Часть1.
1.Что составляет сущность зависимости?
Согласно международной классификации болезней диагностировать сущность зависимости возможно только по отношению к определенным типам субстанций. Чтобы удовлетворить диагностическим критериям субстанциональной зависимости, необходимо наличие у человека по крайней мере трех из шести симптомов:
1. страстное желание,
2. ослабление или потеря контроля,
3. отрешенность,
4. привыкание,
5. отрицание альтернативных удовольствий и интересов,
6. настойчивость в использовании вещества, несмотря на
свидетельства о вредных последствиях.
Кроме наркотической зависимости, существуют различные формы зависимостных болезней, таких как патологические азартные игры, трудоголизм, страсть к накоплению или приобретательству. Эти зависимостные болезни не могут очевидно диагностироваться как наркотические, но их симптомы очень похожи (страстное желание, ослабленный контроль и т.д.). Лечение, применяемое для этих болезней, во многих отношениях то же самое, что и при наркотической зависимости. Некоторые йогические и медитативные практики полезны как для предупреждения, так и для лечения (например: Лохман, 1999; Лаваза, 1992), обычно они являются частью широкой лечебной практики.
Практика
Какого рода зависимостные тенденции вы замечали в себе, и какие последствия они имели?
1. Страстное желание.
Мы рассматривали страстное желание в другом месте (Неспор и Ксеми, 1999 г.). Стратегии, которые наши пациенты рассматривали как полезные при борьбе со страстным желанием, следующие:
-избегание ситуаций, вызывающих страстное желание;
-осознавание негативных последствий рецидива;
-отвлечение (интересное чтение, музыка, написание письма, приготовление пищи, купание и т.д.);
-воспоминание о прошлых неприятных переживаниях, связанных с алкоголем, наркотиками или азартными играми;
-воспоминания о преимуществах воздержания;
-физическая активность, физическая работа, прогулка на природе;
-распознавание страстного желания в начальной стадии, когда оно слабое;
-напоминание себе о своем здоровье;
-разговор о чувствах во время страстного желания (с терапевтом, родственниками, непосредственно или по телефону);
-секс;
-релаксационные техники, полная или частичная релаксация (руки, желудок, лицо);
-посещение мест, где наркотические вещества принимать нельзя;
-употребление безалкогольных напитков;
-обращение за помощью;
-создание противоположных мыслей;
-размышление о причинах страстного желания;
-использование орудий, талисманов и символов, вызывающих воздержание;
-использование лекарств, прописанных врачом,
-описание чувств во время страстного желания вслух или про себя;
-обращение к кому-нибудь с просьбой хранить ваши деньги; -практика глубоко йогического дыхания; -осознавание дыхания; -осознавание чувств при страстном желании по возможности в спокойной и расслабленной манере;
-самообучение (записывать, когда страстное желание появляется, как долго длится, что помогает бороться с ним);
-предложение кому-либо помощи;
-другое.
Ясно, что частично эти подходы похожи на некоторые йогические и другие традиционные техники. Например, пассивное наблюдение мыслей является частью практики антар моуна, она предлагается во время даже простого йогического расслабления (шавасана). Интересно отметить здесь пять способов преодоления негативных мыслей, принятых в буддийской традиции: -создание противоположных, позитивных мыслей; -ясное понимание вредных последствий этих негативных мыслей; -пассивное наблюдение негативных мыслей с отрешенностью и без связи с ними; -поиск причин появления негативных мыслей; -стискивание зубов, прижимание языка к деснам, при этом с сопротивлением негативным мыслям.
Практика
Преодоление негативных мыслей. Сравните эффект вышеперечисленных методов. Как показывают наблюдения, второй метод (понимание вредных последствий) является наиболее эффективным для преодоления острых кризисов, но наименее приятный. С другой стороны, наиболее вдохновляющим и приятным является первый метод (противоположные мысли, или пратипакшана бхавана в йоге). Четвертый метод может укрепить самоконтроль, но иногда в процессе его применения может вскрыться непосильное травмирующее переживание.
Шиткари и шитали пранаямы. Согласно «Хатха-йоги прадипика», эти практики помогают преодолевать голод, жажду, сон и лень. Шитали может быть даже противоядием. Нельзя сказать с уверенностью, что эти практики помогут преодолеть пристрастие полностью, но стоит попытаться, особенно при алкогольной зависимости, т.к. пристрастие к алкоголю и жажда часто связаны. Шиткари можно также практиковать незаметно в повседневном течении жизни, держа рот слегка приоткрытым.
2.Ослабленный самоконтроль
Ослабленный самоконтроль и пристрастие не идентичны. Человек может испытывать страстное желание и сохранять самоконтроль. С другой стороны, люди, недостаточно осознающие свои чувства, могут не распознать пристрастие и вести себя бесконтрольно зависимыми.
Один из факторов, углубляющих ослабление самоконтроля, это неумение учиться. Зависимая личность может добросовестно пытаться преодолеть свою проблему, но из-за отсутствия заметного успеха человек сдается. Вот почему для него важно получить позитивные переживания, убедиться, что затраченные усилия могут повлиять на физическое и ментальное состояние и на саму жизнь. В этом отношении могут быть полезны: йогическая релаксация, санкальпа и другие практики. С другой стороны, вначале должна быть учтена пассивность многих наркологических пациентов. Их лечебная программа должна иметь ясную структуру. Когда используется йога, психотерапевт должен принять на себя активную роль, т.е. вести пациента через релаксационный тренинг.
Ослабленный самоконтроль может еще больше ухудшиться при тщетных усилиях многих наркоманов изменить вещи, которые изменить нельзя. Поэтому на встречах анонимных алкоголиков используется молитва безмятежности: «Господи, дай мне способность принять вещи, которые я не могу изменить, мужество изменить то, что изменить можно, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».
В Йоге существует много способов улучшить самоконтроль:
а). Негативные удары по самоконтролю могут быть вызваны неподходящей компанией друзей-наркоманов и отсутствием умения отказать. Эта тема часто указывается в лечебных программах. Наиболее важным фактором для укрепления самоконтроля является воздержание от предмета пристрастия и избегание общества людей, создающих риск рецидива. Йога классы могут помочь людям, зависящим от наркотических веществ, найти новых безопасных друзей и построить лучшее социальное окружение.
б). Большинство методов, которые ослабляют пристрастие, в то же самое время улучшают самоконтроль. Это методы культивирования противоположных мыслей и пассивное наблюдение собственных мыслей и эмоций (во время антар моуна и йогической релаксации).
в). Йога повышает самоосознавание на физическом и ментальном уровне. В этих целях могут использоваться многие йогические практики. Свами Ниранджанананда Сарасвати подчеркивает улучшение самоосознавания как важную часть йога-терапии при зависимостных заболеваниях. Улучшенное самоосознавание дает возможность своевременно ответить на негативные эмоции, усталость и другие состояния, которые приводят к ухудшению самоконтроля. Йргические асаны, дыхательные практики и медитация также повышают сопротивляемость ситуациям повышенного риска.
г). Йога учит медленным контролируемым движениям вместо рефлексивного автоматического поведения. Этот прием может быть использован в нормальной повседневной деятельности, когда встречаешься со стимулами, которые прежде служили спусковым крючком к зависимому поведению.
д). Здоровый и упорядоченный стиль жизни, разумное количество работы и отдыха, здоровая умеренность, как учит йога, также улучшают самоконтроль. Сильные стрессы и истощение должны предупреждаться релаксацией, медитацией, умеренным стилем жизни и другими методами.
Однажды рыбак лежал на берегу прекрасной реки со своей удочкой, воткнутой в песок, и единственной леской, заброшенной в сверкающие голубые волны. Он радовался теплу послеполуденного солнца и будущему улову.
Примерно в это время прогуяться по берегу пришел бизнесмен, чтобы немного освободиться от напряжения прошедшего рабочего дня. Он заметил рыбака, сидящего на берегу, и решил узнать, почему тот рыбачил вместо того, чтобы упорно трудиться и обеспечить жизнь себе и своей семье. «Не много рыбы ты поймаешь таким способом,
Рыбак взглянул на бизнесмена, улыбнулся и ответил: «И какая мне будет за это награда?»
Рыбак, продолжая улыбаться, посмотрел на бизнесмена и сказал: «А что, по-вашему, я делаю сейчас?»
е). Определенные этические принципы, которые приняты сердцем, могут помочь сохранить жизнь простой и контролируемой и, таким образом, повысить самоконтроль. Вот почему мы представляем вам йогический кодекс поведения, яма и нияма (см.ниже).
Практика
Самоосознавание: Чтобы сделать эту тему более привлекательной, можно спросить пациента, какую реальность из существующих в буддизме они переживают сейчас. Эти реальности включают сферу вечно голодных духов, ад, мир инстинктов животных, человеческую сферу с большим потенциалом роста, ревнивых и сражающихся полубогов-полулюдей и небесную сферу.
Физический самоконтроль: Соотношение между полусонным состоянием и полным самоконтролем может быть продемонстрировано с помощью физических движений. Например, можно сравнить ощущение, которое испытываешь при переходе от марджари асаны к шашанкасане на протяжение одного выдоха или на протяжении пяти дыхательных циклов.
Противодействие негативным эмоциям: Как физические упражнения, так и релаксация ослабляют депрессию, тревожность и гнев. Такой же эффект достигается при выполнении определенных йогических поз (таких как шашанкасана) и дыхательных практик.
Антар моуна: Первые три стадии.
Повышение самооценки и самоуважения: Для людей с низкой самооценкой и тенденцией к самонаказанию вместо медитации на универсальность страдания и смерть на каком-либо одиноком кладбище лучше медитировать на свое внутреннее вечное «Я», свою буддха-природу или любящего Бога. Могут быть полезными мантры, такие как «Со-Хам» (Я есть ТО).
Принятие вещей, которые не могут быть изменены: Кроме вышеупомянутой молитвы о безмятежности можно использовать Упеккха Бхавана (см.приложение).
Сдача: Двенадцать шагов Анонимных алкоголиков и похожих организаций для наркоманов и патологических азартных игроков имеют дело с бессилием и сдачей:
-мы допускаем, что мы бессильны перед алкоголем — наши жизни становятся неуправляемы;
-пришла вера, что кто-то сильнее нас мог бы восстановить наше душевное здоровье;
-мы приняли решение вверить нашу волю к жизни заботам Бога, как мы его понимаем.
Признание своего бессилия и сдача парадоксальным образом повышают самоконтроль и усиливают борьбу с проблемами пристрастия.
В йоге сдача наиболее часто практикуется в бхакти-йоге, но Свами Сатьянанда заметил, что это один из способов поднятия кундалини. Сдача была даже принята джнана-йогинами, такими как Рамана Махарши.
Позвольте себе сдаться на время своему внутреннему Я или Богу, как вы его понимаете. В то же самое время вы можете использовать или не использовать свою мантру. Возможно, вы поймете, что сдача, с которой начинают анонимные алкоголики, является вызовом даже для тех людей, которые практикуют йогу уже много лет.
3. Отрешенность
Серьезные симптомы синдрома отрешенности требуют медицинской помощи, однако тут могут помочь и некоторые простые йогические практики. В этом случае практики должны быть простыми, приятными для пациента и расслабляющими.
Йогическая релаксация (шавасана) и паванамуктасана, ч.1. Йогу можно сочетать с психотерапией. Например, когда работаешь с зависимым от болезненного пристрастия пациентом, сначала обсуждаешь с ним различные проблемы, связанные с его пристрастием. После этого мы практикуем шавасану. Во время релаксации я прошу пациента увидеть себя здоровым и свободным от пристрастия. После чего они должны спросить свой подсознательный ум, что для этого надо сделать.
4.Повышенная толерантность
Повышенная толерантность, привыкание, означает, что для достижения эффекта, создаваемого раньше малыми дозами, теперь требуются увеличенные дозы. Сильное увеличение толерантности типично для зависимых от героина, они часто используют дозы, смертельные для человека с нормальной толерантностью. Поэтому после детоксикации пациентов надо предупреждать, что их толерантность уменьшилась, и что они должны избегать больших доз наркотика.
Практика
Найкан: Найкан был развит японским монахом Есимото Ишином. Практикуется во многих странах мира. Три основных вопроса практикующего найкан:
-что я получил от…
-что я дал…
-какие заботы и трудности я имею вследствие…
Таким образом, практикующий может ежедневно размышлять над отношениями между определенными людьми, определенными периодами жизни или определенными жизненными событиями.
Обычно зависимые от пристрастий проявляют повышенную требовательность и пониженную благодарность по отношению к своим родителям, родственникам, добрым друзьям. Анонимные алкоголики замечают, что жалость к себе и ощущение несправедливости является сладким ядом, который очень сильно вредит им. С другой стороны, уверенность в себе у таких людей очень низкая, и применение этого метода не может быть лучшей идеей, т.к. увеличивает это чувство неполноценности. Поэтому я модифицировал вышеупомянутую технику следующим образом.
Благодарственная медитация: Размышляйте некоторое время над тем, другие люди помогали вам, чему они вас научили и чем были вам полезны. Конечно, они и вредили вам иногда, вам не надо этого отрицать, но не думайте об этом, а проходите великодушно мимо этого. Вы можете практиковать эту медитацию на чаловека, период жизни или событие.
5. Прогрессивное отрицание альтернативных удовольствий и интересов
При лечении людей, зависимых от болезненных пристрастий, мы обычно рекомендуем вернуться к прежним здоровым хобби и интересам или найти новые. Йога замечательно может стать таким спасительным и здоровым интересом.
Практика.
Ваши любимые упражнения: Какие йогические упражнения вы любите больше всего? Если позволяют условия, начните практиковать их прямо сейчас.
Yoga and Coping with Harmful Addictions. Part 1 /D-r Karel Nespor
(Sannyasi Swaroopmurti).