Третье прохождение Ятры началось с благословения в ашраме Рикхияпитх. В последний, кульминационный день Сатчанди Махаягья наши Парамахансаджи устроили невероятный праздник, был приглашён большой духовой оркестр. Я не поверила своим глазам, когда впервые увидела людей в узких жёлтых брюках, жёлтых кафтанах, с чёрными лацканами и золотыми пуговицами, в высоких цилиндрах с козырьками, с горящими на солнце разными трубами! Они стояли рядом с Дататрея Бхаван, и настраивали инструменты. Когда программа началась, и оркестр двинулся к алтарю, выдувая Деви Аарти, я удивилась ещё больше, тому, как точно они передают все переливы Аарти этими гигантскими инструментами.
Наша группа сидела сразу за алтарём, на возвышении. С этого места хорошо было видно парикраму. На минуту я закрыла глаза и звуки музыки напомнили мне фестивали чествования Ганеши, которых я пересмотрела десятки в Ютуб. Никогда не видела такого вживую, но очень бы хотела поучаствовать. В моём воображении перед глазами стояла река людей, ярко раскрашенный Ганеш восседал на помосте, который несли десятки людей, а в воздухе летали ярко розовые флажки, и гул труб заполнял уши, Ганапати Бапа Мория! Я открыла глаза и увидела бегущего Гуруджи. Он схватил микрофон и побежал обратно в строй Парикрамы. В этот момент он был похож на шкодного мальчишку. Шея немножко вжата в плечи, корпус наклонён, улыбка до ушей и хитрые искры в глазах! Как только он вернулся на своё место, по Акхаре разлился его чудесный голос: «Джая Ганеша Джая Ганеша Джая Ганеша Дева!» Я совсем не ожидала услышать мантру Ганеше на Сита Кальянам! А Гуруджи продолжал петь! Свами Сатсанги шла за ним, весело хлопая в ладоши, и, как всегда, обворожительно улыбаясь! Сейчас она и сама была похожа на маленького Ганешу. Учитывая, что мы только и видим как она появляется из Ганеш Кутир и исчезает в нём... похоже, как и говорил Шри Свамиджи, Ганеш живёт там.
Я вспомнила, что на шее висит прасадный медальон с изображением танцующего Ганеша, и подумала, что столько совпадений просто не бывает!
Уже сидя в поезде Дели-Пуна, мы читали разные статьи о Ятре, предстоящих местах, и отзывы прошлых проходимцев Аштавинаяки))) Как только мы дошли до пятого Ганеша, я снова улыбнулась. Его имя Ганапати Чинтамани. Нашим босом по раздаче севы на паковке прасада была чудесная Карма Саньяси Чинтамани. Также мы получили сообщение от отставшихся в ашраме КАЙевцев, что началось празднование Ганеш Арадхана, где они участвовали в Абхишеке Ганеше! Праздники выпадают на 3 дня нашей Ятры... мэйджик!
Приехали в 15:00, загрузились в отель рядом с вокзалом, где Свамиджи уже останавливался с группой. Цены конечно интернешнл, но я не могла не отметить красоту архитектуры, резные перила и уютное устройство двора. Очень приятное место. Мы со Свамиджи сбегали в магазин по хозяйству и Свамиджи, конечно, сразу зашёл в 3 транспортные фирмы, чтобы договориться о машине на Ятру. Цены поднялись в сравнении с прошлым годом, и Свамиджи решил поискать другие компании. Мы вернулись в отель для мойки, стирки и вскоре вся группа уже неслась за Свамиджи по улицам Пуны.
Пуна отличается от тех мест в Индии, где я была. Молодёжь здесь современно одетая и в основном курящая. Много мусульман, женщины одеты в очень интересные мусульманские костюмы. Снизу длинная юбка, а сверху, как будто короткая юбка с капюшоном, одетая на плечи. Всё это отстрочено яркими индийскими узорами. Выглядят такие дамы невероятно мило.
О машине договорились в транспортной фирме Гурудата. Пробегая, я увидела алтарь Дататреи и забежала сфотать, а через 5 мин мы вернулись сюда и провели много времени в переговорах. Дататрея был прекрасен, не возможно было оторвать глаз. А когда один из служащих сделал ему пуджу и зажёг совершенно божественные палочки Грин Роз, ум совершенно растворился в ощущении мира и наслаждения этим мгновением.
После мы набрели на фруктовый базарчик, где я впервые попробовала свой новый любимый фрукт Чику — потрясающая сладость! А с виду совсем как мелкая молодая картошка.
Затем был ужин из чаумин и пакора. Справившиеся с ужином, с полными животами мы набрели на парату, которую весь вечер искали... и мы не отказали себе и в парате. Всю дорогу мы говорили о тапасе и всю дорогу очень вкусно кушали)).
Вечер закончился традиционным чаем Янтрашакти и связью с КАЙ.
6:50 Свамиджи сказал: Ятра старт.
Мы сидим в очень комфортной машине, водитель — милейший индус. Уже полюбовались Пуной с высоты горного серпантина, едем!
На пути встретилось цветущее дерево, точь в точь как то, что поразило меня в ашраме. Мало того, что оно усыпано цветами, так на нём ещё и цветы малинового и белого цвета и на месте соединения этих цветов, растут двухцветные цветочки, они как будто забрызганы белой и малиновой краской. Когда Бог расписывал Индию, он был в игривом настроении.
Так много параллелей с ашрамом, даже это дерево. Когда Свамиджи ехал в очередную Ятру, я всегда думала, что едет КАЙ. Теперь больше ощущения, что в Ятру едет Парампара Сарасвати. Абсолютно все, даже санньяси от куда-нибудь из Испании или Австралии, даже те, кто не знает о нашем существовании и, возможно, о существовании этой Ятры, все Сарасвати сейчас едут в эту Ятру. Потому что все мы внутри Свамиджи. Свамиджи часть целого, великого эгрегора Сарасвати. А часть и целое по сути своей — одно. И главное, как писал Гуруджи о своей Ятре на Кайлас, о том, как он нёс в своём сердце Шивананду и Сатьянанду, также Свамиджи несёт в каждую Ятру в своём сердце Гуруджи.
Чувство неописуемой детской радости накрывает уже на улочках, пока идём к храму. Первый взгляд … первое осознание запаха во дворе храма... и я слышу слова Янтрашакти: «Как пахнет!»
Он прекраснейший, благоухающий, добрейший, красивейший, милейший, восхитительный Ганапати Маюрешвар! Он та часть нас, которая осталась с детства в каждом из нас, источник счастья и чистоты. Любимый Ганеш! Мы такие счастливые!
Примерно в 8:00 мы остановились у чайника. Но это был не чай, а Амрита. Было такое ощущение, что только что подоили корову, и на парном молоке сварили чай. Уже по дороге в Пуну, Ганеш баловал нас паратой и идли, и мы отметили, что это будет вкусная Ятра. Но сегодня... сегодня всё имеет совершенно божественный вкус. Итак, всё началось с чая. Не успели моргнуть и глазом, как оказались на парковке у храма, и вот мы уже купили у красивой и обаятельной девушки тали, и пошли выбирать мурти. Несколько лавочек, усыпанных красотой в виде всех возможных изображений Ганеша: мурти, брелков, фенечек, кулонов с изображением Ганеши. Цены космические, но мы сторговались и купили на алтарь изображение 8 Аштавинаяков, к мурти с прошлых Ятр. Каждый взял себе первого Ганешу и мы зашли в храм. Поприветствовали, обошли по левой стороне, поднялись по деревянному коридору с лестницей и спустились в холл перед алтарной. Вход в храм охраняют и украшают 2 павлина, удалось даже сфотографировать Свамиджи. И вот мы на пороге алтарной. Коснулись первой ступени, передали Свамиджи тали и чётки на благословение.
Прабху пошёл первым и когда нашу тали предложили Маюрешвару, мы паровозиком сложили руки друг к другу и крайний к Свамиджи. Молодой пандит взял у Свамиджи малы и приложил их к стопам Ганапати. После нам поставили ярко оранжевые тилаки, мы вышли из храма и обошли его по правой стороне. Кое что ещё прихватили из сувениров, на выходе нас встретила бабуся с инжиром. Давняя мечта сбылась! Уже на парковке Свамиджи раздал прасад — модаки и инжир. Это был такой модак... и Ганеш, который живёт внутри меня наслаждался им... и инжиром, и бананчиком, которые мы ели уже в машине, и сейчас будет наслаждаться маленькой вкуснейшей чику. Сладкая Ятра, сладкий Ганеш! Лаура переводит историю Маюрешвара из книжечки, купленной у храма, и мы едем к Сидхатеку.
Уже на прихрамовой улице дыхание само затаилось, и на ступенях храма, и у алтаря. Рядом с ним не хочется дышать. Может наступает такое состояние шанти внутри, что даже дыхание становится лишним. Мурти — большой, и наверное тяжёлый камень, а ощущение, как будто он из эфира, и почти неосязаемая вибрация заполняет всё пространство вокруг. Внешний шум и внутренняя тишина царят здесь.
Как только мы стали подъезжать к парковке, машину облепила индусятская пацанва. Они танцевали и радовались в предвкушении сорвать куш с иностранцев за самодельные пушпамалы. На тоненьких верёвочках висели полтора цветка, кусочки травы, у самых крутых были гибискусы, наверняка содранные неподалёку. Все они были как на подбор красивые, примерно одного возраста, похоже подстриженные, похоже одетые и как бы не 8 штук, я не считала. Отбиться от них было тяжело, наглецы требовали за малу 40 рупий, которая не стоила и пяти. Почти убегая, мы добрались до пуджа тали. Похоже мэн, продававший их, был босом индусят. Когда Свамиджи спросил, почему тали без цветов, он взял малу у одного из ребят и бросил на тали, накинув сверху 20 рупий. Пришлось поторговаться... И вот уже ступени храма, мы поставили фото Гуруджи на прасад и пошли вслед за Свамиджи. Свамиджи подпрыгнул чуть ли ни на метр над землёй и громко ударил в большой колокол над входной аркой. «Ничёссе», подумали всё вокруг! Ошалевшие, мы пошли здороваться с Сидхивинаяком. После прасада, Свамиджи снова передал брамину Ятровские малы, и тот приложил их к порогу Сидхивинаяка. Как только мы вышли из храма, Свамиджи сразу позвал нас в прихрамовую столовую. Здесь нас накормили вайшнавы, и это был махапрасад!.. Казалось, я чувствую вкус каждой рисинки. Никогда не испытывала ничего подобного по отношению к пище. А сладость... В общем, было хорошо, очень!
После прасада мы вышли в холл, нам разрешили сфотографировать Свамиджи на фоне Алтарной, что мы быстро и сделали. И пошли на парикрама роуд. «3 километра!» — пугал нас продавец пуджа-тали. Свамиджи засмеялся и сказал: «only one!» Все выдохнули и пошли. Во время парикрамы мы пели мантру, которую пел Гуруджи, в кульминационный день Сита Кальянам: Джая Ганеша Джая Ганеша Джая Ганеша Дева Мата Тери Парвати Пита Махадева.
И вдруг Свамиджи решил убежать от нас, видимо от звуков нашего божественного пения! Я никогда не видела, чтобы Свамиджи так быстро бегал, он словно превратился в Астерикса! Я, конечно, чухнула за ним. Не могла себе позволить упустить поснимать такой момент! Сразу отправила Шакини, зная, что она оценит, и покажет всем дома.
Конечно же Свамиджи побежал вперёд, чтобы сделать красивое фото всей группы на парикрама роуд. Фото удалось! На обочине цвели большие цветы красного гибискуса и один из них конечно же украсил нагрудный кармашек Свамиджи. Завершив парикраму, Свамиджи с группой пошли пить сок, а я на охоту за мурти всех 8 аштавинаяков. Нашла тех, кого хотела, и удалось хорошо сторговаться. Ещё в ашраме я загадала найти в этой поездке Ганеш Арадхана — Ганеш, читающий книгу. Он нашёлся! Моё сердце наполнено радостью и мы едем в Пали, к Балалешвару.
На выезде из Пуны, в сторону Пали, совершенно киргизский ландшафт, как заметила Лалита.
Балалешвар совершенно остановил ум. No action. No reaction. Только созерцание проявленного здесь Бога. Когда Свамиджи наклонился в поклоне и брамин хлопнул его по спине, внутри аж ёкнуло, вспыхнула картинка в Кедарнатхе, тот же жест брамина, тот же хлопок по спине Свамиджи. Удивительно, что именно здесь форма Ганеша так похожа на Кедарешвар! Тот же горб быка, только увенчанный головой Ганеша. Теперь совсем не удивительно, что перед храмом Ганеши есть Нанди, и Мушика стоит также как и Нанди, перед храмом Бога. Теперь ещё более осознаны впечатления от Абхишека Ганеши. Я никогда не видела этот ритуал в живую, но когда наши Карма Санньяси написали из ашрама, внутри что-то аж замерло от восторга. Балалешвар Ганапати, Кедарешвар Махадев — всё едино.
Дорога до Пали очень длинная и очень красивая. Узкая, почти тропинка, проходящая через гущу леса, топи болот с белыми лотосами, открытые степи и огромные холмы цвета геру, поросшие сухой травой. Где-то, в чаще деревьев, воткнуты единичные домики, где-то целые жилые массивы, некоторые строения имеют балконы с балясинами, покрытые чёрной плесенью и заросшие зеленью, явно остатки британских построек. Мы проехали бесчисленное количество деревень, всё они и похожи, и не очень, но всё это определённо родная Индия. В этой поездке поражают изгибы холмов, то похожие на Шивалингам, то напоминающие какие-то Египетские силуэты, то в форме груди женщины, то в виде вереницы верблюдов. Места невероятно красивые, как и всегда, на горном серпантине. Всю дорогу вспоминался Чар Дхам и наши, не вылазиющие из окон головёшки, жадно всматривающиеся в каждый метр пространства. Индия прекрасна во всех своих краях.
Приехали поздно, уже резко начало темнеть. Действовали быстро и оперативно, так как впереди ещё дорога к следующему храму. Сначала Свамиджи забежал в храмик с копией Балалешвара, и нам даже не верилось, что мы уже на даршане, и даже не успели купить тали. Пока ум размышлял, Свамиджи уже бежал дальше, и всё мы понеслись за ним. Купили тали, оставили тапки, и пошли к храму. На входе Свамиджи громко трижды ударил в колокол, и концентрация мгновенно поднялась на должный уровень. Мы поздоровались с Мушикой и зашли в алтарную. Пандит сразу позвал Свамиджи ближе, и все мы собрались в уголке за Свамиджи для ритуала. Тали было предложено Ганеше, здесь осветили картинку с изображениями Аштавинаяков, и Свамиджи передал пандиту малы. Каково было моё счастье, когда я увидела, что он подносит малы к бивню Ганеши, тому самому, который отсёк топор Парашурама. И которыми Ганеш писал Махабхарата. Символ мудрости! Благословение! Пандит был очень открыт и дружелюбен, всем поставил тилаки, налил воды, каждому предложил поклониться Ганапати, и всех благословил. Ещё раз взглянув на Балалешвара, мы вышли из храма вслед за Свамиджи. Прабху шепнул желание на ухо Мушике, и мы последовали его примеру. 18:38 мы вышли из храма. Уже совсем темно, и примерно 1,5 часа езды до Махата. Уже по дороге Свамиджи получил сообщение из дома о том, что на чантинге исполняли Аштавинаяка мантру, которая несколько минут назад играла в храме. Мы вместе, и это главное. Вместе и едем дальше.
Этот Ганеш отличается от всех. Его глаза не пуговки, а глубокие отверстия, и от этого его взгляд кажется пронизывающим, мудрым, серьёзным. У него есть головной убор — шапочка из соломы. И это единственный Винак в этой Ятре, к которому можно прикоснуться.
На первой вечерней встрече, стоило увидеть кусочек оранжевого тела за спинами людей, как по телу пробежали мурашки. Когда его лицо открылось, всё тело остолбенело, пришлось напомнить себе, что нужно двигаться. Я всматривалась в его лицо и пыталась угадать его качество. Оно открылось на утреннем даршане, когда мы снова пришли к Вараду. Гуру Винаяк. Свамиджи долго читал мантру перед алтарём, и я обнаружила в своём уме лишь 1 фразу: Марг Даршан, Марг Даршан... Осознание благословения привело к очень глубокому спокойствию, где-то внутри существа. Такое спокойствие источник уверенности, силы и счастья — всё, что нужно для движения вперёд. Огромная благодарность Свамиджи за эти даршаны, возможность жить так, быть здесь. Когда Жизнь дарит Гуру, Гуру дарит всё.
В Рикхияпитх Свами Ниранджан говорил о Шри Свамиджи. Он говорил, что Учитель обладал уникальным даром — давать человеку то, что ему действительно нужно. Не то, что хочется, а то, что приведёт его к реализации. Это черта каждого Гуру. Нам столько всего хочется... но Свамиджи даёт нам самое ценное, то, что нам действительно нужно.
Мы приехали в Махат уже затемно. В Бхакти Нивас сняли шикарные комнаты, чистые, просторные, с новейшими ванными комнатами. После того как мы смыли с себя пыль многочасовой езды, пошли поздороваться с Варадвинаяком. Наш отельчик стоял прям возле храма Дататреи, Господь сопровождает нас, от Ашрама Рикхияпитх.
Каждый раз в Акхаре, пробивая мимо его Мандира, я забегала на даршан. В Пуне наша транспортная компания — Гурудата, с самым красивейшим Дататреей на алтаре, из всех что я видела. И вот сегодня наш дом возле Прабху. Машина также была припаркована рядом, с другой стороны храма. И утром, вынося багаж, мы обнаружили, что наш кар охраняет рыжий пёс. Свернувшись калачиком, он спал у машины.
Возвращаюсь в повествование назад. Вечером, после даршана Ганеши, мы пошли на поиски ресторана, но почти всё было закрыто. Нам попался магазинчик, где мы купили любимые нудлс Магги, и Янтрашакти приготовила нам прекрасный вкусный ужин. Впервые легли поздно, но предстоящий даршан, не давал отлёживаться утром. Перед храмом мы обнаружили, что всё лавочки закрыты, и негде купить пуджа-тали. Откуда ни возьмись возникла женщина с двумя тазами цветов и гирлянд. Всего за 50 рупий она продала Свамиджи цветы гибискуса и большую красивую гирлянду. Свамиджи поблагодарил Матаджи, и мы отправились в храм. Сегодня было больше времени рассмотреть Ганеша. Мне очень нравится смотреть как преданный ухаживает за мурти, как, например, дедуля из Нагара, наряжающий Кришну, или брамин Сидхатека, аккуратно рисующий верхушку «Ом» на широком лбу Ганеши (лежачий полумесяц и точка). У Варадвинаяка украшение было уже завершено, но какое было счастье рассматривать его красоту. Тригуна была нанесена белой краской, тонкими линиями, и украшена маленькими белыми цветочками, те же цветы украшали хобот. Ганеш был очень нарядным! Насладившись даршаном, мы вышли из храма, шепнули Мушике на ухо желания и пошли навестить Шиву, живущего по соседству.
Местный пандит напомнил нам, как правильно нужно смотреть через ухи Нанди на Лингу и загадывать желания. Мы всё сделали в точности, и получили даршан Махадева. После храма мы вернулись за вещами в отель. Храм Дататреи уже был открыт, и мы зашли поприветствовать Гуру всех Гуру. В 6:38 мы отправились к следующей точке паломничества.
Как же описать его? Он самый ясный, нежный, добрый, милый... И это место, определённо, связано с творчеством!
Только здесь нас пригласили в музей Ганеши. Когда мы шли, я и не предполагала, что нас ждёт 3 этажа уникальных, собранных со всей Индии мурти Ганеши, картины из натуральных горных красок, которым больше 1000 лет, восхитительных современных картин и мурти, деревянных резных Ганешей в рост со Свамиджи и, как бы это ни было поразительно, Дататрея Ганеш!
Впечатления описать не возможно, их было больше, чем можно было осознать.
Мы увидели макеты всех храмов Аштавинаяка Ятры, и даже первые двери храма, которым тоже сколько-то много лет. Парень, служивший при храме и, похоже, главный смотритель музея очень тщательно рассказывал Свамиджи обо всех достояниях. И потом сказал: «Многие едут в Аштавинаяка Ятру только чтобы попросить Ганеша о своих нуждах. Они думают, что если проедут храмы, всё в их жизни изменится, но ничего не делают сами». Свамиджи ответил: «Да, мой Гуру говорит также — вы умудряетесь вести бизнес даже с Богом!» Паренёк счастливо закивал, казалось, он нашёл родную душу. Стоило нам впечатлиться одними Ганешами, как он звал нас ещё выше, к следующим ещё более восхитительным произведениям искусства! На последнем, 3-м этаже, Свамиджи рассказал, что в нашем ашраме мы тоже рисуем Ганеша и делаем раскраски для детей! Мы показали ему на сотке, что нашли, на что Ганешевед ответил: «фантастик». Он сразу попросил нас прислать всё, что у нас есть о Ганеше и он разместит это в музее! За минуту до этого, я на 5й скорости фотала Ганешей, думая, как круто мы будем рисовать их всех с Йогаарчаной на детской Йоге! Так что, да благословит нас Ганеш, и кусочек Казахстанской Академии Йоги будет жить рядом с Чинтамани!
После утреннего даршана у Варадвинаяки, из Махата мы отправились в Тзеур, путь в который снова проходил через Пуну. До Пуны мы доехали за 1,5 часа, хотя вчера добирались из Пуны до Пали 4 часа. Похоже здесь много разных дорог, и как следствие разное время в пути.
Атмосфера во дворе храма показалась особо мирной, домашней и уютной! Под деревянным навесом, у входа в алтарь висит хрустальная люстра (было очень удивительно увидеть её здесь), и множество украшений.
Сам Ганапати почти кругленький, слегка выпирают ушки. Глаза ясные, мудрые и добрые. С первого взгляда на него, как то всё стало яснее и ярче, купола храма ещё розовее, цветы на гирлянде ещё наряднее.
Свамиджи поднёс тали, картину с изображениями Ганеши и малы. Всё приложили к стопам Ганеши и на картину и малы поставили тилаки и положили цветы с его гирлянды! Счастливые, мы вышли из алтарной и пошли к соседу — Шиве, уже традиционно. Снаружи стоял Нанди, нижняя часть храма выкрашена в чёрный цвет, а купол ярко розовый, как у Ганапати. Снаружи храм смотрелся просто мило, но стоило шагнуть в малюсенькую дверь...
как мы попали в истинную обитель Шивы. Прабху живёт здесь и в Шивалингаме, и в воде, что капает на него, и в мурти Деви, и в дыме палочек, и в каждом кирпичике храма. Свамиджи сел у Шивалингама не на долго, коснулся его и направился к выходу. Мы провели внутри несколько минут, а ощущение, что встретились с Прабху... и снова маленькая дверь, в которой нужно почти пополам согнуться, вернула нас в ясный, залитый солнцем дворик. Два измерения так легко и дружно соседствуют друг с другом. На выходе Свамиджи поймал тот самый молодой индус, который утянул нас в Музей Ганеши. Как только он увидел Свамиджи, уже не отпускал его, пока не рассказал ему всё о храме и их деятельности и не выспросил всё о Свамиджи. При этом он был очень учтив, внимателен и вежлив. На выходе мы купили инжир, и разделили сладость. Сейчас мы едем в гости к Лениядри. Правда водитель завёз нас в Ранджангаон, уверяя нас, что нам именно сюда. Но мы подняли бунт на корабле и шеф поехал в нужном нам направлении, которое было заявлено изначально. Не перестаю удивляться терпению Свамиджи. Пока мы ругаемся, он мягко и спокойно, уже в «108й» раз рассказывает Кхану (водителю), что такой порядок описан в Шастрах, и что очень важно соблюдать эту последовательность... Благодарим, Свамиджи! Ятра столькому учит, успевать бы видеть и вовремя, и правильно реагировать.
Все святыни в горах отличаются от прочих храмов, тиртх, питхов. Есть в горах что-то сокровенное и сакральное. И этот Ганеш особенный. Он единственный имеет почти плоское тело и маленькую голову с зоркими глазками. Кажется, что Гириджадмадж это не только мурти, а весь храм, все комнаты монастыря и все эти горы, всё это место — Ганапати.
Первое место Ятры с препятствиями. 350 ступеней ведут к храму, подъём достаточно крутой, но это не единственная преграда. С этого года Археологический отдел Министерства Культуры Индии взял этот памятник культуры под своё крыло. Поставили заборы из металлической сетки, теперь мусор кидают не прямо на ступени, а рядом, за сетку. Также поставили ворота, охранника, тикет-будку и кассира. Теперь вход для индийцев 25 рупий, а для иностранцев 300 рупий. Не взирая на саньясинские одежды Свамиджи с нас взяли по полной. За себя не обидно, но для Санньяси это должно быть бесплатно. Санньяса не имеет отношения ни к религии, ни к национальности, ни к гражданству. Правда есть поблажка, если приехать до 8 утра, то можно пройти бесплатно!
Когда Свамиджи удалился говорить с босом, мы стали читать мантру Ганапати. Пара строк гимна, и я услышала женские голоса индианок. Повернулась и глаза мои округлились. Передо мной шумели и переговаривались индианки в совершенно одинаковых ярко оранжевых сари, с синей каймой, с золотыми цветочками. Конечно же маленькие и приятно пухленькие. Их восемь?, мелькнула шальная мысль. Посчитала, оказалось шесть. Показалось, подумала я, всё это время продолжая читать Ганапати. И через минуту поднялись две оранжевенькие дамы постарше! Восемь! Ганешвари, перетаптываясь с ноги на ногу, купили билеты, как законопослушные гражданки и покатились по ступеням вверх, смеясь, подтрунивая друг над другом, то хлопая по плечу, то пощипывая бока друг другу. Я смотрела им в след, благодарила Бога за даршан, и размышляла, кто из них кто? В том, что это даршан Господа Ганеши у меня нет сомнения. Это справедливо даже потому, что Атман есть в каждом из нас. Верить или не верить — дело каждого. Об этом на Сатчанди говорил Гуруджи.
Ступени прошлись сами, показалось, что минут за 10 максимум. Рядом с нами шла компания парней, уже на первых ступенях кто-то из них крикнул: «Ганапати Бапа!» «Мория!» — ответили хором его друзья. Создалось ощущение праздника. Свамиджи купил противообезьяний дрын ещё на подступах к подъёму и ребята помогали ему в этой работе. Один из парней долго и внушительно пытался достучаться до совести одной обезьяны, которая сидела с умело виноватым видом. Так весело и пролетело время на подъёме.
Первой комнатой оказался прекрасный зал с каменными колоннами и арочным потолком. Свамиджи начал петь Ом и гул его голоса объемно раздался во всём зале. Все стоящие там индусы притихли и прислушались. После этого зала мы пошли к Ганеше. Перед алтарной большой каменный холл в точности такой, как описан в книжечке, которую нам регулярно читает Лаура — холл без единой колонны. Перед алтарём сидела горстка индусов, гонявших от нас обезьян на подъёме, и наши Ганешвари. Всё с любопытством поглядывали на Свамиджи и группу. Мы подошли к Алтарю, Свамиджи предложил подношения Ганеши, затем осветили картину с изображениями Аштавинаяки и малы. В этот раз малы коснулись цветочной гирлянды Прабху! Мы традиционно сфотографировали Свамиджи с портретом Гуруджи и прасадом на фоне алтаря и пошли гулять по монастырю. Нас впечатлили кельи, залы для медитации и яма для випасаны. Явное ощущение дома и уюта, несмотря на то, что всё вокруг — голый камень. Мы даже нашли каменную чашу с водой и решили, что это наша ванна, распределили комнаты и даже опробовали каменные полы на мягкость во время шавасаны. Понравилось. Свамиджи и Янтрашакти гуляли на нижнем этаже, после мы встретились и пошли по-тихоньку вниз к машине. Немного прошлись по базарчику, купили чёрный гигантский изюм и поехали дальше.
Сейчас мы уже добрались до Озара, пьём тростниковый сок у Вигнешвара. Храмы оказались совсем близко друг к другу.
Ум делает своё дело, впечатления уже не такие яркие, как в начале Ятры. И я люблю такие моменты. Именно сейчас впечатление, красивую позитивную самскару можно наработать не эмоциями, а глубоким расслаблением и погружением во внутрь. К Вигнешвару я пришла ровной, ничего не трепетало внутри, в уме не звучали переливы киртана. Йога — главный помощник на духовном пути и её практики больше всего нужны в такие моменты. Тратака была спонтанной. Когда смотришь на изображение Бога, нет желания рассматривать интерьер храма, людей или что-то ещё. Я смотрела на него и в уме повторяла «Джай Ганеш». Тратака — это одна из прекраснейших практик, потому как за пару минут можно заполнить всё своё осознание образом Прабху и останется лишь переживать этот опыт единения, растворения и мира.
Мы приехали в Озар около 5 вечера, и к нашему большому удивлению, Свамиджи сказал: Остаёмся! Никуда не нужно было бежать, торопиться. У нас была целая жизнь до следующего утра! Переодевшись, мы пошли в храм, и не стали откладывать пуджу на утро, взяли тали и направились на даршан. В алтарной было 2 Ганеши. Один маленький, которому предлагаются все подношения, и в глубине алтаря сам Вигнешвар. В этот раз малы и изображения Ганеши осветились о хобот Вигнешвара! Этот момент был каким то особенным, и меня заполнила благодарность к Прабху, он так открыт для нас, так дружелюбен, так ласков, и так добр, как и всякое другое божество, когда к нему приходит Акхилеш... Мы пошли на парикраму, и наконец разбили первый кокос, которых накопилось уже целый пакет. Как говорит Лалита, у нас, на заднем сидении кокосовый рай! Свамиджи фотографировал храм на фоне прекрасного вечернего неба, и после этого у нас впервые появилась возможность просто посидеть у храма. Началась церемония, брамины стали читать мой любимый гимн Ганеши, который я никак не могу добыть, и даже не знаю названия. Его читали во время Абхишеков на Махашиваратри, много раз он звучал в ашраме во время Ягьи. В этот гимн входит Ганеш Гаятри, которую мы исполняли на Дивали. И сейчас он звучал здесь. Ум быстро растворился в Гимнах. Как и говорили Гуруджи и Свами Сатсанги: мантра очищает ум мгновенно, по щелчку. Я открыла глаза, и стала наблюдать за приходящими в храм людьми. Семьи, молодёжь, счастливые дети, которых родители с малых лет приучают к духовным традициям. Один мужчина нёс на руках дочь, годика 3-4 возрастом. Она была в кукольной пышной красной юбке, с маленьким хвостиком на макушке. Папа опустил дочь на пол перед черепахой, которую приветствовали до алтаря. Девочка наклонилась и коснулась ручками черепашьего панциря, а затем поднесла их к глазам и быстро посмотрела на папу. У неё была такая счастливая улыбка! И глазки — чёрные пуговки, светились так, что казалось лучики света осветили её милое личико! Счастливые! Счастливые люди, рождённые в Индии! Затем пришла ещё одна семья, с детьми чуть старше. Супруга шла позади, молодая, современно одетая женщина. Она достала 1 просадную модаку, и положила черепашке. «Мама», подумала я и улыбнулось. 2 минуты спустя пришёл дед, поклонился к черепашке и забрал модаку. «Вот так Господь кормит преданных руками матери», снова подумала я и снова улыбнулась. Здесь вообще хочется улыбаться. И даже когда находишь себя в неулыбающемся состоянии, ум начинает тревожиться, как будто что-то не нормальное происходит в организме и сразу даёт команду улыбаться!
После храма мы прогулялись по улочке к озеру, и пошли на ужин. И снова пища при храме перевернула сознание. Я давно отношусь к еде как к источнику энергии. Качество пищи определяет качество энергии внутри меня, и после такого прасада вообще не хочется есть ничего другого. Такую пищу я могу сравнить только с тем, что готовит Свамиджи.
После ужина сходили за Мушиками и Ганешами, и вернулись в отель. Завтра Бхимашанкар!
Утром наша группа снова пришла в храм, поздороваться и попрощаться с Ганешей, мы получили даршан и отправились собираться. Перед отелем попили чай от Бхакти Нивас. Это был сладючий чай Бхактидхармы.
Уже в отеле Янтрашакти попросила разбить пару прасадных кокосов в дорогу, сказав что можно поросить об этом любого индуса. Двое встретившихся мне на пути отправили меня в храм. И я подумала, что это даже хорошо. В храме меня словно из рук в руки передавали в нужном направлении, пока я не оказалась перед индусом, мирно совершающим свою утреннюю парикраму. Я протянула к нему руки с кокосами и попросила о помощи, он был несколько удивлён, но согласился, забрал кокосы и быстро пошёл вперёд. За моей спиной
Брамины читали любимый гимн Ганеши. Мы с любезным дяденькой пришли к специальному сооружению, где было всё необходимое для нашей процедуры. Он быстро и ловко справился с задачей и передал мне прасад. Обойдя храм в направлении парикрамы, я снова зашла к алтарю, ещё раз глянуть на Ганапати и помахать ему на прощание. За спиной я услышала звон колокольчика, и так как я находилась в индийском храме, а этот звук тут привычен, я не обратила внимания. Звон быстро приближался и через мгновение мимо меня пробежал красивый высокий рыжий пёс, с совершенно ясными огромными карими глазищами, и чистой вьющейся шерстью. «Вот это да!», подумала я. А пёс, никуда не сворачивая, по прямой бежал в алтарную, подошёл к самому алтарю, потоптался там нескоторое время и выбежал обратно. Обалделая и счастливая, я поблагодарила Ганешу и Дататрею за такие даршаны! Кстати напротив нашей гостиницы, прямо напротив входа висит вывеска с Дататреем!
Через 5 минут мы уже сидели в машине, готовые к дальнейшим приключениям. Индия такая вся! Невозможно даже разбить кокос, не получив благословения!
Он не зря называется МАХАганапати. Он самый величественный, он — Махараджа Ганапати, самый сияющий, самый красивый! Я подумала, что эта Ятра точно для любителей эстетики, красоты и искусства! Как красота Кедарнатха отличается от красоты Бадринатха, так и Аштавинаяка Ятра отличается от других более брутальных мест своим изяществом, сочностью красок и изысканностью форм. Махаганапати излучает благополучие и мощь! Здесь Ганеш воспринимается как правитель Вселенной, как первый из Богов, как тот, в чьём животе существует всё Творение!
Мы приехали в Ранджангаон после Бхимашанкара. Голова всё ещё плыла, и был даже какой-то дискомфорт идти за следующим даршаном. Но у алтаря всё развеялось, правда не на долго. Остаток дня я провела в подвешенном состоянии.
Дворик храма своей атмосферой напомнил Чинтамани, даже не поняла сразу чем. Но после даршана, пока Свамиджи с группой разбивали кокос, я увидела большую открытую галерею, в которой в больших арочных рамах были выставлены полотна холста, расписанные масляными красками. Эти картины иллюстрировали историю победы Махаганапати над Трипурасуром, которую нам в дороге читала Лаура.
Творчество! Эту энергию невозможно не почувствовать и она очень ярко проявлена здесь и в храме Чинтамани.
Храм Махаганапати полностью деревянный, все его колонны, перила и арки из резного дерева, красивого тёплого коричневого цвета. Над двускатной черепичной крышей возвышается жёлтый с золотой макушкой купол. И конечно же флаг!
Когда мы зашли на даршан, ахнули от его красоты. Свамиджи поднёс Ганеше подарки, чётки и картину. Всё благословили о его малу. Несколько минут мы задержались у алтаря и прочитали мантру Прабху. После даршана пошли на парикраму, потом некоторое время сидели в холле и читали мантры Ганеши. Затем вышли во двор, купили 2 огромных модака и пошли в столовую, где нас, как всегда, нереально вкусно покормили. Пища в таких столовых простая — рис, дал и сладкая халава. В одном месте ещё было сабджи и пури. Но даже минимального набора достаточно, чтобы быть абсолютно сытым и при этом лёгким. После обеда мы разделили модаки, они были просто божественно вкусными! Ни намёка на сонливость или какой бы то ни было дискомфорт после такой пищи. Потому что это — прасад! Энергетически чистый продукт! После обеда мы зашли в холл, где была оформлена стена с барельефами всех восьми Винаяков, а напротив висели 2 большие картины маслом того же автора, кто расписывал галерею. После того как мы облазили все храмы, алтари и закоулки, мы пошли к выходу в предвкушении, что ещё одна встреча с Маюрешваром завершит нашу Ятру. Когда мы ехали сюда, из разговора девочек, я поняла, что мы едем в последний храм. Мысль о том, что больше не будет новых Ганешей, и Ятра подходит к концу, была очень странной. Потому что ум уже вошёл в этот ритм, и казалось всю дальнейшую вечность я буду двигаться от Ганеши к Ганеше, снова и снова из бесконечности в бесконечность.
Довольно быстро мы добрались до Маюрешвара. Уже уверенно шли по знакомой улочке к храму, купили пуджа-тали и группа отправилась в очередь на даршан. Мы с Лалитой намерено отстали, чтобы добыть гирлянду для Свамиджи. Почти сразу нам попалась огромная гирлянда из гибискусов. Это было то, что нужно! Во дворе храма мы поднесли гирлянду Свамиджи, сфотографировали его в последней точке нашего паломничества и затем Свамиджи одел на нас малы. Было и радостно и грустно одновременно. Я вспомнила слова Свамиджи о том, что в момент достижения цели человек испытывает некоторый дискомфорт, а в процессе её достижения — истинное счастье! Сейчас было именно так. Пока Ятра шла, никто из нас не стремился к конечной цели, все наслаждались каждым местом, каждым моментом. Наверно поэтому и возникло ощущение бесконечности нашего путешествия. Я посмотрела на глаза Свамиджи, и мне показалось, что и ему немного грустно от того, что всё завершилось. Потихоньку двигаясь к машине, мы набрели на чайник и решили, что это лучшее празднование завершения Ятры. Чайник попался отличный, феерично разливал чай из кувшина в кастрюлю и обратно, и чай сварил очень вкусный. Янтрашакти раздала прасадные модаки и мы продолжили тащиться. Конечно же пришёл пёс! Свамиджи ласково потрепал его за ухо, и шабак не уходил пока мы не встали.
Так завершилась Аштавинаяка Ятра. Впереди нас ждала шумная Пуна и на завтра была запланирована поездка в большой храм Ганапати в Пуне.
Я смотрю на наши малы и вспоминаю каждое их прикосновение к восьми святыням. Это прекрасное напоминание уму о том, какие мы везунчики!
Пуна, утро. Как и было запланировано, мы снова едем к Ганеше. Нашли автобус (N174 или 170), 20 мин и мы на месте. Храм превзошёл всё мои ожидания. Огромный, весь из резного камня. Я с открытым ртом смотрела на стены храма, как почувствовала, что кто-то тянет меня за загривок. Это Свамиджи взял меня за шею и буквально воткнул мой нос в окно, которое было прямо напротив алтаря. Огромный Ганеш, ярко одетый, расписанный, в богатых украшениях, в золотом тюрбане и с золотыми ушами! Только я открыла рот от рассматривания Ганеша, как Свамиджи уже тянул меня за руку, идти дальше. Мы оставили сумки, взяли пуджа-тали с самым маленьким кокосом, потому как уже обросли кокосами по уши. Когда мы зашли во внутрь, всё внимание забрал алтарь, Ганеш был прекрасен, и мы просто прилепились к нему глазами. После даршана, мы пошли на площадку перед алтарём где можно было посидеть, почитать мантру и просто полюбоваться Прабху. По рядам проходила девушка и всем раздавала модаки, через несколько минут пришла ещё одна. «Так закормят», посмеялся Свамиджи.
Здесь я могла рассмотреть весь храм, и он, конечно, захватывает дух! Если в Аштавинаяка Ятре только алтарь был выполнен из чеканки серебра с узорами, тематическими орнаментами и изображениями, то здесь серебром был отделан весь храм. Купол расписан индийскими растительными узорами. Лестницы и коридоры по периметру храма были отделаны каменными резными панелями с теми же узорами, а внутри, колонны, выступы, балконы, барельефы, всё было сделано из серебра.
Я подумала, что однажды в Казахстане появится храм Ганеши, где он будет сидеть как прекрасный Хан.
Остаток времени мы провели у лавочки с красивейшими мурти на продажу, приобрели там чудесных Ганешей и Мушиков, и счастливые поехали в отель, конечно накатив по дороге по стаканчику тростникового сока.
Сейчас мы сидим в поезде Пуна-Варанаси, сегодня прям индиан стайл, была почти давка, пока путешественники распределились по полкам. В нашем купе 10 человек вместо 6, мы уже выпили чаю, и довольные едем домой.
Джигьясу саньяси Анахата Сарасвати