Традиционно все занятия в Бихарской школе Йоги и в направлении Шивананда Йоги начинают с пения мантры «ОМ». Это мантра, которой была создана Вселенная, поэтому мантра «ОМ» считается самой эффективной и результативной из всех существующих.
Как вы знаете, Йога была создана как учение о сосредоточении, и в этом учении говорится, что все действия в Йоге должны совершаться с глубоким сосредоточением. В первую очередь и чаще всего речь идет о глубоком сосредоточении на себе, на своем внутреннем состоянии, а этого можно добиться только при использовании всех трех модальностей. Поэтому пропевание мантры «ОМ» — это целый ритуал, в котором надо учитывать многие факторы. Поговорим о главных из них.
1. Огромное значение имеет поза, в которой находится ваше тело. Сядьте так, чтобы ваша спина была максимально прямой. Конечно, лучший вариант — это медитативная поза, но как бы вы ни сели, постарайтесь, чтобы ваш позвоночник был прямым. Далее, вы должны обратить внимание на плоскость касания вашего тела с полом. Почувствуйте все точки касания одинаково, т.е. распределите вес тела равномерно по всем этим точкам. Это необходимо для того, чтобы достичь максимальной устойчивости. Далее, руки положите свободно на колени. Желательно при этом использовать мудры, даже если пока теоретически вы к этому не прикасались. Рекомендуется в этом случае использовать или джнана- или чин-мудру. При этом можно или совместить большой палец с указательным, или сдвинуть указательный палец к основанию большого пальца, и тогда можно будет расслабить кисти. Следующее, что вы должны сделать — это максимально сбросить напряжение с тела, т.е. проконтролировать мышцы так, чтобы остались напряженными только те из них, которые удерживают ваше тело в сидячем положении. Чтобы почувствовать свой позвоночник прямым, постарайтесь вытянуться теменем вверх, как будто вы хотите дотянуться до потолка. Плавно и мягко закройте глаза. Еще раз проконтролируйте плоскости касания тела с полом. Убедитесь, что все их вы чувствуете одинаково. Теперь необходимо равномерно распределить ощущения по всему телу, что можно сделать, прислушавшись к тому, какой объем занимает ваше тело в пространстве. Для этого, когда вы будете выдыхать, представьте, что вы выдыхаете одновременно через все поры кожи вашего тела, а затем прислушайтесь к ощущениям.
2. Мантра «ОМ» пропевается трижды. Первое пропевание — с концентрацией на муладхара чакре, или, вернее, на ее кшетрам. Концентрироваться напрямую на чакрах невозможно, ибо чакра — это сгусток психической энергии, подобный, например, чувству радости — вы же не можете ткнуть пальцем и сказать, что вот она, радость, вот здесь. Сконцентрироваться на чакре невозможно, поэтому древними мудрецами была продумана такая вещь, как кшетрам, т.е. определённая точка тела, концентрация на которой может влиять на соответствующую чакру. Это примерно то же самое, что биологически активные точки в рефлексотерапии. Например, когда мы массируем точку, расположенную около ногтя мизинца, этим мы как бы косвенно массируем сердце, и оно работает лучше. Итак, первое пропевание «ОМ» — концентрация на области промежности для мужчин и на шейке матки для женщин.
Второе пропевание мантры «ОМ» — концентрация на области солнечного сплетения, и третье пропевание — концентрация на межбровье. При этом, если вы уже довольно хорошо чувствуете эти точки, то вкладывается еще и направление концентрации. Т.о., первое пропевание мантры «ОМ» — концентрация на промежности снизу вверх, на втором пропевании мантры «ОМ» — концентрация на солнечном сплетении спереди назад, вы эту точку как бы толкаете на позвоночник. При третьем пропевании точка начала внимания — центр межбровья. В Сатьянанда Йоге, насколько я знаю, можно понять, что в этом направлении очень серьезно рассматривается бинду висарга, намного серьёзней, кстати, чем сахасрара чакра, которой, по большому счету, не существует. Это ещё одна ошибка, которая довольно часто озвучивается в нашем обществе. Сахасрара падма. Сахасрара чакры нет. Существует сахасрара падма, и о ней разговора среди чакр не ведут, а вот огромное значение имеет бинду висарга. Это та точка, упоминание о которой имеется во всех традициях, например в таких известных нам, как Ислам, который требует всегда прикрывать эту точку. И в третьем пропевании мантры «ОМ» вы концентрируетесь на точке межбровья (брумадхъя) с направлением внимания при этом спереди назад, так, чтобы эта линия направления, этот звук прошел через центр мозга. Как вы знаете, огромное количество практик в Йоге направлены на усиление работы мозга и тех желёз, которые находятся в его центре. В современных трактовках предлагают заниматься этим, чтобы помолодеть, т.к. работа этих желез способствуют омоложению, но, конечно же, древних мудрецов этот аспект интересовал мало.
3. Чем длительнее вы пропеваете мантру «ОМ», тем лучше.
4. Пропевание мантры «ОМ» должно задействовать как можно больше гласных звуков. Начинается она с открытого звука «а», плавно перетекает в звук «о», затем через «у» к звуку «м». Интересно, что даже в советские времена, в 80-х годах, в довольно консервативном медицинском журнале «Здоровье» была напечатана статья «Пойте мантру «Ом», в которой говорилось об оздоравливающем воздействии мантры «Ом» на тело благодаря тому, что пропевая ее таким образом, мы этим звуком последовательно массируем большинство внутренних органов тела: от низа живота до губ.
5. Еще один момент, который нужно учитывать — это сонарность. К сожалению, в русском языке сонарных звуков нет, поэтому нам сложно, но всё-таки нужно, постараться это сделать. Если вы владеете английским языком, то знаете, что в нем существует звук «ng», который можно воспроизвести, только если открыта носоглотка, а часть воздуха выходит через нос. Вибрация при этом должна ощущаться на задней стенке верхнего нёба. И уже в самом начале мантры при открытом звуке «а» этот звук «ng» уже должен произноситься.