Если вы отследите изменения, которые происходят в области Йоги, вы обнаружите, что за последние сорок лет Йога в разные годы принималась по-разному. В шестидесятые года она рассматривалась как физическая практика. Йога-учителя обучали Йоге для приведения в порядок талии, для устранения морщин на лице и улучшения фигуры через асаны. В семидесятые года появился некоторый интерес к медитации, релаксации и управлению умом для избавления от стресса. Техники концентрации и релаксации вышли на передний план.
В восьмидесятые годы приложение Йоги было более специфическим — в тюрьмах, реабилитационных центрах, для пожилых людей. В ней появился привкус семейной практики — моя бабушка может выполнять ее, чтобы сохранить подвижность, дети и подростки могут ее практиковать, чтобы управлять своими привычками, домохозяйки тоже могут найти, зачем ее применять в своей повседневности. В девяностых годах произошел ренессанс Йога-философии. Люди захотели узнать цели и задачи этого учения, определяя его место в перспективах наших современных нужд. Первая декада двадцать первого столетия будет периодом, когда Йога будет сочетать и теорию, и практику. Особенно очевидно это стало с момента присвоения Бихар Йога Бхарати статуса университета Йоги. В самом деле, мы преподносим Йогу в форме асан, пранаямы, медитации, релаксации, немножко в форме крийя- йоги, немножко лайя-йоги, немножко нада-йоги — немножко той йоги, немножко этой йоги. Но все это понимание и знание является лишь украшением бахромой знания и понимания внутренней йоги тела.
Сейчас ожидается углубление знаний в теории и практике. Каков результат воздействия асан на тело и ум, какова цель практик крийя и кундалини-йоги? Что говорит традиция? Какие священные писания говорят о различных нуждах человека, и как их можно соотнести с нашей современностью?Как можно расширить понимание Йоги, чтобы сделать ее частью нашей личной культуры?
С давних времен люди верили, что Йога это религия или часть индуизма. Сегодня же мы находим, что такое мнение изменилось, теперь Йога рассматривается как система, имеющая право на существование сама по себе. По моему предположению, человека, посвятившего себя пропаганде Йоги, ожидает большое будущее. Я вижу Йогу везде становящейся частью личной культуры человека. Подобно тому, как большинство людей имеет представление о медицине и держит у себя дома средства первой помощи, также со временем основные концепции Йоги будут известны каждому. «Сегодня я чувствую себя немного скованным, так что я выполню эту асану. Сегодня я чувствую свой ум немного отупевшим, так что я сделаю эту пранаяму. Сегодня чувствую понижение жизненного тонуса, мое пищеварение неважное, так что я несколько минут попрактикую агнисара крийю». Мы собираемся прийти к такому моменту, когда Йога станет частью нашей персональной культуры, и мы поймем значение и возможности ее для поддержания нашего тела, ума и духа. Следовательно, должно произойти углубление в изучении Йоги и со стороны учителя, и со стороны ученика.
Некоторые люди приходят в наш университет для изучения продвинутой Йоги в целях достижения духовного освобождения. Когда они слышат, что для начала нужно изучить основы Йоги, многие из них уходят: «Зачем? Я хочу научиться медитировать по 8 часов в день. Я хочу использовать свое время для своего духовного развития. Я что мне предлагают здесь?» Думается, что в этих случаях стоит прояснить, что же понимается под духовностью. Духовность это не убегание от жизни, это убегание в жизнь. Если вы должны убежать в жизнь, начинайте осознавать те сферы, в которых вы взаимодействуете с миром, и контролировать те качества, которые выражаете в жизни. Это первый момент.
Второй момент — это управление гунами, чтобы поддержать саттвическое состояние ума или бытия. Человек должен контролировать три гуны — тамас, раджас и саттву. Попытайтесь пронаблюдать, делают ли люди какие-либо усилия, чтобы поддержать саттвическое состояние своего ума на протяжении длительных периодов своей ежедневной жизни? Когда мы чувствуем лень, летаргию, сонливость или рассеянность, способны ли мы выйти из этого состояния и поддержать свою ментальную гармонию? Нет. Когда мы чувствуем агрессивность и волнение, способны ли мы успокоить наши ментальные и эмоциональные флуктуации? Нет. Вместо того, чтобы принять такие взлеты и падения в человеческом существе и природе, чтобы работать над их уравновешиванием, перенаправлением и гармонизацией, мы убегаем от них. Те, кто выбирает уход от этих ситуаций, никогда не сможет совершенствовать йогу в своей жизни.
Если я испуган своими страхами и незащищенностью, я никогда не овладею Йогой. Человеческому существу надо стать более сильным, тогда он приходит к самоприятию. Другая тенденция состоит в том, что мы принимаем хорошее и отвергаем плохое. Но можем ли мы объективно оценить это в себе? Можем ли мы принять и преобразовать плохое в себе? Очень трудно. Претензии могут быть очень высокими, но усилия для удовлетворения их часто бывают недостаточными.
Йогу сейчас надо понимать в ее перспективе. В жизни стоит искать длительных результатов, а не мгновенных. Необходимо также знать, какая система или традиция может быть продолжена и развита. Йога имеет возможность быть продолженной и развернутой. Начиная с шестидесятых годов, так много новых веяний приходило и уходило, не оставляя следа, но Йога оставалась постоянной. Не было такого времени, когда люди могли бы сказать: «Хорошо, это конечный предел Йоги, и дальше нет ничего». Каждый раз, когда кто-то достигал конечного, как ему казалось, понимания Йоги, за ней было еще что-то большее. И это «что-то большее за ней» делает Йогу приемлемой в сегодняшнем мире, как соответствующую человеческой природе.
Третьей точкой является перенаправление энергии эмоций. В конце концов, что такое эмоции? Энергия в движении. Когда мы чувствуем движение энергии любви, она становится эмоцией. Когда мы испытываем движение агрессивной энергии, она становится эмоцией. Итак, эмоция это энергия в движении, и перенаправление этой энергии есть третий компонент Йоги в современном мире.
Управление гунами сделает ваше поведение адекватным. Управление эмоциями позволит фокусироваться на должных вещах, а не на эгоцентрических. Приятие обеспечит вас способностью ясно понимать жизнь и ясно видеть свой путь. Эти три учения соответствуют началу двадцать первого века. Учение и понимание Йоги должно происходить в этих областях, чтобы привести человеческое существо к точке совершенства. В первой декаде 21-го столетия мы должны научиться определять Йогу как процесс достижения высокого достоинства в жизни.
Наш долг и обязанность как учителей Йоги обеспечить такое понимание в наших студентах. Если вы хотите медитировать, пусть ваша медитация будет превосходной. Если вы хотите упорно работать, пусть ваша работа будет выглядеть как превосходная медитативная работа. Работа должна стать медитацией, и в ней должно быть высокое достоинство.
Как можно защититься от агрессивных энергий, о которых здесь упоминалось?
Если вы хотите защитить себя от агрессивной энергии, она становится более мощной. Если во время шторма дерево решает стоять прямо, то буря в конце концов сломает его. Если дерево склоняется, то буря проходит над ним, и дерево способно снова стоять прямо, подобно пальме.
Точно также, если вы встречаетесь с внешней бурей и решаете быть жестким, тогда будьте готовы встретить все последствия этого. Если же вы сталкиваетесь с бурей и решаете склониться, будьте уверены, что в один прекрасный день вы снова будете ходить прямо. Это черта, которую следует культивировать: не защищаться, но склоняться. Люди, которые склоняются, становятся бессмертными. Люди, которые стоят прямо, ломаются, подобно прутику, и о них никогда больше не слышно.
Ганга Даршан, 4 декабря 2000 г.
The Growth of Yoga /Sw.Niranjanananda. — Yoga. — 2001. — September-October. — Year 12, Issue 5. — P.8-11.