Как Вы видите, женщины работают в патриархальной системе йоги. Как они могут интерпретировать обучение с их женским характером и потенциалом?
Согласно традиции, йога — не патриархальная система. Исторически, со времени Рамы, Кришны и времен Вед, было много просветленных женщин, гуру, садху и святых. Эти женщины имели более высокий статус, чем их мужские коллеги. Изменение имело место приблизительно тысячу лет назад, когда в Индию начались вторжения. Тогда было принято социальное соглашение, по которому женщины, чтобы защитить их, должны были быть сохранены в домашнем хозяйстве, а не в общественных положениях. С того момента количество женщин-святых уменьшилась, потому что женщины не были способны выйти в мир и осуществлять духовное руководство. Конечно, времена изменились, но менталитет — нет.
По нашему мнению, женщины лучше квалифицированы, чтобы интерпретировать обучение йоги. Женская природа не настолько рациональна или интеллектуальна, она — больше психическая, обладающая интуицией и более чувствительна к изменениям, которые имеют место в личности индивидуума. Женщины проецируют изображение сострадания, доброты, заботы, любви и лелеяния, тогда как мужчины имеют тенденцию проецировать изображение силы и твердости.
Бог полон женских качеств. Если Бог — сострадание, то это — женское качество. Если Бог — любовь, то это — женское качество. Если Бог заботлив, то это — женское качество. Опыт духа, согласно всем традициям, является опытом заключительного состояния Prakriti и Purusha. Шива — последний пункт, который должен быть понят, быть признан. Но если поиск Шивы случается через энергию Шакти, и Шакти является воплощением всех женских признаков, то это — только женщина, которая может в действительности понять, передать и объяснить относящиеся к йоге ведические и тантрические традиции.
Чтобы восстановить женщин в их надлежащей роли в этой традиции, должна быть обеспечена такая возможность, чтобы можно было бы объяснить им полное измерение философии и методов, понимание методов. Они должны быть проведены через процесс, где они могут стать лучшими носителями традиций, чем их мужские коллеги. Нет никакого вопроса об этом. Изменение имеет место. В нашей собственной организации женская сила превосходит численностью мужчин как шестьдесят к сорока. Возможно, через столетие мы будем иметь линию женских гуру, и я надеюсь, что я проживу достаточно долго, чтобы приветствовать это.
Ganga Darshan, 4 декабря 1998