Есть история о мастере, который путешествовал по всей стране с несколькими из своих последователей. Однажды, он прибыл в Афины, где на ярмарке было устроено соревнование по стрельбе из лука. Люди со всех частей Греции и Европы прибыли на эту ярмарку. Ученики захотели, чтобы мастер участвовал в соревновании, чтобы он продемонстрировал свое умение. Победитель соревнования получил бы каменный блок от Акрополя, чтобы отвезти его домой! Мастера это не слишком интересовало. Он сказал: «Что я буду делать с куском скалы в моем ашраме?» Однако ученики настаивали: «Этот кусок скалы будет выглядеть очень хорошо, Вы могли бы использовать его как стул. Нам так хотелось бы забрать часть Акрополя в Индию.»
Так или иначе, мастера уговорили вступить в состязание с другими стрелками. Когда назвали его имя, он подошел к линии и стал ждать своей очереди. Каждому участнику давали три стрелы, чтобы стрелять в цель, которая была на расстоянии семидесяти метров, это расстояние, используемое на Олимпийских играх. Много людей пробовали стрелять, но все они промахивались. В глубине души я чувствую, что очень немногие хотели тащить домой камень от Акрополя! Когда пришла очередь мастера, собралась большая толпа желающих посмотреть на известного индуса, который прибыл участвовать в соревновании. Он взял стрелу, заложил ее в лук, проверил направление ветра, влажность воздуха, удостоверился, что его стрела была прямая, поправил головной убор и очень гордо выпустил стрелу. Несмотря на все эти приготовления, стрела ушла от цели примерно на тридцать или сорок метров. В толпе послышались смешки. Однако один из учеников мастера сказал: «Подождите, должна ведь быть причина, почему стрела отклонилась от цели.» Он задал вопрос мастеру: «O мастер, вы так хорошо умеете быть сосредоточенным и сконцентрированным. Как могла ваша стрела так далеко уйти от цели? » Мастер ответил: «Человек, который сейчас стрелял из лука, был самонадеянным, а когда вы самонадеяны и не сосредоточены должным образом, очень легко потерять цель.» Толпа затихла, услышав это объяснение.
Тогда мастер взял вторую стрелу. На сей раз стрела пошла меньше чем половину пути и упала на землю. Снова был смех толпы. Ученик спросил: «Мастер, скажи нам, кто послал эту стрелу? » Мастер ответил: «Когда Вы являетесь самонадеянными и не достигаете вашей цели, вы теряете веру. Когда вы теряете веру, вы перестаете быть верными вашему направлению и теряете цель.» Затем мастер взял последнюю стрелу, и, не глядя влево, или вправо, или вниз, он просто позволил ей лететь. И, невероятно, стрела попала прямо в центр цели. Мастер велел ученику забрать скалу и отправить ее в Индию. Затем он собрался уходить. Много людей в толпе получили глубокое впечатление от его мудрости и спросили: «Пожалуйста, скажите нам, прежде чем вы уйдете, кто выпустил третью стрелу?» Мастер посмотрел на них и сказал: «Это был настоящий я! »
Мы не знаем, случилась эта история в прошлом или нет, но она показывает процесс разоблачения, снятия различных масок, которые мы надеваем в нашей жизни. Люди находят, что очень трудно стать естественным. Все они должны идентифицироваться с чем-то, со своими проекциями эго, с их эмоциональными или интеллектуальными проекциями, и они становятся этими проекциями в настоящий момент. Настоящая личность никогда действительно не проявляется.
Мы всегда формируем себя различными способами, во всех ситуациях, независимо от того, находимся ли мы в обществе или же мы просто дома с нашим семейством. Поскольку мы постоянно пробуем проектировать себя, мы создаем некоторые тождества, с которыми связываемся глубоко. Мы всегда имеем внутренний двигатель, который весьма уникален, он способен подстраивать формирование индивидуальности на ходу, чтобы создать нам превосходство над другими людьми. Так что первенство в работе, или в интеллекте, или в достижениях, или в творческом потенциале является нашим двигателем. Кажется, что мы качаемся между двумя полюсами: самонадеянности и недостатка веры. Оба состояния создают разрушение внутренней гармонии и мира, ведут к стрессу и напряжениям, которые являются психологическими, эмоциональными и духовными по характеру. Самонадеянность может вести к высокомерию и ограниченности. Недоверие может вести к депрессии и потере чувства собственного достоинства. Но есть процесс разоблачения всех этих различных тождеств и процесс естественного становления.
Когда вы естественны, вы течете с ситуациями и обстоятельствами жизни и способны к большой адаптируемости, саморегулированию и приятию. Это — качества, в которых мы испытываем недостаток, как люди. Йога помогает нам понять, что естественность есть внутри нас, и увидеть различные отождествления, которые мы приняли в ходе нашей жизни, понять, что является соответствующим и несоответствующим для нас. Когда взрослые люди пробуют изменить свои тождества и стать естественными, это трудно из-за их обусловленности. Когда мы противостоим этим обусловленностям, это создает большие напряжения и беспокойства. Однако мы, кажется, справляемся. Это — медленный и постепенный процесс, в котором мы пробуем и терпим неудачу, пробуем и терпим неудачу, пробуем и терпим неудачу. Те, кто продолжает, в конечном счете, преуспевают. Подобно истории зайца и черепахи, они медленно и устойчиво продвигаются к победе.
Свами Ниранджанананда Сарасвати