25 ноября 1997года, утро.
Направление Вашего обучения изменилось? Вы больше не обучаете йоге?
Откровенно говоря, йога не моя тема. Моей темой является Веданта. Когда я был в Ришикеше, я ничего не знал об асанах и пранаяме, не говоря уже о нети, дхоути и басти. Это было за пределами моего понимания. Областью моего изучения была Адвайта Веданта, комментарии Шанкары, комментарии Рамануджи на Бхагават Гиту, Упанишады и Брахмасутры. Я всегда думал о Параматме — верховной душе, о дживатме — индивидуальной душе, ньяе — логике, авидье — невежестве и тому подобном. Это темы, составляющие сущность Веданты Шанкары. Мое обучение велось на санскрите, не на хинди или английском. Даже сейчас я говорю на санскрите лучше, чем на любом другом языке; санскрит мой родной язык. Но мой Учитель сказал, что я должен обучать йоге, поэтому и я сказал: «Хорошо, я буду обучать йоге».
Однако у меня были две проблемы: первая — я не знал йоги, и вторая — мне некого было обучать. Когда вы обучаете чему-либо, у вас должны быть люди, которые будут вас слушать, поддерживать, помогать и приглашать вас. У меня никого не было, и я не был рубахой-парнем, производящим впечатление. С 1956 по 1963 год я бродил по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Тибету, подобно бродяге. Я обычно просил милостыню и часто проводил дни без пищи. Я прошел азиатский субконтинент вдоль и поперек — иногда на поезде, иногда пешком и даже на слоне. Я прошел через Афганистан — пешком и на осле.
Возврат долга учителю
В 1963 году я почувствовал себя в отчаянии. Я был уверен, что я пропащий и ни на что больше не способен. Итак, я пришел в Траямбакешвар, вблизи Насика, в Махараштре — место нахождения моего Ишта девата, господа Шивы в форме Мритьюнджаи. Я поклоняюсь Мритьюнджае. Я говорил с ним так, как сейчас говорю с вами: «Я повержен. Надежда моя только в том, что именно Ты сделаешь это моими руками. У меня есть долг перед моим Гуру, и я должен его отдать». Каждый ученик, который живет с учителем, должен когда-нибудь покинуть этот ашрам или гурукул, и после ухода он должен заплатить свой долг. Свами Шивананда не спрашивал с меня денег. В качестве платы он потребовал, чтобы я обучал йоге и сделал ее популярной во всем мире. Он верил в меня, но я не мог ничего сделать.
Итак, говоря с Господом Шивой, я сказал: «Работай со мной двадцать лет, а когда пройдет этот срок, я откажусь от всего». Господь выполнил мою просьбу. После этого, куда бы я ни пошел, я говорил авторитетно, а не как неграмотный саньясин. Все что я писал в книгах о йоге, соответствовало классическим текстам и было абсолютно научно. Все это было, потому что Господь говорил, писал и учил через меня. Таким образом, вопрос о том, что я изменил своему учению, не имеет смысла, потому что я никогда не учил! Через меня учил Он. Если я изучил тексты по хатха-йоге, такие как «Горакша самхита» или «Хатха-йога прадипика», и узнал кое-что об асанах и пранаяме, то вы можете сказать: «Почему вы учите этому, если вы раньше учили другому?» Вы будете удивлены, когда я скажу, что никогда не практиковал ни асан, ни пранаям. Когда я сейчас читаю свои собственные книги, я удивляюсь ясности, с которой я говорю о вещах, в которых ничего не понимаю. Все книги я печатал в Мунгере. Однажды я прочел одну из них и был просто поражен тем, что я говорил о шакти и нади. Как я узнал обо всех этих вещах? Откуда пришли эти знания? Я никогда не изучал их. Я прочитал все свои книги и откровенно признался: я высоко оцениваю все, что в них написано, но я помню, что не писал их, так как не знал того, что в них написано.
Господь Шива, который известен как Бхоленатх, доволен, когда вы молитесь ему, подобно наивному ребенку. Мальчик десяти лет увидел другого ребенка, играющего с игрушкой. Он захотел такую же и спросил Учителя, как ему достать такую же. Учитель сказал: «Напиши Богу и попроси у него». Мальчик написал письмо, в котором сказал: «Дорогой Бог, пожалуйста, пришли мне какие-нибудь игрушки». Затем он вложил его в конверт, приклеил марку и адресовал «Богу, который везде». Мальчик опустил письмо в почтовый ящик и получил игрушки, потому что был наивен. Однако, если вы напишете письмо и опустите его в почтовый ящик, выслушав эту историю, вы не получите такой же результат, потому что вы не наивны. Вы должны стать подобными детям, вы должны вести себя, подобно детям.
Совершай бескорыстные поступки
Итак, я никогда не учил йоге. Через меня учил Бог. И если сейчас мое учение изменилось, это делает Он. Он работает через меня. Что представляет собой мое учение сейчас? Я учу только одной вещи — практике сат кармы. «Сат» означает «истина», а «карма» означает «действие». Сат карма это дхарма; делай правильные действия, и зарабатывай божественное достоинство. Что такое хорошая карма? Когда вы служите своему мужу, жене, детям, это карма, но не сат карма. Если вы накормите голодного, поможете бедному человеку, это сат карма, бескорыстная или божественная карма. Сат карма это любое действие, которое вы делаете, чтобы помочь кому-либо физически, ментально, духовно, деньгами или любым другим способом. Это учение, которое приходит сейчас через меня. Я не вношу никаких изменений в свое мышление. Я пришел в Рикхию в 1989 году. 14 января 1990 года я принял санкальпу: повторить свою мантру сто восемь кроре (10 800 000) раз. Чтобы выполнить санкальпу, мне потребовалось триста дней по десять часов работы. В течение этого времени я практиковал джапу целыми днями. К концу я услышал, как он сказал мне: «Люби своих соседей». Он сказал что-то похожее на: «Какой комфорт в жизни я предоставляю тебе, ты обеспечишь своим соседям. Я дал тебе место для жизни и пищу, сделай то же самое для своих соседей». Это был ясное повеление. Когда я прошел через эти триста дней, Свами Сатсанги и Свами Ведананда имели подобное же переживание. Они обе сказали: «Мы хотим сделать что-нибудь для местных жителей». Я сказал: «Он с вами говорил тоже, но вы не услышали его, вы просто подумали об этом. Он пришел в ваши мысли так же, как он пришел в мои уши».
Мой Гуру, Свами Шивананда, всегда подчеркивал, что служение является трамплином к духовной жизни. Он обычно говорил: «Служи, люби и отдавай». Итак, я не делал никаких изменений в своем обучении, и какую форму оно примет в будущем, я не знаю. Сейчас беды вдов находятся в фокусе моего ума. Со следующего, 1998 года, мы будем помогать вдовам этого региона. Все, чем я владею, все, чем я могу управлять, я посвящу им — как на протяжении своей жизни, так и после нее. Это пробный проект для улучшения положения в регионе. Я ясно вижу, как со временем тысячи юных, блестящих, вдохновенных, энергичных юношей и девушек выполняют эту работу в сельском секторе Индии. Они придут в каждую деревню, чтобы жить и работать с деревенскими жителями для их поднятия.
Это очень важно — поддержать естественную культуру этой страны. Я могу ясно видеть новый тип саньясина, который будет свободен от эгоизма и личных амбиций, чьей главной мыслью будет: как помочь другим. Помощь другим — это молитва Богу; жизнь среди бедных и нуждающихся — это жизнь с Богом. Ваша семья и ваши дети — это все люди в мире. Они все — ваши братья и сестры. Старайтесь расширить рамки вашей семьи и выйти из тесной клетки «муж, жена и дети». Почему не сказать: «Муж, жена, дети и другие дети?». Это атмабхава — ощущение себя в других, и путем развития этого ощущения увеличивается возможность просветления.
Моя страсть — помощь другим
Мне сейчас 75 лет и с 11-ти я работаю на духовном пути. Я начал свою духовную карьеру с тантрических практик, затем на протяжении двенадцати лет как бродяга, двадцать лет в Бихарской школе йоги, и теперь я здесь, в Рикхии. На протяжении всех этих лет единственное внутреннее просветление, которого я достиг, было то, что я прочитал в книгах. Я никогда не имел его, потому что я всегда думаю: «Как я могу помочь этой семье? Как я могу помочь этому человеку? Как я могу помочь этой маленькой девочке, которая страдает от полиомиелита или артрита?» Эти идеи приходят ко мне все время, даже во снах.
Вот и последнюю ночь я видел во сне местную женщину, муж которой очень болен. Я дал ему велорикшу, но он не может ездить на ней. Она молода, возможно, ей лет тридцать пять, и у нее двое детей. Итак, я думал о том, как помочь ей, потому что нельзя помочь людям, только давая им деньги. Во сне я видел ее приближающейся к чиновнику, и я знаю, что она получит какую-нибудь работу в государственном учреждении, зарабатывая, возможно, тысячи две рупий в месяц, что даст ей возможность прокормить семью.
Теперь как назовете вы эти мысли — мирскими или духовными? Я вчера думал об этой женщине и говорил кое с кем о том, как найти для нее работу, чтобы она имела регулярный заработок, достаточный для проживания ее семьи. Я сейчас не говорю о йоге, я говорю сейчас о хлебе и масле. Как ей получить их? Мы в этом году построили дом для нее. Я вызвал Сурью, каменщика из Италии, наряду с другими Свами, и они построили поблизости дом. Я ищу благополучия для нее, но я не даю ей денег. Я знаю, что она добьется какой-либо работы, так что сможет стать независимой. Идеи, которые часто сейчас приходят мне на ум о помощи другим людям, никогда не приходили ко мне прежде, потому что я был слишком эгоистичен. Я всегда думал о Боге и самадхи: савикальпа самадхи, нирвакальпа самадхи, ритарбхара праджна, космическое переживание. Все эти мысли когда-то приходили в мой ум, но сейчас моей навязчивой идеей, моей страстью стала идея помощи другим.
Итак, каждый год восьмого сентября, в день рождения моего учителя Свами Шивананды, я нахожу кого-нибудь и открываю для него магазин. Очень простенький магазин, торгующий сладостями, бисквитами, шоколадом, ручками и карандашами, маленькими вещами, вовлекающими в оборот пять-шесть тысяч рупий. Я открыл такой магазин для Лакшмана Моди, инвалида. Всего несколько дней назад я встретил его с дочерьми и спросил: «Как твои дела?» Он ответил: «Свамиджи, у меня все хорошо» Я сказал: «Я очень счастлив». Эту ночь я спал очень хорошо. Я всегда сплю хорошо, но этот сон был особенный, потому что из моих мыслей ушли страдания этого человека. На следующий день прибыл из Раджнангаона велосипед на трех колесах, и я позвал этого человека и сказал ему: «Это тебе. Теперь ты будешь без проблем доставлять все товары из Деогара». Итак, этот человек ушел из моей головы. Иногда кажется, что некоторые кармы умерли и несчастья скрылись, но такие, причиняющие беспокойство кармы, всегда выходят наружу.
Вы можете сказать, что это мирской образ мыслей, но я его чувствую как духовный, потому что человечество является одним из божественных проявлений. Весь мир является формой проявления Бога. Бог определяется как ниракара и ниргуна. У него нет имени, касты, дома, но будет ли это полным определением Бога? Нет. Бог является и сакара, и ниракара, т.е. и имеющий форму и бесформенный. Эта проявленная Вселенная, весь этот мир, вы, я и другие — все это формы Бога.
Следовательно, когда вы служите, помогаете, кормите, поддерживаете, симпатизируете и выражаете сострадание другим, вы действительно делаете что-то для Бога. Это не является вопросом социальной службы, это духовное служение. Бог находится во всех тех людях, которые страдают, голодны, больны и забыты судьбой и удачей. Я буду счастлив, если вы сможете почувствовать любовь и сострадание к таким людям, если вы сможете думать о каждом, кто менее счастлив, чем вы. Конечно, это очень трудно. Мозг слишком мал и не имеет адекватных запрограммированных способностей.
Почему вы выбрали свадьбу Ситы для своего даршана?
Откровенно говоря, я всегда испытывал интимные чувства к женщинам, а Сита — женщина. Она женщина в биологическом и социальном смысле. Я не говорю: свадьба Рамы, я говорю: свадьба Ситы. Идея свадьбы Ситы пришла однажды в начале нынешнего года. Последние три или четыре года я дарил приданое юным невестам в ближайших окрестностях. В Индии большинство девочек выходят замуж в очень раннем возрасте. После обычного визита в дом мужа, они остаются в родительском доме до пятнадцати лет. В это время они получают последнее благословение и отсылаются жить в дом своего мужа. Это специальная церемония, называемая дваригаман, совершаемая во время вступления невесты в дом мужа второй раз. До тех пор она замужняя, но практически еще не жена.
Во время дваригамана я даю подарки всем невестам этой местности. Эти подарки называются солах шрингана и традиционно описываются как шестнадцать предметов, необходимых для украшения невесты. Первоначально я делал такие подарки всего нескольким. Затем поступало больше подарков, и сейчас мы обеспечиваем ими более трёхсот девушек за каждый раз. Обеспечить дорогими подарками такое количество девушек — это не шутка. Одно из ювелирных украшений, обязательных для замужней женщины в Индии, называется мангаласутра. Все замужние женщины носят ее. Сутра означает «нить», а мангала значит «благоприятный». Все замужние женщины в Индии должны иметь такую нить. Это символ замужней женщины. Мангаласутра выполнялась из золота, а некоторые украшались бриллиантами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Сделать такие подарки пяти или десяти девушкам — это одно, но когда число девушек перешло за три сотни, приходится подумать, как это осуществить.
Родительские обязанности
В январе месяце пришла светлая идея — «Свадьба Ситы». Если я буду проводить свадьбу Ситы четвертого декабря, я , определенно, достигну многого, потому что выдать замуж девочку — это обязанность каждой индийской семьи. Наиболее важной обязанностью каждого из родителей является увидеть, что их дочь вышла замуж вовремя, не в возрасте двадцать пять, тридцать пять или сорок пять, а в возрасте пятнадцать, шестнадцать, когда она становится женщиной. Менструальный цикл начинается в двенадцать, тринадцать и стабилизируется к пятнадцати годам. Девушка должна быть к этому времени замужем, чтобы ее женская психология стала устойчивой от мысли: я замужем. Итак, замужества дочери чрезвычайно важно. Я получил много вещей. Райпур прислал около ста пятидесяти наборов солах шрингара. Калькутта около ста штук. Акхара обширна, здесь не играют роли расстояния. Мы купили чемоданы и пакуем их подарками для невест. Когда бы Свами Ниранджан или Свами Сатсанги ни пришли ко мне, первый мой вопрос к ним: «Вы наклеили этикетки на чемоданы? Проверили ли вы ювелирные изделия? Они не поддельные? Хорошего ли качества сари? Вы разворачивали сари? Нет ли в них дефектов?» Я так озабочен всем этим, как будто все эти девочки мои собственные дочери. Я должен думать о каждой девочке, как о своей дочери или сестре, но, конечно, не как о матери.
Некоторые люди из Ориссы привезли очень хорошие подарки в сумках. Я надеюсь быть правильно понятым, потому что я не пощажу даже собственных свами. Если ваша дочь или сестра идет в дом своего мужа, вы пошлете ее с сумкой? Она должна иметь первоклассный чемодан. Если она ваша сестра или дочь, вы дадите ей лучшее. Итак, если она ваша дочь или сестра, можете вы дать ей что-нибудь абы как? Нет. Я открываю и проверяю каждую вещь и говорю, что надо изменить или добавить. К тому же, если вы делаете подарок девушке, вы обязаны дать что-нибудь также и ее мужу, потому что муж — ее вторая половина. Он — Шива, она — Парвати; он — Гаура, она — Гаури; он — пингала, она — ида. Женщина — это одна половина, а мужчина — другая.
Итак, я заменил шестьдесят сумок на чемоданы. Я собрал все чемоданы, а затем все снова проверил. В одном чемодане не хватало ткани для блузки или нижней юбки. Я проверил ювелирные изделия, привлекая экспертов. Они занимаются изготовлением наборов, включающих мангаласутры, (ожерелья), натхани (кольца для носа), хангани (браслеты), и бичия ( кольца для пальцев ног). Все деревенские женщины носят на пальцах ног кольца, потому что они работают на поле. Во время сезона посадки риса они стоят в воде и грязи многие часы, и если их пальцы не разъединены, они загнивают.
Я организовал свадьбу Ситы, чтобы подтолкнуть всех родителей подготовить, по крайней мере, несколько комплектов. В этом году, четвертого декабря, около шестисот девушек получат такие комплекты: триста девушек, которые выходят замуж в близлежащие деревни, и триста, которые выходят замуж из этих деревень в другие. Вот по какой причине была организована свадьба Ситы. Идея пришла в этот творческий ум и работа сейчас близка к завершению. Пятьсот комплектов уже готовы и нужно еще только сто. Они будут у меня завтра вечером; здесь проблем не будет. Я сказал Свами Сатсанги: «Пройди по ювелирным магазинам и закупи все их запасы. Все ювелирные магазины в Деогаре должны сегодня опустеть».
Тренировка эмоций
Это эмоции отца, а не сына. Это отец заботится о свадьбе дочери, это брат заботится о свадьбе сестры. Это эмоции отца или брата, и, таким образом, вы действительно тренируете свои эмоции в нужном направлении. Только когда вы тренируете свои эмоции в правильном направлении, они могут быть трансформированы и превращены в бхакти, иначе большинство из вас полностью растратят себя. Вы не знаете, какой дорогой вести повозку. У вас есть повозка, запряженная четверкой лошадей, одна лошадь тянет вправо, другая влево, третья вверх, а четвертая вообще не движется. Теперь скажите, куда поедет ваша повозка. Нетренированные чувства, ум и эмоции должны быть направлены должным образом.
Сита вивах, или свадьба Ситы, будут теперь проводиться ежегодно. Она очень популярна в деревнях, и очень нравится людям этой области. Вы увидите это сами четвертого декабря. Вы должны прийти пораньше, иначе не найдете места. Все женщины в округе возбуждены. В каждом доме говорят об этой свадьбе. Не только в моей деревне, но и в других деревнях по соседству говорят о ней. Они говорят, что Свамиджи проводит свадьбу, и завтра каждая наденет свой свадебный наряд. Такие разговоры идут в каждом доме, потому что они никогда не видели меня ни в чем, кроме набедренной повязки.