как практики и как образа жизни.
- Сатсанг, данный студентам на месячном курсе Йоги для инструкторов, 29 марта 2015 года, Ганга Даршан
СОЕДИНЕНИЕ С ГУРУ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Ученик не способен до конца установить внутренний контакт или связь с Гуру. Если вы думаете, что Гуру произносит что-то в вашем уме, то вы заблуждаетесь. Какие отношения у вас с Гуру? Сдали ли вы себя? Следуете ли вы его учению на сто процентов?
Вы связаны только с Гуру, поэтому он может спасти вас в то время, когда вы тонете. Здесь нет истинного отношения, если Гуру нужен вам только для того, чтобы удалять стрессы и трудности из вашей жизни. Когда эти расстройства и трудности уйдут, вы поклонитесь Гуру и отправитесь своим путем, куда и шли до этого.
ВЕРА И СДАЧА
Связаны ли полностью с энергией Гуру люди, которые принимают мантра-дикшу и другие формы дикши? Нет, практикуя мантра-дикшу, они только закрывают свои глаза и при этом думают о своих проблемах. Потом они начинают верить, что их слова и мысли достигли Гуру, и их собственный ответ является ответом Гуру. Многие люди спрашивают меня, как общаться с Гуру. Я четко говорю, что сознание человека недостаточно чувствительно, чтобы достичь внутреннего контакта и установить связь с Гуру.
Даже став саньясином, ученик не способен установить внутреннего диалога с Гуру, хотя он живет рядом с ним и практикует садхану под его руководством. Причина в том, что человек, которого вы называете вашим Гуру, это суть Всевышнего Бытия, парамтаттва. Чтобы соединиться с парамтаттвой, нужна шраддха, вера.
Вам нужна полная сдача, так чтобы Гуру стал для вас всем. Если у вас будет достаточно веры, вы сможете исполнять все команды вашего Гуру. Если вы сдались полностью и эта сдача для вас самое главное в жизни, то связь с Гуру будет навсегда. Когда вы соединитесь с Гуру, между вами уже не будет разницы.
К СОЕДИНЕНИЮ
В жизни ученика есть три стадии. После того, как у Ханумана спросили: «Что за отношения у вас со Шри Рамой?» Хануман ответил: «Если вы видите меня в качестве моего тела, то я его слуга. Быть слугой — мой долг, моя работа и моя дхарма. Если Шри Рама велит переехать на Ланку, я поеду туда. Если Шри Рама скажет подмести дворец, я сделаю это. Если Шри Рама скажет мне, чтобы я приготовил еду, я буду готовить. Таким образом, физически я его слуга, и поэтому мы связаны друг с другом на физическом уровне. Тем не менее, если вы увидите нас на ментальном уровне, то увидите бхаву, чувство дружбы, а если вы посмотрите на нас на уровне души, то мы окажемся едины».
Когда ученик сможет увидеть Гуру в себе, может быть установлено прямое соединение. До тех пор, пока ученик видит своего Гуру как средство для удовлетворения своих собственных амбиций, высоких стремлений и желаний, то в его жизни нет и не будет никакого отражения Гуру. Независимо от того, что ученик думает, это его собственные иллюзии. Отношения между Гуру и учеником чисты, и в этих отношениях нет места для ахамкары, эгоцентричности и желания.
Когда появляется атмабхава, то Гуру и ученик становятся одним целым. До этого момента вы могли установить связь с Гуру или отношения с ним на основании веры и собственной сдачи. В конечном счёте, появляются атмабхава и дэвабхава, видение себя и видение Божественности в Гуру, где всё достигает кульминации в одном, и нет ничего больше. Это стадия адвайты.
- 18 сентября 2014 года, стадион Тьягарадж Спортс, Дели, Индия
ПРОБУЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ГУРУ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Многие люди говорят о внутреннем Гуру. Это правильная идея. Внутренний Гуру — это осознанность. Когда люди говорят: «О, мы не нуждаемся в Гуру; у каждого из нас есть свой внутренний Гуру», я отвечаю: «Тогда вам не нужны жена или муж; они также находятся внутри. Они — внутренняя жена и внутренний муж».
Откуда исходит представление о том, что внутреннего Гуру достаточно? Почему вы не можете сказать: «Есть внутренний муж, так что мне не нужно выходить замуж. Есть внутренняя жена, так что мне не нужно жениться».
Люди, которые думают так, отвергают идею внешнего Гуру и дисциплину внешнего Гуру. Вас будет дисциплинировать внешний Гуру, а не внутренний. Именно внешний Гуру говорит вам: «Сиди час без движения и занимайся практикой». Ваш внутренний Гуру не даст вам такого указания; вместо этого вы заставите своего внутреннего Гуру следовать вашим умственным прихотям.
ОТРЕКШИЕСЯ И ДОМОХОЗЯЕВА
Потребность в Гуру так же сильна, как и потребность в постели, еде, ду́ше, детях, счастье, благосостоянии, жене и муже. Однако после отречения наступает время, когда можно отождествиться с Гуру иным способом. После ухода этого внешнего Гуру его сила пробуждается внутри и становится внутренним Гуру.
Для Свами Сатьянанды Свами Шивананда всегда был жив и всегда был с ним; они могли разговаривать. Мой Гуру всегда жив. Если я захочу, я могу поговорить с ним. Если он хочет, он может поговорить со мной. Это не моё умственное воображение, ибо эта связь находится за пределами ума. Здесь нет путаницы, моё творчество говорит о чем-то или это говорит мой Гуру. В вашем уме может быть замешательство: «Это говорит мой ум или мой Гуру?»
Для домохозяев идея внутреннего Гуру не может быть применима. Для них это ошибочная концепция. Концепция внутреннего Гуру применима лишь к отрекшимся, которые развили духовную связь со своим Гуру. Домохозяева не создали никакой духовной связи со своим Гуру, как же они могут надеяться на внутреннего Гуру?
Если вы хотите надеть новую одежду, вы должны снять старую. Вы не надеваете новую одежду поверх старой. Почему бы не применить общие жизненные принципы в отношении Гуру и ученика? Почему вы думаете, что здесь должен быть другой подход? Это то, в чем все делают ошибку.
Гуру тоже человек и тоже ученик. Он может быть вашим Гуру, оставаясь при этом учеником. Гуру тоже должны исполнять эту дхарму. Для домохозяев, живущих в обществе, внутренний Гуру не имеет никакого смысла; это только интеллектуальная гимнастика, ведущая в никуда.
ВЕРА И ДОВЕРИЕ
Жизнь — это сундук, где есть всё, не только страдания, но также и множество прекрасного. Жизнь полна возможностей. Люди находятся в ловушке непосредственного видения. Они видят двери возможностей закрытыми и не хотят искать других дверей, которые могут оказаться открыты.
С момента сотворения люди жили точно так же. Ваши предки сталкивались с теми же проблемами, с ними же столкнутся и будущие поколения. Вы не должны думать о жизни, как о страдании, вместо этого соединитесь с красотой, которую жизнь предложила каждому, чтобы быть счастливым. У вас есть проблеск красоты, который жизнь преподносит, когда вы прикасаетесь к связи с Гуру.
Bhavaaneeshankarau vande shraddhaavishwaasroopinau;
Yaabhyaam vinaa na pashyanti siddhaah svaantasthameeshvaram.
Я склоняюсь перед Парвати и Шивой,
Которые являются воплощениями веры и доверия.
Без них адепт не может ощутить Бога,
Несмотря на то, что Он пребывает одинаково во всём.
Это начальная шлока Рамачаритаманаса. Она гласит, что без качеств веры и доверия даже сиддхи не могут почувствовать Божественность внутри себя. Вера и доверие — это качества ума. Доверие означает знание того, что данный человек поведет меня в верном направлении. Вера означает, что путешествие, в которое я пустился, приведёт меня к месту моего назначения.
Это не религиозные качества или религиозное поведение, а скорее сила и качества ума. У вас есть интеллектуальные способности, точно так же вера и доверие — способности ума. Развитие этих двух качеств помогает построить мост и создать связь с вашим Гуру.
Шри Свамиджи отослал меня в возрасте 11 лет, а вернулся я в 23 года. 12 лет я не видел моего Гуру. В то время не было мобильных телефонов, письма шли по три месяца. Сделать телефонный звонок было подобно усилию Геракла: набор международного номера, быстрый отзыв, международный вызов, потом записать номер, послать запросы. Письмо из Индии шло в Англию, из Англии в Америку, из Америки в Южную Америку. Это занимало 3 месяца.
Как удалось мне выжить в те времена отсутствия связи и в полной изоляции? Вера и доверие сохранили мою связь. Он — мой Гуру, я — его чела. Для меня нет ничего другого в моей жизни.
- 10 апреля 2014 года, Ворли, Мумбаи, Индия
КАК Я ВСТРЕТИЛ СВОЕГО ГУРУ
Однажды утром, читая свою ежедневную газету, я наткнулся на объявление, что Бихарская Школа Йоги будет проводить программу со Свами Ниранджананандой 25, 26 и 27 июля 2014 года в Свабхуми, Солт-Лейк. Это был первый звоночек! Та ли это школа, где я и моя дочка проходили краткий йога-курс совместно со спортивным представительством Индии (СПИ) на том же стадионе шестнадцать лет назад, в 1999 году? Я порылся в моих папках, где храню сертификаты — конечно же, это была Бихарская Школа Йоги. Этот курс стал для меня в то время полезным опытом, и методы, которые преподавались учителями, оставили глубокое впечатление.
В те времена я купил книгу «Асана Пранаяма Мудра Бандха», написанную Свами Сатьянандой Сарасвати, с иллюстрациями. Любой вопрос о Йоге, о правильных положениях — вам стоило только задать этот вопрос, и ответ непременно находился. Я ответил себе на множество вопросов по Йоге, консультируясь с этой книгой, которая стала для меня Библией, а все ответы в ней были доступными и правильными.
ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
С этим моим предыдущим опытом в уме я из любопытства решил принять участие в программе 25, 26 и 27 июля 2014 г. в Свабхуми, Солт-Лейк. Свабхуми — прекрасное место. Нам было назначено собираться каждое утро в 5:45 и каждый вечер в 6.00. Мне очень хотелось увидеть Свами Ниранджанананду. Вечером все гости и участники, собравшиеся в зале, затаили дыхание, и появился Свамиджи, одетый в геру. Величественный, царственный, обладающий чувством собственного достоинства, он выглядел как принц из эпоса. Мое воображение напомнило мне о Господе Вишну.
Я просто благоговел, и, когда он начал свою речь, я осознал, что он великолепный оратор. Его английский — безупречен, с чистой дикцией и великолепным произношением для иностранца. Хотя, честно говоря, кое-что из того, что он говорил, превосходило мое понимание, пролетало выше моей головы, и было недоступно мне. Но, между тем, он шутил, рассказывал анекдоты и притчи, которыми я наслаждался, понимая, что он, несомненно, имел талант рассказчика.
Самое сильное впечатление из всего его облика на меня произвели его глубокие глаза, которые, казалось, смотрели на каждого присутствующего в зале. В промежутках он мог, обращаясь к некоему престарелому преданному, расспрашивать его подробно о каких-то деталях, о каких-то обстоятельствах или справлялся о его благополучии в самой непосредственной, доверительной, неформальной манере. Создавалась обстановка, которая, как мне казалось, не была подходящей для Свамиджи, обладающего такими высокими знаниями, положением, имеющего всемирное признание и королевское достоинство.
Да! И тут я почувствовал сильное чувство причастности; он был доступен, прост, но обладал исходящим от него динамизмом и магнетизмом.
В ИТОГЕ, НАКОНЕЦ - ДИКША
Наконец, на следующей день было объявлено, что те, кто заинтересован в получении посвящения от Свамиджи, должен заполнить бланк и быть готовым к церемонии в воскресение, 27 июля утром. Я был в восторге! Это ожидание я не могу облечь в слова. В конце концов, в возрасте 65-ти лет я нашел своего Гуру. Среди индусов говорится так: «Не ты выбираешь своего Гуру, это предопределено, и это твой Гуру выбирает тебя». Я действительно не знаю, насколько это правда или просто так сошлось, но эта великая мысль делала меня счастливее.
Те, кто собирался принять дикшу, сидели на земле в сукхасане. Нас рассадили на некотором расстоянии друг от друга, перед каждым лежала белая накидка, ее позже надели на нас. Вся церемония инициации в дикшу была очень торжественной. В конце концов, нам предложили закрыть глаза и медитировать. Как я узнал позже, Свамиджи надел каждому на шею рудракшу (джапа-малу) и положил рядом с нами буклет, где были написаны наша мантра-дикша и дата инициации. В буклете были фотографии Учителя Свамиджи, Парамахамсы Сатьянанды, и его Гуру, Свами Шивананды Сарасвати, а также наша мантра-садхана.
Я уже имел некоторый опыт контактов с другими организациями, где нам предлагали сделать финансовое вложение или пожертвовать что-либо для этой организации, но здесь, к моему огромному удивлению, нам дарили подарки в форме прасада каждый день, вечером. Это было новым открытием для меня; это была организация, которая очень отличалась от других, уже известных мне. Это самый запоминающийся момент в моей жизни — обретение моего Гуру.
PS: Восемь месяцев спустя после этой неожиданной встречи я приехал в Ганга Даршан. И там я испытал тот же трепет от ожидания и воодушевление, как и здесь, в Колкате.
- Джигнасу Каликрипа, Колката
СНАЧАЛА ЗАСЛУЖИТЕ, ПОТОМ ЖЕЛАЙТЕ
Из автобиографии Свами Шивананды Сарасвати
Найти Гуру, который сможет искренне заботиться об интересах своих учеников, является сложной задачей в мире. Это чистая правда. Но найти учеников, которые будут действовать искренне в соответствии с наставлениями своего Гуру, тоже очень сложная задача. Таких высокомерных, непослушных и своевольных учеников, как в сегодняшние дни, ни один высокопродвинутый на духовном пути человек не пожелает принять для обучения. Они приносят Гуру только неприятности. Они не хотят выполнять указания Гуру. Они уже через несколько дней сами становятся Гуру.
Эта проблема Гуру и учеников действительно смущает. Если вы не можете найти первоклассного Гуру, по крайней мере, попытайтесь найти того, кто двигался по этому пути в течение нескольких лет, кто сострадателен и бескорыстен, и кто проявит особый интерес к вашему благополучию и прогрессу. Реализованные души не редкость. Людям невежественным, имеющим мирской ум, нелегко узнать их. Только немногие, сами имеющие чистые души, хорошие качества и добродетели, будут способны понимать реализованные души. Они и в одиночку способны приносить пользу своему окружению.
Нет смысла метаться по свету то туда, то сюда, чтобы искать реализованных людей. Даже если сам Господь Кришна окажется рядом с вами, он ничего не сможет сделать для вас, если вы не примете Его, чтобы служить Ему. Служить Богу и богатству одновременно невозможно. Вам придется пожертвовать либо одним, либо другим. Вы не можете иметь одновременно и свет, и темноту. Если вы хотите насладиться духовным блаженством, вам придется отказаться от чувственных удовольствий.
Даже если один из моих учеников поднимет голову из трясины сансары, то я уже оправдал свое существование. Самое великое благо, которое я смогу принести человечеству — это подготовка и формирование претендентов. Каждый студент, когда он очищен и поднят над миром обыденности, становится центром духовности. Он привлечет к себе через свою магнетическую ауру тысячи детских душ для духовной трансформации и регенерации.
Студентам, которые живут в миру и имеют обязанности, не нужно ждать Гуру. Они должны выбрать своего собственного Ишта Девату, подходящую для себя мантру и выполнять садхану и джапу. Тем не менее, лучше все-таки получить мантру от Гуру, т.к. такая мантра имеет мистическое влияние. В надлежащее время Гуру придет к ним.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ КЁТЧ
Капли дождя посылают благословения -
Благословения Парамахамсаджи -
Где бы Парамахамсаджи не прошел,
Везде пойдет дождь из благоприятных благословений.
Приближались август и сентябрь. Мы уже практически подошли ко дню рождения Свами Шивананды и ко дню саньясы Парамахамсаджи, и были готовы получить благодать Гуру.
Это было 6 сентября 2011 года. Казалось, что в этот день рассвет никогда не наступит. Темные черные тучи заполнили небо, и начался сильный дождь. Облака взрывались проливным и очень сильным дождем, часы проходили, и было непохоже, что это скоро закончится. Вода скатывалась с холма на защитные дамбы и образовывала ручьи. Текущая вода, разливаясь, смывала все, что попадалось ей на пути. Вода текла в сторону озера в городе.
Мы стояли в Махате, в здании напротив холма, мы видели только воду, которая тяжело лилась с неба. Тяжелый поток воды с холма обрушивался прямо на нашу землю. Но до того, как вода достигла грунта, всего в нескольких метрах, поток внезапно поделился на две части и потек в обе стороны друг от друга.
Что это было, что поделило и отвело воду? Мы наблюдали за потоком воды, который разделился и тек дальше. Ощущались только покой и беспечность, и в этом состоянии прошли часы. Это был 6-е, день Махасамадхи Парамахамсаджи, и его энергия защитила эту землю. В конце концов, как может элемент воды нанести хоть какой-то вред этому благословенному краю, земле энергии Парамахамсаджи?
Только ближе к вечеру дождь прекратился. Вода, которая текла по обеим сторонам от нас, размыла почву, образовав траншеи.
Пришли новости о том, что дороги были повреждены, мосты оказались разрушены, некоторые автомобили утонули, а озеро было переполнено выше критического уровня. Вода заполнила первые этажи большинства домов в городе.
Невероятно, но на земле ашрама даже ни одно растение не пострадало от воды. Это было благословение Парамахамсаджи и та энергия, которая разделила и отвела в стороны воду, защитив эту землю. Когда Свамиджи выбирал этот участок из многих других, он назвал эту частичку земли «говмуки» — полная духовных вибраций. Для неспециалиста это была лишь пустошь, покрытая колючим кустарником. Сегодня понятно, что именно видел Свамиджи задолго до этого: любой садхака, которому случится попасть на эту землю, будет очарован ее энергией.
- Саньяси Преммани, Шивананда Балакашрам, Кётч, Гуджарат
ВЛИЯНИЕ МАНТРЫ
Свами Сатьянанда Сарасвати
Мантра — это комбинация варны и акшары. «Варна» означает «цвет», «a» — означает «не», «кшара» означает «разрушение».Акшара означает нерушимость, и каждая акшара имеет варну. Варна не означает алфавит.
Такая акшара, такие письмена имеют цвет, частоту и особенный элемент, который, как божество, им руководит. Они имеют форму и это очень важно. Вы можете этого не понимать, но я знаю, я даю мантру, чтобы посвятить в это знание неумелого. Если я сказал вам повторять «Ом Намах Шивайа», вы не сможете отвлечься далеко, потому что ваши определенные мысли сосредоточены только на «Ом Намах Шивайа». У вас есть база, это могут быть хинди, английский, гуджарати или урду. Но мыслить вы можете только на этой базе. Вы не сможете вообразить «Ом Намах Шивайа», как чистый звук, потому что есть препятствие, которое вы сами создали себе.
А вот неграмотный человек находится в других условиях. Ему не известна форма для звука «Ом». Мне известна, а ему нет. Для него этот звук имеет такую же форму, как и любой другой звук. Даже музыканты этого не знают. Вы не можете игнорировать ту форму звука, которую сами однажды ему дали.
Каждый звук имеет форму, он имеет частоту, цвет и длительность. Когда вы практикуете написание букв мантры, вы практикуетесь лишь в нескольких слогах, таких как Аим, Хрим, Крим. Но когда вы складываете несколько таких комбинаций вместе, эффект происходит от контакта этих звуков.
Аум — имеет 3 звука, Намах Шивайа — 5 звуков, Рама — 2 звука. Некоторые мантры имеют 5, некоторые 7, 8 или 9 звуков. Они скомбинированы вместе и эффект происходит на основе этой комбинации.
ОКЕАН СОЗНАНИЯ
Когда вы практикуете мантру, происходит такой же эффект, как если бы вы взяли камешек и бросили его в воду тихого пруда. Вы увидите, что рябь пойдет кругами. А если вы возьмете 4 камушка и бросите, что произойдет? А если вы возьмете глыбу вместо маленьких камешков, то она образует большие волны.
В таком же смысле и ваш ум — это океан. Это океан сознания. Если вы бросите звук Ом в эту осознанность, он немедленно образует вибрации. Такие волны вибраций известны как звуки волн. Иногда эффект лишь временный, но если вы вспоминаете об этом снова и снова, вы сможете удерживать непрерывную последовательность этих волн. Потом эти волны пойдут вглубь, и их влияние проникнет в самые дальше уголки ума, потому что ум находится в слоях, которые называются сознание, подсознание, бессознательное состояние, в Йоге это называется стхула, сукшма и карана, грубый, тонкий и абстрактный ум. Затрагиваются различные глубины вашего сознания.
Если мантру повторяют ночью, то это проникнет в ваш ум очень глубоко. Это влияет на подсознательные и бессознательные аспекты. Если мантра практикуется утром, она влияет на внешние области ума, сознания. Это то, как мы говорим о влиянии ума на тело, чувства и собственную личность.
- 3 ноября 1981 года, Мумбаи, Индия
МАНТРА ДИКША
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Мантра дикша дается вам, чтобы вы могли развивать связь с вашей высшей природой. Бог дал вам двадцать четыре часа в сутки, из которых вы должны потратить двадцать три часа для семьи, для общества, для вашей профессии, амбиций и желаний. Оставшийся час должен быть посвящен Йоге, Гуру и открытию Божественности внутри вас. Если вы говорите, что у вас нет времени, то вы не должны искать мира и счастья в жизни.
Как вы можете говорить, что нет ни минуты времени? Вы готовы спать десять часов, но вы не готовы уделить всего полчаса вашей практике Йоги? Спать в течение девяти часов! Это, конечно, не убьет вас.
Тот час, который вы посвящаете вашей садхане, вашим поклонениям Гуру и Богу, должен быть потрачен на Йогу и мантра джапу. Это садхана для всех. Практика Йоги и пение мантры должны быть регулярными и ответственными, ваши занятия должны быть пунктуальными и систематическими.
Без ущерба для повседневной жизни вы должны посвятить один час сна вашему личному развитию, вашему личному совершенствованию и связи со своей внутренней природой.
- 7 июня 2014 года, Катманду, Непал
ПЕРВЫЙ ГУРУ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Говорят, что мать является первым Гуру. Вы получаете ваши самскары, ум и черты ума от вашей матери. От вашего отца вы получаете только тело, но от матери вы получаете ум и эмоции. Вы все время выражаете их в своей жизни. Таким образом, мать считается вашим первым Гуру, так как она учит вас урокам самведхан шилта, чуткости по отношению к каждому человеку.
Мне иногда интересно, учатся ли сегодняшние матери быть Гуру для своих детей или нет. Сегодняшние матери есть вчерашние дети, которые жили без самскар. Будет нереальным и невозможным утверждать, что каждый человек наделен правильными самскарами. На участке земли можно что-то посадить, однако вам придется взять на себя ответственность за то, что вы посадили. Вы не можете бросить семечко в землю и сказать: «Сейчас это будет расти». Вам придется принять на себя ответственность и заботу о том, что вы посадили, вы должны вырастить посаженное. Это потребует усилий от каждого отца и каждой матери.
Первое, что вам следует делать, это посмотреть на свое поведение — это важно. Если ваше поведение правильное и достойное, тогда ваши дети усвоят его от вас, и это станет реализацией вашей ответственности. Когда родители дурно ведут себя в присутствии своих детей, дети теряют доверие к своим родителям. Как в этой ситуации отец или мать могут быть Гуру для ребенка? Что вы имеете в виду, когда говорите «Мать - это Гуру», «Отец — это Гуру» или «Учитель - это Гуру»? Гуру — это человек, который способен показать правильный путь.
Долг матери — указать правильный путь своему ребенку, показать ему, как расти. Долг отца — указать правильный путь развития своему ребенку, а долг Гуру — показать людям правильный путь, на котором они могли бы развиваться и прогрессировать.
Указать правильный путь возможно только в том случае, когда вы сами для себя лучший человек. Родители хотят, чтобы их дети были подобны Кришне или Раме, но прежде всего, следует понимать, что имея такого ребенка, они сами должны стать Дашаратхой.
- 20 сентября 2014, стадион Тьягарадж Спортс, Дели, Индия
ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ ЖИЗНИ
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Духовность и внешние проявления человека в жизни не очень отличаются друг от друга. Человек, который считает, что они отличаются, идет и против духовности, и против общества. Духовность, личное поведение и действия дополняют друг друга. В автобиографиях святых и мудрецов написано, что даже после достижения просветления они продолжали выполнять свою работу в мире как севу. Даже такие просветленные люди, как они, не проявляли свою магию, они продолжали упорно трудиться, чтобы служить человечеству и распространять счастье.
ПОНИМАНИЕ ПРАВЕДНОСТИ
Глядя на жизнь святых, понимаешь, что духовность имеет сильную связь со своим выражением в жизни. Духовность выражает доброту и творчество жизни. Это не делает человека изолированным от мира. Система, которая изолирует человека от мира, никогда не может пойти на пользу обществу.
Санньяса — это традиция независимости, но в санньясе также сказано, что саньясин зажигает свет внутри себя. Когда он будет стоять на перекрестке, люди, приезжающие со всех сторон света, смогут получить от него некоторый свет. Садху не было сказано, что они должны уйти в гималайские пещеры, чтобы выполнять там свою садхану. Те, кто не понимает этой правды, думают, что они получат достижения только в отречении и стремятся в Гималаи. Те, кто понимает правду, пробудят свое духовное вритти, даже живя в миру.
К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Это закон Бога и пракрити, природы. Это как свет, который зажигается сам и освещает других. Это садхана Йоги: зажечь в себе свет, который находится внутри и который осветит путь для других, чей путь во тьме. Путешествие Йоги начинается с физического тела, а затем связывается с жизнями последующих людей. Когда это происходит, Божественность становится видимой и ее не нужно будет больше искать.
Шри Свами Сатьянанда сказал, что Сита и Лакшми подметают дорогу. Они готовят на кухне. Никто не почитает их, зато каждый готов поклоняться камням в храме, Никто не заботится о живых богах и богинях, которые служат обществу.
Человечность пробудится в людях только тогда, когда они будут в состоянии увидеть чистый божественный элемент в других существах. Пока люди не в состоянии увидеть божественный элемент в других, они никогда не будут людьми. Они могут оставаться живыми, но никогда не будут людьми. Они просто живые существа, создания этого мира. Судьба человека будет заключаться лишь в том, чтобы жить и умирать, как насекомые и мухи, без прогресса и эволюции человечества.
ПОСЛАНИЕ СВЯТЫХ
Следуя индийской мысли и философии, путешествие начинается с санкальпы здоровья и благополучия, продолжается санкальпой мира, и заканчивается усилием, чтобы увидеть существование божественности во всех живых существах. Только тогда человечество проснется, никак иначе.
После прочтения всего, после изучения священных текстов, и написания Вед и Шастр, святые Индии говорят: «Мы написали то, что мы должны были написать, мы говорим то, что мы должны были сказать, мы учим тому, чему мы должны были научить. Теперь это ваша ответственность: атма дипо бхава — наполнить вашу жизнь светом и блеском».
Это приведет к созданию культуры, санскрити, как самскары в вашей жизни. Смысл санскрити это «самьяк критен ити санскрити». Когда все человеческие выражения в жизни станут выражаться в полном и гармоничном виде, это будет называться санскрити. Санскрити это не танцы, не музыка и не любое другое искусство. Музыка, искусство и наука — это выражения жизни. Выражение, которое помогает достичь прогресса в жизни и которое приносит самьякту, идеальный баланс, невозмутимость, целостность и гармонию в жизни, называется санскрити.
Шри Свами Сатьянанда заявил пятьдесят лет назад, что Йога это санскрити, что Йога это «завтрашняя культура». Сегодня, когда прошло пятьдесят лет, можно сказать, что Йога может стать культурой в жизни каждого.
САНКАЛЬПЫ
Работа садху и мудрецов не ограничивается учением и проповедью Дхармы и философии. Они также должны предоставлять поддержку в подъеме людей. Есть много учреждений и ашрамов мудрецов в Индии. Многие мудрецы и садху открывают больницы и обеспечивают севу, или же они открывают школы и работают в сфере образования. Работа, которую выполнял Шри Свами Сатьянанда, была соединена с севой. Никто не ожидал какой-либо награды — ни саньясины, ни последователи. Они все объединились одним чувством, чтобы обеспечить севу.
Шри Свами Сатьянанда говорил: «Я не хочу мокши, нирваны, бхагават даршана или самадхи. В моей жизни у меня есть только одно желание, одна мечта и одно стремление; чтобы Бог сделал меня саньясином и отправил на эту землю снова. Иметь возможность рождаться саньясином снова и снова. Чтобы моя цель была всегда только такой: вытирать слезы боли с глаз людей. Цель моей жизни — только это». Затем он добавил: «Мои саньясины также должны иметь только эту цель».
Это была его команда: «Саньясин не работает ради своей мокши, но только для пробуждения Божественного элемента в обществе». Достижение Божественности невозможно через религию, оно возможно лишь через долгий путь опыта и деятельности. Шри Свамиджи выразил это видение через три санкальпы Йогапитха и Саньяса или Самскара Питха в Мунгере и Рикхияпитха в Рикхии.
БУДЬ ЙОГОМ
Если вы уделите этому представлению Шри Свамиджи хотя бы небольшое место в вашей жизни, то можно уверенно надеяться на светлое будущее этого мира. В противном случае огонь недовольства, расстройств и нехваток, который горит в обществе, будет пылать и в вашем доме. Вы сидите в вашем доме с кондиционером и считаете, что теперь вы защищены от огня, бушующего снаружи. Огонь, который распространяется в обществе, не пощадит ваш дом. Однажды огонь поглотит его и сожжет дотла. Какие действия вы тогда предпримете, чтобы успокоить огонь? Вы не должны прятаться внутри своего дома, а должны постараться успешно выполнить задачу пожарного.
Человек, который берет под контроль и усмиряет пожар, который бушует в обществе, играет роль пожарного и становится йогом. Тот, кто играет роль мусорщика, устраняет беспорядок и грязь общества, становится йогом. Таким образом, в Бхагавад-Гите Шри Кришна снова и снова говорил Арджуне: «Тасмат йоги бхавах Арджуна» — «Поэтому, о Арджуна, будь йогом».
Я говорю это не для того, чтобы вы освободились от этого мира, я говорю это для того, чтобы вы сделали ваш мир прекраснее. Это истинная духовность вашей жизни. Духовность является усилием, которое сделает красивым ваш мир, ваше общество и вашу семью. Для реализации Сатьям, правды, и Шивам, сознания, вы должны сделать это усилие. Эти усилия и есть реальная духовность жизни.
- 27 июля 2014, Свабхуми Рангаманч, Колката, Индия
ВНУТРЕННИЙ ГУРУ — ВНЕШНИЙ ГУРУ
из учения Свами Сатьянанды Сарасвати
Для духовного опыта живой Гуру необходим. Именно через живого Гуру может раскрыться духовный потенциал.
Гуру есть внутри каждого. Конечно, легко сказать, что каждый имеет своего внутреннего Гуру, но никто не может почувствовать его и услышать его, не может связать себя с ним. Никто не может быть уверен даже в том, то ли это внутренний Гуру, то ли это собственный ум. Ум также способен ввести в заблуждение. Поэтому, чтобы проявить своего внутреннего Гуру и внешнего Гуру, живой Гуру очень нужен.
Многие люди не соглашаются с ценностью живого Гуру, но детонатор, внешний Гуру, необходим тому, чьи эмоции льются, тому, кто может создавать впечатления в своем уме, тому, от кого идет преданность. Он становится детонатором и через него внутренний Гуру становится видимым и, в конце концов, проявляется.
Каждый человек нуждается в Гуру. Без Гуру жизнь не является полной. Чтобы испытать полноту, сердце и дух должны иметь другую базу, которая является базой Гуру и ученика. Эти отношения находятся полностью за пределами физических, эмоциональных и ментальных планов. Это не что иное, как любовь, которую один почувствовал к другому. Гуру и ученик не рассматривают физические или эмоциональные факторы; они только знают, что это глубокое и трансцендентальное чувство.
К ДЖНАНЕ
Живой Гуру должен быть способен помочь соискателю зажечь свою внутреннюю «лампу». Так же, как тонкие микроорганизмы можно увидеть только с помощью микроскопа, вооруженным глазом, так и внутренний глаз должен быть открыт. Если внутренний глаз открыт, то можно будет увидеть всю славу своего внутреннего света.
Есть очень много эмоциональных трудностей в жизни. Даже если человек эмоционально и интеллектуально развит, даже если он полностью финансово обеспечен, он все еще останется неполным до тех пор, пока не научится держать под контролем и руководить своим сознанием. Человек может иметь красивое тело, хорошее здоровье, блистательных, послушных, милых мужа или жену, может быть знатным, известным, иметь много денег в банке, но если он не познал всей славы Гуру и его роли в жизни, все эти вещи не сделают его завершенным.
Каждый цветок имеет мед, но если человек захочет намазать этот мед себе на хлеб, он не станет черпать его из цветка, он возьмет банку меда, который с цветов собрали пчелы. Таким же образом, каждый человек имеет Гуру внутри, но люди не умеют использовать это или слышать его. Люди знают, что он есть, но они не могут его чувствовать. Язык Гуру — это не язык обычных людей.
Чтобы понять язык внутреннего Гуру, необходимо, в первую очередь, найти внешнего Гуру. Внешний Гуру выражает свои мысли, и его можно понять. Когда человек связан с этим Гуру, то в дальнейшем он сможет пробудить своего внутреннего Гуру. Внешний Гуру является детонатором внутреннего Гуру. Внутренний Гуру может быть достигнут с помощью внешнего Гуру.
Внутренний Гуру известен как Садгуру. Садгуру в каждом человеке является высшей силой. Он есть свет Божественного внутри человека. К внутреннему Гуру следует подходить с помощью внешнего Гру. Когда человек осознает внутреннего Гуру, он приблизится к Богу или к высшему Божественному Существу. Это приближение должно быть сделано.
Не путайте это с идеализмом. Практикуйте только реальность. В этом мире есть только несколько человек, кому не нужен внешний Гуру, потому что они являются реализованными душами. Но даже эти божественные воплощения, пришедшие на эту землю, имели Гуру. Даже святые и пророки имели Гуру. Даже великие люди, у которых было много мудрости и власти, имели Гуру. Но когда в человеке есть много эгоизма, он говорит, что Гуру ему не нужен. Тогда его эгоизм является его Гуру.
Поэтому, чтобы быть свободным от эго, безопаснее иметь Гуру. Практикуйте преданность ему, практикуйте веру в него, практикуйте невиновность по отношению к нему. Станьте для него ребенком. Потом человек вырастет и будет в состоянии услышать голос и своего внутреннего Гуру. Когда вы сможете услышать голос внутреннего Гуру, последуйте за ним. Когда внутренний Гуру будет вашим гидом, нет сомнений, что человек станет очень уверенным!
Многие люди говорят, что они слышали голос своего внутреннего Гуру, и спрашивают меня, так ли это. Я сказал им, что это был не их внутренний Гуру, а их ум. Человек, который разбудил своего внутреннего Гуру, не сомневается вообще, потому что внутренний Гуру является для него авторитетом. И когда Гуру пробуждается, человек получает самое главное знание, джнана.
Журнал переведен на русский язык:
студенткой Казахстанской Академии Йоги Жунусовой Алиной, Караганда, Казахстан
Редактор и эксперт:
Карма саньяси Арадхана, Казахстанская Академия Йоги