Карма и судьба
Свами Сатьянанда
Из сатсангов в Рикхии, 1994-1997
Возможно ли изменить судьбу? Как карма связана с судьбой?
Сегодня, в период вечера моей жизни, я пришел к одному заключению. Я сейчас подхожу очень критично и систематично ко всему, что случалось в моей жизни. Я не собираюсь исключать личную волю, но думаю, что судьба имеет большую силу. Именно судьба является решающим фактором, а не персональная воля и усилия. Когда вы сеете семя и заботитесь об нем хорошо, что является решающим фактором в успехе его роста — семя, почва или забота? Если вы ответите: 'Моя забота', то исключаете тем самым значение семени. Решающий фактор — судьба. Семя — склад судьбы. Когда вы заботитесь о семени, помещая его в правильную почву и обеспечиваете ему достаточный полив, это называют пурушартха, личным усилием. Но личное усилие не будет производить цветную капусту. Только семя цветной капусты станет цветной капустой.
Каждый связан своей судьбой, и это можно наблюдать повсюду. Я отличаюсь от вас, и вы отличаетесь от любого другого. Одинаковых не существует. Это — судьба. Судьба — прарабдха-карма, которая пришла из прошлого. Если я держу семечко цветной капусты в своей ладони, я не должен доказывать, что это семечко существовало и в прошлом. Таким же образом, само наличие кармы и того факта, что мы существуем, доказывает, что мы имеем прошлое. Я — не начало, и я — не конец. Я — связь в этой длинной цепи событий, которая происходит из-за закона причины и следствия. Закон причины и следствия не имеет никакого начала и никакого конца. Судьба имеет отношения не просто с телом или со счастьем и несчастьем. Все в этой Вселенной имеет какую-то судьбу, но эту концепцию очень трудно объяснить и понять.
Много лет, когда я изучал Веданту и Самкхью в оригинальных текстах, я, бывало, запутывался. Я думал о том, чем в прошлом была материя, и затем пробовал соединить это с научной мыслью. В течение многих лет я думал о том, чем были причина, эффект и судьба, но сегодня я могу сказать вам очень определенно, что судьба является окончательным фактором в жизни человека, и изменить судьбу трудно. Изменять качество вашей жизни легко. Если вы посещаете сатсанг и выполняете некоторые практики Йоги, вы можете изменить качество вашей жизни, вашу речь, мышление и поведение. Но вы не можете изменить качество вашей личности.
Вопрос о том, как изменять личность, был предметом обсуждения в течение многих столетий. Я могу изменить вас из плохого человека в хорошего человека, но есть в вас та индивидуальность, которая имеет свои собственные особенности, свое собственное невежество и темноту. Это — джива, которую вы называете светом или жизнью. Вы можете назвать это любым именем, но есть нечто совсем иное, чем тело, иное, чем ум и чувства. Есть кое-что другое, кроме того, что вы можете видеть, понимать и оценивать. Это называют дживатма. Это дживатма, или индивидуальная душа, которая оставляет тело во время смерти. Она полна желаний, даже если это душа саньясина. Даже Христос имел желания; он хотел сделать каждого счастливым. Я имею желания: я хочу помочь каждому. Вредить кому-то — желание, и помогать кому-то — также желание. Душа имеет желания, страсти, эмоции, и все это вместе называют кармой. Все, что каждый несет отсюда, называют кармой, и эта карма находится в очень микроскопической форме.
Итак, как можно управлять этой кармой и этой судьбой? В течение многих столетий в Ведах, Упанишадах и Пуранах говорилось, что только полная вайрагья, или беспристрастность, является той вещью, которая может изменить судьбу человека. Эти тексты не говорили о тьяга, отказе. Отказ от семьи — не вайрагья. Определение вайрагьи очень ясно дается в Йога Сутрах Патанджали. Вайрагью легко понять. Когда вы слышите об этом понятии, вы наполняетесь оптимизмом от этой легкости, но когда вы попробуете заняться этим, вы скажете: « О мой Бог, это намного труднее, чем я думал». Текст сутры в оригинале — Drishtaanushravika vishayaavitrishnasya vasheekaara sanjna vairaagyam (1:15), означает: «Когда индивидуум становится свободным от тяги к чувственным объектам, которые он испытал, так же как к таковым, о которых он слышал, это состояние сознания — вайрагья».
Сможете ли вы полностью забыть чувственные впечатления от того, что вы видели, слышали или испытали в прошлом? У вас есть много опытов в прошлом, с которыми вы не способны расстаться. Нет никакой нулевой точки, отрезанной от прошлого. Сегодня связано со вчера. Настоящее связано с прошлым, и прошлое — с будущим. Так, прошлое, настоящее и будущее переплетено. Вы должны быть способны разделить их, но вы не понимаете их в изоляции. Вы понимаете их только связанными друг с другом. Рага, или привлекательность, это отношение, через которое вы всегда знаете о прошлом опыте. Много саньясинов все еще связывают себя со своим прошлым, даже после принятия саньясы. Они не могут существовать в настоящем. Они не могут изучать будущее. Они имеют отношения с прошлым, будь то мысли, привычки или члены семейства. Однако, если имеется совершенная вайрагья, судьба может быть стерта.
Если каждая жизнь имеет цель и значение, как я могу узнать мою собственную цель и назначение в жизни?
Есть цель, которую вы создаете для себя, и есть также судьба, которая есть у каждого. Есть различие между целью и судьбой. Мы выбираем цель для себя из-за наших ограничений, желаний или личности, но мы не выбираем нашу судьбу. Моя цель может состоять в том, чтобы иметь розарий и выращивать красивые цветы и продавать их, или делать хорошие букеты и дарить их кому-то, но это — моя цель, а не моя судьба. Это — также не судьба и той розы, которая цветет в моем саду.
Судьба означает окончательный процесс природы относительно вас или кого-то еще. Когда мы живем в обществе, как люди, нас связывают некоторые цели с нашей социальной системой, нашими достижениями, знанием, дружбой, родителями, мужем или женой. Есть также внутренние отношения между вами и случаями вашей жизни, которые называют судьбой. Если вы становитесь адвокатом, это — не ваша судьба. Это была ваша цель, и вы достигли ее.
Может ли санкальпа преодолеть карму?
Если вы имеете очень сильную санкальпу, можно преодолеть карму на некоторое время, но не на неопределенный срок. Однако, человек, который закладывает санкальпу, должен будет делать некоторые уступки в чем-то другом, дать обещание чего-то взамен, потому что, преодолевая карму, вы должны будете заменить ее кое-чем другим. Нужно чем-то заменить, чтобы заполнить пустоту. Сделать это возможно.
Предположим, что я хочу стать большим ученым, богатым человеком или тем, кто живет в свое удовольствие. Это все цели. Цель имеет предел. Например, этот процесс заканчивается, когда человек, который хочет быть адвокатом, становится адвокатом. Это было его целью. После достижения этой цели он хочет быть адвокатом в Высоком Суде, затем в Верховном Суде, и затем он хочет быть судьей. Этим способом цели продолжают изменяться. Быть адвокатом — не судьба. Судьба — близкие отношения с событиями в жизни.
Чтобы изменить свою судьбу, преодолеть карму, много людей дают клятву или обещание Богу; они не просто просят, но также и обещают давать. Когда я произносил санкальпу перед Богом, я просил кое о чем, но я также обещал дать кое-что взамен. Что я отдал, было тем, что я хотел получить. Я хотел, чтобы динамичный, мощный центр преподавал Йогу во всем мире, а то, что я обещал давать, было обучение Йоге. Ваша санкальпа должна также дать ту же самую вещь, которую вы хотите получить от нее.
Предельно важно то, что, когда вы просите у Бога исполнения какого-то желания, вы также определяете свою санкальпу, ваше решение, обещание Богу, что вы возвратите Ему столько, сколько Он дает вам. Это необходимо, потому что, в конечном счете, карма не может быть заменена; этому нужно подвергнуться. Это — правило кармы: какую бы карму вы не несли, она должен быть отработана. Если вы хотите избежать кармы, вы можете сделать это на некоторое время, но в конечном счете вы должны будете отработать ее.
Сегодня я не управляю Бихарской Школой Йоги, так что я нахожусь в том же самом положении, в каком был в 1956, прежде, чем организовал ее. Конечно, тогда я имел больше радостей в жизни. Я тогда думал, но теперь я не думаю; в этом — различие. Однако, я должен был подвергнуться карме, потому что человек не может изменить свою карму. Хорошо ли это или плохо, но карму нужно прожить и отработать. Нет никакого способа избежать ее. Кармы неизменны. Кармы подобны семенам. Когда они падают с дерева, они прорастают. Но санкальпы имеют силу и могут быть созданы.
Вы истощили вашу карму?
Карма имеет три типа: нитья, наймиттика и камья. Нитья карма — действия купания, еды, выделения. Наймиттика карма — действия, выполненные тем, кто является нимитта, инструментом Бога и Гуру. Камья карма — действия или работа, сделанная с эгоистичным желанием или поводом. Нитья карма должна быть выполнена всеми, включая саньясина, потому что он все еще живет в теле. Однако, до видеха мукти, освобождения от тела, саньясина попросили отказаться от всех других карм. Это — правило, оговоренное в Ведах. Но это — не практическое правило, потому что иногда желания или отношения саньсина возникают в молодом возрасте по различным причинам. К примеру, будучи еще учеником колледжа, мальчик двадцати лет может посетить сатсанг и почувствовать внутреннее побуждение принять саньясу. Он может принять саньясу, но его работа в жизни еще не закончена. Его карма еще не была отработана. Он не удовлетворил три главных двигателя в человеческой жизни: путраишана — двигатель для потомства, дараишана — сексуальный двигатель, и виттаишана — двигатель для денег, дома и имущества. Некоторые люди также имеют четвертый тип кармы, который является локаишана — двигателем, чтобы достигнуть имени и известности.
Если молодой человек становится саньясином, не выполнив их, то он должен будет исполнять сева, или наймиттика карму, много лет. При инициации меня в 1947 Свами Шивананда сказал мне: «Я объясняю тебе твою садхану, но ты должен сделать это только после сорока или сорока пяти лет, иначе ты сойдешь с ума». Когда я спросил его, почему это так, он ответил: «Твоя доля домашней работы остается незаконченной». Я сказал: «Хорошо, я пойду домой и закончу ее». Он сказал: «Уйдя домой, ты не будешь способен исчерпать свою карму, скорее, ты только увеличишь ее. Ты должен сделать это здесь.»
Так и вышло, что я жил в ашраме и делал там всю работу, которую обычно делал дома: управление, бухгалтерский учет, конструирование, строительство, организация. Все это я делал для моего Гуру, не для себя. Не было никакого желания получить какую-либо награду за работу. Я работал для моего Гуру в течение двенадцати лет, не желая каких-либо плодов от кармы. Я ни получал, ни терял чего-либо от этой работы, потому что я действовал не для прибыли. Я делал это для моего Гуру, а не для себя. Позже он дал мне инструкцию, как сделать маленькое изучение себя, согласно моим склонностям и способностям.
После этого я основал ашрам в Мунгере. Однако, я всегда понимал, что эта работа также не могла быть сделана для себя, так что я делал это для моего Гуру. Я решил в своем уме, что это делалось для него, а не для меня. Мысль эта стала сильной энергией в моем уме: эта карма посвящена моему Гуру, это — не для меня, не для моего удовольствия, имени, известности или славы. Я думал, что это станет бессмертным, это было все. Позже я понял, что в посуде все еще оставалось немного грязи.
Какая бы карма и где бы ни была создана, саньясину не разрешается использовать ее плоды. Какую бы работу человек ни делал, правильную или неправильную, он вовлечен в нее. Панчагни тапасья — искупление для этого правильного и неправильного. Саньясин, который ведет активную жизнь и создает различную карму, должны выполнять панчагни; однако, не все это делают. Бог Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Йогин исполняет работу телом, умом, чувствами и интеллектом. Но все эти действия он делает для самоочищения, оставляя привязанности.»
Мы знаем, что карма находится в форме семени. Карма выпущена в сознание. В процессе организации столь многих ашрамов, в процессе посещения разных стран по всему миру, в процессе общения и жизни среди так многих людей, невозможно остаться полностью безупречным. Даже высокоинтеллектуальный человек, если он входит в угольную яму, будет иметь на себе черные пятна. Я не могу сказать, что я вышел незапачканным. Поэтому я должен был сделать панчагни, чтобы очистить себя. Каждый должен исполнить епитимью. Я делал это в течение пяти лет. Теперь я буду пребывать в счастье.
Можем ли мы изменить нашу карму?
Вы станете тем, чем вы должны стать, делаете ли вы с этим что-нибудь или нет, но если вы не выполняете вашей кармы, вы сойдете с ума. Вы должны продолжать делать что-то и думать о чем-то. Вы должны постоянно заниматься какой-то работой. Независимо от того, чего вы добьетесь в этой жизни, это предопределено. Вы получаете это, потому что вы должны получить то, что было предназначено для вас. Что еще вы можете сделать, но что вы делаете теперь? Вы должны делать кое-что, чтобы заполнить время. Если вы просидите весь день, не делая ничего, вы впадете в депрессию и умрете. Это — причина, почему Бог дал человечеству труды, заботы, столкновения, а также храбрость и терпение. Это поддерживает здравомыслие в человеческом уме.
Можете ли вы сказать нам, что означает 'сат' в отношении к словам сат вичара и сат карма?
Сат — санскритское слово, означающее 'положительный' или 'реальный'. Я всегда думаю о других положительно, потому что это помогает мне. Если я думаю о ком-то отрицательно, это болезненно. Это создает плохую карму, которая изменяет химические секреции в моем физическом теле, а я не хочу этого. Хорошее или позитивное представление о других называют сат вичара, и это полезно для вас. Под «сат» я также подразумеваю карму, которая поможет другим или будет делать кого-то счастливым. Сат карма — хорошее действие, которое в конечном счете помогает вам. Любое действие, сделанное для других, беспомощных, бедных и нуждающихся — сат карма. Любое действие, сделанное для себя или своей семьи — не сат карма. Это — только карма, потому что произведет другую карму. Любой поступок, который вы производите во вред другим, есть асат карма, отрицательная карма. Таким образом, мы имеем отрицательную карму, нейтральную карму и положительную карму. Положительная карма сотрет вашу другую карму.
С детства я был озабочен тяжелым положением женщин в обществе. Я чувствую, что женщинам нужно разрешить жить так же свободно, как мужчинам, и я дал женщинам такую возможность, даже в строго расписанных делах жизни ашрама. Сейчас я всегда говорю сельским жителям, что женщинам нужно разрешить жить свободно. как и мужчинам. Это, кажется, моя карма. Что я делаю для ее реализации? Я разъясняю, что всем девочкам в нашей окрестности нужно помочь через образование и брак. Когда вы совершаете действие, вы создаете другую карму, но когда вы исполняете сат карму, вы стираете или сокращаете вашу карму. Ваша собственная карма становится все более разреженной и очищенной.
Весь мир занят в карме, усиливая ее круговорот. Вы советуете нам служить другим, создавать хорошую карму через хорошее отношение к другим. Разве это не будет накапливать еще больше кармы? Может ли быть истощена эта карма?
Вы не создаете карму, когда работаете для других; это не затрагивает вас. Если, вместо эгоизма, в вас есть только самоотверженное служение, то не может быть никакого эмоционального волнения, и расцветает непривязанность. Всякий раз, когда вы служите другим бескорыстно, всякий раз, когда вы делаете добро другим без любого скрытого повода, вы не вовлекаетесь в круговорот кармы. Таким типом служения будет социальная философия двадцать первого столетия. Это будут годы, в которых каждый индивидуум будет прежде всего думать о других.
Вайрагья
Вайрагья — беспристрастность, непредвзятость или непривязанность, она является противоположностью рага, или привязанности. Рага связывает человека с самсарой. Вайрагья освобождает человека от неволи. Она поворачивает ум внутрь. Вайрагья — самая важная дисциплина для духовного кандидата. Без нее невозможна никакая духовная жизнь. Постепенно освободите ум от его старых привычек и склонностей. Медленно обучите ум медитации и заставьте его испытать внутреннее счастье. Постепенно он оставит свои старые привычки и старые пристрастия. Вайрагья не означает отказ от социальных обязанностей и обязанностей жизни. Она не означает отказ от мира. Вайрагья — умственная отрешенность от связей мира. Тот, кто имеет совершенную умственную отрешенность, оставаясь одновременно в окружающем мире, является настоящим героем.
- Свами Шивананда