Йогу всегда рассматривали как ряд методов, применимых далеко от ситуаций нормальной социальной жизни — в замкнутых стенах классной комнаты, или в уединении, в кругу ‘духовных существ'. Мы думали, что, если мы будем заниматься той или другой техникой йоги, мы достигнем какого-либо конкретного результата. Как следствие такого подхода, мы сделали йогу механическим процессом, ведущим к самоосознанию. Нам следует уйти от такого представления и сделать йогу частью нашего естественного существования. Только тогда йога может стать процессом, ведущим к самореализации.
Если мы занимаемся йогой как набором упражнений для улучшения самочувствия, то мы, конечно же, будем чувствовать себя хорошо — на некоторое время. Если мы занимаемся йогой с целью расслабления, то мы определенно расслабимся. Если мы занимаемся йогой, чтобы соединиться со своим внутренним «я» — это также станет возможным. Но, независимо от того, каких результатов вы достигнете, будут такие мгновения, такая промежуточная стадия, когда вам придется снова и снова противостоять жизненным обстоятельствам, напряженным отношениям и расстройствам, тогда эффекты, полученные от занятий йогой, отойдут на задний план. Поэтому необходимо хорошо понять, что настоящий опыт йоги приходит через карма йогу. Даже если вы занимаетесь хатха-йогой, раджа йогой, кундалини или крийя йогой, вы должны объединять ее в комбинации с карма йогой, чтобы получить богатый опыт этого процесса.
Некоторые люди представляют себе, что карма йога в их жизни не имеет особого значения, что это — всего лишь жесткая работа. Некоторые думают, что карма йога — только служение Гуру, Богу или человечеству. Кто-то думает о карма йоге как о самоотверженном служении или самоотверженном действии. Ни одно из этих определений не дает реального представления о духе карма йоги, потому что карма — неотъемлемая часть нашей индивидуальности и жизни. Люди переводят слово «карма», как «действие». Некоторые определяют карму, как причину и следствие. Ни одно из этих определений не является до конца верным. Вы должны понять, что вся жизнь — карма, и если вы избегаете кармы, тогда вы не существуете.
Выражение характера кармы
Природа выражает карму через элементы. Высокая температура огня — карма огня. Ограниченность пространства — карма пространства. Движение ветра — карма воздуха. Жидкий характер воды — карма воды. Основательность земли — карма почвы. Желания, ожидания и мысли — карма ума. Выражения чувств — карма тела. Фактически, мы — сплошная карма. Целый мир — сплошная карма, все Мироздание — сплошная карма. Поймите, что карма — не только причина и результат, не только действие. Карма — тонкое подобие ряби, движение, затрагивающее все измерения Мироздания. Карма — это движение, которое случается в теле через чувства и в уме через ментальные построения и опыты. Если вы выполняете асану, вы изменяете карму тела. Если вы занимаетесь дыхательными упражнениями, вы изменяете карму жизнеспособности и мозга. Если вы занимаетесь медитацией, вы изменяете карму тонкого ума и духа. Это есть способ управлять кармой, который влияет на нас или положительным, или отрицательным образом. Карма — это понимание движения жизни. Это — не жесткая работа, это — не служение, это — не причина и следствие, но это — понимание того, как мы взаимодействуем сами с собой и с окружающей нас средой.
В третьей главе Бхагавад Гиты Кришна заявляет, что предмет карма йоги никогда не понимался людьми в мире. Он сказал это 5 000 лет назад, но и сегодня это утверждение остается верным, потому что карма йога — предмет, который вовлекает в себя понимание человеческой природы, который вовлекает в себя развивающееся сознание целостной личности. Это — процесс наблюдения нашего движения в жизни от грубого к тонкому, к духовному.
Становление осознаности
Есть пять компонентов карма йоги. Первый компонент — осознанность. Становление осознанности начинается с тела, когда мы занимаемся асанами. Осознавание становится частью практики асаны и физического движения. Если вы должны передвинуть палец, вы представляете движение пальца, осознаете напряжение мускулов и движение суставов. Если ваше понимание расширяется, то палец разделяется на кости, мускулы и нервы. Мускулы и кости движутся по-разному, нервы и связки напрягаются по-разному и осознавание продолжает обостряться, становиться все более тонким. То, что вы наблюдали прежде — есть один опыт, позже вы увидите его в различных формах и составных частях. Цель асаны состоит в том, чтобы сделать вас осознающим свое тело и то, как оно выражает себя в нормальных ситуациях. Осознанность в асане будет вести к комфорту и стабильности. В Йога-Сутрах Патанджали определяет асану как положение, в котором вам удобно и устойчиво. Вы сидите здесь в течение последних двадцати минут. Действительно ли вам устойчиво и удобно? Некоторым из вас нет, а тем, кому сейчас удобно, станет неудобно через десять минут. В настоящий момент мы не связаны с телом. Мы сидим, но мы не осознаем сидения. Мы идем, но мы не осознаем ходьбы. Мы перемещаем наше тело, но мы не осознаем его движения. Цель асаны состоит в том, чтобы вести вас к состоянию комфорта и стабильности. Длительное ощущение комфорта и стабильности появится только тогда, когда вы станете осознанным.
Наблюдение реакции
Второй компонент карма йоги является умственным, это наблюдение ваших реакций и внутреннего поведения. Кто-то говорит: «Вы очень красивы, вы великий и замечательный человек.» Кто-то другой говорит: «Вы безнадежны.» Эти утверждения затрагивают сферу ваших чувств и вызывают реакцию. Появившаяся реакция доминирует над вашими собственным мнением о себе, над вашими представлениями. Вы чувствуете себя или обрадованным, или угнетенным. Меняется настроение. Простая фраза имеет такую силу, что изменяет ваше настроение. Первый компонент карма йоги — осознавание, второй — наблюдение вашей реакции.
Патанджали заявляет в третьей сутре, что «наблюдатель остается утвердившимся в его собственной природе.» Кто он, этот наблюдатель? Какова роль того наблюдателя? Первая стадия, которую наблюдатель должен пройти — это то, как человек отзывается, как реагирует на людей, ситуации и обстоятельства. Это также является одной из целей медитации. Через медитацию испытывают изменения в эмоциях, сознании и уме и наблюдают за ними. Когда мы знаем о появляющих умственных состояниях, тогда мы способны направить и вести наши умственные состояния. Даже медитация становится процессом понимания ментального, психологического, тонкого, эмоционального движения, или кармы.
Развитие устойчивости
Третий компонент развивает невосприимчивость к вещам, которые затрагивают вас. Как вы развиваете невосприимчивость к ситуациям или воздействиям? Путем выхода из эгоцентричного восприятия, в котором другие люди или объекты не существуют, и только вы — центр вашей жизни. Когда вы способны двигаться за пределами пространства, сориентированного на себя, за пределами эгоцентричного понимания мира, тогда вы начинаете развивать устойчивость к ситуациям, событиям и идеям.
Управление эмоциональным выражением
Четвертый компонент карма йоги освобождение от эмоциональных блоков. Эмоции — очень скользкие вещи. Интеллект — прямая дорога, линейная дорога. Путем логики вы можете идти от пункта А к пункту B, к пункту C, к пункту D по непрерывному маршруту, прямо и до конца. Логика, или интеллект — прямая горизонтальная дорога, но эмоции — дорога по склону, по крайней мере на 45 градусов. Трудно подняться вверх, но легко скатиться. Трудно развить способность к положительному и счастливому эмоциональному восприятию мира, но очень легко упасть или соскользнуть в отрицательные эмоции. Нас никогда не учили, как ненавидеть, как быть сердитым, ревнивым, агрессивным. Это появилось само собой. Но когда мы пробуем учиться, как любить, как быть сострадающим и позитивным, то это не приходит естественно. Поэтому эмоции — это наклонная дорожка; мы скатываемся большую часть времени, и продвижение вверх достигается большой борьбой и является длинным путешествием. Осознать, как вы способны управлять вашими эмоциональными состояниями — четвертый компонент. Умеете ли вы поддерживать ясное сознание в успехе или неудаче? Если вы можете сделать это, то у вас очень сбалансированная личность. Однако, вам следует иметь уверенность в себе, веру в себя, и в то же самое время вы должны верить в некую более высокую космическую природу, которая ведет вашу жизнь, и доверяться ей. Лучший пример — фермер. Фермер сажает семена и заботится о росте посадок в надежде, что однажды посеянное даст хорошие результаты в форме плодов и зерна. Но это — максимум того, что фермер может сделать. Кроме этого, ему надо ждать божественной милости и хорошей погоды. Дождь должен идти в нужное время. Солнце должно сиять в нужное время. Человеческим усилиям есть предел. Когда он достигается, тогда появляется божественная милость. Если почва не будет хорошей, все усилия фермера будут потрачены впустую, а если есть слишком большая божественная милость в форме дождя, то он может затопить всю ферму. Так и вы: до определенной точки вам надо иметь уверенность и веру в себя, и кроме того, вы должны иметь веру в космическую силу и уметь доверяться ей. Должно быть достигнуто правильное равновесие между доверием, которое вы имеете к себе, и доверием, которое вы имеете к космической силе. Эта гармония доверия известна как карма йога эмоций.
Отпускание навязчивых идей
Пятый компонент карма йоги заключается в том, чтобы отпустить подавленные состояния личности, проявляющиеся вследствие тех навязчивых идей, которые мы создали внутри себя. Это известно, как сдача. Не думайте о сдаче в терминах философских или религиозных определений, но как преодоление и выпуск навязчивых идей и свободного становления. В момент, когда вы оказались способными отпустить ваши навязчивые идеи, вы становитесь творческим. Наши навязчивые идеи не позволяют творческим энергиям проявляться дальше. Творческий потенциал не означает только артистическое выражение. Творческий потенциал означает способность проявить ум и эмоции в их полном расцвете. Этот творческий потенциал сможет быть достигнут только тогда, когда мы сможем отпустить сформированные в нас навязчивые идеи и комплексы. Следующим шагом тогда становится самоотверженное действие, которое возникает непосредственно и естественно. В настоящем самоотверженном действии нет никакого желания, никакой привязанности, никаких ожиданий, связанных с тем, что случается. В остальных случаях все мы пробуем превратить воду в вино — при первой же возможности, которую мы получаем. Не потому, что это как-то помогает нам, но потому, что это повышает наше эго. Эгоистичный характер — обычно господствующий. Становиться самоотверженным — одна из самых трудных вещей в жизни.
Как-то Бог решил вознаградить святого, который вел очень аскетическую жизнь. Но святой не желал ничего больше в жизни, кроме созерцания Бога, и отказывался принимать что-нибудь. Тогда Бог наделил его тень даром приносить мир, процветание и здоровье. Святой не знал об этом даре, но везде, куда он шел, приходили мир, процветание и здоровье. Это — самоотверженное действие. Самоотверженное служение, самоотверженное действие является заключительной кульминацией карма йоги. Если вы практикуете карма йогу в сочетании с другой йогой, то вы увидите ее необходимость. Хатха йога без карма йоги не имеет никакого значения. Вы также должны знать, что мы говорим не о карме, а о карма йоге. Когда слово йога добавляется к карме, это означает гармонию во всех движениях жизни, гармонию во всех выражениях тела, ума и эмоций. Это есть концепция карма йоги — усваивание понимания, узнавая и освобождая себя от навязчивых идей и отрицательности. Конечно мы должны начать кое с чего материального и легко узнаваемого, и это — наше тело, которое мы несем от времени нашего рождения ко времени нашей смерти. Так, человек практикующий хатха йогу или раджа йогу в комплексе с аспектами карма йоги, идет к углубленному пониманию. Относительно бхакти йоги, карма йога ведет к балансированию эмоций. Относительно интеллекта и джнана йоги, карма йога ведет к большему знанию, восприятию, наблюдению и мудрости. Как идет, ест, живет, спит совершенное существо? Думайте об этом. Нужно добавить карма йогу даже в крийя йогу и кундалини йогу. Опыт, который вы получаете вместе с пробуждением тонких сил, тонких энергий, психических центров, должен быть согласован, позволяя гармонично отпустить отрицательные тенденции и напряжения в этих центрах. Как мы можем начать понимать и включать карма йогу в нашу жизнь? Изменяя наши отношения и восприятия через методы и системы йоги.
Барселона, Испания, 18 мая 2001