23 ноября 2018 года закончила свой земной путь саньяси Арадхана Сарасвати (Татьяна Даниловна Пухальская). |
Однажды ты просыпаешься в роддоме, потом ты просыпаешься и идешь в школу, потом чтобы выйти замуж, родить сына, построить дом, посадить деревья. А потом ты оказываешься в деревянной коробке и вокруг тебя скорбящие люди. Кто они? Зачем они? Почему они плачут или скорбят? О чем они думают глядя на твое старое, дряхлое холодное тело? С точки зрения вечности они забудут о тебе через минуту.
«Кто я? Куда я иду? Что я несу с собой?»- это примерно то о чем я думала провожая в последний путь саньяси Арадхану. Мы прожили с ней плечо к плечу ни много ни мало 15 лет. «Что я могла бы сказать о ней, если бы меня спросили?», - думала я. Мне трудно подобрать слова, мысли и воспоминания путаются. Найти ответ мне помог Свами Вивекананда и моя когда-то любимая книга «Карма-Йога».
Арадхана в переводе с санскрита означает «богослужение», а в переводе с арабского «преданность». Преданность Богу, преданность Учителю, преданность душе, преданность самой себе. Арадхана включает в себя почитание божественного, служение ему, предание себя в его руки, стремление к божественному, повторение священного имени, молитвы. Арадхана это поток преданного поклонения, пробуждение Бога внутри себя.
Ее степень служения и трудолюбие всегда восхищали меня. Она не выходила из дома несколько лет, потом она не выходила из комнаты несколько месяцев. Потом она стала меньше читать, меньше писать, меньше есть, меньше спать, меньше говорить. При этом она всё больше и больше времени посвящала служению и всегда помнила о садхане саньясина — отдавать. Она отдавала себя всю без остатка, до последнего.
«Соедини цель и средство воедино. Когда ты делаешь какую-либо работу, не думай не о чем кроме нее. Твори ее как высшую молитву, и посвящай ей всю свою жизнь, пока ты ее делаешь». «Для работника, достигшего беспристрастия, все обязанности одинаково хороши и являются орудием, убивающим эгоизм и чувственность, обеспечивающим свободу души.
Единственный способ освобождения состоит в исполнении ежедневной рутинной работы. Приобретая таким образом силу, мы постепенно достигаем наивысшего состояния.
Нельзя судить о человеке по природе и свойствам его обязанностей, но можно судить по тому, как он их исполняет. Долг редко бывает сладок. Но он приобретает эту сладость лишь тогда, когда мы движимы любовью и служением».
Все великие характеры, пришедшие в это мир отмечают, что горе учит больше чем радость, боль учит больше чем наслаждение, одиночество учит больше чем слава, бедность больше чем богатство.
«Если вы действительно хотите судить о характере человека, не смотрите на его великие дела. Всякий глупец может раз в жизни стать героем. Наблюдайте за тем как человек исполняет самые обыкновенные дела, это именно и даст вам указание относительно истинного его характера. … лишь тот человек действительно велик, чей характер велик и неизменен во всех обстоятельствах жизни».
Преданность своему долгу, своим обязанностям — вот что являлось удивительной чертой характера Арадханы. Но что такое долг? Действие, движение, которое приближает нас к божественному. Непросто быть идеальным человеком в миру, так же непросто быть настоящим саньясином. А еще сложнее совместить эти два образа жизни: быть женой, матерью, бабушкой, бухгалтером, предпринимателем, редактором, инструктором и хорошим учеником.
«Существует два санскритских слова, означающих движение:
… Когда человек дошел до состояния Нивритти, он достиг совершенства в карма йоге. Это наивысший результат добрых дел. Даже если человек не изучал ни одной философской системы, даже если не верил ни в какого Бога, даже если не молился ни разу в жизни, одной только силой хороших поступков он придет к состоянию самоотречения. Окружая себя добром, мы рано или поздно приходим к великой Истине: «Да свершится воля твоя» и ничего не сохраняем для себя.
«Никто в действительности никогда не научил другого, каждый из нас должен учить сам себя. Внешний учитель дает лишь толчок, побуждающий внутреннего учителя работать над уяснением трудных вопросов. Тогда они станут понятными нам в силу нашего собственного восприятия и мысли, и мы осознаем их в собственной душе; и это осознание разовьется в упорную, мощную силу воли. Сначала является чувство, затем стремление, и это стремление порождает огромную работоспособность, пронизывающую каждую жилу, каждый нерв и мускул, пока всё тело не обратится в орудие бескорыстной Йоги труда, чем и достигается желаемый результат совершенного самоотречения и полного бескорыстия.… Что такое Карма-Йога? Это познание тайны труда».
Те же, кого можно считать истинными карма йогами не имели идеи долга. «Давайте миру все что у вас есть, но не давайте это как долг». Арадхана просто исполняла волю Всевышнего, задание своего Учителя. Именно он являлся для нее воплощением Бога на земле.
Жизнь всё балансирует. На одной стороне счастье, на другой несчастье, с одной стороны жизнь, с другой смерть. «Жизнь и смерть это одно и тоже явление, только рассматриваемое с разных точек зрения. Представление о счастье без горя, о жизни без смерти прекрасно для школьников и для детей». Величайшие люди умерли неведомыми. Они работали в тишине, они жили молча и молча ушли. «Они принадлежат саттве — ГАРМОНИИ и не могут делать никакого шума, а только растворяются в любви».
Для саньяси Арадханы не существовало понятия «работа», она умела просто ЖИТЬ.
Мы не можем помочь кому-либо в этом мире, мы «помогаем лишь самим себе в этой мирской школе. Таково должно быть настроение при работе. Если мы будем всегда помнить, что возможность работать таким образом составляет большое преимущество, дарованное нам, мы никогда ни к чему не будем привязаны. Миллионы людей, подобных нам с вами, думают о своей значимости; однако все мы умрем и через 5 минут мир нас позабудет (какими прекрасными бы мы не были). Но жизнь Бога безгранична. Кто может прожить хоть одну секунду, дышать хоть одну секунду, если Всевышний того не захочет? … Вся сила принадлежит Ему и подчиняется Ему. По Его приказанию ветры дуют, солнце светит, земля дышит и смерть ходит по земле. Бог есть всё и Он во всем. Мы можем только поклоняться Ему.»
Арадхана не стремилась к плодам своих трудов, она жила и делала добро ради добра. Мудрецы утверждают, что только так мы приобретаем совершенную СВОБОДУ. «Эта свобода и есть цель Карма-Йоги».
Я восхищаюсь и преклоняю свои колени перед этой великой Душой, которая несла с собой столько мудрости, что многие из нас так и не смогли её понять. Я восхищаюсь и преклоняю свои колени перед её стойкостью, великолепием, чувством юмора, деликатностью и умом.
Величие Учителя определяется величием его учеников. Имеющий газа видит, имеющий уши слышит, имеющий душу чувствует НАСТОЯЩЕЕ, ИСТИННОЕ не ушами, не глазами, а сердцем. Татьяна Даниловна Пухальская, саньяси Арадхана Сарасвати была руками Свами Акилеша, которые исполнили свой Долг до конца и возвеличили славу Учителя, оставаясь в тени. Об этом знают только те, кто умеет чувствовать. Если по ученикам можно судить об Учителе, то для меня Арадхана Сарасвати это наилучшая грань нашего Учителя. Пусть наша Арадхана поистине будет синонимом преданности и настоящего Кармайога в наших сердцах. И пусть её душа в своем великом путешествии упокоится с миром!
Саньяси Янтрашакти Сарасвати
Татьяна Даниловна. Вы были для меня настоящим примером приятия и источником света. Ваш свет заключался в умении присоединиться. С такой сердечностью Вы с головой разделяли все, с чем к Вам приходили.
СОчувствие, СОучастие, СОстрадание....
Немало бесед мы с Вами провели, размышляя над этими словами. Я слушала Вас и соглашалась с тем, что мой «багаж» ничтожен, а Вы же в свой черед не переставали повторять, что Вам несказанно повезло, потому что жизнь Вас сталкивает с умными людьми и рядом с ними Ваша голова работает лучше. Вы умели красиво сделать комплимент, который тонул в пучине подсознания и принимался.
Наша первая с Вами встреча произошла в магазине «Мики Хаус», я тогда только вернулась из первого своего горного семинара. Мне очень хотелось запечатлеть это событие в своей памяти, и Вы помогли, с этого дня вот уже пятнадцатый год я не снимаю медный браслет со своей руки с мантрой Om Namah Shivaya. Татьяна Даниловна... Вы умели …
Месяц назад посреди ночи меня обожгло мыслью, что у нас осталось очень мало времени, что на счету каждый час. Недомогание все больше и больше отнимало Ваши силы. И Вы отдавали, Вы говорили и учили меня. Когда я взяла в первый раз сама документы, я была поражена тем, что Вы прописали ВСЕ до мельчайших подробностей. В каждом месяце, Вы сделали так, что любой человек мог с нуля продолжить Вашу работу. Каждый раз, завершая отчет, Вы заботились о том, кто будет продолжать Ваше дело. Огромнейший пример служения людям, как жизненно важная необходимость в первую очередь для самой себя.
Вы были много раз опорой для меня, мне повезло, потому что жизнь мне подарила Вас.
Каждый день Вы без остановки благодарили за все, что мне удавалось сделать для Вас и Вашего комфорта. Вы умели быть благодарной, чем каждый раз мне напоминали об этой необходимости.
Только с Вами я могла говорить свободно о своей любви к Свамиджи. Вы благодарно слушали и соглашались. Вы умели ценить красоту в ее изяществе и изысканности. Очень много у нас с Вами было созвучия и согласия.
Я благодарю Вас дорогая Татьяна Даниловна, что, будучи близкими, друг другу людьми мы не нарушили эту драгоценнийшую дистанцию, о которой мудрые говорят, что близость рождает призрение. Когда ни будь я захочу рассказать публике больше о Вас, о том какой Вы были на самом деле. О том, какой широты и щедрости души Вы были человек, как умели делиться самым дорогим и как сохраняли то, что перепало Вам.
Ваш уход не сделал меня одинокой, Вы остались со мной в каждом дне, в деле и действиях. Вы проросли внутри СОгласием, СОстраданием и СОчувствием.
Благодарю мой друг, за счастье жить вместе одну жизнь.
Шакини.