Бог
Два пути
Для того, чтобы осознать Бога, вам не нужно поклоняться статуям. Никто никогда не говорил, что, только поклоняясь каменному образу Шивы, вы осознаете его. Если вы хотите найти Бога без каких бы то ни было посредников, вы, конечно, можете сделать это. Все святые говорили это. Они описывали два пути, чтобы достичь Господа: вихангам марга, путь птицы, и пипилика марга, путь муравья. Если вы птица, вы можете взлететь оттуда, где вы находитесь. Вам не нужны машина или автобус. Если у вас есть крылья, взлетайте, как птица, и вы, безусловно, достигнете высшего духа и осознаете его. Но те, у кого нет крыльев, могут применить метод муравья. Муравью придется пересечь все расстояние.
Путь муравья предназначен для тех, кто пойман в сети привязанностей и иллюзий этого мира, для тех, кто находится под властью ума, гун, пристрастий и антипатий, кто чувствует себя счастливым от одного события и несчастным от другого. Таким людям необходимо что-то вроде фундамента, чтобы осознать Бога. Этот фундамент есть ум.
Ум как фундамент
Используя ум в качестве фундамента, вы направляетесь внутрь. Верховный дух, который вы хотите осознать, может присутствовать внешне, пропитывать весь мир и все, сотворенное Богом, но также он присутствует внутри вас, таким образом, ум используется как фундамент, чтобы осознать это.
Скажем, вы срываете розу в саду. Роза отдельна от вас. Вы видите ее, как предмет, и она отдельна от вас. Когда вы закрываете глаза и пытаетесь визуализировать розу, вы видите розу внутри. Эта роза отличается от той, что вы сорвали в саду. Запомните мои слова: роза, которую вы поставили на стол, и роза, на которую вы смотрите внутри своего ума, разные. Одна внешняя, другая внутренняя. То, что вы видите внутри, не есть цветок розы, но при помощи образа цветка розы в качестве фундамента, вы видите себя. Когда вы поклоняетесь образам Рамы, Шивы, или Дэви в храме, когда вы закрываете глаза и медитируете на них, то, что вы видите, не является ими, но является вами. Вы являетесь высшим духом, вы его великолепие. Предположим, вы закрываете глаза и видите меня. Образ меня, который вы видите, закрыв глаза, не является мною, но является вами. Пока вы не поймете этого, вы не найдете ответы на ваши вопросы.
Осознание
Высший дух делает себя досягаемым. Фундамент и внешний Учитель остаются снаружи, а Учитель, который сияет внутри вас — есть вы сами. Статуя Шивы, на которую вы смотрите, и есть вы. Не тот Шива, что расположен в Байдьянатхдхаме или Вишванатх темпле. Реален тот, что внутри. Что есть осознание ума, сознания и эго? Люди направляют свою ментальную энергию на образ розы или шивалингама. Постепенно они удерживают свой ум на символе. Через несколько дней опыт теряется, он уходит и не остается никого и ничего. В этом небытии образ Бога существует и не существует одновременно.
Как я могу сказать вам, имеет ли Бог образ или нет? Никто не может сказать это. Никто не разговаривал с Богом. Люди даже не в состоянии сказать, что Бог это не камень. Кто-нибудь говорил это? Если кто-то говорит, что Господь не имеет образа, какое доказательство он имеет? Какое есть доказательство, что у Бога есть форма, или он не имеет формы. Никто не доказал ни того, ни другого. Мусульмане не могут предоставить доказательства Аллаха, христиане не могут доказать Бога, и я не могу дать подтверждения души. Бог вне доказательств, он недоказуем, неизмерим.
Дом Господа
Существует только одно место в мире, где у Христа есть дом, его собственный особняк – это Христос Кутир в Рикхии. Кутир означает особняк. Это очень древняя идея индийцев. Кутир — это не церковь. Церковь — это святая святых. Это не храм, храм — это место, где Господу поклоняются. Христос Кутир — это место, где он живет. Место поклонения и место жительства — две разные вещи, точно так же, как различны место работы и место жительства. Вы можете проводить 8 или 10 часов в офисе, но это не ваш дом. Точно также, святая святых — это не постоянное место жительство Бога. Постоянное место — это то, где человек отдыхает, кушает, где человек неформален, где он живет, как ему хочется.
Когда я построил Христос Кутир здесь, у меня была мысль, что Христос должен иметь свой дом. Он работал на фабрике в Израиле. Он работает на различных фабриках, в различных церквях. Он приходит туда ненадолго, точно так же, как вы ходите в офис. Он приходит туда по воскресеньям, а затем он возвращается. Но куда он возвращается? Если вы когда-нибудь встретите его, попросите его приехать в Рикхию. У него здесь есть уютное местечко.
Христос Кутир это не единственное место в Рикхии, где живет Бог. Здесь есть также Ганеш Кутир, особняк для Ганеши. Здесь есть Рагхунатх Кутир, особняк для Рагхунатха. Наши Боги и Богини не имеют домов. Куда бы они не шли, они всегда на службе. Шиве всегда предлагается вода, бедный парень сидит под водой 24 часа в день. Где дом Бога? Бог имеет дом в двух местах. Ганешаджи, например, имеет дом в двух местах – здесь, в Ганеш Кутире, и внутри всех ваших сердец. Однако, для него очень болезненно жить в вашем сердце, так как оно грязное. Точно так же, как вы считаете сложным жить в доме, полном пластика, плевков и мух, для Бога болезненно жить в сердце, которое грязно. Поэтому Ганеша живет здесь в Ганеша Кутире, и проливает на нас свое обильное благословение. Рагхунатхиджи также льет на нас благодать, так же, как и Христос.
Благодать
Только через благодать Христа я сумел покорить столько христианских наций и поднять там флаг Йоги. Когда есть благословение, калеки способны взобраться на гору, немые начинают говорить, а слепые прозревают. Я родился в семье фермера, но нет деревни или города, куда я не брал бы с собой Йогу. Это происходит не благодаря чьей-то силе.
Тулсидас сказал:
« Я преклоняюсь перед лотосными стопами Господа Хари, чьей благодатью калеки могут пересечь горы, слепые могут узреть, глухие обретают слух, немой может говорить и безденежный человек становится королем.»
Нет разницы, насколько слаб человек, не имеет значения, в какой семье он родился, пристрастен ли он к желаниям, как Сурдас, добивается ли он женщину, как Тулсидас, если снисходит благодать Господа, железо превращается в золото, уголь в бриллиант, Тулси в Тулсидаса и слепой в Сурдаса.
Однако, для того, чтобы получить благодать Бога, его дом следует держать чистым. Чтобы Господь поселился в вашем сердце, чтобы быть уверенным, что он пребывает там и благословляет вас и ваш дом, важно, чтобы вы очищали свое сердце. Сложно объяснить значение очищения сердца. Как вы узнаете, что ваше сердце чистое? Рамакришна Парамахамса говорил, где есть грязь, туда летят мухи, где есть богатство, приходят воры, но где есть прекрасный сад с озером, цветущими лотосами и щебечущими птицами, туда направляются все. Точно также, вы можете сказать, какое у вас сердце, по людям, которых вы привлекаете.
Сердце и ум
Сердце и ум две разные вещи. Сердце – это чувства, а ум — это мысли. Мысли рождаются в уме, а чувства в сердце. Если ваше сердце чистое, ваши мысли будут позитивными. Если у вас негативные мысли, мысли о страхе, критицизме, жестокости, страсти, гневе или зависти, это значит, что-то не то с вашими чувствами.
Если ваше сердце чистое, ваши мысли будут свободны от зависти, жадности, похоти, гнева, мести, беспокойства, страха и неуверенности. Это и есть барометр жизни и чистоты. Мысли не делают вас хорошим человеком, это делают сердце и чувства. Вы можете читать вдохновляющую книгу о Будде, Христе или Свами Вивекананде, и у вас будут хорошие мысли. Это ничто. Вы можете понимать мысли, изложенные в книге, но вы можете не почувствовать их. Чувство – вот что важно.Чувства, а не ум являются также основой бхакти.
Основа бхакти
Основа бхакти есть сердце, а не ум. Основа бхакти есть эмоции. Бхакти не может существовать без эмоций, точно также как гнев, страх, зависть, беспокойство, радость и печаль не могут существовать без эмоций. Однако, чтобы практиковать бхакти, вы должны перенаправить ваши эмоции с неблагоприятной тропы на благоприятную, вы должны направить течение реки желаний в благоприятном направлении. Было сказано:
Между благоприятным и неблагоприятным течет река желаний
Мы называем реку желаний «эмоции». Мы не видим эту реку, но мы чувствуем ее. Эмоции текут внутри нас, словно река. Мы не можем контролировать эту реку, менять ее курс, заставить ее повернуть в канал, направить ее на поля или вырабатывать с ее помощью электричество. Река, которая раньше затапливала поля, деревни и разрушала свои собственные берега, сейчас стала созидательной. Таким же образом, эмоции, благодаря которым вы становитесь злым, которые вырабатывают внутри вас страсть и зависть, которые заставляют вас стрелять в кого-либо, эти эмоции можно заставить изменить направление. Однако вы не можете разделить эмоции на здесь и там. Вы не можете одновременно испытывать гнев и бхакти. Правило «пятьдесят на пятьдесят» здесь не работает. Здесь нужна 100 процентная сублимация эмоций, полное изменение курса. Что мы достигнем через это? Благодать.
В конце концов, кем был Свами Вивекананда? Он мог стать юристом, но вместо этого он стал личностью национального масштаба, вдохновением для тысяч людей. Я тоже принадлежал к среднестатистической семье, но мой Учитель изменил все направление моих эмоций и жизни. Это произошло, потому что это воля Господа. Бог идет с теми, кто сублимировал свои эмоции, кто очистил сердца. Даже если у джнани есть негативные мысли, но он отправляет их в очистительный резервуар, он избавляется от них.
Управление гунами
Существует три гуны: саттва, раджас и тамас. Все сотворенное находится под контролем гун. У вас может быть половина саттва гуны, у кого-то четверть, три четверти и т.д. Тот, кто может пройти вне трех гунн, является освобожденной душой. Такие люди видехамукта, дживанмукта (свободный от тела), и они живут в другой сфере. Они существуют за пределами шуньи, пустоты. Кабир описал четыре стадии существования: джаград (бодрствование), свапна (сон), сушупти (глубокий сон) и турья (сверхсознание). Четвертое состояние, турья, очень высокое.
Большинство людей живут в трех гунах. Есть возможность управлять гуннами, если жить в соответствии с дхармой. Дхарма это отношение, это усилие, это повседневная жизнь, это взаимодействие между людьми, между отдельными личностями и обществом, мужем и женой, друзьями и врагами. Ритуалы не являются основой дхармы. Ритуалы это часть бхакти, они находятся под контролем кармаканды и Тантры. Дхарма — это другое, дхармическая жизнь начинается с собственно жизни, в то время как бхакти начинается с эмоций. Итак, три гуны должны управляться при помощи дхармы. Точно так же, как вы выкидываете мусор, меняете постель и снимаете паутину, также вы должны работать с гунами. Гуны также присутствуют в вашем доме – их представляют предметы чистоты, радости и мусора. То, как вы обращаетесь с ними, это то, как вам следует обращаться с вашим сердцем.
Отказ
Когда ваше сердце очистится через правильное обращение, Господь поселится в нем. Тогда вы обнаружите, что судьба, направление вашей жизни находится в руках Господа. Сказано: « О друг и господь бедняков, ты держишь тетиву моей жизни». Направляет ли вас Господь в мясной магазин или превращает вас в Божество в храме, вы должны отдать поводья вашей жизни ему. Если вы полностью сдаетесь Господу, нет ничего невозможного, но не ставьте условия после сдачи. Не говорите: «Я поклоняюсь тебе, поэтому позаботься обо мне». Он всеведущий, он контролирует ваш ум, прану, конечности, вашу жизнь и смерть. Неужели он так глуп, что вам нужно просить его убрать ваши печали? Он дал печаль, радость, богатство, нищету, болезнь, он знает все. Он всемогущ, всепроникающ. Он владеет тремя гунами всемогущества, всезнания и вездесущности. Он присутствует везде. Он знает все. Он может сделать все. В принципе, если вы соглашаетесь с этим, то вы все еще сомневаетесь в нем. Если вы на самом деле верите, что он всемогущий, всезнающий и вездесущий, вы не чувствуете нужды просить его о чем бы то ни было. Вы предоставляете это ему.
Объединение
Здание, где я живу, называется Гаури-Ганеш. Отношения между Радхой и Кришной отображены в мадхурья бхава (эмоции между любящим и любимым). Отношения Субхадры, Баларама и Кришны отображены в снеха бхава (эмоции между братом и сестрой). Яшода и Кришна, Каушалья и Рама, Мария и Христос отображены в ватсалья бхава (эмоции между ребенком и родителем). Это различные формы проявления бхакти. Я думаю, Гаури и Ганеша описывают очень хороший пример ватсалья бхавы, поэтому я назвал мой дом Гаури-Ганеш и разместил здесь их статую.
Господь связан с вами через шаги любви. Что значит любовь? Это не то, что вы видите по телевизору. Это понятие, когда эмоции двух противоположных элементов обретают единение.
Кабир сказал:
«Любовь не растет на полях. Любовь не продается на рынках. Любовь дается любому, королю или простолюдину, кто готов предложить за это свою голову».
Когда случается объединение между двумя противоположными полюсами, это есть любовь. В физике утверждается, что каждый предмет имеет отрицательный и положительный полюс. Они известны как деша (пространство) и кала (время). Когда они притягиваются друг к другу, они соединяются в ядре. В физике это называется слияние, мы называем это Йогой. Союз, который достигнут в дхъяне, или в поклонении божественному, также осуществляется между двумя противоположными элементами – Пуруша и Пракрити, параматма и дживатма. Эти противоположные элементы получили различные имена. Мы часто подразумеваем союз материального и духовного, ума и духа. Ум и мысли – материальны, они являются реальным объектом, так как ум возник из пяти элементов. Итак, он связывается с тем, что нематериально. Высший дух не является материальным объектом, это трансцендентный и вездесущий глава. Материальный объект не может быть вездесущим: он может присутствовать в одном месте в определенное время. Но высший дух вездесущ, он присутствует везде в любое время. Вы можете пытаться повысить уровень ума через мантру, сделать его более проницательным, развить его, но это материальный предмет.
Объединение этого материального объекта с высшим духом называется Йога, союз между противоположными элементами. Также это является значением любви. Любовь не должна быть воспринята ограниченным определением, она не должна восприниматься как один только восторг и эмоции. Любовь – это способ выражения для осознания, напоминания, сумасшествия. В Рамачаритаманасе сказано:
«Позволь себе быть добрым ко мне, Рама, как женщина добра к сладострастному мужчине, и так же как прибыль дорога скупому, о Господь Рагху».
Уединение
Я живу один в Гаури-Ганеше. Люди пытаются жить в одиночестве, но они не способны на это. Точно так же, как желудку нужна еда, человеку необходимо общество, дружба и любовь. Многие годы я пытался жить без этого всего, пытался жить один, очень старался, старался в Ришикеше, но этого не произошло. Мне всегда поручали обязанности. Однажды я сказал Свами Шивананде: «Свамиджи, я хочу жить один». Он сказал «Да. Живи один, когда работаешь». Я сказал: «Но мне приходится работать с другими людьми». Он ответил: «Почему ты волнуешься за других? Ты живешь один, сохраняй одиночество, алакх ниранджан». Но это было невозможно. Я ввязывался в споры, привязывался, чувствовал себя плохо – это эффект компании. Этого не произойдет в уединении. В уединении не существует ни меня, ни тебя, любовь и ссоры идут рука об руку, как партнеры.
После того, как я покинул Ришикеш, многие годы я путешествовал по всему миру. Затем я приехал в Рикхию. Здесь тоже было сложно. Когда я приехал, целый день было полное одиночество. Сейчас Рикхия меняется. Я думаю, мне следует оставить Гаури-Ганешу и отправиться в Уттаракханд. Там построен маленький особнячок. Возможно, я смогу жить там в уединении.