Свами Сатьянанда говорит нам в «Бхакти Йога Сагар»: «Атмосфера имеет два аспекта, физический и духовный. Физическая экосистема зависит от духовной экосистемы. Если в каком-то месте духовная экосистема испорчена, физическая экосистема тоже не будет нормальной. Вот почему так важно сажать и сохранять деревья, особенно такие, которые имеют адхьятмик, или духовные вибрации. Таким путем мы можем помочь сохранять и духовную, и физическую окружающую нас среду чистой». Вскоре после того, как Шри Свамиджи прибыл в Рикхию в сентябре 1989 года, он начал сажать деревья. В период своей интенсивной тапасьи (аскезы), панчагни садханы (сидение между пяти огней) Шри Свамиджи поклонялся двум духовно могущественным деревьям, которые он посадил сам — пипал и рудракша. Рассказывая об этом периоде своей жизни, он говорил: «Встаю в пять часов утра, беру ведро и поливаю первым делом тулси, затем пипал, затем остальные деревья в моем саду, одновременно я пою свою мантру и чувствую себя благословенным».
Дерево жизни
Шри Свамиджи выполняет ежедневное арати ( поклонение) дереву пипал, которое растет возле Рагхунатх кутир, где он ежедневно делает много ануштхан «Рамаяны» Тулсидаса, прочитывая весь эпос на протяжении одного месяца. Вследствие его усилий, Рамачаритаманас джагрит пробудилась в Рикхии, и все приглашались принять участие в плодах его садханы, присоединившись к чантингу этого великого эпоса. Каждый день на восходе и закате солнца Шри Свамиджи сидит на корточках перед этими деревьями, звоня в колокольчик и помахивая благовонной палочкой, прежде чем войти в Рама Мандир для поклонения Сите и Раме.
Пипал
В Бхагават Гите (10:26), где Кришна рассказывает Арджуне о различных символах совершенства в материальном мире, он говорит: «Среди деревьев я
Урдхвамулам адхахшакхам ашваттхам прахуравьяям
Чхандамси ясья парнани ястам веда са ведавит
В гимне Ригведы также есть обращение к нему в следующем стихе: «Он (Вишну, хранитель), могущественный и святой, держит это дерево в пространстве, его корни находятся наверху, но простираются вниз. Глубоко они могут проникать в нас и прятаться там».
Пипал и просветление
Ботаническое название этого дерева — фикус религиоза, на санскрите его называют ашваттха, на хинди пипал, на английском языке
Бесчисленные индийские легенды рассказывают о мудрецах, которые медитировали под деревом пипал, и потому их мысли просветились, хотя они искали только тень для проведения садханы. Это дерево является символом буддизма. Под этим деревом Господь Будда, «сострадательный», испытал нирвану, или просветление. И по сей день буддисты поклоняются ему, называя его деревом Бодхи или деревом просветления. Будда очень часто изображается поклоняющимися ему художниками имеющим тело в форме листа пипал.
Пипал в Аюрведе
Пипал был известен аюрведическим врачам как содержащий ртуть. Они использовали препараты из дерева для поддержания здоровья и жизненных функций кровообращения, зрения, работы легких и почек. Согласно Свами Шивананде, семена пипал используются как слабительное, жаропонижающее, вяжущее средство. Оно полезно при запорах, поллюциях, хрипоте голоса и при жажде. Молодые листья улучшают семя и используются при лихорадке. Оно повышает аппетит и увеличивает огонь пищеварения. Сок, добываемый при надрезании дерева, полезен при трещинах на стопах. Свами Шивананда дает следующий рецепт при лихорадке, сексуальной слабости и импотенции: «Вскипяти две столовые ложки молодых листьев в восьми унциях молока, добавь две столовых ложки сахара и ешь». Для кожных заболеваний и для прохлады тела рекомендуется следующий настой: «Замочить одну чайную ложку порошка коры в двадцати унциях воды на полчаса, затем процедить». Как мы видим, дерево пипал имеет как практическое, так и духовное применение.