Техники Йоги могут быть использованы как вмешательство в трех целях: (1) воспитательная: профилактическая, (2), реабилитационная: реинтеграция в общество, и (3), терапевтическая. Квалифицированный преподаватель Йоги может действовать только в первых двух видах
В этой статье речь идет о реабилитационном аспекте или аспекте повторной социализации, где делается попытка помочь развитию внутренних качеств человека: его способностям, ожиданиям и самооценке для того, чтобы улучшить качество жизни в обществе и его психофизическое состояние.
Реабилитация с использованием методов Йоги
Такой двухсторонний подход рекомендует Всемирная организация здравоохранения для реабилитации инвалидов: попытаться укрепить здоровые функции, то есть те, что уже существуют, и в то же время использовать комбинацию различных методов лечения, которые действуют на нездоровые или поврежденные органы с целью улучшить их функции и сделать их более эффективными.
Техники Йоги стали эффективными инструментами в оказании помощи инвалидам. Они развивают более глубокое осознание своего тела, пробуждают память, удлиняют продолжительность концентрации внимания, обостряют наблюдательность и понимание, помогают преодолеть ограничения, развивают лучшее самоуправление, а также улучшают общее физическое здоровье и равновесие эмоций. С помощью Йоги мы можем, на самом деле, как «обучить», так и "реабилитировать"человека, можем помочь ему развить внутренние качества, выразить скрытый потенциал и получить право на ‘осознанность’.
Инвалиды, с которыми мне приходилось работать, и которые испытали на себе преимущества йогических техник, имели различные виды инвалидности, в большей или меньшей степени: синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость, эпилепсия и т. д. Некоторые страдали психическими патологиями, такими как невроз, психоз, аутизм, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Всем им была свойственна общая черта
Учитель Йоги.
Доктор, который использует Йогу во время реабилитации, должен иметь основательную подготовку и широко применять и практиковать Йогу. Только тогда можно эффективно использовать техники в качестве терапевтического средства
Коммуникативно-выразительные проекции инвалида часто спутанны и непонятны. Тем не менее, они существуют. Можно заметить эмоциональную отрешенность, но важно помнить, что он всегда способен «чувствовать». Может быть, он не может или не хочет использовать вербальный язык, но он знает, как общаться с помощью языка тела, выражать то, что ему нравится или не нравится.
Отношение учителя Йоги
Решимость, санкальпа учителя Йоги, участвующего в реабилитации людей с ограниченными возможностями должна быть следующей: «Здесь, где с научной точки зрения, ничего уже невозможно сделать, я должен работать с решимостью, попытаться пробудить скрытый потенциал этого человека с тем, чтобы содействовать повышению качества его жизни и помочь разобраться ему в том, как он воспринимает себя и объективный мир.
Если мы будем относиться к инвалиду так, как будто мы открываем неизведанный мир, то мы можем способствовать не только его развитию, но и своему в той же мере. Различные ситуации, в которых мы можем оказаться, возможно, озадачат нас, заставят преодолеть собственные ограничения и найти новые решения. Наша способность к концентрации, фантазии, юмору и терпению будет хорошим помощником. Доктор и инвалид
Взаимоотношения
Взаимоотношения, которые мы устанавливаем с человеком, имеющим психические или психологические расстройства, не менее важны
Когда учитель Йоги взаимодействует с группой психологически и умственно отсталых людей, он должен полностью отказаться от преподавания традиционного урока. По-настоящему важно способствовать самовыражению каждого человека в группе, а не придерживаться заранее подготовленного плана. Отношение доктора должно быть чем-то между «материнским» проявлением эмоциональной поддержки, где важно выслушать, принять, выразить чуткое понимание, и «отеческим» поведением, которое дает чувство безопасности, ободрения, радости и вознаграждения.
Коммуникативные навыки
Вы никогда не должны думать, что инвалиды не понимают вас, когда вы говорите с ними. Даже если они не принимают участия интеллектуально или активно на практике, они почти всегда «настроены» на учителя. Они понимают нашу искренность или отсутствие правдивости, они чувствительны к мыслям и намерениям тех, кто находится рядом с ними. Их основной канал коммуникации
С самой первой встречи с инвалидами, с которыми мы собираемся заниматься Йогой, необходимо постоянно и последовательно пытаться стимулировать в них состояние «восприятия» и «осознания» своего тела и своих ощущений
Модификация практик
Сначала занятия, которые вы планируете проводить, должны быть очень короткими, потому что продолжительность концентрации внимания у учеников очень короткая. Часто бывает необходимо продемонстрировать упражнение неоднократно. Давайте четкие инструкции, повторяйте в различных формах. Также используйте другие визуальные методы, например, рисунки, фотографии или слайды, иллюстрирующие то, чего вы от них хотите. Помогите им двигаться так же, как вы бы делали с марионеткой.
Очень важно поддерживать определенный ритм деятельности, поскольку энергии у них обычно в изобилии, и ее нужно направить в конструктивное русло. Создавайте обычную последовательность занятия, так как некоторые ученики чувствуют себя более уверенно в неизменной окружающей обстановке и в ритме повторяющихся действий. Поддерживайте такой обычный ритм в течение некоторого времени во избежание тревожных состояний вследствие неожиданных изменений.
Имейте в виду, что многих психически или психологически больных людей часто беспокоят тревожные мысли. В тяжелых случаях они могут страдать от внезапных галлюцинаций, которые мешают в процессе деятельности, и они пытаются загнать их внутрь себя. Это заставляет их уходить в себя и отказываться от контакта. В таких случаях лучше не настаивать. Такое поведение часто предшествуют нарастанию симптомов, может быть даже кризисному состоянию, в котором они могут терять любые ограничения в отношении эмоций и в котором все их негативные настроения усиливаются.
Учитель Йоги
Доктор, использующий Йогу, должен помнить, какие модели вмешательства используются при каком расстройстве и в каких конкретных ситуациях, должен проверять лично, как они работают и принимают участие в процессе вместе с другими участниками команды
Когда вы работаете с группой людей с ограниченными возможностями, нужно постараться сформировать как можно более однородную группу в отношении типа и уровня расстройства, возраста и физических возможностей. Часто пациенты с синдромом Дауна страдают ожирением и испытывают трудности с движением. Постарайтесь, чтобы в группе было не более шести человек, и чтобы у учителя было два помощника. Таковы условия, которые я считаю оптимальными, но в действительности редко выполнимыми.
Планирование йогического вмешательства
Я счел полезным заполнять форму, в которой отмечаю основную информацию, касающуюся первоначального диагноза, анамнеза, а также информацию от других специалистов, поведенческие наблюдения, разработку плана вмешательства, программу, возможные изменения, подтверждения и окончательный доклад о своей деятельности.
Часто такие больные занимаются в группах живописи / рисунка. Это для них оптимальный источник знаний, поскольку имеет отношение к их психомоторному и межличностному развитию, к их потребностям, запретам, страхам и чувствам. Этот материал периодически обновляется, что полезно для документирования работы, а также для составления отчета. Написание отчетов создает объективные трудности, поскольку трудно объяснить в письменной форме то, что произошло за счет субъективных переживаний. Если читающий отчет пытается понять его только интеллектуально, не «прожил» с группой и не видел прогресса, всегда есть риск того, что отчет будет выглядеть как произвольные утверждения.
Невербальные сигналы
Важно, чтобы прошел какой-то период наблюдения за лицами, образующими группу, перед началом и во время деятельности с тем, чтобы подготовить эффективную и действенную программу. Физическое положение каждого человека в группе указывает на его эмоциональную и межличностную настроенность.
Все внутренние дисгармонии отражаются на теле в сфере привычных и периодических поз. Например: закрытые плечи, изолированность в углу, дрожь от внезапного шума
Определенное стереотипное поведение свойственно людям, страдающим аутизмом. Они делают повторяющиеся движения, почти навязчивые, которые кажутся чем-то вроде попытки выйти из состояния крайнего страдания. Сюда относится повторение слов, непрерывное движение рук, перекатывания, покачивания, колебательные вращения головой, сосание большого пальца, как будто в поисках воспоминаний о радости или в попытке вернуться к благополучию внутриутробного мира. Они окружают себя предметами, прикасаются к ним, нюхают их, производят звуки, как будто ищут способ «почувствовать себя» и навязать свое присутствие окружающей среде.
Издавая крики или отдельные звуки, свидетельствующие об аффективной замене, больной пытается сохранить общество с самим собой или общаться таким образом. В поисках ласки и контакта могут быть очень близки, как будто доктор это мать или партнер. Плевание, крики, падение на пол, попытки удариться головой, нанесение ударов, стучание - эти действия являются единственным способом выразить глубокое отчаяние.
Мы не должны блокировать такого рода проявления, в противном случае человек становится еще более раздраженным. Если вы только сможете начать с этого звука, шума или стереотипа и собрать материал в своем распоряжении, попытаетесь пробудить новые ощущения и преобразовать энергию, она может постепенно быть направлена в более структурированное и скоординированное русло.
Йогические практики
Даже если вы работаете с инвалидами, следует поддерживать правильную последовательность йогических практик на регулярной основе: движения и позы, асаны, дыхательные техники, пранаямы, релаксация и медитация предлагаются в процессе игры, с включением воображения и фантазии.
Идеальное расположение группы по кругу. Именно эта симметричная форма воссоздает атмосферу безопасности и гармонию мандалы, позволяет всем членам группы видеть учителя
Сначала занятие Йогой должно длиться не более получаса. Со временем продолжительность можно постепенно увеличить до часа или более. Проводя занятие, вы как бы возвращаетесь в состояние детства, проводите аналогии с предметами, животными и хорошо известными вещами и рассказываете короткие истории. Иногда бывает необходимо немного видоизменить позы, так чтобы они более близко подходили к вашей аналогии.
При выполнении асан-животных, можно имитировать звуки, как это делают животные. Озвучивание позы может быть полезно, потому что у учеников короткий период концентрации внимания, и они порой неспособны понять даже самые простые словесные инструкции или то, как это показывает учитель. Их незнание собственного тела, пространства и времени создает большие трудности в общении. Таким образом, вы можете облегчить формирование ассоциативных идей.
Может случиться, что, помимо психологических или психических проблем есть и физические проблемы. В таких случаях важно найти способ разрешения вопросов, помогая больным физически или предлагая работать в парах для лучшего результата. Все члены группы должны иметь возможность участвовать! Инструкции должны быть конкретными, простыми и приемлемыми. Поощрения и стимулы должны быть непрерывными и разными наряду с похвалой. Когда учитель преподносит практику в первый раз, он должен стараться привлечь внимание физическими или умственными действиями, даже если они не имеют ничего общего с Йогой. Позже он может давать более формальные указания. Творческое воображение тоже очень важно. Оно может сочетаться с чувством юмора, которое обычно хорошо развито у учеников-инвалидов.
Как правило, ученики не в состоянии оставаться устойчивыми, особенно с закрытыми глазами. Посещая занятия традиционной Йоги, они, возможно, со временем достигнут способности оставаться устойчивыми в течение пяти или десяти минут (возможно, один-два года спустя). Это считается большим прогрессом. Важно, чтобы каждый больной выполнял практику в соответствии с его возможностями, склонностями и трудностями, так чтобы развивались его творческие возможности и самовыражение. Это гораздо важнее, чем идеальная практика.