Паломничество Аштавинаяка ятра, февраль 2016 г.
08.02.16
В поезде по дороге в Насик
Два дня назад закончилась Аштавинаяка ятра. Кое-что уже начало стираться и смешиваться в памяти, поэтому записываю впечатления по свежим следам, пользуясь тем, что мы едем в комфортном АС-вагоне. Его не трясет, есть удобный столик, укрепленный на спинке переднего кресла, как в самолете, а самое главное — есть больше шести часов дороги, и это позволит мне изложить свои ощущения и впечатления на бумаге.
Впечатления сопровождаются информацией из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Согласно Шастрам, даршан восьми храмов Аштавинаяка ятры должен быть получен в следующей последовательности:
Маюрешвар в Моргаоне
Сиддхивинаяка в Сиддхатеке
Баллалешвар в Пали
Варадавинаяка в Махате
Чинтамани в Теуре
Гириджатмадж в Лениядри
Вигхнешвар в Озаре
Махаганапати в Раджнангаоне
Затем нужно снова вернуться в Маюрешвар в Моргаоне.
«Аштавинаяка» в переводе с санскрита означает «восемь Ганешей». Господь Ганеша является индуистским Богом единства, устранения препятствий, обучения и процветания. К нему обращаются перед крупными начинаниями в жизни или перед значительными религиозными церемониями. Ганеша является одним из пяти божеств в системе панчаятана-пуджи, начатой средневековым индуистским философом и святым Шанкарой.
Аштавинаяка ятра является наиболее важным поклонением в штате Махараштра. Это паломничество, или ятра включает посещение восьми святых храмов Господа Ганеши, которые расположены вокруг Пуны. Каждый храм имеет свою собственную индивидуальность и мифологию. Божества в каждом храме отличаются друг от друга. Некоторые из этих божеств описаны как «Сваямбу». Это указывает на то, что изображения этих божеств не созданы человеком, они были полностью сформированы природой.
В других частях Махараштры тоже существуют храмы Винаяки, но они менее известны.
Есть некоторые религиозные правила, которых следует придерживаться для этой ятры:
1. Начать ятру и закончить ее следует в одной точке, в Моргаоне, чтобы завершить ее полностью.
2. Это ятра должна быть сделана цельным маршрутом, не заезжая домой.
3. Это ятра должна быть сделана именно в той последовательности посещения Аштавинаяка храмов, что перечислены выше.
Подготовка к ятре началась, когда мы были в Рамешвараме, т.е. в первых числах января. К тому времени уже была известна дата, когда первая часть нашей группы вернется в Караганду. Также была известна дата другого обязательного запланированного события — 7 марта, Шиваратри. А вот что будет между этими датами? Было много вариантов, начиная с того, чтобы подольше пожить в Анандашраме и окунуться поглубже в релаксационные для ума практики, а потом проехать по новооткрытым местам в штатах Махараштра и Гуджарат. Вторым вариантом была туристическая поездка еще по каким-то новым местам. И третьим… Свамиджи потом признался, что принятие решения об Аштавинаяка ятре совершалось без спешки, вдумчиво и распланированно. И в один из дней Свамиджи объявил, что наилучшим вариантом будет совершение восьмой по счету (в числе пройденных Свамиджи ятр) Аштавинаяка ятры.
О ней мы уже слышали в тот год, когда затерли носом и пальцами распечатанную на принтере карту со святыми местами Индии, знакомясь с городами, штатами и дорогами во время прохождения Джйотиргинга Ятры.
Для меня это третья пройденная целиком ятра за пятое посещение Индии. И каждый раз сообщение о предстоящем событии переживается остро и трепетно. Приходит благодарная мысль о том, что мне дана возможность прикоснуться к священным истокам, истории, традициям. Это значит — увидеть своими глазами и, если повезет, прикоснуться рукой.
Впереди был еще месяц путешествия по Южной Индии по местам, уже ставшим еще одним домом, но внутри затаилось ожидание предстоящего события. Перед глазами то и дело возникали картинки прошлой поездки и 12 Джйотирлингамов. Я понимала, что это будет другая ятра, другие места, другие ощущения. Иногда ум забегал вперед, перепрыгивая время ятры, и размышлял об уже знакомом событии, о Шиваратри, которое Свамиджи традиционно встречает в Варанаси. Но чаще ум задавался вопросом о том, какая она, ятра по восьми Ганешам.
Постепенно набирался информационный материал, начиная от истории храма, легенд о происхождении Сваямбху мурти Ганеши, заканчивая бытовыми вопросами: как добраться, где ночевать, сколько стоит.
Было ощущение, что мы снова среди бледнолицых первопроходцы, потому что в его величестве Гугле на русском языке информации почти не было, да и потом, во время ятры, мы не встретили ни одного иностранца.
Я восхищаюсь умением Свамиджи планировать и распределять все точно и практично. Запасаясь большим количеством информации, что-то переводя сразу, Свамиджи был вооружен информативно. В Караганде было объявлено о том, что желающие могут присоединиться к прохождению ятры. И этой возможностью воспользовались четыре человека. А наша группа, в которой сначала было восемь человек, к этому времени уменьшилась до четырех человек. Таким образом, нас в группе снова оказалось восемь.
Восьмая ятра, восемь Ганешей, восемь человек, и запланировано завершиться 8 февраля… Чудесная магия цифры 8 и, как традиция, сопровождающие ее тройка и шестерка. Начиная с номера нашего автобуса 3038, номеров комнат, в которых мы ночевали, время старта в дальнейшую дорогу после ночевки — 06.38, не раньше, не позже, и остановка на ночь — тоже магически четко, в 18.38.
Сразу сложилось ощущение, что мы делаем что-то в самое нужное для этого время. Эта уверенность убеждала в необходимости и своевременности данной ятры.
Символом прохождения ятры был выбран Ушастый Ганеша с личного алтаря Йогарчаны. Было запланировано отмечать посещение каждого храма запечатлением Свамиджи с Ушастиком в руках на фоне входа в храм. Из присланного Павлом ко дню рождения Свамиджи праздничного микса, состоящего из подборки мантр, музыку к которым Павел пишет сам, был выбран гимн «Ом Ган Ганапатае Намаха». Готовясь к ятре, мы периодически напевали его. Мы напевали его также и по дороге от храма к храму, и в автобусе, и возле алтарей, ожидая своей очереди, чтобы поприветствовать Ганешу.
Последние приготовления…
3 февраля поезд, которым мы ехали из Касарагода в Пуну, привез нас на станцию на пять минут раньше указанного в билете времени. На часах было 5.45, когда мы вышли на вторую платформу. После месяца, прожитого на самом юге Индии, нам было немного прохладно, да и ночь в слипер-вагоне с незакрывающимися окнами и дверями, тоже оставила свой след. У нас в запасе было еще несколько часов до встречи с приезжающей из Караганды группой. На вокзале мы определились, где будем их ожидать.
Оставив рюкзаки в камере хранения, мы отправились на поиски отеля и туристического агентства.
Первым нам попался старенький отель возле вокзала. Скорее всего, когда-то он был очень востребован: большое двухэтажное строение 19 века из дерева. На первом этаже размещался в огромном зале рецепшн и ресторан с кухней. На заднем дворе отеля, где шли глобальные ремонтные работы, были расположены одноэтажные домики, которые сдавались как коттеджи. Все комнаты были четырехместными номерами. Видно было, что в некоторых из них недавно делали ремонт, и эти номера сдавались как люкс, за 1900 рупий, а те номера, которые давно забыли о ремонте, стоили подешевле, по 1400 рупий.
В номерах, которые располагались на втором этаже большого здания, мы не рискнули селиться, хотя они были двухместные. Казалось, что отель собрал в себя все вокзальные истории и события за последние два века, долгое время впитывал в себя звуки, запахи и человеческие эмоции. Было ощущение некоторой сказочности и таинственности. В голове мелькнула мысль, что в этом отеле хорошо было бы снимать какое-нибудь современное АРТ-кино.
Несмотря на старость и убогость, отель понравился, но мы решили попытать счастья еще. Дальше была торговля с водителями и помогайками, подсчет километража, толпы зевак и желающих тут же, на месте, выдать благословение. Записав телефон одного из них, мы двинулись дальше.
Так мы оказались возле туристической конторы Рави. Толстенький индус приветливо кивал и соглашался с тем, что ему говорил Свамиджи. Дважды, взгромоздясь на мопед со «случайным» номером 0638, возил Свамиджи показать машину, на которой должно состояться наше паломничество. Через час, договорившись о цене и выбрав десятиместный автобус, мы заплатили аванс и условились о времени на завтра.
Казалось, что вот уже 50% дела сделано, но еще нужно было найти жилье на сегодня и встретить четверых человек. Мы решили разделиться. Жан и Ирина отправились на вокзал встречать Машу и Викторию, а Свамиджи и я отправились на поиски отеля.
Привокзальный район оказался достаточно небогатым местом. То и дело попадались шалаши тех, чья крыша над головой — небо, и там, конечно же, много пыли и мусора. Было еще только восемь часов утра, а транспорт уже вовсю наполнял своими звуками пространство. Обойдя около десятка отелей, в которых либо не селили иностранцев, либо кусались цены, удалившись от вокзала уже на две улицы, мы решили вернуться в первый отель. Тем более что и цена нас более-менее устраивала, и нужно было переночевать всего одну ночь.
Еще раз посмотрев номера, в которых нам предстояло прожить ближайшие сутки, мы разделились. Свамиджи остался в отеле, а я пошла на вокзал, чтобы забрать из камеры хранения рюкзак и вместе с Жаном и Ириной вернуться в отель. По дороге созвонились с Машей и Викой — их поезд должен был прибыть через полтора часа.
К двенадцати часам дня наша группа была уже в полном составе. Сварив чай в номере и обсудив ближайшие планы, мы до обеда занимались перепаковкой рюкзаков. Остаток дня прошел в предварительных сборах на ятру.
День первый.
04.02.16. В 6.00 мы с вещами стояли возле туристического агентства. Утро в Пуне оказалось весьма свежим, и рюкзак на спине создавал эффект грелки. Минут через десять приехал наш арендованный автобус, и мы, разместив багаж, устроились на местах.
Легкое волнение, которое началось уже с вечера, сейчас немного усилилось. Отодвинув ощущения, я устроилась у окна с желанием посмотреть еще на виды Пуны. Город оказался достаточно большим, с развязками и мостами. Узкие и широкие улицы только начинали просыпаться. Еще было темно, поэтому я ничего толком рассмотреть не могла. Решила подремать.
В 7.30 наш автобус приехал в деревушку Моргаон, в которой, по описаниям, начинается Аштавинаяка ятра. Водитель с автобусом и рюкзаками остались на парковке, а мы, свернув на узкую улочку, отправились к храму. Раннее утро радовало тем, что было мало народу. Те люди, которых мы встретили в храме, были, скорее всего, местными жителями.
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Шри Маюрешвар
Это самый известный из храмов, он же и легендарный центр тантрического направления Ганапатья.
Считается, что этот храм основал известный святой Мория Госави (Мороба) в 14 веке, найдя здесь нерукотворное скульптурное изображение (Сваямбху мурти) Ганапати. По воззрениям Ганапатьев, считающих именно Ганешу высшим божеством, этот храм простирается из бесконечности в бесконечность, только частично проявляя себя в нашем мире. Согласно Ганеша пуране, Маюрешвар — одно из трех наиболее священных мест во вселенной, наряду с «небесным» Кайлашем и дворцом Ади-Шеши в Патале, т.е., единственное в своем роде место на Земле. Мудгала пурана посвящает величию Маюрешвара 22 главы. По легенде, во время Махапралайи именно здесь Ганапати войдет в свою йога-нидру.
Фактическая история храма, очевидно, несколько скромнее — исследователи датируют его появление 17-м веком, а годы жизни Мория Госави определяют приблизительно как 1610-1660 гг.
Храм построен из черного камня в «могольском» стиле и имеет четыре входа, он обнесен 15-метровой стеной и издалека напоминает мечеть. Храм расположен в самом центре деревни. Перед входом в храм расположена мурти Нанди, что несколько необычно для храмов Ганапати, т.к. обычно такое расположение характерно для храмов Шивы. Согласно легенде, мурти везли в какой-то из Шива-мандиров, но в этом месте повозка сломалась, после чего фигуру не смогли сдвинуть с места.
По легенде, в этом образе Ганеша убил демона Синдху. Хобот Ганеши обращен налево, в своих трех руках он держит пашу, анкушу и модаку, а одна из рук просто лежит на колене. Кобра-Нагараджа, свернувшись на голове Винаяки, охраняет его. Слева и справа от Ганеши расположены две его Шакти — Сиддхи и Буддхи. Перед ним его ваханы — мышь и павлин.
Считается, что это не изначальное мурти, дважды освященное Брахмой и однажды разрушенное демоном Синдху. Говорят, оригинальное мурти, меньших размеров, находится позади того, которое выставлено на обозрение.
Слева, снаружи святилища, находится мурти Нагна-Бхайравы. Вокруг святилища размещены еще 23 других мурти, включая различные формы Ганеши, в т.ч. восемь аватар Ганеши из Мудгала пураны — Вакратунда, Маходара, Экаданта, Виката, Дхумраварна, Вигхнараджа и Ламбодара, которые располагаются ликом к восьми направлениям света.
Храм расположен на расстоянии 55 км от Пуны, рядом с рекой Карна в деревне Моргаон. Деревня получила свое название от слова «павлин», которых здесь в изобилии, особенно во время муссонов. Храм получил царское покровительство от Пешв в 18 веке.
Миновав около двадцати ступеней, мы оказались возле храмика Нанди. Красивая резная фигурка быка из черного камня была закрыта от доступа решетчатым ограждением. Обычно Нанди располагается возле храмов Господа Шивы, но здесь его наличие было вполне обоснованно, в полном согласии с легендой. В ней рассказывается, что когда-то эту фигуру Нанди несли, чтобы установить рядом с Шива темплом; по пути решили передохнуть и поставили Нанди на землю, напротив храма, и больше уже не смогли сдвинуть ее с места. Таким образом, Нанди остался здесь.
Через центральный вход мы попадаем во внутренний дворик храма. Высокая каменная стена является одновременно и ограждением храма с внешней стороны, и местом для множества храмиков в нишах с внутренней стороны. Перед входом в стеклянном коробе находится серебряная мышка, вахана Господа Ганеши. Мушика держит в лапах сладость модаку и смотрит прямо на Ганешу.
Войдя в храм, мы попали сразу в большую комнату. Современность забралась уже повсюду. Правда, вентиляторы и розетки скрадывают древность храма, но если сделать вид, что этого не замечаешь, то можно сразу же увидеть и восхититься раскраской хвостов двух больших павлинов, которые стоят перед алтарем на каменных выступах. Под выступами находятся небольшие алтарики. Справа от входа в алтарную комнату находятся Лакшми Нараяна, слева безымянное Божество, которого мы все равно от души приветствуем.
Подойдя к алтарной комнате, Свамиджи протянул браминам купленную у входа корзинку с кокосом и цветочками для поднесения Ганеше. Мурти Ганеши был покрыт ярко-оранжевой краской. Черные глаза-бусинки, поблескивая, смотрели на нас. Он казался таким милым за счет обтекаемых форм и из-за отсутствия острых углов.
Следуя за Свамиджи, я поклонилась Ганеше и, стараясь запомнить как можно больше, всматривалась в детали. Вход в алтарную комнату и стена позади Ганеши были покрыты серебряной чеканкой. Незатейливые узоры из вензелей и фигурок птиц и обезьянок издали воспринимались тонким кружевом. Брамин прикоснулся к Ганеше нашим кокосом и вернул его обратно вместе с пакетиком сахара и несколькими цветочками. Потом маленькой ложечкой налил каждому в ладошку водички.
В это время людей в храме стало больше, и брамин жестом пригласил нас остаться. Начиналась пуджа. Нас выстроили в две колонны, благодаря чему, если немного наклониться вперед, можно было увидеть то, что происходит в алтарной. Читая гимны, брамин выполнял незамысловатые движения рукой, в которой у него был тали с цветами и огоньком. Потом нам показали, как нужно сесть: друг напротив друга, вытянув вперед ноги. Тем самым создался живой коридор, по которому (видимо, это имеет смысл) тут же пошел брамин, перешагивая через вытянутые ноги. При этом храм был наполнен звуками барабана и колокольчика, улюлюканием и просто голосами людей. Было необычно и одновременно весело — такая необычная пуджа! Когда брамин вернулся обратно, мы снова встали и получили разрешение прикоснуться к огоньку.
Первый даршан был получен, настроение набрало обороты и раннее утро обрело новые краски захватывающего восторга. Купив фигурку, точную копию алтарного Ганеши, и несколько веревочек для подарков, мы отправились отметить начало ятры чаем в маленьком ресторанчике.
Уже садясь в автобус перед отправлением из Моргаона дальше по маршруту, я, получив разрешение Свамиджи, отправила в Караганду СМС-ку: «Началось!». Эмоции восторга требовали поделиться только что полученным Шри Морешвар-даршаном с девчонками.
Первыми на фоне храма были запечатлены Свамиджи и Ушастик.
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Сиддхивинаяка
Второй по счету храм Аштавинаяка расположен в городке Сиддхатек, на берегу реки Бхима среди пышных полей сахарного тростника. Он построен в честь аспекта Ганеши, который помог Вишну одержать победу над демонами Мадху и Кайтабха. Считается, что Мория Госави и еще один святой, Шри Нараян Махарадж из Кедгаона, именно здесь обрели просветление.
Сиддхивинаяка — единственная форма Ганеши, чей хобот обращен вправо, а не влево, как у остальных, и его живот не так велик, как обычно изображают. Его мурти обращена лицом на север, а две его Шакти, Сиддхи и Буддхи, сидят на одном его бедре.
Храм расположен на северной стороне поселка и находится на небольшом пригорке. Главная дорога к храму, как полагают, построена пешвами. Надстройка храма, 15 футов в высоту и 10 футов в ширину, была построена великой царицей маратхов, Махарани Ахилья Бей Холкар. Статуя имеет 3 фута в высоту и 2.5 фута ширину. Для того чтобы совершить парикраму (Прадакшина) вокруг храма, нужно обойти вокруг пригорка. Это займет около 30 минут при умеренной скорости.
Есть такая история о храме Сиддхивинаяка. Харипант Пате, военачальник Пешвы, потерял свою должность и был сослан сюда. Согласно легендам, он, прибыв на место ссылки, обходил храм (5 км пешком) 21 раз каждый день в течение 21 дня подряд, а на 21-й день прибыл гонец из Пуны с сообщением, что его зовут назад в Пуну и восстанавливают в звании! Харипант обещал Богу, что он принесет сюда камни замка, завоеванного им в первом же сражении в качестве генерала. Выполняя обет, он вымостил камнем дорогу от Бадами-замка, взятого им вскоре после того, как его восстановили в генеральском звании.
Разместившись снова по своим местам, мы двинулись дальше, по направлению к Сидхатеку. За окном тянулись плантации сахарного тростника и винограда. Ухабистая дорога заставляла наш автобус часто подпрыгивать, и возникшее было желание закрыть глаза и погрузиться в переживание полученных впечатлений принесло весьма поверхностный эффект. К тому же нам достался молодой водитель (с именем, не много не мало, Парамеш), который с явным удовольствием нажимал педаль газа. При этом он любил слушать музыку, и именно громкую, как все индусы. Тренируя себя в терпении и выносливости, мы с облегчением выдыхали, когда он иногда делал звук тише или почему-либо выключал его вообще.
9.45. Мы остановились возле парковки в городке Сидхатек. Солнышко стояло уже достаточно высоко, утренняя прохлада отступила. Не успели мы выйти из автобуса, как нас обступила местная ребятня, каждый стремился продать нам цветочную гирлянду. «Тен рупис, — звучало со всех сторон на все лады. — Тен рупис!» Мы купили одну гирлянду и направились к храму.
По описанию мы уже знали, что храм Шри Сиддхивинаяка имеет некую особенность: крыши храма украшены «пузатыми» башенками-куполами, а множество окон и центральный вход в храм исполнены в подчеркнуто-восточном арочном стиле; это было сделано для того, чтобы уберечь храм от разрушений мусульманских налетчиков и грабителей.
Перед храмом разместилось небольшое скопление строений: несколько отелей, магазинчики сувениров по тематике ятры. Тут же были и корпуса дхармасалы компании, которая работает для паломников «Бхакти Нивас». По всему маршруту ятры мы встречали их отели и столовые, в которых можно было за приемлемую сумму покушать и переночевать.
Храм и вся эта площадь окружены высокой каменной стеной, и получается, что храм защищен дважды: собственной стеной и торговыми рядами лавочек; сложилось впечатление, что, пройдя первую арку, мы оказались внутри крепости. Сама площадь состояла из широких трехметровых ступеней, ведущих к храму, которых находится на небольшом возвышении.
Миновав вход и пищащую рамку, поставленную больше для устрашения и дисциплины, мы оказались внутри храмового помещения. Как и в большинстве случаев, сам храм был построен очень давно, а уж в случае этой ятры — так это уж точно. Ведь все Ганеши Аштавинаяка ятры — Сваямбху, а это значит, что сначала был сам алтарь, а уж после вокруг появился храм с «мусульманскими» башенками, пристройки к нему и высокие каменные стены.
Три небольшие комнатки отделяли нас от Ганеши, сквозь свободные дверные проемы мы могли увидеть окрашенного оранжевой краской Ганешу. Эта мурти, как писали источники, отличается тем, что хобот направлен в правую сторону в отличие от всех остальных семи, у которых хобот смотрит влево. Нам удалось снять одно «партизанское» фото, где при увеличении видно направление и изгибы линий вправо.
Алтарная ниша отделана серебром и драгоценными камнями. Справа от Ганеши находится серебряная Мушика небольшого размера. Маленькие глазки Ганеши по-доброму приветствовали нас в то время, когда брамин взял нашу корзину с подношением: гирлянда цветов, пучок зеленой травы, горстка сахара и кокос; он прикоснулся ею к оранжевому идолу и, взяв траву и гирлянду цветов себе, вернул нам сахарок, кокос и один цветочек. Потом он налил каждому в ладошку немного алтарной водички. Так мы получили второй даршан Ганеши.
В легенде было написано, что если совершить парикраму вокруг храма 21 раз, то обязательно исполнятся все заветные желания. Мы, оставив обувь возле храма, босиком отправились вокруг храма. По пути нам попадались маленькие храмики, в которые мы заглядывали, приветствуя их жителей.
Ушастый Ганеша, которого мы сразу же запечатлили как символ Аштавинаяка ятры, увесисто тяжелел у меня в кармане. В этом храме я поднесла его к алтарю и показала его Шри Сиддхавинаяке. Я по-детски верила, что нашему Ушастику так же важно заглянуть в каждую алтарную комнату, как и нам.
Ограничившись одним кругом парикрамы, мы вернулись снова к храму и на его ступеньках сделали несколько общих фотографий. Когда пришло время покупки сувениров, то мы обнаружили в одном из магазинчиков всех восемь маленьких копий Ганеши с Аштавинаяка ятры и решили их всех приобрести сразу. Таким образом, наша коллекция проехала все восемь храмов, став освященной всей ятрой целиком.
Угостившись перед отъездом стаканом прохладного тростникового с нимбу сока, мы отправились дальше. В голове появилась легкая радость и восторг от осознавания происходящего. Ум, не остановившись еще с парикрамы, продолжал повторять мое единственное заветное желание. Достав Ушастика из кармана, я устроила его удобно на дне своей сумки. Парамеш повернул ручку громкости, и наш автобус, который со временем стал у меня ассоциироваться с Мушикой, отправился дальше.
Со своего места я наблюдала за Свамиджи: его глаза восторженно сияли. Зажмурившись на мгновение, я убедилась, что мне это не снится, а потом удобнее устроилась в кресле, продолжая наблюдать за ним. Свамиджи слегка прикрыл глаза, но с моего места было видно, что он не спит, а смотрит на мелькающие за окном картинки. Мне нравится наблюдать за тем, как Свамиджи созерцает Индию из окна автобуса или поезда…
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Чинтамани
В Мудгала Пуране есть история о том, что Риши Капила получил божественную драгоценность Чинтамани, изначально принадлежавшую Ганеше. Когда демон Ганасура узнал о магической силе Чинтамани, он похитил драгоценность. Капила тогда прибег к суровой тапасье, он молился Ганапати, чтобы вернуть Чинтамани. Считается, именно в этом самом месте, где сейчас находится храм Чинтамани, Ганеша вернул драгоценность Капиле, но благодарный Капила повесил Чинтамани на шею Винаяке. Таким образом и появился образ Чинтамани Винаяки. Это произошло под деревом кадамба, поэтому раньше городок Теур, где сейчас находится храм, назывался Кадамбанагар.
Основной храм был возведен Дхаранидхар Махараджем, прямым потомком святого Мории Госави, в месте слияния трех рек — Мула, Мутха и Бхима.
Храм Чинтамани Ганапати в Теуре — обитель спокойствия. Скромный вход открывает проход в большой двор, где в затененном месте находится Чинтамани. Храм расположен входом на север, но сама мурти обращена лицом на восток. Хобот этой мурти Ганеши загнут влево, а глаза усеяны бриллиантами.
Озеро позади храма называется Кадамбатиртха. Внешний деревянный зал был построен Пешвами. Главный храм, как предполагается, был построен Дхаранидхар Дев Махараджем из рода Шри Мория Госави. Он, должно быть, был построен лет за сто до того времени, когда старший Шримант Мадхаврао Пешва пристроил внешний деревянный зал.
Теур Чинтамани было семейным божеством Шримант Мадхаврао Пешвы. Он страдал от туберкулеза и умер в очень молодом возрасте (около 27 лет). Предполагается, что он умер в этом храме. Его жена Рамабаи совершила обряд сати вместе с ним 18 ноября 1772 г.
Храм расположен в 22 км от Пуны рядом с шоссе, и, следовательно, он ближе всех к Пуне.
12.35
Наш автобус въехал в селение Теур, свернув с главной дороги, вдоль которой были расположены магазины с одеждой и электроникой, рестораны и еще какие-то заведения с непонятными для нас вывесками. Улочка показалась нам очень узкой для нашего автобуса, но он не только поместился в ней сам, но еще и изловчился разъехаться с джипом. Как и в предыдущих местах, мы оставили автобус вместе с вещами на парковке и отправились в храм.
На небольшой базарной площади наблюдалось изобилие сувениров и фруктов. Наше внимание привлекли свежий инжир и виноград, но помня о главной цели нашего приезда, мы направились к храму, оставив знакомство с инжиром на потом.
С корзиной для подношений мы на входе сфотографировали Свамиджи вместе с Ушастиком и через вход в высокой стене проникли внутрь. Солнце заливало светом всю площадь и территорию храма. Деревянные колонны пристройки храма были одновременно стенами первой комнаты. Тут же начинался большой навес, под ним прохладный пол с незатейливым узором, они приглашали отдохнуть с дороги, но мы в первую очередь встали в хвост очереди паломников, чтобы попасть на даршан к Шри Чинтамани.
Алтарная комната была очень богато отделана серебром. На этой чеканке изображены кобра, витиеватые деревья и павлины. Над самим Ганешей было убранство из цветочных гирлянд. Оранжевая обтекаемая фигурка Ганеши была украшена большим количеством цветов и 12 звездочками. Перед самим изображением Ганеши стояла горящая лампадница, а справа и слева от него расположились фигурки цвета меди, изображающие его обеих жен, Сиддхи и Буддхи. Изображения жен Ганеши можно было рассмотреть и на задней стенке алтаря: в виде единого большого серебряного барельефа они величественно дополняли Ганешу.
Когда мы подошли к алтарю, брамин протянул Свамиджи ритуальное тали с цветочками, краской кумкум и огоньком. Как только я увидела в руках Свамиджи тали, я прикоснулась к его плечу и, оглянувшись назад, сказала группе, чтобы держались друг за друга и за Свамиджи. Брамин начал читать гимн, и мы нашим «кучным паровозиком» совершили пуджу Ганеше. Левой свободной рукой я держала Ушастика лицом к алтарю.
Это был третий Ганеша нашей ятры. Если быть не слишком внимательными, то можно было бы сказать, что все они друг на друга похожи. Однако, всматриваясь в детали, я заметила, что у них разные глаза, и они, как показалось, выражали разные эмоции. Шри Чинтамани был добродушным и обаятельным.
Выйдя из храма, мы сделали парикраму. Само здание храма невысокое, окрашено в светлые и темные оттенки желтого цвета. Оранжевый флаг установлен на высокой башенке крыши — их всего две — побольше и поменьше.
Комната сразу за входом в храм сделана из дерева: резные колонны и проемы. Под потолком размещены изображения всех восьми Ганешей. Поручни из нержавейки создавали узкие лабиринты на случай большого наплыва паломников, чтобы дисциплинировать очередь. Кстати, в Индии очередь — как у нас толпа, и в эту поездку, начиная с ашрама, мне часто приходится слышать от самих же «дисциплинируемых»: «Ван лайн!»
Мы все-таки последовали первому порыву — посидеть внутри предхрамовой комнаты. Устроившись на прохладном полу, мы решили прочитать еще несколько глав с информацией о том, какие храмы нам еще предстояло посетить. Также и об этом храме и этом месте тоже…
Время близилось к обеду, и нам заботливо предложили подкрепиться. Заплатив по 15 рупий, мы получили по порции тали и сладкую кашу, они были свежеприготовленными и легкими. Пообедав, мы еще раз обошли храм и отправились познакомиться немного с окрестностями, заглянув еще в несколько храмиков, посвященных Шиве.
Оказавшись снова возле тетки с инжиром, мы реализовали возникшую ранее идею и купили 1 кг. инжира и 1 кг. винограда. Сувениры и подарки я приобретала по пути. Моя сумка уже значительно потяжелела от металлических брелоков с изображением Ганеши, купленных как подарки-благословения с ятры нашим друзьям.
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Баллалешвар в Пали
Храм построен в честь Ганеши, который, согласно легенде, спас своего преданного — маленького мальчика по имени Баллал. Ганеш Пурана дает подробное описание этого. Легендарная история о Шри Баллалешваре содержится в Упасане Кханд, раздел 22. Действие истории происходит в Пали — старое название Паллипура.
В Паллипуре жил купец Кальяншетх с женой Индумати. Детей у них долго не было, но все-таки они были благословлены рождением сына, известным, как Баллал. Пока Баллал рос, он проводил большую часть своего времени в поклонении и молитвах. Он стал преданным Господа Ганеши и использовал для поклонения каменную мурти Шри Ганеши, находившуюся в лесу. Для поклонения он уходил к статуе вместе со своими друзьями. Так как это занимало много времени, то он сам и его друзья возвращались домой поздно. Регулярное позднее возвращение домой беспокоило родителей мальчиков, друзей Баллала. Они нажаловались его отцу, обвиняя его в том, что Баллал портит их детей, и требуя наказать его. Уже недовольный тем, что Баллал не уделяет должного внимания учёбе, Кальяншетх вскипел от гнева, когда услышал эту жалобу. Он сразу же отправился в лес к месту поклонения и застал там Баллала и его друзей. Он выбросил каменную мурти Шри Ганеши и разрушил алтарь.
Все дети испугались, но Баллал, погруженный в пуджу и джапу, даже не заметил, что происходит вокруг. Кальяншетх побил Баллала, привязал его к дереву, и сказал: «Пусть Шри Ганеша накормит и освободит тебя». После этого отец отправился домой.
Привязанный к дереву и находящийся в полубессознательном состоянии, мальчик начал звать своего любимого Бога, Шри Ганешу.
«Господь мой, Шри Ганеша, я молился тебе, был верным и смиренным, но мой жестокий отец уничтожил мое служение, мое доказательство преданности тебе, и теперь я не смогу завершить пуджу».
Шри Ганеша был доволен служением мальчика, он быстро откликнулся на зов и освободил его. Ганеша благословил Баллала даром сохранить навсегда свою преданность и долго жить в служении. Затем Шри Ганеша обнял Баллала и сказал, что его отец пожалеет о своем поступке.
Баллал попросил, чтобы Господь Ганеша остался в Пали. Кивнув головой, Шри Ганеша обещал ему это. Он сделал своим постоянным местопребыванием Пали и превратился в большой камень. Теперь он известен как Шри Баллалешвар.
Изначально храм был построен из дерева, но в 1760-м году был перестроен в каменной форме. Храм сложен из камней, очень плотно соединенных при помощи расплавленного свинца.
Храм обращен входом на восток и имеет два святилища. Во внутреннем святилище стоят восемь изысканных резных колонн, привлекающих к себе столько же внимания, как и мурти самого Ганеши. Ганеша расположился на сиденье, вырезанном из кипарисового дерева. Восемь столбов возле него обозначают восемь направлений света. Рядом находится мурти его ваханы Мушики (крысы), стоящей перед ним с модакой в лапах. В глаза и в пупок мурти вставлены алмазы. Его хобот обращен налево.
Форма мурти имеет поразительное сходство с горой, у подножья которой стоит этот храм. Сильнее всего это можно разглядеть, если сначала посмотреть на фотографию горы, а затем на мурти здешнего Ганеши.
После зимнего солнцестояния по утрам, на восходе, солнечные лучи падают прямо на мурти, освещая его.
С двух сторон от храма располагаются два небольших озерца.
Одной из особенностей этого храма является то, что в качестве прасада, предлагаемого Ганапати, в Пали используется Бесан Ладду вместо Модака, который, как правило, предлагается Ганапати в других храмах.
Храм расположен в городе Пали, что находится в 11 км от шоссе Мумбаи-Пуна. Он находится в 30 км к юго-западу от железнодорожного вокзала Карджат в 124 км от Мумбаи и 111 км от Пуны.
За этим храмом находится обращенный на запад храм Шри Дхунди Винаяки. Особенность этого храма в том, что Ганеша здесь обращен лицом на запад, что встречается достаточно редко. История утверждает, что именно эта мурти была выброшена отцом Баллала в то время, когда Баллала совершал поклонение перед ней.
С древних времен существует традиция вначале получить даршан у Дхунди Винаяка, а потом уже идти к основной мурти Шри Баллалешвара.
Пали — красивая рыбацкая деревня, находящаяся в округе Конкан штата Махараштра. Шри Баллалешвар мандир имеет красивые деревянные интерьеры, здесь на потолке есть даже люстра. Это единственный храм, названный именем не самого Ганеши, а его преданного, мальчика Баллала.
17.00
Мы приехали в Пали. Это был четвертый по счету храм Ганеши Шри Балалешвар. Водитель остался с автобусом на стоянке, а мы, петляя по улочкам, устремились к храму.
По легенде в этом месте мальчик Баллал поклонялся Ганеше с сильной самоотдачей и преданностью, что сильно не понравилось его родителям. Отец в гневе наказал мальчика и разрушил мурти.
Идя по дороге, которую нам показали местные жители, мы подошли к храму с задней его стороны. Обойдя храм, мы вошли в зал, где уже было много народу. Подойдя к алтарю, мы поклонились Ганеше. Зная, что здесь мы остаемся на ночь, решили сначала устроиться в отель, а позже еще раз прийти в храм.
Я наблюдала за Свамиджи, у меня сложилось впечатление, что впереди него шел провожатый и указывал ему дорогу — так мы, выйдя из храма и обойдя его по часовой стрелке, свернули в узкую улочку, прошли вдоль высокого забора и оказались возле гостиничного дома компании «Бхакти Нивас». Узнав стоимость номеров и их состояние, мы решили остаться. Стоимость не выходила за рамки нашего бюджета — 300 рупий за 2-местный номер, а состояние комнат даже привело в восторг. Отдельные души, туалеты и умывальники позволяли пользоваться этими удобствами, не нарушая комфорта друг друга. Смыв дорожную пыль и наскоро постирав одежду, слегка освежившись, мы отправились знакомиться с Пали.
Уже стемнело и многого мы не смогли разглядеть. Однако, помня информацию, полученную из статьи, уже утром обратили внимание на то, что очертания высокой горы, у подножья которой устроился городок Пали, оказались точной копией фигурки Ганеши с алтаря. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, как он притаился среди зданий, окружающих его. Изначально здание храма было полностью деревянным, позже его реконструировали, и теперь основное здание каменное. Его высокий остроконечный купол уходит в небо. Пристройки, как и в большинстве храмов, деревянные.
Если зайти в храм с центрального входа, то открывается вид на просторный зал с восемью колоннами справа и слева и большая алтарная комната. Форма фигурки Ганеши на алтаре и в самом деле напоминает гору: широкая у основания, фигурка постепенно сужается кверху. Голова Ганеши украшена серебряной шапочкой. Цветочные гирлянды обрамляет шею и плечи Ганеши. Взгляд его мне показался пристальным и суровым.
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Варадавинаяка
Название храма происходит от слова «vara-da» — «выполняющий желания, благосклонный; пожертвователь».
Согласно легенде, махараджа Рукмангада однажды посетил ашрам Риши Вачакнави, где встретил жену отшельника Мукунду. Мукунда была очарована красотой Рукмангады, и предложила ему себя, но была отвергнута добродетельным махараджей. Тогда Мукунда прокляла Рукмангаду, в результате чего он был поражен проказой. Позднее она была соблазнена влюбленным в неё Индрой, принявшим форму Рукмангады, который якобы все-таки возжелал её. После этого Мукунда родила сына, которого назвала Грутсaмад. Когда Грутсамад узнал о реальной истории своего рождения, он проклял свою мать Мукунду и пожелал ей стать деревом Бори, а она, в свою очередь прокляла его, чтобы он родил сына демона по имени Трипурасур, того самого, кто был побежден Шивой после молитвы Раджнангаон Ганеше. Грутсамад после получения проклятия удалился в лес, который сейчас называют Махад, и молился Ганапати об очищении своей неблагой кармы, рецитируя знаменитую мантру «gaNAnAM tvA gaNApatiM...» — и Ганеша в образе Варадавинаяки, «наделяющего желаемым», даровал ему прощение и очищение. Грутсамад основал храм и назвал его Варадавинаяка.
В 1690-м году мурти Винаяки была найдена в близлежащем озере, а в 1725-м году была основана деревня Махад и построен храм Варадавинаяка. Мурти обращена лицом на восток, и рядом с ней постоянно горит огонь масляного светильника; считается, что этот огонь поддерживается непрерывно с 1892-го года. Считается, что Ганеша постоянно находится здесь в образе Варадавинаяки, «щедро наделяющего успехом».
В храме находятся 4 изображения слона, обращенных головами в 4 стороны храма, главный зал имеет размеры 8х8 футов. Купол поднимается в высоту на 25 футов, вершина его позолочена. Купол напоминает очертания свернувшейся кобры.
Это единственный храм из восьми, где преданные могут лично совершить подношения мурти и оказать почтение ему. Они имеют разрешение непосредственно близко подойти к ней, чтобы совершить молитвы.
Шри Варадавинаяка мандир в Махаде довольно известен, потому что это место считается Иччапурти Ганапати, это означает, что если помолиться здесь, то все ваши пожелания сбудутся.
Храм расположен в трех километрах от шоссе Пуна-Мумбаи около Кополи (80 км от г. Пуна), и таким образом расположен ближе к городу Мумбаи.
(Путевые заметки по прохождению этой части ятры находятся в процессе обработки. См.позже)
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Гириджатмадж
Считается, что именно здесь, в пещерах Лениядри, Парвати выполняла аскезу, чтобы родить сына Ганешу. «Atmaj» — здесь, «ребенок, сын»; «Girija» — «Горами рожденная» — одно из имен Парвати; таким образом, «Girijatmaj» — «Ребенок Парвати», одно из имен Ганеши.
Храм находится посреди буддийского комплекса из 18-nи пещер, он вырезан в одной скале, и, фактически, является восьмой пещерой из 18-и. Эти пещеры так и называют — «Ганеш лени», «пещеры Ганеши». Храм высечен из цельного камня в холме и к нему ведут 307 ступенек. В храме нет электричества. Вход в храм ориентирован на юг, так что в течение дня храм всегда освещается солнцем. В храме есть широкий зал без каких-либо опорных столбов. Размеры зала: 53 фута в длину, 51 фут в ширину и 7 футов в высоту.
Сама мурти находится в задней части пещеры и обращена лицом на север, хобот направлен влево. Из всех восьми Аштавинаяка мурти эта выглядит наиболее необработанной.
Храм расположен в 12 км от Нараянгаон, т.е. на расстоянии 94 км от г. Пуна. Рядом, в 5-6 км, находится замок Шиванери, где родился Чхатрапати Шиваджи Махарадж.
(Путевые заметки по прохождению этой части ятры находятся в процессе обработки. См.позже)
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Вигхнахар (Вигхнешвар)
История этого образа восходит к легенде о том, как Индра создал демона по имени Вигхнасура («vighna» -«препятствие, помеха»; «затруднения»; «мучения»), чтобы помешать поклонению Махараджи Абхинанданы. Единожды выпущенный, демон, как это часто бывает, не ограничился поставленной задачей, а принялся разрушать все, связанное с ведическим поклонением. На искренние мольбы людей откликнулся Ганеша, который сразился с демоном и победил его. Побежденный демон взмолился о пощаде, и Ганеша даровал ему жизнь с условием, что тот никогда не будет чинить препятствия тем, кто поклоняется Ганеше. Демон же попросил Ганешу о том, чтобы его имя стояло перед именем Ганеши, таким образом, Ганешу стали звать «Вигхнахара» (Разрушитель препятствий) и Шри Вигхнешвар Винаяк, т.е. «Вигхнешвара» — «Владыка препятствий».
Сам храм расположен в городке Озар на берегу реки Кукади. Расположен он входом на восток и обнесён широкой каменной стеной. По этой стене можно ходить. Главный зал храма имеет 20 футов в длину и внутренний зал 10 футов в длину. Мурти обращена лицом на восток, хобот направлен влево, в глазах, пупке и во лбу — рубины. Мурти Буддхи и Сиддхи размещены по обе стороны от мурти Ганеши. Храм наверху покрыт золотом и, возможно, построен Чимаджи Аппа после победы над португальскими завоевателями. Храм построен, вероятно, около 1785 года.
(Путевые заметки по прохождению этой части ятры находятся в процессе обработки. См.позже)
Из «Путеводителя по Аштавинаяка ятре».
Храм Махаганапати
И, наконец, в заключение своей ятры, паломники прибывают в Раджнангаон, где находится храм и мурти Махаганапати. Здесь, согласно легенде, сам Шива поклонялся Ганапати перед своей битвой с демоном Трипурасурой.
Легенда гласит, что однажды мудрец чихнул и из его рта появился на свет ребенок; находясь в обществе мудреца, он узнал много хорошего о Господе Ганеше, однако у мальчика присутствовали и дурные наклонности; когда он вырос, то превратился в демона по имени Трипурасур. Он рьяно молился Шиве и в награду получил три мощные несокрушимые небесные цитадели, сделанные из золота, серебра и бронзы, способные быть уязвимыми только тогда, когда расположатся на одной линии. И, зная о своей непобедимости, он явился причиной страдания всех существ в небесах и на земле. Услышав горячие призывы богов, Шива вмешался. Но поняв, что не может победить демона, обратился за советом к Нараде Муни. Нарада порекомендовал Шиве перед началом боя поприветствовать Ганешу.
Последовав его совету, Шива выразил почтение Ганеше, а затем выпустил одну стрелу, которая пролетела сквозь все три цитадели, положив конец демону.
Разновидность этой легенды широко известна в Южной Индии. Было сказано, что Ганеша послужил причиной поломки оси в колеснице Шивы, когда тот отправился сражаться с демоном, не оказав почтения Ганеше перед сражением. Осознав своё упущение, Шива поприветствовал своего сына Ганешу, а затем приступил к победоносно короткому бою с могущественным демоном.
Считается, что и храм, и город Манипур, который теперь называется Раджнангаон, построены Шивой.
Храм имеет внушительный главный вход, который охраняют две статуи, Джай и Виджай. Построенный таким образом, чтобы солнечные лучи падали прямо на мурти (во время движения солнца на юг), храм имеет явные признаки архитектуры, относящейся к 9 и 10 векам. Храм обращен к востоку, и мурти Ганеши также расположена лицом к востоку. Махаганапати изображается сидящим на лотосе со скрещенными ногами между своими супругами, Сиддхи и Буддхи. Хобот Ганеши повёрнут налево. Существует местное поверье, что реальная мурти Махаганапати, с десятью хоботами и двадцатью руками, скрыта в подземельях храма, однако этому нет никаких подтверждений.
Храм датируется периодом пешвы Мадхава Рао. Храм Махаганапати располагается очень близко к центру города Раджнангаон. Как и в других храмах, посвящённых Аштавинаяке, Ганеша Чатурти здесь почитается с большой пышностью.
После посещения храма в Раджнангаоне паломники возвращаются туда, откуда начинали свою ятру — в Маюрешвар. Расстояние от Пуны до Раджнангаона составляет 50 км.