Высказывания Парамахамсы
Свами Сатьянанда Сарасвати, Сита Кальянам, Рикхия, декабрь 1997 г.
Какой путь является наилучшим для управления нашими желаниями, мечтаниями и стремлениями?
Все эти слова указывают на один основной принцип, так же как расагула, петха, размалаи, чамчам и чхена (самые распространенные сладости в Индии) являются названиями сладостей, сделанных из одной субстанции, которая является молоком. Не беспокойтесь о различных названиях. С незапамятных времен человек лелеял одну установку внутри себя, которая не могла быть искоренена и эта установка является желанием стать многим. Согласно Упанишадам человек получил это врожденное желание от Брахмана или Параматмы, который проявился в одиночку, стараясь стать многим. Это первоначальное, основное желание и, следовательно, оно неистребимо.
Итак, желания, мечтания и стремления – камана, ичча и вассана – бесконечны. Даже хотение мокши, или бхакти является желанием. Форма меняется, но в основе остается то же самое желание.
Святые, махапуруши, духовные мастера и божьи люди говорят нам, что река желаний течет в двух противоположных направлениях – хорошем и плохом, благоприятном и неблагоприятном.
Мы все имеем мысли, которые текут в хорошем и плохом направлениях. Где хорошие мысли, там процветание и счастье. У вас есть хорошие мысли о людях вам близких и дорогих, но у вас есть также плохие мысли о людях, которых вы не любите. Вы думаете хорошо о тех, кто приятен вам, и дурно о тех, кто поступает с вами неуважительно. Итак, хорошие и плохие мысли являются двумя реакциями ума. Это не реальная, а реактивная природа ума. Таким образом, ум имеет две природы — естественную и реактивную. Ум — это верховный управляющий, а хорошие и плохие реакции являются его видоизменениями. Следовательно, вы должны оставить ум в одиночестве.
Направьте желания в хорошие дела
Не боритесь с реактивным умом из-за его желаний, мечтаний и стремлений. Не ненавидьте свои желания и не чувствуйте вины относительно их. Вы расстроены, глядя на свои плохие мысли, но это не поможет исправить их. Вы должны подготовить путь и создать канал для направления плохих мыслей в хорошую сторону. Шастры советуют нам направить неблагоприятные мысли по благоприятному пути. Благоприятные или хорошие мысли создаются хорошими действиями, хорошим отношением к другим. Таким образом, я призываю вас увлечься хорошей работой. Начните делать добро другим и себе. Пение имен Бога, посещение храмов, паломничество по местам поклонения являются хорошими действиями. Служение стране или обществу, построение госпиталей, школ и приютов являются хорошими действиями.
Хорошим действием также является помощь и поддержка женщинам, потому что женский принцип является основой творения. Всех героев, святых и божьих людей родила женщина. Рама, Кришна, Христос и Будда были рождены женщиной. Итак, если вы хорошо служите женщине – я использую слово женщина в смысле мать – тогда дети будущего поколения будут высокого качества. Дети, рожденные хорошей матерью, будут интеллигентными и способными. В настоящее время лучшим действием является служение матери, как своей, так и другим.
Если вы станете так поступать, вы обнаружите, что суматоха желаний и страстей внутри вас будет уменьшаться и вы станете спокойнее. Страсти и мании будут покорены и пойдут на убыль.Шастры говорят нам, что человек имеет три основных желания: желание женщины, желание богатства и желание продолжения рода. Никто не свободен от этих трех желаний. Нет абсолютно никаких исключений из этого правила. Те, кто старается обрести свободу от этих желаний посредством садханы, зря тратят время, потому что они никогда не достигнут этой цели. Я тоже не был свободен от желания иметь потомство. Вместо сыновей я имею учеников. Я хотел уйти от денег и богатства, и вот теперь я сижу здесь среди золота и серебра. Это закон Природы, которого нельзя избежать.
Закон Природы предлагает нам идти естественным путем. Эти три желания – часть человеческой природы, подобно голоду, сну и выделениям. В то же время вы можете управлять этими основными инстинктами с помощью должного их осознавания и регулирования. Желания присутствуют на всех стадиях жизни: брахмачарья ашрама, грихастха ашрама, ванапрастха ашрама, но объекты желаний изменяются с возрастом человека. В детстве человек желает игрушек, игр и спорта. В юности он желает богатства, женщин и потомства. В поздних стадиях жизни его желания не остаются теми же. Грихастха ашрама, жизнь домовладельца, сменяется ванапрастха ашрама, уходом. Уход и пожилой возраст следуют за юностью и средним возрастом, так что объекты желаний должны изменяться соответственно.
Ванапрастха ашрама должен создать путь для саньяса ашрама. Саньяса необходима, потому что она обеспечивает благоприятную возможность дать вашим желаниям новое направление. Это поворотная точка. Я не претендую на свободу от желаний, но я даю новый поворот моим желаниям. В юности и среднем возрасте вы ведете жизнь бхога, удовольствий, но, когда приходит пожилой возраст, желания не уменьшаются, они меняются. Поэтому шастры в это время рекомендуют повернуться к жизни саньясина. Неважно, бреете ли вы голову и идете в ашрам или открываете госпиталь и вовлекаете себя в служение. Когда ваш ум поглощен работой госпиталя, желания изменят свое направление и форму.
Трансформация, а не подавление
В конце концов желания должны быть направлены на такой путь, который ведет к отсутствию желаний. Желания должны быть возвышенны или трансформированы так, чтобы они больше не были личными. Бескорыстное служение другим и хорошие дела будут трансформировать ваши желания в благородную сторону. Если вы думаете убить ваши желания, вы никогда не достигнете успеха. Еще я хочу сказать, почему вам это не удастся. Параматма не активен, он просто свидетель, подобно сторожевому псу, но когда он входит в контакт с Пракрити, то три шакти просыпаются в нем, т.е. три вида энергий или способностей. У него возникает ичча шакти — энергия желания или мотивация, крийа шакти – способность действовать для выполнения желания, и джнана шакти – способность знать и распознавать. Пуруша проявляет эти энергии только после объединения с Пракрити.
Когда Пуруша объединен с Пракрити, он переходит в ее сферу. С ледовательно, Параматма начинает жизнь по законам Пракрити. Шри Рама и Шри Кришна делали то же самое, когда они имели инкарнации в человеческой форме. Когда Параматма становится связанным с Пракрити, у него тоже появляются те желания, которые пребывают и работают во всех существах. Это и есть первичный источник желаний. Итак, человек рождается в человеческом теле с желаниями, и никто не может сказать: «Я свободен от желаний».
Мирабай не имела страсти? Почему она смотрела на Шри Кришну, как на своего мужа, а не как на своего сына, отца или брата? Она имела страсть, поэтому она выбрала Господа, как своего мужа и любовника. Слова, которые Мирабай использует в своей поэзии, все наполнены эротизмом. Но различие в том, что ее страсть была направлена к Богу, именно это подняло ее до больших высот. Даже в Христианстве присутствует идея супружеских отношений между человеком и Богом. Человек рассматривается как невеста, а Бог рассматривается как жених. Все христианские святые одеваются в черное, как вдовы Христа.
Один преданный из Мунгера переселился во Вриндаван и начал там Сати Сампрадаю. Он был инспектором школ и для выполнения своих инспекторских обязанностей должен был посещать школы согласно расписанию, оставляя сведения в протоколе. Однако по природе своей он тянулся к людям святым и любящим Бога. Обычно он приглашал к себе садху, мыл им ноги, кормил их, ухаживал за ними и жертвовал им деньги, сколько мог. Однажды он был настолько поглощен своим служением приходящим святым, что потерял контроль времени. Вместо выполнения своих обязанностей в 10 утра, он пришел в школу в 4 вечера и обнаружил к своему удивлению, что в ведомости уже есть его отметка. Служащий школы рассказал ему, что он уже приходил для инспекции вовремя и сделал свою работу. Это чудо произвело мгновенное изменение в сердце этого человека, и он подумал про себя: «Если Бог может держать меня в поле своего зрения и делать за меня мою работу, то не может ли он и кормить меня также? Не может ли он давать мне мой ежедневный хлеб?» В тот же миг он оставил свой дом и отправился во Вриндаван, где стал вести жизнь подобно невесте Бога.
Трансформация желаний является очень важной темой. Шастры, классические тексты и современная психология утверждают, что желания и стремления не должны быть убиты. Фрейд недвусмысленно говорил, что подавление желаний и естественных инстинктов ведет к ментальным болезням и неврозам. Подавление является причиной всех болезней. Современная западная цивилизация выросла на этой теории Фрейда. Поэтому желания должны быть перенаправлены, чтобы достигнуть высшей цели в жизни.
Манреса, Испания, август 1979 год.
За последние двадцать лет Йога сделала фантастические вещи и привлекла много людей. Во всех частях света ученые исследуют и устанавливают соотношения эффектов Йога терапии. Прежде Йога рассматривалась только как духовная наука, но сейчас люди ясно видят, что она может помочь им преодолевать также физические и ментальные ограничения. Недавно весь поток событий повернулся, и думающие люди стараются использовать науку Йоги для пользы всего человечества. Хотя мир ушел вперед материально, существует нечто определенно потерянное в духовном развитии человека. Мы сделали большие успехи в технологии, которая дает возможность человеку поднять свои стандарты жизни и увеличить способности и знания. Однако, несмотря на такое развитие, существует духовный вакуум, глубоко укоренившаяся ментальная агония в каждом человеке.
Мы пугаемся, когда слышим о ряде самоубийств в мире и просто не можем поверить, что процветающие американцы употребляют такое огромное количество аспирина. Прогрессирующее число раковых и сердечных заболеваний, встающих перед лицом медицинской науки, также пугающе. Сегодня человек страдает от многих болезней и проблем, несмотря на тот факт, что современная наука постоянно развивает новые и лучшие средства борьбы с ними.
В последние два или три десятилетия, когда Йога входила в современный мир, она была встречена с некоторым скептицизмом. Сначала люди думали, что это другая религия. Но, вопреки всему, молодые люди приняли Йогу, и вскоре другие начали замечать ее изумительные эффекты. Затем начали исследовать Йогу психологи, врачи, криминалисты и философы и к своему удивлению обнаружили, что Йога не религия, а наука.
Наука йоги
Когда ученые начали исследовать Йогу на физическом уровне, они обнаружили, что она с огромной силой влияет на физическое тело. Йогические позы гармонизируют работу эндокринных желез. Практика пранаямы создает баланс в нервной системе. Были исследовано также влияние асан и пранаямы на различные органы тела. Был изучено воздействие пранаямы на поведение гипотоламуса и воздействие различных практик хатха йоги на ментальные, психические и эмоциональные проблемы. Были проведены успешные эксперименты по воздействию Йоги на сердечные болезни. Были получены позитивные заключения о возможности возрождения секреции инсулина у диабетиков. Йогические позы были успешно использованы для восстановления выскользнувшего диска, проблема широко распространенная в мире.
Ученые также изучили и оценили огромную значимость медитации. Когда-то считалось, что медитация это оккультная практика, используемая для того, чтобы вызвать дьявола или духа, или убежать от жизни. Следовательно, о медитации было полностью неверное понятие. Теперь, однако, психологи, ученые и врачи пришли к другому заключению. Они измерили ритмы мозга во время глубокой медитации и обнаружили преобладание альфа ритма, который возникает при расслаблении. Альфа ритм автоматически уменьшает кровяное давление у лиц, страдающих от гипертонии. Следовательно, отпадает необходимость лекарств. Поскольку высокое кровяное давление является следствием сверхнапряжения, оно может быть сбалансировано созданием альфа ритма, а этого можно достичь с помощью практики медитации.
Медитация также используется для преобразования характера, личности и ума. Социологи и криминалисты точно установили, что практика йоги приносит осязаемое и существенное изменение в поведение правонарушителей, преступников, алкоголиков и наркоманов.
Йога повсеместно принята как терапевтическая наука и все больше и больше людей принимают это. Но по сравнению с огромной популяцией людей в мире, учителей йоги очень мало., и следовательно существует много людей в мире, которые не знают о йоге. Следовательно. Нам необходимо увидеть, что все больше и больше людей начинают осознавать эту пользу йоги. Действительно. Наибольшую услугу мы сделаем для человечества сегодня, когда представим его йоге.
Людям нужна й1ога не только для здоровья. Каждый человек старается выразить себя лучше, будь то художник, плотник, бизнесмен, торговец или владелец магазина. Это важно, что йогу начинают признавать как лучшую помощницу в развитии этого творческого ума.
Уравновешивание пранической и ментальной сил
Когда вы хотите начать практиковать или обучать йоге, начинать надо с хатха йоги, потому что эти практики тренируют системы тела. Нужно привести свой организм в порядок, иначе любая дисгармония или беспорядок, который может существовать в системах, сделает вас несчастным или меланхоликом. С помощью практики хатха йоги все системы тела доводятся до кондиции. В физическом теле есть две силы, которые находятся в постоянном дисбалансе, вызывая многие ментальные, эмоциональные и физические проблемы. Одна из них это сила ума, с помощью которой мы думаем и знаем, другая – сила жизни, с помощью которой мы живем и двигаемся. Если бы не было жизни или ума, можете представить себе что бы стало с вашим телом. Физическое тело не движется за счет мозга, сердца, легких, рук или стоп. В конце концов у трупа есть все это.
Это тело живет на жизненной силе, которая не является воздухом, которым мы дышим, не кислородом, но биоплазмой. Эта жизненная сила создается в каждом человеке в момент зачатия. Она является частью космической силы. Если бы жизненной силы не было, все бы развалилось. Эта жизненная сила известна как прана. Прана это одна часть нашего существования и ум – другая. Если бы не было ума, вы не могли бы видеть, несмотря на то, что у вас есть глаза. Вы не могли бы ни говорить, ни слышать, ни дышать, ни чувствовать касание или запах и не могли бы знать. Этот ум осознает пространство и время, и если он не достаточен, вы делаете ошибки.
Итак, в этом физическом теле существует две силы и между ними должен поддерживаться баланс. Если праны или ума мало, вы больны или ненормальны. Прану и ум можно сравнить с двумя проводами, проводящими ток.чтобы получить свет положительный и отрицательный провод должен нести одинаковый вольтаж. Следовательно, чтобы иметь здоровое тело и крепкий , уравновешенный ум, наиболее важно, чтобы праническая и ментальная силы были в равновесии. Целью хатха йоги, асан и пранаям является создание и поддержание этого равновесия. Итак, вы можете понять, как важна Йога!
По за телом
Является ли человек телом? Существует ли что-нибудь позади этого феноменального существа? Говорят, что человек гораздо больше, чем он знает о себе. Тем или другим способом он ограничивает себя, подобно лягушке, живущей в колодце. Лягушка думает, что вода в колодце это вся вода, которая существует в мире. Она и представить себе не может Атлантический или Тихий океаны. Ее максимальное видение – маленький колодец, и это ваш случай. Где вы находитесь, когда вы спите или сходите с ума? Вы должны представлять, понимать другие измерения своей личности. Данная является лишь одним измерением, а не всей личностью. Если бы она была тотальным измерением, единственным, тогда вы были бы абсолютом. Если бы вы были абсолютом, вы не были бы в пространстве и времени. Каково определение абсолюта? Это то, что находится за пределами пространства и времени, неограниченность. То , что связано с пространством и временем, ограничено, конечно. Это состояние нашего ума не является абсолютом. Это только одно измерение нашей личности, возможно малюсенький ее аспект. Ваша тотальная личность намного огромней. Но как вы можете узнать ее? Вы злы, полны ревности, заботы, тревоги, расстройства. Любовь и ненависть воспламеняют вас, и любое и каждое незначительное событие ложится тяжким бременем на ваш ум. Как с этим быть? Если вы хотите остаться в этом состоянии, если вы хотите быть беспокойным, меланхоличным и подавленным, тогда пожалуйста. Но если вы хотите начать осознавать ограничения вашего существования, если вы узнаете, что ментально, эмоционально и духовно вы атрофированы, тогда вы должны искать выход. Я думаю, человечество находится в поисках такого выхода.
Путь йоги
На протяжении истории человек старался преодолеть свои ограничения. Он хотел бесконечности. Он хотел видеть свет и для этого испытывал один путь за другим. Следовательно, я думаю, это очень хорошо для вас попытаться заняться йогой. Терапевтическая ценность йоги, это один аспект. Но у человека огромное стремление узнавать новое. За пределами человеческого тела существует что-то очень огромное и способ увидеть это и есть путь йоги. Вы должны всегда держать эту возможность перед собой. Вы можете жить в этом физическом теле, с этим индивидуальным умом, но ваше осознавание должно быть больше и шире. Вы должны осознавать свою бесконечность. Вы должны осознавать свои творческие возможности, и постепенно входить в йогу с головой. Жизнь означает Йога; Йога означает жизнь. Следовательно, вы не должны делать никаких существенных изменений в порядке своей повседневной жизни. Если нет возможности практиковать йогу утром, делайте это вечером. Полчаса йоги в день означает, что двадцать три с половиной часа остаются для другой деятельности. В течение этого получаса выполните одну или две асаны, простую пранаяму и медитацию. Сядьте спокойно, закройте глаза и ищите свой путь. Вы должны найти свой собственный путь! Никто не может нести вас на своих плечах. Здесь нет автомобиля или троллейбуса. Вы должны идти сами. Ни Свами, ни священник или религия не сможет взять это на себя. Это очень узкий путь и вдвоем на нем не поместиться. Здесь однолинейное движение и только однонаправленный ум может идти по нему. С сохранением концентрации ума входите, и следуйте к свету.