Ум имеет три гунны, или качества природы: саттва, или свет, блаженство и доброта; раджас, или страсть и движение; и тамас, или инерция и тьма. Существует три вритти, или модификации ума в зависимости от трех гун. Шанта вритти, или мир, равновесие и баланс, берет начало в саттва гуне. Гхора вритти, или гнев, берет начало в раджа гуне; мудха вритти, или недобросовестность, лень и сонливость, берет начало в тамо гуне.
Характеристика саттва гуны
Саттва гуна — это чистота. Это пракаша, свечение и свет. Саттва гуна есть сила, содействующая достижению освобождения. Божественные качества, такие как бесстрашие и чистота сердца, несут человеку освобождение. Воздействие саттва гуны заключается в том, что она приводит к поиску Истины и раскрывает различия между Сат и Асат — что есть реально, а что нереально.
Саттвический ум всегда постоянен. Он находит внутренний восторг. Удовлетворенный человек остается преданным одному месту. Он поддерживает дружбу с одними и теми же людьми очень долгое время. Он понимает внутренний смысл Бхагават Гиты и Йога Васиштха. Он живет, не чувствуя неудовлетворенности, имея простую еду и питье всю свою жизнь.
Во время саттвических моментов в жизни, когда чистая саттва господствует в уме, вы находитесь в связи с божественным источником, благодаря чистоте зеркала ума. Вас может посетить вдохновение, и вы, возможно, сочините прекрасную поэму. Вам стоит записать эти вдохновенные писания в записную книжку и хранить их.
Саттвапати — это состояние, в котором ум полон чистоты. Чистоты мыслей и сердца. Это четвертый шаг в обретении знания, джнана.
Характеристика раджа гуны
Раджа гуна — воинственная сила, вовлекающая человека в самсару, или мирскую жизнь, посредством повторяющихся циклов рождения и смерти. Такие пороки, как лицемерие, невежество и гнев затягивают вас в ад. Ум, наделенный саттва гуной, может сделать человека безмятежным и спокойным, в то время как ум, характеризующийся раджа гуной, сделает человека беспокойным. Такой ум не позволит вам просто сидеть без дела, он заставит вас работать.
Раджасический ум всегда хочет разнообразия и новых ощущений. Какое-то время ему нравятся определенные люди, предметы и места, но спустя какое-то время он испытывает отвращение к ним и стремиться обрести новую компанию, другую еду, новые книги, он хочет увидеть новые места. Ему нравится осматривать достопримечательности.
Уму раджасического человека всегда нужна компания и разговор — это два порока, разрушающих ум. Избегайте плохой компании. Живите один и созерцайте тишину. И тогда у вас в уме будет мир. Будьте осторожны в выборе компаньонов. Большинство страданий происходит от плохой компании. Вы редко когда найдете хорошего, искреннего друга. Никогда не вводите друга в близкое доверие, если не испытали его. В Брахмане не существует компании или разговора, а есть только первичное сознание, которое беспристрастно и беззвучно.
Раджасический ум имеет тенденцию замечать недостатки других. Он помнит ошибки и плохие поступки других и с легкостью забывает хорошие дела. Эти две тенденции усиливают ненависть и вызывают раздражение ума.
Ум, лишенный саттва гуны, не воспринимает счастье других людей как свое собственное и потому всегда будет взволнован. Так как в нем нет удовлетворенности, и он не может радоваться достоинствам других, в нем не будет внутренней наполненности. Так как он не воспринимает страдания других, как свои собственные, в нем нет сострадания.
Раджасический ум разделяет, отделяет, делит и обманчиво показывает множественность. Солнце — едино, луна — едина, небеса — едины. Идея всех языков одна. Чувство искренности едино. Не существует «внутри» и «снаружи». Муж и жена становятся едины сердцем. Близкие друзья становятся едины сердцем. Причина одна, энергия — одна, саттвический ум един. Саттвический ум объединяет. Космический махат (дух) един. Карма, закон причин и следствий, едина. Дхарма и благочестие едины. Религия — едина. Истина — едина. Брахман — один. Он един и нет другого.
Важность саттва гуны
Истинный покой ума не приходит извне. Он возникает в уме, когда ум контролируем, и каждая мысль проверена. Вы должны приложить немалые усилия, чтобы обуздать страсти и желания. Только тогда ваша способность к неустанной деятельности будет подчинена, тогда вы отдохнете, и ваши мысли будут успокоены. Таким образом, следует развивать саттва гуну посредством джапы или посредством повторения имени Господа, через викхара или самопознание, сатсанг или пребывание в компании преданных Господа, дхияна или медитации, митахара или светлой саттвической пищи, тапаса или аскетизма и свадхьяйя или изучения писаний.
Обычный мирской человек едва ли может услышать внутренний голос атмы. Он не может иметь чистые мысли или обращаться к природе собственного «Я». Каждая чистая мысль эманирует из саттвической буддхи, или чистого сознания. В случае земного человека все мысли исходят только из ума. Тот, кто выполняет нишкама карма йогу, бескорыстное служение и имеет чистоту ума, начинает воспринимать святые мысли Господа и медитацию.
В целом, ум вызывает различные любопытные, фантастические мысли. Он всегда обманывает. Он может заявлять, что занимается самопознанием, но когда дело доходит до реальной практики, он ничего не делает. Если у вас есть твердая решимость добиться концентрации и если вы занимаетесь регулярной практикой не один месяц, если вам необходимо видение Всевышнего или Самореализация становится для вас необходимой, только тогда вы можете быть уверены, что эти мысли исходят из чистого разума.
Все садханы или духовные практики нацелены на развитие саттва гуны и постижение чистой, сильной и неопровержимой воли, которая несет избавление от невежества, и, наконец, дарует вход в состояние Сатчидананда, истины, сознания и блаженства. Развитие саттва гуны и чистой и определенной воли прокладывают прямую дорогу к достижению успеха в реализации Бога.
Характеристики чистого ума
Духовный ученик пытается развить свой ум целиком для того, чтобы получить все саттвические качества. Чистый ум любит уединение, тишину, простую жизнь, возвышенные размышления, философские дискуссии, изучение духовной литературы, медитацию и сатсанг. По речи, лицу и глазам можно разглядеть безупречный ум. По тому, как человек высказывает свое мнение, можно понять, имеет ли человек чистый ум или нет. Духовные желания, возвышенные стремления, высокие идеалы, поистине духовные чувства, сострадание, сочувствие, чистая неэгоистичная любовь, преданность, самопознание, вдохновение, гениальность — все это исходит из возвышенного, чистого разума. Чистый разум — это сам Брахман, который является воплощением абсолютной чистоты.