4 декабря 1997 года
Все вы знаете, что отец Ситы, Джанака, решил, что только тот человек, который поднимет и натянет лук Шивы, станет мужем Ситы. Этот лук был подарен семье Джанаки Господом Шивой. Он был семейным наследием. Когда Сите было пять или шесть лет, ей случилось войти в комнату, в которой хранился лук. Ее кукла упала за этот лук, так что она не могла дотянуться до нее. Она взяла и отодвинула лук. Джанака воскликнул: «Что такое? Этот маленький ребенок способен подвинуть лук? Это невозможно!» Затем он решил, что эта необыкновенная девочка должна иметь необыкновенного мужа, и провозгласил: «Только тот, кто натянет этот лук, женится на моей дочери, иначе она не выйдет замуж»
Сваямвара Ситы
Спустя годы, когда Сита достигла положенного возраста, на ее сваямвару были приглашены короли и герои. В те годы было обычаем: девушка выбирает мужчину, за которого хочет выйти замуж. Сейчас в Индии этот обычай не существует. Он прекратился, когда эта страна была завоевана. Его название буквально означает «выбор тебя». На сваямвару собрались юноши, которые были никем иным, как королями, императорами, героями и непобедимыми завоевателями. Быть приглашенными на сваямвару было для них не так уж важно, потому что они были богатыми, сильными, могущественными. Девушка должна была выбрать одного из них своим мужем. Но на сваямваре Ситы было условие, что только тот будет ее мужем, кто сможет натянуть лук. Многие короли пытались натянуть лук, но безуспешно. Тогда Гуру Вишвамитра пригласил Раму. Рама поднял лук, натянул его, и лук сломался пополам. Между двумя этими эпизодами содержится вся гамма эмоциональных факторов. Каких именно факторов, и что они обозначают?
Во-первых, короли не смогли поднять лук. Джанака начал беспокоиться, думая: «Если никто не сможет натянуть лук, моя дочь останется старой девой». Оставлять незамужнюю дочь дома никогда не было в обычае в Индии. Это грех, это социальный скандал. Жители Индии, в частности, индусы не принимают идею незамужней дочери, остающейся дома, и этот обычай жив до сегодняшнего дня. Так что Джанака был очень озабочен и воскликнул: «Что происходит? Где могучие люди? Что они, все умерли?»
Тогда Лакшман, брат Рамы, очень рассердился. Он всегда был очень вспыльчивым, взрывался по малейшему поводу. Он воскликнул: «Что за чепуху говорит этот король? Он говорит, что нет могучих людей в этом мире. Если бы Джанака пригласил меня, я бы поднял этот лук и сломал его, как стебель лотоса!» Сита тоже была очень озабочена. Когда она впервые встретила Раму в саду, она увидела очень привлекательного юношу, рвущего цветы для своего Учителя и при этом вспотевшего. Она была очарована, потому что, наконец, узнала его и сказала себе: «О, это моя любовь! Но отец поставил условие насчет лука…»
Сита — Махашакти, Адишакти, а Рама — верховный Бог. Бог и его майя родились, как Сита и Рама. Когда Бог принимает инкарнацию в человеческом теле, он становится субъектом гун Пракрити. Инкарнация не может иметь места без того, чтобы существо стало субъектом гун Пракрити, потому что Бог не имеет имени, формы, и атрибутов. У него нет определенного местоположения, имени или цвета, но когда он хочет принять инкарнацию, он должен согласиться подчиниться законам Пракрити, которые представляют собой рождение и смерть, печаль и радость. И вы, и я — субъекты Пракрити; весь мир — субъект Пракрити. Следовательно, хотя она и Адишакти, но когда Сита родилась в майе, она также стала субъектом трех гун Пракрити, как и Рама.
Итак, Сита беспокоилась, потому что Рама ей действительно понравился. Она думала: «Если Рама потеет, когда рвет цветы, как сможет он удержать лук?» На самом деле Рама потел не оттого, что рвать цветы для него было тяжким трудом. Проблема состояла в том, что когда он увидел Ситу, он тоже был полностью загипнотизирован. Однако он контролировал себя, говоря: «Нет, это неправильно. Я Рагхуванши. Я потомок великой расы. У меня есть традиция. У меня есть наследие. У меня есть дхарма. Я принадлежу к династии Рагху, великого короля. Как я должен вести себя? Я не должен направлять эти чувства к женщине, которая не является моей женой. Сита не моя жена. Я могу смотреть на нее, но я не могу идти дальше этого. Я не могу направить на нее мою страсть, эмоции и желания». Итак, Рама потел, потому что он тоже был обеспокоен. В конечном счете, когда лук был сломан, Сита надела гирлянду, или вармала, на Раму. Вар обозначает «выбор», мала обозначает «гирлянда». Когда женщина выбирает мужчину в качестве своего мужа, она первым делом надевает на него гирлянду. Это очень прямолинейная история, рассказанная Тулсидасом простым языком. Она также описана Ади Кави Валмики. Его Рамаяна более красива, но для Валмики Рама совершенный человек. Валмики рассказывает историю о Раме, как превосходном человеке, тогда как Тулсидас рассказывает о жизни Рамы, как инкарнации Парабрамана, Параматмы, тотального абсолютного Я.
Первая обязанность
Помочь дочери выйти замуж является вашей первой дхармой. В нашей стране замужество дочери важнейшая из всех обязанностей. Она занимает первое место в ранге обязанностей. Если вы не можете выдать свою дочь замуж должным образом, вы не платите свои должные обязательства обществу. Вы должны протянуть своим дочерям руку в деле замужества. Это ваш долг и обязанность. Культура Индии учит нас, что вы можете выполнить свои обязанности перед обществом, историей, цивилизацией и культурой, если должным образом, в должное время, за должного человека выдадите своих дочерей замуж.
Существует два типа культур, прочная и хрупкая. С хрупкой культурой надо обращаться бережно. С прочной культурой это не обязательно. Вы можете толкать ее вверх, вниз, в стороны, катать или бросать ее, она не сломается. Мы хотим иметь такую культуру. Неважно, богатая она или бедная, письменная или устная, мы не заботимся об этом. Позвольте стране оставаться неграмотной, но культура должна быть крепкой, потому что политическая история и разрушительное действие времени не прощает никого. История имеет дело с катастрофами. Египет потерпел катастрофу, Греция и Рим тоже. Исторические катастрофы не являются редким явлением, поэтому очень важно иметь прочные культуры, чтобы сохранить человечество. Мантра для сохранения семени этой культуры такова: «Выдай свою дочь замуж в нужное время, за порядочного человека и должным образом». Это дхарма нашей культуры, религии, общества и нации, и дхарма всех родителей.
Предназначены женщины только для замужества, или они могут быть и саньясинами?
Женщины приспособлены как для замужества, так и для саньясы. Оба качества у нее врожденные. Действительно, только мужчина имеет трудности. Не все мужчины могут быть саньясинами, но большинство женщин может. Вся природа женщины, физическая и ментальная, возвышенна и может дать ей огромный успех в духовной жизни. Куда бы ни пошел саньясин, куда бы Учителя не направились, в любую часть мира, будь то Индия, Африка, Америка, Англия, Германия, Швейцария или Греция, на духовных собранияхвсегда присутствуют шестьдесят-семьдесят процентов женщин и сорок-тридцать — мужчин. Женщины имеют естественную склонность к духовной жизни, не только в Индии, но и в Европе тоже. Большинство саньясинов, приезжающих в Европу из Индии, находят своих помощников среди женщин.
Когда я был во Франции первый раз, моим помощником была Свами Деватмананда, затем позже Свами Йогабхакти, Мишелина Флак. В Англии — Свами Прагьямурти, в Греции — Свами Шивамурти. Женщины имеют врожденные способности; они впитывают истину духовной жизни. Духовная жизнь, религия не чужды для них, они с ними дома. Они могут двигаться без Учителя или Гуру, потому что природа женщины очень близка духу Бога. К несчастью, они отделены от церквей и мечетей. Только в Индии двери духовной жизни открыты для них.
В 19 столетии Мирабай, и позже много других великих женщин отреклись от мира и встали на духовный путь. Они приняли путь Бхакти. В нашем веке есть много выдающихся женщин, подобных Анандамайи Ма, Матери Пондичери-ашрама или Свами Канкарешварананда. В Индии мы встречаем их с открытым сердцем. У нас нет такого чувства, что «она женщина», а «я мужчина». Женщина может быть настоящим Гуру. В писаниях сказано, что мать
Итак, женщины имеют абсолютные способности к замужеству, продолжению рода, к умению содержать дом, но они также способны быть саньясинами. Даже если они способны вырастить прекрасные волосы, они способны и обрить их. Я всегда помню об этом. Меня часто неправильно понимали, но Свами Сатьянанда — грузовик, его это не заботит. Я делаю вещи для моего собственного пути, я иду согласно своему видению, а не согласно вашему переменчивому и ограниченному мнению. Зачем я буду беспокоиться из-за ваших мнений? Но конечно, должно наступить время, когда религии распознают роль женщин в прогрессе и эволюции религии и духовной жизни. Должно быть так, чтобы женщина была Джагатгуру. Папой тоже должна быть женщина, Мама, а не Папа. Что вы скажете на это?