Оформилась эта мысль, как результат много-много-многолетней неясности в данном вопросе. Это — о счастье. Хотя меня этот вопрос и не сильно беспокоил. Но — вот стихи, откуда двинулось недоумение.
«Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, печальная, глухая,
О счастии твердишь… В который раз?
Что — счастье? Краткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот.
Опомнишься — и снова неизвестный
И за душу хватающий полет…» Это А.Блок.
А вот еще один умница, Владимир Дудинцев: «Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье — в тебе. Когда положишь свою плоть, чтобы напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий… Вылезешь на берег, еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест».
А великий Пушкин говорил: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»
Полный разнобой! Никакой ясности! Настрадались люди в поисках этого-самого… которого всем надо.
Кстати, существуют даже коллекционеры, собирающие те определения «счастья», которые в разные века в разных народах давались множеством людей. Каждый отыскивал и видел его по-своему. Чего там только не было!.. Понятие — очень и очень интересующее все человечество.
Потом пришла из освоенных мною новых пространств информация об инстинктах, за ними прицепились соображения и недоумения об эмоциях (положительных и отрицательных), о чувствах (как сложных образованиях в психике на базе эмоций)… О том, как они ладят и сотрудничают между собой… И вот в процессе перемешивания лучом внимания этого массива понятного и непонятого появился вариант представления о том, для чего же счастье — не критерий ли Цели? Знаешь, как бывает: миг счастья, и в нем все тонет, и все накрыл момент «насыщения души» — не цель ли это? не для счастья ли живем? не свет ли это в конце тоннеля? Может, стоит положить на него жизнь и все силы? Ведь Цель-то надо обозначить, чтобы ее поймать… : «…Кого ловим — слона, облако поднебесное или вчерашний пук?»
В результате внутреннего слушания (подвиньтесь, Пушкин и Блок!) изловила фразу: «СЧАСТЬЕ ЭТО СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ».
Слов мало, но для меня все они весомы, значимы, выстраданы и уместны одновременно. Поэтому дальше — о словах, о каждом по очереди.
В данный момент попросился вывод, что дело все в «движении». Если движение без препятствий, быстрое — это окрашено положительной эмоцией, «пристрастием» (сутра 2.7, Патанджали); доставляет удовольствие. Если движение ограничено (в разной степени) или остановлено (на то или иное время, т.к. полной остановки не существует ввиду субъективности явления), то это окрашено отрицательной эмоцией разной степени насыщенности, «отвращением» (сутра 2.8, Патанджали); причиняет страдание.
Говоря о «движении», хочу сделать небольшой портретик моего представления о нем. Вижу «движение» как смену впечатлений. Категория субъективная. Впечатления бывают, как известно, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Пример: изображение на экране телевизора может создать такое же ощущение движения, как и езда в автобусе и т.п. Чаще всего имеются в виду движения предметов окружающего мира и движения собственного тела, которые, конечно же, относительны. Но я сейчас больше говорю о движении, как о сумме изменений своего мира, постигаемых через сигналы системы восприятия, обусловленные изменениями в самой воспринимающей (постигающей) машине. Умные люди сказали бы проще: «мир — это картина мира» (цитирую, Свамиджи, тебя).
И здесь наблюдается субъективность, личностность.
Теперь немного о понятии «свобода». Началом этого понятия для меня стал фильм «Ликвидация». Здесь я впервые обнаружила, что в моей жизни не было такого понятия вообще, оно не было применимо ко мне вообще. Была арматура мировосприятия, сформировавшегося с момента рождения (да, может, и из прошлых, более мудрых жизней). Из всего-всего-всего я смогла отследить в начале жизни и в базе вообще только устремленность (ахара, это инстинкт; теперь понимаю, что это «инстинкт свободы»). С изумлением сейчас вижу, что именно при помощи ахары я бешено нарабатывала базу для жизнеобеспечения, для интеллекта, для широкого обзора видения мира, для своего места в нем.
Теперь вижу, что в моем случае это работа мощной сущности, которая в прошлых жизнях уже успела понять, что «свобода», аналогичная «на халяву», — не прокатит, и что «играть» надо всерьез, хотя потом и будет очень тяжко жить и развиваться внутри столь мощной, сложной и «богатой» клетки. И клетка была честно создана. И осознана — это происходит сейчас. Вот только прорыв не состоялся. И будет снова и снова то же самое.
Так что свою «свободу» я поняла очень поздно. Хотя и рада ее найти. Пусть даже для того, чтобы понять, что свобода тоже тяжкий труд. «Где тут ваша пропасть для свободных людей?» — это слова древнего философа Эзопа. Ну а на материальном сегодняшнем моем плане налицо попытка подпрыгнуть, чтобы полететь — и приземлиться на 64-летнюю жопу. Тоже хлеб!
Т.о., «счастье» — личностный аспект, личностная форма восприятия человеком того, насколько свободно и быстро идет движение к единственной объективной Цели — к единению с Истоком, с Истиной, с Абсолютом. А поскольку оно принадлежит к сфере личности, то оно не может быть Целью. Разве что лишь критерием той или иной степени правильности избранного направления. Небольшой свод доказательств этого (по-моему):
— счастье базируется на желаниях — и сформированных на базе инстинктов, и имеющих критериями эмоции;
— счастье субъективно, т.е. является «портретом» каждого отдельного человека;
— счастье подобно светофору или дорожному указателю — куда и как идти, чтобы быть счастливым.
По сути, получается, что «счастье» — «переходник» для движения от «субъекта» к Цели. В Природе (думаю) оно носит черты удовольствия; в случае человека, как «субъекта», обладающего частным случаем сознания (отдельного от Единой Высшей Реальности), это имеет черты целого спектра эмоций и чувств. Счастье здесь — своего рода «морковка на палочке» для того осла, который забыл, где Истина и Цель. Только человек теперь и само понятие «счастье» плотненько пристроил внутрь своего набора удовольствий, т.е. «приземлил» его.
Для себя я решила, что в своем внутреннем нащупывании пути лучше ориентироваться не на «счастье», а на критерий простейший — на «удовольствие-страдание», т.к. их обнаружить легко, без особых сложностей. Это, конечно же, больше пригодно для меня, порядком уставшей от копания в «сложностях». И «счастье», и «удовольствие-страдание» лежат в сфере субъективности, личности, где уроды все — и каждый по-своему.
А вот теперь, пожалуй, о самом главном. У Йога Рамачараки я нашла то определение Цели, которое меня устроило сейчас, и, наверное, устроило бы и сорок лет назад — солнце мудрости убеждает и впечатляет любого. Цитирую:
«Пусть ваш ум будет всегда устремлен на цель, которую вы должны достигнуть, а именно:
- на стремление к развитию вашего истинного «Я»,
- на умение отличать истинное «Я» от ложного,
- на еще более высокое сознание вашего единства со всем сущим».
Т.о., картинка получилась небольшая, но, думаю, емкая. Опираясь на определение «саньясы» (С. — движение от мирского к Божественному, от материального — к духовному), я нашла, наконец, те светильники впереди и опоры под ногами, которые помогут безошибочно выйти на свет из тьмы. Из этой картинки каждому (поворошившись в ней, уторкавшись) нетрудно найти свой блиц-портрет. И сделать корректировку на текущий момент.
Для меня на сегодня все упирается в понятие «Цель». А точнее — в ее единственную объективность, единственную реальность (до этого я все время упиралась в субъективность всех других понятий, в их промежуточность и «вспомогательность»). Главное — та единственная объективность, то единственное, на чем не задержатся надолго, а обсыплются, подобно штукатурке, все частные наши «цельки».
Вот, Свамиджи, какой интересный для меня мир открылся во фразе, прозвучавшей в душе однажды: «СЧАСТЬЕ ЭТО СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ». И многое в жизни стало яснее и надежнее.
СПАСИБО ТЕБЕ !