28 ноября 1997 года
Четвертого декабря, во время сумерек, состоится свадебная церемония Ситы и Рамы. В этом году в присутствии всех девятьсот девушек получат приданое. Шестьсот девушек невестами приходят из других деревень и остаются в Рикхия панчаят на всю оставшуюся жизнь, и триста девушек из Рикхия панчаят выходят замуж и переходят жить в дома своих мужей в другие деревни. Я создал прецедент и показал пример того, как можно достичь Божества. Вы можете практиковать мантру или молиться, вы можете идти в храм или церковь, но никогда не забывайте несчастных людей, которые страдают, которые не имеют того, в чем нуждаются. То, чего они не имеют, у вас и у меня есть в изобилии. Если у меня есть десять булок хлеба, то я могу спокойно отдать пять ему, потому что он нуждается, а я нет. Это доброе чувство пришло ко мне в 1990-ом году, после прибытия в Рикхию. В 1990—м году в день Картик Пурнима, когда луна была самой светлой, я услышал голос свыше: «Заботься о своих соседях, как я забочусь о тебе». Да, Бог заботится обо мне. В нежном возрасте восемнадцати или девятнадцати лет я покинул свой дом, свою семью, все остальное. Он заботился обо мне, и я жив до сих пор. Да, я полон жизнью, прекрасной трепетной жизнью. Каждая клетка и атом моего тела и ума полны жизнью, но это благодаря Его, а не моим усилиям. Я не верю, что я жив благодаря себе, я жив благодаря Ему. Я то, что я есть — только благодаря Ему. Итак, Он сказал: «Заботься о соседях так, как я забочусь о тебе».
Заботьтесь о своих соседях
Что означает слово «сосед»? человек, который живет рядом, перед или позади вашего дома. Однако, для человека, чье сердце открыто, весь мир его соседство, и каждый человек его сосед. Человек, у которого маленькое закрытое сердце, думает в терминах: «Это мое, а это твое». Он делает разделение между своим и чужим, но я не хочу ограничивать себя этими мыслями. Скорее я верю, что все принадлежит Тебе, о Бог, потому что ты даешь мне все это. Ты — собственник, Ты — дающий, Ты — казначей. Ты — океан преуспевания милости, милосердия и любви. Ты даешь мне все, так что я могу отдать это другим. Каждый должен думать подобным образом. Конечно, вы должны зарабатывать деньги. Конечно, вы должны иметь симпатичного мужа или жену и хороший дом. Вы должны дать образование вашим детям. Но все эти вещи не должны быть целью вашей жизни. Если бы это было целью жизни, тогда не было бы никакой разницы между человеком и животным, за исключением того, что человек ходит на двух ногах, а животные на четырех. Голод, сон, сексуальная жизнь и страх присущи как человеческим существам, так и животным. Вы можете судить об этом по себе. Итак, где лежит различие между человеком и животным. Отличаемся ли мы в какой-то мере от животного царства? Да, мы отличаемся от животных, и это отличие состоит в том, что мы осознаем Бога. Это та миссия, которую я должен донести до вас. Я очень благодарен вам за то, что вы все собрались сюда, где мы решили думать, говорить о Боге и чувствовать Его среди нас. Я вам говорил, как этого достичь. Знаете ли вы, почему я вам не сообщаю номер телефона Бога? Здесь только один резон. Если я сообщу вам его номер телефона, вы начнете звонить ему и надоедать: «Дай мне сына, дай мне дочь. Я хочу иметь такой дом, я хочу стать министром или премьер-министром». Тогда он мне скажет: « Сатьянанда, что ты вытворяешь? Я дал номер для тебя лично, а ты сделал его публичным!» Итак, я скажу его вам только тогда, когда вы откажетесь от своих личных желаний. Вы не можете расточать милости Бога только для своих нужд.
Разделите свое богатство
Осторожно расходуйте те дары, которые Бог дал вам. Обычно вы используете богатство, которое Бог дал вам, только на себя. Вы тратите сотни и тысячи рупий на себя и только несколько пайз —для бедных и нуждающихся. Даже садху зарабатывают хорошо. У меня здесь были некоторые саньясины, которые имели миллионы рупий. Не важно, домохозяин ли, саньясин ли, но вы должны тратить на себя лишь столько, сколько необходимо и в соответствии с вашей дхармой. Бог благословил вас в этой жизни прекрасным домом, прекрасной супругой, прекрасными детьми, но вы должны также заботиться об остальном мире. Вы должны думать о тридцати процентах населения, которые лишены такого счастья, как у вас и сделать что-нибудь для тех несчастных, которые больны, бедны, калеки и вообще находятся в невыгодном положении. Вы должны смотреть вперед. Что случится, если тридцать процентов населения мира, живущих в бедности сегодня, увеличатся до семидесяти процентов завтра? Они определенно пересилят вас. Они ворвутся в ваши дома и разграбят ваше имущество. То что я вам говорю, имеет глубокое социальное значение, а также политические цели. Я не просто так болтаю с вами. Когда их число увеличится от тридцати процентов до семидесяти, тогда ваши жизни будут в опасности. Воры и бродяги будут похищать ваших дочерей и шантажировать вас, чтобы вы подписали чеки на большую сумму денег на их имя. Это не что-то такое, что будет в отдаленном будущем. Это происходит уже сейчас. Таким образом, я предостерегаю вас. Когда я объясняю духовные истины, я склонен говорить также о социальных и мирских вещах. Итак, вы должны делиться тем, что вы имеете, с теми членами общества, которые нуждаются.
Любите без ограничений
У меня есть доля в вашей удаче. Я не имею в виду свою физическую сущность. Я люблю человека и все без исключения. Я не ограниченный индивидуум. Я был рожден с судьбой осуществлять. Мой Гуру рассказал мне все, что касается меня и моей миссии. Следовательно, я имею право на один из ваших карманов. Пусть другой будет вашим, но один карман принадлежит мне. Один карман принадлежит вам, а другой человечеству. Имейте в банке два счета, один для своей семьи, а другой для общества. Разделите свои деньги, богатство и счастье. Разделите свою удачу и позвольте мне иметь долю в ней. Это значит: отдайте эту долю человечеству, иначе у вас будут социальные проблемы.
Это мой практический совет вам. Я сейчас не говорю о духовности. Неимущие составляют двадцать — тридцать процентов не только в Индии или Африке, но во всем мире. Миллионы слепых, хромых, глухих и немых. Миллионы сирот и нищих детей. Есть столько бедных, которые нуждаются в руке помощи. Есть так много больных, которые нуждаются в вашей любви и заботе. Иисус говорил об этом. Сегодня вы клянетесь его именем, но что сделали вы в его время? Вы распяли его. Он пришел, чтобы спасти, искупить. Он оставил вам эту миссию. Не я говорю это в первый раз. Это прозвучало две тысячи лет тому назад, и христиане должны помнить это.
Жизнь в комфорте и роскоши — это суицидальная жизнь. Простая жизнь — это хорошая и сбалансированная жизнь. Не стремитесь к богатству. Доллары не создадут судьбу, доллары не могут создать личности. Если вы не слышали о миссии, вам напомнили о сегодняшнем дне, том дне, когда число несчастных может достичь шестидесяти, семидесяти процентов населения. Они ворвутся в ваши дома, похитят ваших детей и разграбят ваши деньги. Это уже произошло в некоторых странах. Я говорю не только о духовных материях. Я говорю о вещах, которые помогут вашему обществу. Если вокруг вас жара, огонь, катастрофа и смерть, а вы один живете в комнате с кондиционером, как долго вы выживете? Вы должны улучшить состояние вокруг вашей семьи. Мир существует и помимо вашей жены, мужа и детей. «Мы двое и нас двое» — не является решением. Эту мысль надо поставить в центр внимания, и она в точности явится целью Сита Кальянам.
В жизни наблюдается недостаток добрых качеств. Может ли произойти социальная революция, если мы добавим духовное измерение в существующую образовательную систему?
Эта мысль пришла не только к вам, но и к нам. У образования две цели. Первая — это обеспечить вас специальностью, чтобы вы могли зарабатывать себе на жизнь в агрокультуре, коммерции или технике. Через образование вы получаете знания о внешнем мире. Второй целью является получение знаний о внутреннем мире, благодаря которым вы удаляете из себя темноту невежества. Эта форма образования инструктирует вас о вас самих, о вашем теле и о ваших социальных делах. В сегодняшней системе образования мы не имеем ни того, ни другого. Может ли сын фермера, каменщика, прачки, плотника или гончара научиться чему-нибудь из сельского хозяйства, каменной кладке, плотницкому или гончарному делу в деревенской школе? Когда вы заканчиваете среднюю школу, обучены ли вы водить такси или авторикшу? Нет, в школе вы не получаете этих навыков. Если вы и обучаетесь какому—либо навыку, то это происходит в частном порядке за пределами школы. Никто из деревенских девочек не умеет вязать или шить. Все они получают в школе какую—нибудь ненужную информацию, например: как звали дочь Аурангаджеба, где похоронен шах Джехан, или когда император Ашока вторгся в Ориссу. Таким образом, знания, полученные в школе, оказываются бесполезными как для материальной, так и для духовной жизни, как для внешнего, так и для внутреннего мира. Я посещал педагогические институты, миссионерские школы, гурукулы, Арья Самадж школы, школы, которые ведут садху и махатмы. Все школы компетентны только в трех вещах: чтение, письмо, арифметика, но они не обучают ничему из национальных ценностей. Образование должно заботиться о социальных и национальных нуждах настоящего времени. Я не говорю о мировых проблемах, я говорю о нашей собственной стране. Индия находится на пороге двадцать первого столетия, а менталитет людей находится в семнадцатом столетии. Сегодня можно встретить многие деревни, которые живут в четырнадцатом столетии. Некоторые малые города живут на уровне девятнадцатого столетия, когда поезда приводились в движение паровозами. В Индии школы дают элементарное образование, не более. Нация не может совершить прогрессивного рывка до тех пор, пока школы не будут учить учащихся зарабатывать свой хлеб. От бедности не освободишься, семьи не могут заботиться о своих членах, когда престарелые родители находятся в небрежении, потому что учащиеся не получают практических навыков.
Цель образования
На фронте духовного образования царит полная темнота и невежество. Люди не знают, что такое духовность вообще. Упанишады говорят о двух видьях, двух типах знания: пара и апара. Апара видья относится к формальным академическим или мирским знаниям, которые помогают вам зарабатывать на жизнь. Она дает эмпирические знания математики, физики, астрологии, химии, биологии и других материальных наук. Другая видья, или знание, называется пара видья. Это трансцендентальное знание о творце и его творении. Это духовное знание, с помощью которого вы можете объединиться со своим непреходящим бессмертным Я, атмой, конечным принципом всего космоса.
Есть две формы знания, однако сейчас они не внедрены в систему образования нигде в мире. Знания о стрессе являются только лишь эмпирическими знаниями, и они используются только в некоторых странах. Следовательно, нации должны будут переосмыслить эти два типа образования. Действительно, весь мир должен будет бросить свежий взгляд на образование. Один и тот же тип образования не сможет служить всему миру. В Африке, Латинской Америке, Южной Азии, Китае и Центральной Азии была принята одна и та же система образования, которая и послужила причиной экономического дисбаланса. Происходит много интеллектуальных крушений. Студенты, проводящие много лет в колледже и университете, не находят потом работы после их окончания.
Цель образования должна быть двойственной. Во-первых, оно должно сделать учащегося способным зарабатывать свой хлеб с маслом по возможности раньше, без проведения стольких лет в школе. Во-вторых, оно должно развить личность учащегося так, чтобы он мог открыть свою собственную сущность. При отсутствии такого рода образования наступает тотальная анархия. Одной из главных причин беспорядков на любом континенте является то, что мы не нашли соответствующих форм образования для различных типов людей. В Африке и Индии дети изучают, когда императоры рождались и когда они умирали. Какое дело до этого бедному плотнику, фермеру или каменщику? Он хочет, чтобы его сын зарабатывал себе на жизнь в восемнадцать лет. Сын заканчивает школу и не знает, что ему делать. Он не может даже водить автомобиль, поэтому не может стать таксистом. В школе он изучал политических лидеров, королей и королев и сколько у них было детей. Такого рода образование не помогает ему совсем. Такие вещи можно изучить позже, когда человеку исполнится двадцать пять или тридцать.
Дети должны быть научены с раннего возраста, как справляться с повседневными нуждами жизни в соответствии с возникающими обстоятельствами. Человек в Западной Европе должен справляться с определенными обстоятельствами. В Африке, Азии и Латинской Америке обстоятельства совершенно другие. Индия — аграрная страна. Ее образование должно быть нацелено на агрикультуру, фермерство, разведение крупного рогатого скота и малый бизнес. Изощренное технологическое образование не поможет этой стране. Чем больше развита такая технология, тем больше безработица. В этом причина безработицы в технологически высокоразвитых странах Запада. Машины делают все, а безработный сидит дома и употребляет кокаин, марихуану и коричневый сахар.
Необходимость борьбы
Есть во всем этом другой важный момент. Пока страна или люди борются за выживание и развитие, они здоровы ментально, эмоционально и физически. Однако в момент, когда эта борьба приходит к концу, и люди оказываются обеспеченными всем, в чем они нуждаются в жизни, в обществе увеличивается уровень суицида. Суицид — это результат депрессивного синдрома. Когда наблюдается депрессия, электромагнитная активность мозга уменьшается вследствие отсутствия борьбы. Борьба, повседневные конфликты, бой за выживание сохраняют вас здоровыми. Можете быть уверенными, что криминал и суицид возрастут в обществе, которое обеспечит своих членов всем, в чем они нуждаются или чего они хотят. Шведы это нация, которая имеет идеальное благосостояние. Люди могут получить здесь все, что они захотят, с наименьшими усилиями, однако уровень суицида именно здесь является самым большим. Вы должны понимать необходимость борьбы. Это часть схемы жизни. В странах, подобных Индии, люди бедны, им нечего есть, но у них остается стремление к жизни. Они не прибегают к суициду, потому что они сражаются, хотя и живут впроголодь. У человека может умирать с голоду ребенок, жена может болеть, он сам может быть безработным и несчастным, но у него не возникнет даже мысли о самоубийстве. Пока есть воля к борьбе и жизни, человек не думает о суициде. Человек идет на самоубийство только тогда, когда его ум становится ленивым. Ленивый ум использует суицид. А когда ваш ум становится ленивым? Когда все легко.
Необходимость практического тренинга
Таким образом, наша образовательная система нуждается в больших переменах. Образование не может и не должно быть универсальным. Оно должно быть модифицировано для различных типов людей. В Индии оно должно быть ориентировано на агрикультуру, потому что больше семидесяти процентов населения Индии занято в сельском хозяйстве. Прямо с самого раннего возраста детей надо учить, как ухаживать за коровами и козами, как можно получать биогаз, как выращивать овощи, зерновые или фрукты. Этим вещам не учат в школах и люди не требуют от своего правительства такого типа образования. Образовательная система должна быть полностью изменена.
Существуют начальные, средние и высшие школы, однако современные ребята не знают ничего. Я призываю юных мальчиков: «Идите и учитесь вождению авторикши, учитесь водить автомобиль». Я призываю девочек учиться шить. Иногда мы также учим их шитью и изготовлению одежды, так что они могут заработать себе на жизнь. Школы не учат ничему полезному, практическому. Действительно, если бы школы были закрыты, вы бы ничего не потеряли, более того, вы бы сохранили свои деньги. Школьные учителя не должны обижаться, потому что я говорю правду. Ганди говорил то же самое. Он подчеркивал, что базовое образование должно быть разным для разных людей.
Следовательно, те, кто живет в деревнях, городках и больших городах должны переосмыслить, какой должна быть их образовательная система. Вы должны серьезно обдумать, что надо добавить или изменить в ней. Если вы можете видеть, что то, чему обучают в школах сегодня, совсем не нужно, вы можете не посылать своих детей и не увеличивать число учащихся в школах и колледжах. Зачем вы это делаете? Здесь среди вас есть мальчик, который на вопрос, откуда берется молоко, ответил, что из молочного магазина. Он даже не знает, что молоко дают коровы. Вы будете смеяться, если я расскажу о забавных вещах, происходящих здесь. Все сидящие здесь родители посылают своих детей в миссионерские школы. Все дети учатся в школе английскому языку и хинди, и больше ничему полезному они там не учатся, даже тому, что молоко дают коровы.
Свами Сатсанги закончила первый класс, но она не могла объяснить, в чем разница между коровой и быком, пока не пришла сюда. Я искренне скажу вам, что все, чему я учился в школе, никогда мне не пригодилось. Мой отец зря потратил деньги за многие годы моего образования. Если бы я перестал учиться в школе в возрасте десяти лет, может, я стал бы вторым Шанкарачарьей. Я потерял десять самых драгоценных лет своей жизни. В возрасте восьми или десяти лет человек очень чистый, тогда как в возрасте восемнадцати-девятнадцати он полон конфликтов и проблем. Я потратил эти дорогие годы на изучение географии и истории. То, что я заучивал вечером, вылетало из головы у меня утром. С другой стороны, все, чему я научился на протяжении двенадцати лет в ашраме моего Учителя, я использовал на протяжении всей своей жизни.
Даже малейшие практические навыки оказывались очень ценными в дальнейшем. Я научился, как носить вязанки хвороста, как использовать мотыгу и серп, как ухаживать за садом, как готовить пищу, строить дом, вести учет, делать ревизию, печатать и писать статьи. Наиболее ценным уроком, который я получил там, это осознание того, что жизнь всегда течет, всегда движется вперед. Человек должен просто наблюдать феномены, происходящие в мире и идти в ногу с ними. Я принял саньясу в возрасте девятнадцать лет и жил в ашраме моего Учителя двенадцать лет, но никогда не использовал знания, полученные в школе. Чтение, письмо и арифметику я использовал, остальное мне не помогало. Я никогда не использовал его, никогда! В ашраме моего Учителя образование было очень солидное. Даже сегодня, когда я далеко не молод, и мне надо было бы открыть магазин и заняться бизнесом, я смог бы это сделать.
Духовный школьный Гурукулум
Cамая важная вещь, о которой говорил Свами Шивананда,: как существует образовательная система, от детского садика до университета, так же должна существовать образовательная система и в духовной жизни.
Бог существует, и вы должны думать о нем. Вы должны медитировать и молиться. Вы должны очищать свое сердце. Я спрашивал: «Но как?». Он отвечал, что детским садом духовной жизни является служение. Что идет дальше? Любовь к другим людям. Затем идет следующий класс: «отдавать, отдавать и отдавать». Не говорите: «Дайте мне», а говорите: «Я даю вам». В этом состоит начальное духовное образование — «служить, любить и отдавать». Этот элементарный курс духовной жизни окажется очень полезным.
После этого Свами Шивананда говорил, что мы должны очищать себя: очищать ум, сердце, намерения и дела. Практикуйте ненасилие, правдивость, целибат, нестяжательство, ведите скромную жизнь в чистоте и удовлетворенности, не воруйте. Очищение означает, что так же, как вы стираете свою грязную одежду, используя детергент, также используйте детергент для очищения своего сердца. Опускайте его в детергент и очищайте. Как? Свами Шивананда говорил: «Страдания и боль — это тот тигель, в который природа опускает человека всякий раз, когда хочет сделать его высшим существом». Вы должны принять боль и страдания. Не бойтесь боли. Не будьте зависимы от вещей мирской жизни. Богатство вы с собой не заберете. Что сказал Иисус? «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому человеку попасть в царствие небесное». Я вовсе не говорю, что вы не должны становиться богатыми, но вы не должны зависеть от богатства, не должны относиться к нему как к своей защите в жизни. Безопасность в жизни — это очищение.
После очищения Свами Шивананда говорил о медитации. Он говорил, что медитация соответствует обучению в колледже, это высшее образование. В медитации или молитве вы вступаете в состояние шуньи, мира или спокойствия, где вы остаетесь один на один с Богом. Перед вами только Бог, будь то в форме Рамы, Христа, Гуру или Говинды. В конце приходит реализация. Итак, служить, любить и отдавать является начальным образованием. Очищение является средним образованием, а медитация высшим. Реализация наступает после окончания образования. Такова система духовного образования. Свами Шивананда дал мне мантру: «Служи, люби, отдавай, очищайся, медитируй, реализуй себя, будь добрым, делай добро, будь сердечным, будь милосердным, выноси удары, выноси оскорбления». Это очень трудно, но это высшая садхана!
Образование начинается в утробе матери
Этот вид образования должен применяться к ребенку с самого начала его жизни. Образование должно начаться прямо с момента вступления ребенка в вашу производящую машину. Семя должно быть посажено, самскара должна быть введена. От рождения до семи лет ребенок должен жить с матерью, потому что он сын матери. Мать его первый Гуру, учитель и вдохновитель. Мать является также первым человеком, способным испортить ребенку жизнь. Да, если ребенок испорчен, позор должен падать только на его мать, а не отца. Ребенок пьет ее молоко. Она питает его в своей утробе. Ребенок несет ее гены, ее ДНК структуру. Кровь в его тело пришла от нее. Она держала его после рождения. Кого первого видит и касается дитя? К кому первому он обращается? К матери. Следовательно, мать полностью ответственна за судьбу ребенка. Образование начинается в ее утробе и продолжается до семи лет дома. После семи лет за образование ребенка берется общество.
Возможно ли достижение артхи и камы в духовной жизни?
Благосостояние (артха), желание( кама), добродетель (дхарма) и освобождение (мокша) являются четырьмя ножками стола жизни. Стол должен быть устойчивым, значит, все его четыре ножки должны быть одинаковыми и крепкими. Это значит, что вся жизнь должна подразделяться на четыре ашрама, т.е. периода. Первые двадцать пять лет жизни — брахмачарья, время для образования и получения опыта. Следующие двадцать пять лет годы упорного труда, жизни со своей женой и детьми, родственниками, друзьями и обществом — работая, веселясь, печалясь и мужая. Третья четверть жизни — ванапрастха, когда вы должны удалиться от мира и задуматься о своем духовном Я. Кто я? Каково мое место во Вселенной? Что есть Бог? Как я связан с ним? Что такое Природа, и кто ее создал? Когда это произошло? Что такое дхарма и адхарма? Последний, четвертый период жизни — саньяса, он существует для освобождения, реализации, для слияния с Богом. Те, кто идет этим путем, должны посвящать часть своего дохода, часть заработка другим. Они должны делить свой ум, таланты, способности и материальные ценности с неимущими членами общества. В Ведах, пуранах и смрити говорится, что домохозяин должен исполнять яджну. Согласно Гите, яджна значит не только ритуал, где некоторые предметы пуджи предаются огню, и, следовательно, посвящаются Богу. Слово яджна состоит из трех слогов, я, джа и на, которые относятся к трем процессам любой деятельности, которую мы выполняем., а именно utpadan, uparjan и vitarana, что означает: продукция (я), заработок (джа) и распределение (на). В жизни домохозяина разделение богатства с другими является большой ценностью. Это первая обязанность каждого домохозяина. Продуктами с вашей фермы, доходом с вашего бизнеса, жалованьем, которое вы получаете на работе, надо делиться с другими членами общества, которым посчастливилось меньше вашего. Не забывайте, что вы обязаны делиться своим богатством с нуждающимися. Помните, что вы не имеете эксклюзивного права на богатство, которое вы называете своим. Грихастха ашрам есть система распределения. Вы не можете эксклюзивно притязать на свой заработок, потому что вы получили его, лишая других принадлежащей им доли. Будь вы бизнесменом или таксистом, вы получаете свой доход, обманывая других. Никто в обществе не может приобрести богатство изолированно, независимо от других. Вы можете заработать только потому, что существует социальная сеть взаимозависимости. Каждый зависит от каждого. Духовная жизнь в отношении артхи и камы возможна только при условии, что вы делите свое богатство с другими, что вы распределяете его пропорционально. Если вы тратите все заработанное на себя или кладете в банк на свое имя, то дхарма и мокша не могут быть достигнуты, а духовная жизнь без них невозможна. Этот род самопотакания является самообманом. Он ведет к недисциплинированной жизни. Грихастха означает не только воспроизводство и приобретение богатства. Она, конечно же, включает правильное распределение богатства в обществе. Вы должны отдавать назад людям то, что вы получили от них в форме вашего личного благосостояния.
Социальный долг
Вы только тогда можете ожидать прогресса в вашей духовной жизни, когда вы выполняете свои социальные обязанности. Домохозяин должен выполнять свои социальные обязанности, будь он фермером, бизнесменом, учителем или рабочим. Какими бы ни были его доход, прибыль или достижение, общество обязательно должно иметь долю в них. Вы должны тратить большую часть вашего дохода для публичных и социальных служб. Общественные службы, вот что нужно обществу. Общество нуждается в больницах, приютах для сирот, пунктах распределения пищи в районах, где люди голодают, так что вы должны внести свою долю. Вы не должны тратить или использовать весь свой доход на себя и свою семью. Если вы так делаете, то вы скряга и эгоист. Не будьте эгоистичными.
Это верно, что домохозяин может достичь Бога. Человек с женой и детьми может получить Божью милость и даршан Бога, но это не вся правда. Очень приятно слышать: «О, домохозяин также может иметь даршан Господа». Так что вы думаете: «Я не должен принимать саньясу, я не должен становиться монахом». Однако вы заблуждаетесь! Да, домохозяин, обремененный женой и детьми, со всеми своими проблемами, трагедиями, комедиями и идиосинкразиями может получить видение Бога, сможет достичь Божьей милости, но он должен будет отказаться от своего эгоизма. Он должен будет совершенно перестроить свое мировоззрение. Он должен отложить для социальных нужд в данной стране в данное время часть своего достояния, в чем бы оно ни выражалось: зерно, деньги, власть или имя. В каждой стране в разное время существовали разные проблемы. Где-то это анархия, где-то криминал, где-то спид, где-то наркомания. Проблемы есть везде. Таким образом, вы должны отдавать часть своего заработка для облегчения этих проблем, выполняя тем самым свой общественный долг. Это ваш социальный долг, потому что вы не можете развиваться, зарабатывать и преуспевать без крепкого стабильного общества. Вы должны хорошенько это понять.
Итак, артха означает благосостояние, кама означает желание. Что за желание? Желание иметь богатство, иметь хорошую жену или мужа, иметь детей. Это три человеческих желания. Большинство людей сейчас хотят иметь хорошего партнера, комфортабельный дом или квартиру, по возможности, автомобиль и затем только ребенка. Каждый хочет иметь ребенка. Эти три желания не являются помехой в духовной жизни, скорее, они являются выражением нашей природы. Только потому, что мы хотим иметь ребенка или достичь благосостояния, не значит, что мы мирские. Это хорошо объяснено в Гите и ее комментариях. Арджуна задал Кришне тот же самый вопрос, и Кришна сказал: «Нет, вы должны следовать дхарме, которую Природа предназначила для вас».
Если вы домохозяин, то вы должны быть домохозяином. В мире все являются домохозяевами. Все имеют жену или мужа, все имеют детей, за исключением некоторых, подобных нам. Мы, саньясины, составляем меньшинство в этом мире, но большинство людей в мире имеют эти три вещи, поэтому как может быть Богу неприятно, если они у вас есть? Богу это приятно, но, пожалуйста, не забывайте, что ваш ребенок не единственный в мире. Есть и другие дети, и они тоже нуждаются в вашей любви.