Как мы можем жить, сохраняя присутствие Гуру и Бога в нашей ежедневной жизни?
Нет никаких руководящих принципов о том, как заниматься и жить духовной жизнью. Основная структура дается в йогических, тантрических и ведических традициях, но в конечном счете мы сами должны управлять нашими собственными мыслями, идеями, верованиями и убеждениями. Пока мы не делаем этого, нет никакого духовного развития.
Духовное развитие не является механическим. Оно не подразумевает, что, если мы используем некоторую практику, мы получим некоторый результат. Пока мы делаем кое-что физическое или умственное, это является прекрасным, потому что мы знаем, каков будет конечный результат асаны и пранаямы, или практики мантры, или практики медитации. Однако, следует подчеркнуть, что методы могут вести нас только до некоторого момента. Кроме того, мы должны регулировать и изменять наши умственные выражения и развивать новую перспективу. Развитие нового видения отмечает пробуждение в нас духовной способности. Хатха Йога или Раджа Йога не вызывают пробуждения духовных способностей. Понимание и изменение умственных вритти указывают на начало духовного осознавания.
Как мы изменяем или точно регулируем наши идеи, мысли, убеждения и верования, которые являются основными стандартными блоками нашего характера? Ответ дается в Йога Сутрах. Ямой и Ниямой нужно жить. Нет необходимости заниматься всеми пятью яма или всеми пятью нияма сразу, но важно справиться с одним пунктом яма или одним пунктом нияма.
Самая высокая практика, которую можно осуществить, чтобы вырастить духовное понимание — Ишвара пранидхана, которая является финалом Нияма. Ишвара пранидхана означает «Не моя, но твоя воля да свершится». Позволение себе быть получателем божественного желания — самое высокое достоинство, которое может быть достигнуто. Это — самое высокое состояние, какое только можно развить и испытать. Это — кульминация джнана, кульминация бхакти и кульминации кармы. Когда джнана, знание, бхакти, вера или преданность, и карма, поведение или работа, соединяются в одно и направляются к выполнению божественного желания, Ишвара пранидхана, тогда становится возможным самое высокое состояние, к которому мы можем стремиться как духовные искатели. Ишвара пранидхана указывает, что должны уйти личностные проявления, личные привязанности и чувство собственности на вещи, которые мы считаем дорогими. Помните, что удовлетворенность, сантоша, стоит раньше, чем Ишвара пранидхана. Ишвара пранидхана — последняя из ниям. Если вы следуете за последовательностью яма нияма, то обратите внимание, что она — номер десять. После нее нет других яма или нияма. Будучи номером десятым, Ишвара пранидхана указывает, что теперь, после получения определенного количества подготовки, вы в состоянии познать божественное намерение. Через генерирование веры и чистоты, отпуская самоориентируемое, эгоцентричное осознавание, человек способен, наконец, настроить себя на энергию Бога или энергию Гуру.
Ишвара пранидхана также указывает уровень сдачи, где мы не подчинены нашим умственным прихотям и желаниям. В нормальной жизни нам трудно сдаться чему-то тому, что отличается от нас. Трудно сдаться даже Богу или Гуру. Если мы пытаемся сделать это, приходят те или иные мысли, что-то влияет на нашу веру, появляются сомнения, вопросы, и мы снова становимся жертвой умственных влияний. Ученики Христа должны были столкнуться со своими сомнениями. Духовные кандидаты, которые пробуют следовать духовному образу жизни, обязательно должны столкнуться с этими замешательствами и сомнениями, потому что сдача в нашей жизни никогда не бывает полна.
Понятие сдачи означает просто не быть рабом умственных прихотей, фантазий и желаний. Прямо сейчас мы сдали себя нашему уму. Ум говорит: «Сделайте это», — мы делаем это. Ум говорит: «Скажите это», — мы говорим это. Ум говорит: «Желайте этого», — мы желаем этого. Ум говорит: «Отклоните это», — мы отклоняем это. Мы стали рабами своего ума. Реальное значение сдачи -выйти из этой ситуации и сдаться космической божественной природе, становясь хозяином ума и настраивая себя на высшее Я. Эта сдача — первый шаг в Ишвара пранидхана: 'Не моя воля, но твоя — да случится'. Это — также философия, концепция, идея, которую мы пытаемся развить. Тот, кто может постичь эту философию и жить в соответствии с ней, кто может вырастить эту духовную силу и энергию в себе, будет признан как ученик и, в конечном счете, со временем, как просвещенное существо. Самая высокая духовная ценность, которая может быть достигнута в жизни, это Ишвара пранидхана. В момент обретения ее вы обнаружите, что ваша Йога также достигает точки своей кульминации.
Ишвара пранидхана отождествляет вас с внутренней чистой природой. Как только вы отождествились с вашей внутренней природой, вы достигли Ишвара пранидхана, после чего вы не остаетесь собой. Это — поворотный момент в жизни кандидата. Все управляется нашим эго. Сам ход наших мыслей управляется эго, наши ожидания активизируются эго, наши усилия возбуждаются эго, наши ответы и реакции связаны с эго.
Если вы имеете конфронтацию с вашим противником, реагируете ли вы на человека или же на то мировоззрение, которое человек выражает вам? Происходит столкновение эго, вы оба имеете различные точки зрения, и для вас человек и его мировоззрение становятся отдельными друг от друга. Так большинство времени вы будете реагировать на человека, потому что не наблюдается совпадения мировоззрений. Если бы мировоззрения совпали, то человек был бы лишним, а стал бы подтверждением имеющейся идеологии. Но мы всегда наблюдаем человека, и отвечаем ему соответственно.
Однако, мы отвечаем не самому человеку, но реакции, которую мы чувствуем внутри нас в отношении него, т.е. гнев или ненависть. Таким образом получается, что мы реагируем на нашу собственную эмоцию. Мы реагируем на свой собственный гнев. Это те черты, которые психолог или психоаналитик стараются обнаружить, когда речь идет о причине волнения или неустойчивости. Ситуация настолько окрашено эго, что становится невозможным понять, где мы реагируем, с тем, что мы опознаем. Мы идентифицируемся с самими собой, но не с другим человеком или с ситуацией.
Практика Ишвара пранидхана является идентификацией с вашей внутренней природой. Если вы испытываете Ишвара пранидхана, то вы отключили идентификацию с ревностью и гневом, с желаниями и страстями, со всеми так называемыми 'нормальными' ответами. Как только эта идентификация ушла, реакции изменяются и больше не самоориентируются. Вместо того, чтобы быть сосредоточенным на себе, каждый теперь направлен за пределы себя, подобно лучу факела.
Ишвара пранидхана — не только умственная садхана. Внешняя деятельность также помогают достичь Ишвара пранидхана. Что сделал святой Франциск Ассизский? Это не была его реализация Бога или Христа, или религии, или его сострадания и любви. Это был обет бедности и целомудрия, который он принял. Отказаться от жизни в роскоши, жить в бедности и выдерживать принятое решение — очень трудно. Способны ли мы осуществить внешние изменения в своей жизни, дать клятву и жить в согласии с ней, или же мы действительно слишком слабы и немощны? Клятва, или vrat, отражает изменения в образе жизни. Испытайте себя. Создайте себе для начала небольшие физические трудности. Одну ночь в неделю спите на матраце на полу. Один день в неделю обходитесь без пищи и ешьте что-нибудь легкое на следующий день. Таким образом, изменяя некоторые ситуации и условия, и постепенно дисциплинируя себя, вы обнаружите, что ваш образ жизни повлияет на ваш ум и вашу умственную восприимчивость.
Яма и нияма — это не только умственный процесс. Они — процесс, которым вы осознаете себя. Поскольку вы осознаете себя, вы должны точно регулировать ваши каналы. Но в то же самое время, внешнее изменение и дисциплина одинаково важны. Без них яма и нияма не могут войти в вашу жизнь.
Каковы компоненты медитации?
Прежде всего, медитация — это процесс удаления напряжения из нашей индивидуальности. Медитация становится техникой управления напряжением, через которую удаляются психологические и эмоциональные расстройства.
После этого медитация становится способом обеспечить ум точкой фокусировки — концентрацией. Это — второй компонент. Состояние концентрации настолько прекрасно, что никакие чувства не способны отвлечь от нее или затронуть ее. Концентрация — это не уход в себя. Она только берет под свой контроль четырех диких безудержных лошадей, держа узды манаса, буддхи, читты и ахамкары, и направляя их движение по пути, который вы выбрали.
Тогда третий компонент — процесс погружения внутрь, глубоко во внутреннюю природу, и обнаруживая, чем стандартные блоки нашей индивидуальности являются в действительности -это самскары, кармы, влияния, впечатления, основы нашей умственной, психической и эмоциональной природы.
Четвертый компонент затем соединяется с положительной самостью, соединяется с творческой силой. Когда мы соединяемся с этой положительной энергией и выращиваем положительные качества в нашей жизни, тогда медитация поднимает нас от обусловленной природы до саттвы, светящейся природы самости. И затем медитация помогает нам преодолевать путы нашего эго. Индивидуальная самость трасцендентирована.
После трасцендентирования индивидуальности наступает самадхи: абсолютная гармония и баланс. Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна спрашивает Кришну: «Вы можете описать, как живет человек, который реализовался: работает, ходит, говорит, спит, ест и гуляет?» Кришна отвечает: «Действия этого человека никак не отличаются от наших. Он ходит, как вы и я, он ест, как вы и я, он спит так же, как вы и я, он думает, как вы и я. Единственное различие в том, что он преодолел двойственность жизни. Принимая во внимание, что вначале мы все в жизни делаем для себя и являемся центром Вселенной, теперь же центром Вселенной становятся любовь и сострадание, а все остальное вращается вокруг этого.»
Это утверждение указывает прогрессию медитации от управления гневом, расстройством, напряжением и страхом к развитию самосознания, к соединению с положительной природой и открытием мира и гармонии, к проживанию полной жизни, соединяясь не с собой, но с миром вокруг нас. Это — доказательство уместности медитации сегодня.
Самореализация достижима, но не обязательно необходима. Но вот что действительно необходимо — так это способность управлять собой как можно лучше. Начните с этого. Если мы можем научиться, как управлять собой наилучшим способом, возможно, мы обнаружим, что мы вовсе не должны реализовываться, и что мы находимся в этом состоянии, в состоянии реализации все свое время.