Беседы с Парамахамсой
Я учился музыке и танцам с раннего возраста. Музыка привела меня к танцу. Я очень люблю танцевать, потому что Господь Шива танцует, Парвати тоже. Шива — отец всех танцоров, включая Майкла Джексона. Он отец всех танцевальных традиций: одисси, кухипуди, катхак, катхакали, мохиниаттакам. Парвати совершенствовала народные танцы. Мы верим, что танцы очень близки к духовной жизни, поэтому мы должны учить детей танцевать.
Танец никогда не вульгарен, он всегда чист. Музыка всегда чиста. Даже если молоко скисает, оно всё равно остается молоком, оно не становится грязным только потому, что скисло. Точно так же танец остаётся танцем, какую бы форму он ни принимал, поэтому его не следует порицать. Музыку тоже не нужно отрицать, независимо от её формы и стиля. Любая музыка по своей сути божественна. Даже если это музыка кино – ум поглощается ею. Шелуха отстаёт и сбрасывается, а ядро остаётся неповрежденным. Свами Ниранджан знает все типы танца, как современные, так и классические. У Свами Сатсанги есть коллекция современной музыки, включая негритянскую духовную музыку. Итак, ступайте и слушайте все виды музыки без всяких опасений.
Вся музыка основана на семи основных нотах: са, ре, да, ма, па, дха, ни, са. Вы должны учить своих детей музыке и танцу независимо от того, богаты вы или бедны, христиане вы или буддисты. Музыка будет действовать на них позитивно. Они станут прекрасными, нежными, чувствительными, и их ментальные частоты станут очень высокими. Если вы не предоставите их музыке, все они станут книжными червями.
Духовность искусства
В южной Индии в любом доме детей учат музыке и танцу с очень раннего возраста. Подобно нам, каждый ребенок должен иметь свара джнану, знание свары. Здесь наши дети начинают обучаться позже — с восьми, десяти или двенадцати лет. В южной Индии уроки музыки и танца детям дает мать, пока дети еще маленькие, потому что она уверена в необходимости этого. На Западе только сейчас люди признают духовность музыки. Прежде они думали, что музыка и танец — это способ развлечения. Мы думаем иначе. Мы рассматриваем музыку и танец как средство поклонения Богу, средство доставления Ему удовольствия. К сожалению, отношение к музыке и танцу как средству развлечения сейчас все глубже проникает в Индию.
В современном мире необходимо с раннего детства учить наших детей классической музыке и танцу. Если мы в детстве не дадим им соответствующих уроков музыки и танца, то когда они вырастут, они будут увлекаться музыкой и танцами, которые вы не одобряете. Но какая разница, одобряете вы или нет? Другого выбора не остаётся. Но если вы с детства дадите им должную практику и раскроете для них классическую музыку и танец, то тогда дети вырастут на них. Впоследствии на них не смогут повлиять ни текущая культура, ни худшие типы музыки. Только если в вашей жизни есть пустота, любая культура оставит на вас свой отпечаток, иначе это будет невозможно.
Музыка и танец — прекрасные искусства. Музыка получила свой исток с незапамятных времен в Сама Веде. Слово «сама» было ошибочно прочитано как псалм, но на самом деле оно произносится «саам». Сама означает рича или гимн. Сама Веда содержит гимны, гимны Ригведы, когда их поют на определённый мотив. По- английски их называют псалмами.
Язык танца
Танец имеет свои истоки в первобытных временах. Танец – это сам Шива. В классической литературе существует много книг о танце; из них наиболее достоверными являются Бхаратнатьям и Натьяшастра Бхаратджи на санскрите. Танец – это язык не слов, а жестов или мудр. Когда я вас спрашиваю: «Вы кушали?», вы отвечаете: «Нет». Это язык слов, но язык танца и музыки — это язык символов. Это закодированный язык, в котором информация передается через музыку, жесты, позы и мудры.
Когда язык принимает форму танца, он становится мудрой. Танец — это язык без слов. Искусный артист передаёт всё через танец, точно так же, как я сейчас говорю словами. Танец язык не слов, а чувств и настроений. Это язык сердца, который сердцем же и может понять человек с полной своей концентрацией.
В танце используются многие мудры. Даже одевание танцоров не просто натягивание одежды, а методичный скрупулёзный ритуал. Существуют определённые правила, последовательность действий, предписанные для этого. Танцоры катхакали разрисовывают свои лица в соответствии с классической системой, и это занимает у них половину дня. Я смешивал краски для катхакали танца. Одевание для танца является само по себе ритуалом. Вы не просто натягиваете любую старую вещь и начинаете танцевать. Какой конкретно наряд должен быть надет для каждого танца, подробно перечисляется в книгах Натьяшастры. В классических текстах даны все «делай» и « не делай».
Музыка — универсальное выражение
Состояние и окружение вашей жизни формируют ваши эмоции, и эти эмоции отражены в музыке. У богатых людей песни отличаются от песен тех, кто беден, у кого трудности в жизни, кто борется и старается самоутвердиться. В музыке бедных людей нет барьеров, это простодушная музыка. Изощренность в музыке создается культурой богатых людей, имеющих много денег, большие дома, много одежды, хорошую пищу и максимум защищенности.
Другими словами, музыка является выражением человеческого существа. Она является естественным выражением Вселенной. Это пение птиц, деревьев, иногда пение ветра такого сильного, что он становится вихрем!
Когда поют простые люди, пение касается сердца. Когда поют другие, пение не трогает сердца, оно касается головы. Итак, говорят, что музыка рождается от обстановки жизни человека. Некоторые люди страдают, и их музыка выражает страдание. У некоторых музыка артистична, у некоторых фривольна.
Музыка, которую вы слышите сегодня вокруг нас, не исходит от чистого сердца. Когда сердце человека невинно и подобно сердцу ребенка, что бы он ни пел, это будет благословенным. Когда Господь Кришна играл на своей флейте, это нарушало медитацию пастушек. Когда деревенские женщины поют ночью, моя медитация нарушается тоже. Деревенская музыка очень мелодична и полна смысла.
Верность — хороших самскар
Культура зависит от самскар личности. Деньги приходят и уходят, а хорошие самскары остаются. Там где есть власть, там обязательно живет и чванливость, этого нельзя избежать. Там где богатство, следом идут пагубные привычки. Пагубные привычки неотделимы от богатства, в тоже время сострадание ассоциируется с хорошими самскарами. Сосредоточенность, вежливость, вивека, различение в хорошем смысле слова и способность делать правильные выводы приходят с хорошими самскарами. «Ким картавьям, Ким акартавьям» — «Что делать и что не делать — решают только самскары» Со времён Вед до настоящих дней Индия совершенствовала только одну вещь — выращивание хороших самскар. Если хорошие самскары исчезнут из вашей семьи, из моей семьи, что тогда останется? Мы будем лелеять телевидение? Нет, мы хотим хорошие самскары. Прогрессивное очищение личности стадия за стадией и есть хорошие самскары. Эти самскары базируются на религии, на учениях великих душ, святых, мудрецов, так же как и на хороших традициях, таких как танец и прекрасные искусства. Рама Нама Арадхана, Рикхия, декабрь 1996 года.
Свами Сатьянанда Сарасвати, «Yoga». – Year 1, Issue 2. – March-April 2002. – P.2-5.