Как может каждый достигать баланса ума при проживании в мире, полном отвлечений и безумия?
Теоретически, чтобы достигать баланса ума, необходимо быть осознанным, расслабленным, сосредоточенным и счастливым в каждой ситуацией внешне, внутренне, мысленно и эмоционально, и быть простым, естественным, скромным, свободным от гордости и от привлекательности до противоположностей раги и dwesha, боли и удовольствия. Йоги и священные писания говорят, что нужно стараться добиться баланса дисциплиной, которая включает все аспекты самообучения, которая может сделать нас сбалансированными, удовлетворенными, радостными и в мире с собой.
На практике это оказывается более трудным, потому что есть так много различных вовлеченных факторов. Есть так много тонких идей и выражений, которые выдерживают и лелеют человеческую личность, и становится очень трудно быть наблюдателем. Каждый становится частью вещей и теряет свой баланс так или иначе, или в счастье или в грусти.
Однако, есть четыре пункта, которые могут помочь достигнуть умственного баланса. Первый: регулировать крайности умственных проектирований в форме мыслей, эмоций, желаний или амбиций. Второй: наблюдать, и не только себя, но также и других людей вокруг вас; так же, как вы знаете о ваших личных потребностях, тем же самым способом узнавать о личных потребностях других. Если Вы можете сделать это, ваши взаимоотношения в жизни будут намного более гармоничными, сбалансироваными, творческими и конструктивными. Таким образом, самосознание также должно простираться за пределы личности. Третий — это необходимость иметь доверие к Гуру. Доверие к Гуру помогло мне, потому что оно создало связь, которая убрала любое чувство одиночества и изоляции из моей жизни. Это чувство имеет место в жизни каждого, когда человек чувствует себя одиноким и не только одиноким, но и брошенными, забытым. Это не затронуло меня из-за отношений, понимания и связи с моим Гуру.
Четвертый пункт — сдаться Божественному желанию, не в религиозном смысле, но как чувство. Кто-то только что пел kirtan с именем Ниранджанананды. Я не идентифицировался с этим именем, потому что, кто — это? Этот человек — это тело, которое сидит здесь? Тогда появилось бы ощущение гордости и эго. Или же действительно ли человек, который поет, чувствует и думает о том незапятнанном, незараженном, безупречном характере и счастье, которое это имя передает? Я не отождествляюсь с именем человека, но с качеством этого имени — да. Тогда я могу видеть другое отношение к той песне, которое многие из вас, возможно, не были способны видеть, потому что вы отождествляете это имя с фигурой, человеком, а не с идеей или понятием, которое оно передает.
Я не отождествляюсь с Богом, хотя я знаю, что Он — там. Я думаю о Боге время от времени с полной верой и преданностью, но остальную, большую часть времени я нахожусь далеко от этой мысли. Точно так же, почему я должен отождествляться с этим телом? Я могу думать об этом теле, когда оно проголодалось или измученно жаждой или когда требуется отдых и сон, но когда тело не требует этих вещей, зачем думать о нем больше? Думайте о чем-нибудь еще, что можно сделать, что является творческим и необходимым. Зачем становиться снисходительным к себе? Каждый из нас снисходителен к себе так или иначе.
Поэтому теория и практика достижения умственного баланса — две различных вещи в целом. Реальная возможность находится в наличии силы воли, намерения, убеждения, веры и доверия к себе и способности вырваться вперед. Это — качества, необходимые для того, чтобы достигнуть умственного баланса.
Ganga Darshan, август 1997