Вступление:
«Служение» — это слово, производное от слова «слуга». Бурю негодования вызывает в уме современного человека это слово. «Как это — быть слугой?» Привычные рассуждения о рабовладельческом строе, колониальном режиме, о столетиях крепостного права навсегда внушили сопротивление пониманию о служении. Что интересно, в христианстве каждая молитва заканчивается словом «раб Божий». И никто не сопротивляется, тысячи людей нарекают себя и окружающих рабами Божьими. Попутно замечу, что при этом все их служение Богу заключается в праздновании религиозных праздников, следовании ныне «модному» обряду крещения младенцев (прошу заметить, НАСИЛЬСТВЕННО), а также венчанию молодожёнов (которые так же являются далеко не МОЛОДЫ)
Наверное, здорово подстегивает амбиции — быть рабом у Бога, и не меньше.
А ты пойди рабом к человеку... Ломает?
Мое длительное вступление далеко не о христианстве. Я хочу поделиться о моем понимании слова «служение».
Мне очень, очень повезло родиться счастливым человеком для того, чтобы в моей жизни появился Свамиджи. С первой встречи с ним моя жизнь начала меняться — круто и сразу. Из моего окружения ушли люди, общение с которыми приносило массу проблем и неприятностей. Я стала абсолютно здоровым человеком. Врачи и больницы даже не подозревают о моем существовании. Поверьте, это круто. С раннего детства мне проще было сказать у какого врача детской поликлиники я не состояла на учете, а после достижением подросткового возраста каждая весна начиналась с длительного проживания в кабинетах аллергологов. В 20 лет я не представляла себе жизнь без таблеток, снимающих аллергический шок, а летние месяцы были для меня адом. Все вокруг цвело и пахло, и я тоже «цвела»...
После прохождения только одной первой ступени, к началу второй (это был май месяц) я вдруг с удивлением обнаружила, что уже несколько часов нахожусь в комнате с огромным букетом сирени и чувствую сильный душистый аромат. И все! Только аромат! Мой нос дышал свободно, глаза были ясными и не чесались, слизистая рта оставалась чистой. В июне я обнаружила, что тополиный пух мне не угрожает удушьем, аромат пионов не приводит к потере сознания, да и все остальные цветы мне доставляют радость, а не страдание. Уже в первые полгода регулярной практики йоги из существа, ожидающего логичного завершения жизни, я превратилась в человека. У меня появилась смелость, уверенность, сила, а затем пришел черед двадцати пятикилограммового рюкзака за спиной и почти трех суток на воде и — вот она, реализация самой первой в жизни поставленной и достигнутой цели! Это была 4 ступень, горный семинар. Горы! Даже сейчас, спустя 11 лет, у меня не хватает слов восхищения, чтобы описать мое состояния счастья. Огромные сосны, подымающиеся, как казалось, из-под земли и уходящие высоко в небо. Мой первый опыт в жизни — жить среди незнакомых людей. И первый в жизни пример служения — Инструктора. Они воспринимались нереально прекрасными; сильные, уверенные в себе, простые и открытые, они умели улыбаться и губами, и глазами и, как казалось, они видели нас всех насквозь. Инструктора, тогда еще Центра Йоги, воспринимались как некоторое продолжение Свамиджи, каждая была его частью. Слушая корректировки асан во время практик Хатха Йоги, в голосе Бхакти я слышала голос Свамиджи, засыпая в Йога Нидре под голос Арпанвидьи, я замечала, что интонация голоса очень похожа на интонацию голоса Свамиджи. Жуя в обед нереально вкуснейшую, самую первую в жизни кашу из цельных зерен пшеницы и наблюдая за легкостью и свечением Йогарчаны, мне казалось, что вот он, Свамиджи, сидит рядом напротив и раздает большой деревянной ложкой, черпая из прокопченного ведра, Пищу Богов. Бывшая привычной неуверенность в себе не дала мне права признаться себе в том, что я влюблена. В один из дней семинара я сказала себе, что я приду сюда еще очень много раз, и я приду сюда как инструктор. У меня появилось огромное желание стать такой же, как Свамиджи, быть с жизнью на ты, так, как он. Меня восхищало то, КАКОЙ ОН!
Там, в горах, я в первый раз столкнулась с примером самоотверженного служения. Бхакти стояла впереди группы в 30 человек и уверенно вела всех за собой вверх. Когда мы переходили горную реку, вода захлестывала выше пояса, а дно было устлано скользкими камнями. Входя в эту реку, я чувствовала, как сердце замирало от страха перед несущимся горным ледяным потоком и, дойдя до опасного места, я увидела, что Бхакти стоит в воде, которая доходила ей почти до середины бедра, и каждому подает руку, чтобы ни один из нас не поскользнулся. Из тридцати участников семинара двадцать человек были там впервые. Переход через этот участок реки занял больше часа. Когда последний участник стоял на твердой поверхности, Бхакти вышла из воды, накинула на себя лямки рюкзака, который был больше нее самой, и, ни на секунду не останавливаясь, пошла вперед. Я помню, как замерзли мои непривычные к холоду ноги, но мне стыдно было ныть внутри себя, потому что перед глазами стояла картинка: Бхакти — как продолжение горы, помогающая перейти горную реку вброд. Что заставило ее стоять в воде? Страх? Ответственность? Я думаю, это служение. Бхакти — преданность. Там впервые я задумалась о силе преданности.
Продолжая смотреть на инструкторов, я делала выводы: они были открыты и одновременно сдержанны. Через их глаза я видела глаза Свамиджи, в их поведении я видела его чистоту и искренность. В голове четче складывалось желание — я хочу быть похожей на Свамиджи!
Через несколько лет, придя работать в Центр Йоги и став частью Центра, я начала видеть, как сильно отличаются восприятие и отношение. Смотря на Арпанвидью, я училась жить без истерик, легко и с благодарностью относиться к критике. Я видела, как она это делала и в голове рождалась мысль, что мне надо так же. Нередко по ночам в Центре раздается телефонный звонок, кто-то в это время решил родиться. Свамиджи ласково обращается к роженице, говорит ей: «Давай, моя хорошая, вспоминай все то, чему училась на школе, и давай! Рожай йога! Я думаю про тебя!»
Десятки детей родились на свет благодаря Свамиджи. Его уверенный голос позволяет женщине расслабиться и вспомнить, что жизнь своему ребенку нужно давать в любви. Разве это не служение? А когда роды из-за усталости или переживаний останавливаются и есть риск, что маленький человечек не имеет возможности начать дышать, Арпанвидья начинает вести процесс родов. Вы представляете, как рожать по телефону? Я это слышала. Как удержать себя? Как не поддаться эмоциям? Разве это не служение?
4:00 — в телефонной трубке слышен крик младенца, счастливая мамка кричит слова благодарности. А у Свамиджи и Арпанвидьи есть 30 минут для того, чтобы отдохнуть, ведь скоро начало нового дня.
Арпанвидья — отдающая знания. На первый взгляд легкомысленная, а пристально присмотревшись, понимаешь, что перед тобой огромный пример преданности.
Йогарчана — объединение и служение. Большую часть жизни, проработав с детьми, не удивляешься, что многие воспринимают ее саму как ребенка. Она поражает своей чистотой, искренне восхищаясь ярким и новым, она всегда четко знает о намеченных планах. При необходимости она бесстрашно общается с ОМОНом, твердо отстаивая интересы Центра (мы вместе с ней не дали сорвать первое занятие одной из групп школы первой ступени, которую вел Свамиджи). Ее мгновенная готовность вскочить и бежать, куда направит Свамиджи. Для меня это огромный пример бескорыстного служения и преданности.
Арадхана — служение. Для меня пример — не привязанности. Держа в руках «бланки строгой отчетности», не иметь к ним никакого личного отношения. Для меня это пример служения каждый день. Арадхана не просто отвечает за сохранность денег, она, выполняя задание Свамиджи, еще и служит нам. Она одна из тех, кто дает свободу каждому живущему в Центре. Не надо думать о том, где взять материальные средства, нужно только обдумать и обосновать вслух свою потребность. Не надо думать, сколько ты потратил, смысл оценят и сумму за тебя посчитают. Это служение! Каждый день.
Янтрашакти. Настойчивость и способность быстро брать себя в руки. Отходчивость. Я каждый раз смотрю и благодарю мысленно за пример того, как можно жить, не уходя в глубокие дебри своего ума. Янтрашакти бесстрашная, и для меня в этом есть ее пример служения. Иногда сила и упорство Янтрашакти воспринимаются как огромный поток водопада, но, присмотревшись, можно увидеть редчайших форм красоту и талант. Она не боится орущих младенцев и знает, как донести до только что родившей женщины, что ребенка надо любить, а не бояться за него.
Мангалрупа. Глубокое упорство и терпение. Всегда восхищаюсь — умеет же! Иногда приходит в голову, неужели эмоций нет совсем? Есть, но они под контролем. Меня восхищает скромность и сдержанность. И потребность доделать начатое дело! В своем умении довольствоваться самым необходимым, для меня Мангалрупа является примером скромности и аскетичности.
Шакини. Всегда знала, что я буду развиваться, только находясь рядом с человеком рожденным в знаке Козерога. Свамиджи, Вы родились под знаком Козерога, получили посвящения в знаке Козерога и дали мне новую жизнь в знаке Козерога. Свамиджи, Вы мой пример преданности и служения. Вы мой пример посвящения себя одному делу. Все, что я умею сегодня, это только благодаря Вам. Моя цель — быть похожей на Вас! Ваша любовь, Ваше милосердие! Это самое огромное счастье — быть рядом с Вами и становиться рядом с Вами человеком. Спасибо, Свамиджи, за то, что приняли меня в Вашу семью и дали мне самых замечательных инструкторов в духовное родство. Каждая из них достойна быть примером преданности и служения.
Мое понимание служения и преданности это не быть самой, а быть частью одного целого коллектива, команды. Каждая из нас без Вас, Свамиджи, будет просто хорошим человеком, а являясь Вашей проекцией, продолжением Вас, выполняет любое порученное Вами задание, которое становится просто действием — служением.