Человек, вставший на путь Бхакти Йоги может иметь различные отношения с Богом. Одно — sakha bhava, отношения, которые существуют между друзьями. Другое — matri bhava, отношения, которые существуют между матерью и ребенком. Третье — dasja bhava, отношения, которые происходят между мастером и слугой. Есть также vair bhava, отношения, основанные на ненависти.
В мире было много бхакти-йогов. Yashoda, мать Кришны и Kaushalya, мать Рамы, развивали matri bhava, отношения с Богом в форме матери и ребенка. Suddama, компаньон Кришны, развивал sakha bhava, отношения между друзьями. Radha, супруга Кришны, развивала prem bhava отношения, которые существуют между влюбленными. Ravana и Рама, Kansa и Кришна развивали vair bhava, отношения ненависти и враждебности. Вы можете задаться вопросом, как ненависть и враждебность становятся частью bhakti. Если вы не любите кого-то сильно, от глубины вашего сердца, что вы делаете? Вы думаете об этом человеке все время. Kansa был поглощен пророчеством, что Кришна, восьмой сын Васудевы, убъе его. Kansa даже видел Кришну во снах. Его мысли никогда не оставляли Кришну. Мысли Раваны никогда не оставляли Раму; они были сфокусированны и однонаправленны.
Конечно, если вы хотите развить vair bhava с Богом, тогда вы должны стать или Раваной или Kansa, потому что для каждой bhava вы должны иметь соответствующий образ мысли. Я — Свами Ниранджан, и bhava, приемлемая мне, другая. Я — не Равана или Kansa. Моя bhava, мои отношения, будут соответствовать жизни ученика. Для меня это будет dasya bhava, отношения «мастер — слуга». Мне дают задание, я его выполняю. Если я не получаю задание, тогда я использую мои умственные способности. Итак, согласно индивидуальности последователя, могут быть приняты разные виды отношений. Mira Bai, одна из великих святых женщин, имела отношения любви со своим Ишта. Эта любовь была настолько интенсивна, что во время ее смерти, все ее существо полностью слилось с образом, статуей Кришны. Любовь преобразовала ее физическое тело в энергию, которая слилась со статуей. Та же самая вещь случилась с Chaitanya Mahaprabhu, очень большим bhakta из Бенгалии. История гласит, что даже его тело слилось с образом Бога в Джаганатхе, Puri. Он тоже имел отношения любви. Итак, мы можем развить форму отношений согласно нашим склонностям, согласно нашей индивидуальности.
Самое лучшее описание отношений, на которые я натолкнулся в моей жизни — это отношения между Хануманом и Рамой. Кто-то когда-то спросил Ханумана: «Каковы ваши отношения с Рамой?» Ответ, который он дал — очень красивый: «Физически я — слуга моего мастера. Мысленно мой мастер — мой друг. Духовно мой мастер и я — едины.»
Это описание применимо к каждому из нас, потому что, если вы полагаете, что «физически я — слуга», тогда что является формой вашего эго на этом уровне? Эго существует или нет? Тогда идея развивает осознание, что «нет, Бог — мастер, а я — просто исполнитель его команд». Тогда эго не существует. Нет никакой роли для эго в отношениях между мастером и слугой мысленно, когда вы думаете, что «он и я друзья — что это означает?» Это означает, что существует кто-то, кто способен доверяться вам, и кто-то, кому вы способны доверять без какого-либо разбора, без какого-либо ограничения. Так, все различия исчезают. Нет никакой ненависти, нет даже любви. Нет никакого гнева, нет даже привязанности в том смысле, как мы понимаем ненависть, или гнев, или ревность, или любовь, или привязанность. Нет. Это — только открытая связь без любых обусловленностей и ограничений. И так, это чувство свободы, swatantrata, это чувство открытости, является качеством дружбы. Когда вы имеете эту чистую и свободную индивидуальность, свободную от эго, тогда на духовном уровне нет никакого различия между вами двумя. Вы являетесь Богом, и Бог является вами.
Если кто-то решит следовать путем Bhakti Йоги, то это лучшие отношения, которые я могу порекомендовать. Перемещайте одну стадию в следующую. Двигайтесь от физического уровня. Будьте слугой не интеллектуально, не физически, но в вашем полном существе. Развейте качества человека, который отвечает на любое задание Мастера словами: «Будет сделано!» Это сама по себе очень большая sadhana и форма жизни.
Ганга Даршан, декабрь 1994 г.