Начнем с самого понятия «Духовное развитие», «Путь духовного развития».
Уже здесь, в самом начале, есть много недопонятого. Большинство тех, кто стремится встать на этот путь, считают, что Духовное развитие
Чакры — это психические центры, колодцы, вихри психической энергии; на каждом лепестке лотоса, символизирующего данную чакру, есть знак, обозначающий определенное психическое качество характера. То есть этот вопрос относится к психике.
Кундалини — это энергия творчества, а творческое мышление — это ментальная составляющая. Этот вопрос имеет отношение к уму.
Третий глаз — рисуют только у Бога Шивы, разрушителя. И сказано, что этим глазом он сжигает, испепеляет, уничтожает Вселенную в конце ее существования. При чем тут Духовное развитие?
В нашем обществе под третьим глазом подразумевают умение видеть прошлое и будущее, интуитивное восприятие, видение внутренних органов и умение находить пропавшие вещи. Это все относится к области работы ума, пусть подсознательной его части, но все же ума.
Так что все эти вопросы касаются психики и работы ума, но не духовности.
Гуруджи много раз говорил нам, что йог и саньясин — это не совсем одно и то же, что йог может не быть саньясином, так же, как и саньясин может не быть йогом.
«Существует восьмиступенчатая Йога Патанджали и существует восьми ступенчатая Йога Шивананды, - говорил Гуруджи,
Итак, Духовный путь развития, или путь Духовного развития, или путь развития Духа
Принимать качества ума и психические качества за духовные качества — это ошибка N 1.
Ошибка 2. Несерьезное отношение к словам Учителей и Мудрецов.
Все остальные пункты обязательно начинаются с этого. О каждой из возможных ошибок предупреждали Учителя. В их рекомендациях нет ничего лишнего и незначительного. Впрочем, одна из их рекомендаций так и звучит: «Больше внимания уделяйте мелочам». В психологии тоже говорится, что ум каждого человека старается остаться в зоне комфорта, избежать перемен, и один из способов ума избежать серьезной работы над каким-то делом — это назвать это дело несерьезным, мелочью и т.п.
Мудрецы же и первоисточники говорят нам, что нужно выполнять ВСЕ рекомендации Учителя, какими бы несущественными они не казались нашему уму. И Будда неоднократно советовал своим ученикам: «Не позволяйте своему уму обмануть вас».
Ошибка 3. Несерьезное отношение к воздействию окружения.
Психология утверждает, что человека на 99% формирует окружение. Многих и на все 100%. Недаром в народе говорят: «С кем поведешься — от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», «С волками жить — по-волчьи выть». Психология утверждает: Хотим мы этого или не хотим, мы отзеркаливаем действия окружающих нас людей.
Все это, конечно же, хорошо понимали древние мудрецы, поэтому и придумали специальные заведения для духовного развития, такие как ашрамы, монастыри, медресе. Главными задачами этих заведений были:
- убрать все отвлекающие факторы
- сделать ум восприимчивым для обучения (спокойствие, медитативное состояние), что достигается длительной монотонной работой, длительными чантингами, киртанами и другими трансовыми ритуалами.
В нашем обществе на сегодняшний день самым серьезным и действенным заведением является армия, солдатская масса. Армию привлекают не только для военных действий, а чаще даже в мирное время, когда нужно срочно решить какую-то серьезную проблему. Почему армия настолько результативна? Потому что солдаты — ее составляющая — обладают определенными качествами, навыками, умениями, которым их обучили. Обучили где? В армии. А обучение в армии в первую очередь отличается от обучения в школах и институтах тем, что солдаты находятся там постоянно в течение месяцев и даже лет. Как вы думаете, был бы таким же результат обучения солдат, если бы им, например, разрешалось ночевать дома, а на занятия приходить в часть? Я уверен, что все люди нашего общества соглашаются с тем, что хорошая подготовка солдат может быть только с полным их погружением в атмосферу обучения.
Даже в западном обществе серьезные люди, чтобы повысить качество обучения, проводят занятия с полным погружением, в специальных лагерях, длительными многочасовыми ретритами.
Многие люди нашего общества испытали на себе эффект обучения с погружением. Но в то же время большинство студентов йоги, начинающих саньясинов, и адептов какого-либо из духовных учений, считают, что могут получить серьезные результаты на пути духовного развития, читая книгу или периодически посещая курсы. Это серьезная ошибка.
И еще. Быть полностью самостоятельным, не зависящим от стереотипов общества, свободным в принятии собственных решений, как жить и что делать, можно только находясь как бы в стороне от общества, будучи сторонним наблюдателем его жизни. («Чтобы понять систему, нужно выйти за пределы системы»). А научиться этому можно только в специальных заведениях типа ашрама, которые уже стоят как бы в стороне от общества. Учителя утверждают: «Большое отшельничество (независимая жизнь в обществе) возможно только после нескольких лет малого отшельничества (жизни в монастыре или ашраме)». Поэтому и в ашраме Гуруджи серьёзные курсы йоги и саньясы проводятся длительно (от 6 месяцев до 2 лет) и только в стенах ашрама.
Работа в этом направлении должна начинаться с выполнения одной из первых рекомендаций Йоги: «Убрать дурные компании и пустые разговоры». Здесь под дурными компаниями подразумеваются любые компании людей, имеющих другую Цель, отличающуюся от твоей и под пустыми разговорами подразумеваются разговоры на все темы, кроме темы приближения к своей Цели.
Ошибка 4. Принятие Тамаса за Саттву.
Ежедневные советы нам могут давать наши:
1. Чувства и эмоции,
2. Ум,
3. «Сердце» (интуиция, внутренний Гуру).
Конечно, третий вариант наилучший, но чтобы до него добраться, для того, чтобы услышать голос «Сердца», нужно взять под контроль, заставить замолчать чувства и эмоции, а потом и ум.
Гуруджи говорит: «Вы хотите испытать трансцендентальные переживания ординарными органами чувств. Это невозможно. Вначале вам нужно развить трансцендентальные органы чувств. А для того, чтобы даже начать их развивать, вам нужно перестать пользоваться ординарными органами чувств».
В йогических текстах говорится, что для того, чтобы приблизиться к медитации, ученик должен взять под контроль свои чувства и эмоции, обуздать их. И указан способ: Отказ от чувственных удовольствий.
Гуруджи говорит: «Вы должны победить двух своих главных врагов — Рага и Двеша». Рага — это то, что нравится, то, чего хочется; Двеша — это то, что не нравится, то, чего не хочется. То есть, из жизни ученика должны исчезнуть «Хочется» и «Не хочется». Это чувства, это эмоции.
Взяв под контроль чувства и эмоции, мы начинаем работать с умом. Анализ, сравнения, рассуждения, размышления — это все функции работы ума. На каком-то этапе развития они нужны, они приносят пользу, но все же вероятность ошибок высокая. Безошибочность присутствует только на уровне интуиции, внутреннего Гуру. Это очень высокий уровень. Он не связан с голосами в голове, картинками, снами. Человек, у которого открыт этот канал просто никогда не попадает «в ненужное время в ненужное место», ему всегда «везет», у него все «получается». Такой человек здоров, так как интуиция контролирует все процессы в организме. Как утверждает Йога, этот канал может раскрыть в себе каждый, но для этого этому каждому нужно будет взять под контроль свои чувства, эмоции и ум. На это уйдут годы серьезной работы. А пока мы можем пользоваться советами тех, кто этого уровня уже достиг.
Помня о том, что 3 гуны природы расположены так: внизу
Само собой разумеется, что сон — это состояние Тамаса. Поэтому сокращение сна — это то, что гласно или не гласно рекомендуется в Йоге и других учениях и религиях.
Само собой разумеется, что если человек не избавился от внутренних напряжений, то при любом расслаблении его будет клонить в сон. Поэтому задачей номер один в Йоге ставится избавиться от накопившихся за годы психических напряжений и научиться вести такой образ жизни, чтобы их снова не накапливать. После этого, приступая к медитативным практикам, мы должны принять меры, чтобы не засыпать в практике, оставаться осознанным. Для этого делать практику в сидячей, с прямым вертикальным позвоночником, позе, не опираясь на стену, перебирать четки, считать свое дыхание и др. Гуруджи, проводя медитативные практики в ашраме, иногда советовал нам держать глаза открытыми.
Ошибка 5. Отсутствие всепоглощающей Цели.
Психология утверждает: Чтобы человек что-то начал делать, у него должна быть мотивация. Это верно. И самой примитивной, но все же мотивацией является «Интересненько». Такая мотивация позволит человеку сделать какое-то упражнение один, может быть два — три раза. Но, чтобы научиться чему-то по-настоящему, понадобится делать упражнение сотни и тысячи раз. (Закон 10000 часов).
В психологии успеха первым законом, из тех, что мешают достижению успеха, назван такой: «Все внутри тебя будет сопротивляться сознательным изменениям». И чем дольше ты будешь делать упражнение, чем сильнее будешь себя заставлять, тем сильнее будет сопротивление. Как же быть? Как же все-таки продолжить двигаться вперед без жутких напряжений? Ответ есть только один: Нужно иметь Цель. Такую Цель, чтобы желание ее достичь занимало твой ум 24 часа в сутки. Свами Вивекананда говорил своим ученикам так: «Сойди с ума на своей цели — и ты ее достигнешь!» То есть, нужно сконцентрироваться на своей цели, сосредоточить на ней все свое внимание, отодвинуть все другие интересы, которые могут тебя отвлечь от Цели.
Таким образом, можно сказать, что если ты человек с широким спектром интересов, то вероятность стать мастером в каком-то деле, достичь серьезных успехов в нем, у тебя очень мала.
Ошибка 6. Отсутствие регулярности.
На эту тему тоже есть много народных поговорок, типа: «Дорогу осилит ИДУЩИЙ», сказок, типа про соревнование зайца с черепахой.
Регулярность в работе над собой, над своими слабостями, над наработкой положительных качеств характера, духовных качеств стоит на главном месте. В учебниках Йоги при описании упражнения часто есть такие слова: Делать данное упражнение ежедневно 30 дней подряд, отмечая в дневнике дни. Если, к примеру, ты сделал данное упражнение 28 дней подряд, а на 29 день не смог его сделать (по любой причине), то на следующий день начинаешь снова, с цифры 1.
Люди, серьезно занимающиеся, например, растяжкой, знают, насколько важна регулярность — пропустил 1 день тренировки — отбросило на три дня назад. А уж при работе с психикой и особенно с умом важность регулярности возрастает в разы.
Свами Сатьянанда часто говорил своим ученикам: «Лучше, если твоя садхана будет занимать 15 минут, но делать ты ее будешь ежедневно, чем 3 часа, но делать ты ее сможешь, когда будет время».
В Йоге и Саньясе мы говорим об изменении привычек мышления, а их, как и любые другие привычки, мы можем изменить, только заставляя себя поступать по-новому постоянно, пока не сформируется новая привычка. Каждая поблажка, слабинка, потворство старой привычке отбросит назад.
Есть непрямой синоним регулярности — это безупречность. Обратите внимание, что уже на уровне Пути Воина безупречность ставится на первое место. А Йога, саньяса, духовное развитие — это следующая ступень после Пути Воина. Так что на Пути Духовного развития регулярность и безупречность должны быть уже как сами собой разумеющимися.
Можно выделить в отдельную ошибку, а можно и в продолжении этой темы: Ожидание длительных и стабильных результатов от коротких, не системных и нерегулярных занятий. Закон сохранения энергии незыблем, и он гласит: Сколько вложил — столько и получил. Вроде бы глупо считать, что хорошее, стабильное здоровье можно получить от занятий в спортзале два раза в неделю по 2 часа. Но есть немало людей, которые в это верят. Серьезные же Учителя и древние тексты утверждают, что только изменение образа жизни может дать надежные и стабильные положительные результаты.
Ошибка 7. ЭГО. Неготовность к ученичеству. Свое мнение.
Эта тема в ведических писаниях, во всех японских, китайских и других восточных учениях расписана очень широко и подробно. И сказано однозначно, что без Учителя никакое духовное развитие не возможно. Отношение между Учителем и учеником описано в коанах и законах Ману, в традициях Востока.
Конечно, эти отношения подразумевают полную сдачу Учителю, полное подчинение, полное растворение в нем. Если у человека есть свое мнение, то он не готов к ученичеству. Если человек считает, что Учитель может ошибаться — то он не готов к ученичеству. Если человек может открыть рот в присутствии Учителя — то он не готов к ученичеству. Если человек может сидеть, когда Учитель стоит, он не готов к ученичеству. Если человек считает, что Учитель ему что-то должен, имеет перед ним какие-то обязанности, то он не готов к ученичеству. И это еще не полный перечень.
Путь духовного развития — это путь уничтожения собственного ЭГО. Так сказано в любом духовном учении и в любой религии. И любой поступок, который человек совершает по своему разумению, по своему решению, повышает его ЭГО. Так что есть только один путь уменьшения ЭГО — это полная сдача Учителю и служение Ему.
Ошибка 8. Отсутствие посвящения.
Как и всё особо серьезное в нашей жизни, посвящение имеет внутреннюю и внешнюю составляющую.
Внутренняя составляющая посвящения — главная, первичная составляющая, заключается в принятии решения посвятить себя, свою жизнь данному, определенному пути, учению, человеку. Затем, как глубоко осознанный шаг, следует Внешнее посвящение, когда человек заявляет о своем решении и просит Учителя или руководителя принять его в сообщество, сделать его членом этого общества, семьи, ордена. Далее проводится ритуал, церемония посвящения, присоединения к эгрегору данного ордена, нередко с изменением имени, внешности, одежды и др. Подразумевается, что посвящение принималось один раз в жизни и на всю жизнь.
В нашем обществе известным посвящением может считаться принятие присяги в армии, где так же солдат заявляет о своем желании посвятить свою жизнь служению Родине и дает клятву верности ей.
Кто-то из современных гениев сказал: «Каждый человек имеет два особо важных дня в своей жизни — день, когда он родился, и день, когда понял, зачем». Второй день — это и есть день посвящения, внутреннего посвящения. И он намного важнее первого важного дня, именно потому, что решение принято осознанно. Во всех традициях День посвящения считается Главным Днем Рождения человека, самым важным днем в его жизни.
После посвящения уже намного проще двигаться вперед к намеченной цели. Все перечисленные выше ошибки или исчезают или сильно уменьшаются. У человека появляется окружение единомышленников, Цель, примеры, Учитель.
Посвящение дает реальную возможность получить настоящие знания.
В Библии сказано: «Не мечите бисер перед свиньями». Серьезный Учитель, услышав просьбу ученика рассказать что-то из его учения, обязательно спросит того, а зачем ему это нужно знать, для чего он задает этот вопрос. И если услышит от ученика ответ: «Да просто интересно», навряд ли будет отвечать на вопрос. В восточных учениях говорится, что Учитель обязан проверить, насколько ученик хочет получать знания, и давать их ему только при наличии сильного стремления ученика получить эти знания. Такой проверкой является и посвящение.
Индия, декабрь 2016