«Как аромат всегда присущ цветку, поклонение и вера в Бога присуща человеческому сердцу. Как прохлада является природой Луны, а жар природой Солнца, вера является природой человеческого существа. Шрадха и Бхакти, Вера и Поклонение являются врожденными качествами; их не надо привносить извне. Как тело пронизано праной, Вера и Поклонение пропитывает человеческое сердце от самого рождения. Вера является врожденной в любом и каждом. Точно так же, как дерево спрятано в семени, масло в молоке, огонь в дереве, а Брахман в дживе, спящая Вера латентно присутствует в любом и каждом человеческом существе. Это первая вещь, которую вы должны принять и хорошо запомнить.
Шрадха, или Вера, не является явной или видимой. Можете ли вы увидеть растение пшеницы в зерне пшеницы? Даже если вы разломите зерно или разотрете его в порошок, растение пшеницы не станет видимым. Оно появится на свет только тогда, когда вы посеете зерно. Иными словами, вы можете рассечь каждое зерно пшеницы, рассмотреть их все под микроскопом, подвергнуть химическому анализу, однако растение, спрятанное в зерне, не покажется. Пшеничное зерно должно быть посажено в соответствующую почву, для того чтобы стать видимым. Подобным образом Вера не может быть привнесена извне, её надо пробудить изнутри. Первым пробудителем Веры является мать, вторым Ишта девата и третьим
ОСНОВА ВЕРЫ
Мать является первым символом, или основой Веры. Если у вас нет Веры в собственную мать, вы ограблены в жизни. Вы никогда не сможете углубить или развить свою Веру. Неважно, какая у вас мать. Её внешний вид, красота, природа, ум, качества, образование и таланты
Рассмотрим один маленький пример из жизни Шри Шанкарачарьи. Когда ему исполнилось всего лишь 8 лет, он оставил дом, чтобы принять санньясу. Его мать дала свое согласие только при том условии, что он выполнит последние ритуалы, когда она умрет.
Шри Шанкарачарья поднял флаг ведической религии на небывалую высоту. Он одержал эпохальную победу в распространении её по всей Индии. Он был на вершине своей миссии в северной Индии, когда его мать испустила последнее дыхание за тысячи миль от дома. Однако он помнил свое обещание и выполнил его».
ВСТУПЛЕНИЕ.
Очень много лет назад, после очередного тренинга саморазвития, я рисовала карту моих желаний. Я решила не мелочиться в этот раз и послать во вселенную запрос с заявкой на Самое лучшее. И одним из пунктов в этой карте было желание: «Я хочу, чтобы рядом со мной всегда был Настоящий мужчина!!!» У меня не было визуальных критериев того, как он должен выглядеть, поэтому я нарисовала словесную характеристику его достоинств на целую страницу. Нарисовала, убрала эту карту в письменный стол, и благополучно забыла. Прошло несколько лет, у меня было все о чем я мечтала: шикарная квартира, стремительная карьера, приличная зарплата, уважение, восхищения и прочие атрибуты человеческого счастья! А вот Настоящего мужчины, почему-то не было. Не знала я тогда что все желания сбываются, и что чем выше заявка, тем больше времени на её исполнение.
Но однажды случилась встреча, которая круто перевернула ВСЁ. Я ждала этой встречи полгода. Полгода я слушала рассказы о том, что из Индии приедет чудотворец и поможет мне решить мои жизненные задачки. 1 мая 2002 года я пришла на ознакомительное занятие «1ступени». И после этой долгожданной встречи мир постепенно стал сужаться вокруг йоги и, в конце концов, через 1,5 года привел меня к санньясе. Санньяса это не загородная прогулка на week-end — это грандиозная битва с собственным эго. Здесь на поле битвы, на переднем фланге выступают привычки. Сначала новые — сознательные, потом более глубокие подсознательные, глубокие страхи, чувства, амбиции.
И чтобы выстоять в этом сражении нужен наставник, тот, кто помогает неустанно двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Сейчас, когда за плечами много лет работы над собой, я только начинаю понимать, что я не могла притянуть к себе Настоящего мужчину, потому что никогда не была Настоящей женщиной, а сейчас уже и не хочу ею быть. Быть Человеком, вот какую планку ставит Учитель ученику! Это и есть санньяса, путь, который выбрала я.
Но если вы не выбрали для себя самый короткий путь самореализации, если у вас уже есть семья, дети и вы всё же хотите развиваться, то с чего же начинается этот трудный, но удивительно интересный путь? Путь духовного развития! Всё начинается с малого, большой дом строится из маленьких кирпичиков. В этой статье я хочу поделиться маленьким опытом своего развития:
ЧАСТЬ 1. ЖЕНЩИНА.
Наши Учителя говорят, что женщина ближе к Богу, что ей легче достичь духовного. Женская природа несёт в себе сострадание, доброту, любовь и заботу. «Бог полон женских качеств. Если Бог — сострадание, то это женское качество. Если Бог любовь, то это женское качество. Если Бог заботлив, то это женское качество». Женщина это Шакти, хранительница и созидательница! Её любовь и надежность помогали мужчинам выстоять в сражениях и ежедневных хлопотах на благо семьи, Родины, науки или человечества. Шакти это энергия, которая помогает Шиве реализовать его планы, которая даёт ему силы, любовь и вдохновение! У женщины огромный потенциал, за ней семья, дом, дети, и без нравственности женщины общество начинает деградировать. Когда на занятиях я задаю женщинам вопрос:
То чаще всего слышу ответ:
И редкая женщина сегодня говорит:
С чего начиналась деградация общества? Все началось очень очень давно, но усилилось с того момента, когда женщины начали бороться за свои права. Помните, во времена Кришны царица Драупади распустила свои волосы в знак протеста против мужского насилия, которое сама же и спровоцировала. Сита протестовала против насилия Равана, причиной которого было её ослушание мужу. А сестра Равана оклеветала Раму в глазах брата, из-за того что он её не возжелал, из-за чего и похитили Ситу. Сколько бед человечество понесло из-за женщин, их эгоизма и безнравственности. А однажды женщины даже придумали себе праздник: 8 Марта — день борьбы женщин за свои права! Я против борьбы, женщина это та, которая побеждает без боя. Индийские женщины не борются за свои права, они имеют эти права, потому что они женщины. Они просто женщины и они счастливы. В результате борьбы появилось женское одиночество, женское пьянство, исчезла культура материнства и образование, появились дома для брошенных детей, стариков и прочие «достижения гуманности». По магазинам перед 8 марта ходят женщины и покупают себе подарки сами.
- А что делать?
Всё верно, за что боролись, то и получили! Настоящий мужчина это не редкость. Настоящий мужчина может появиться только рядом с Настоящей женщиной....
ЧАСТЬ 2. СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ.
С чего же все-таки всё начинается? Чтобы научиться писать, мы идем в школу и учимся писать палочки и кружочки, изучаем буквы, потом слова, потом словосочетания и т.д.
"В школе жизни мы учимся согласно своему уровню развития. Каждый из нас находится в своем классе, и степень нашей зрелости соответствует классу, в котором мы находимся». («Бхакти» Свами Ниранджанананда Сарасвати)
Все согласятся с тем, что уважительность это очень положительное, необходимое, нужное качество и является неотъемлемой частью любых отношений, в том числе взаимоотношений мужчины и женщины. От структуры этих взаимоотношений зависит здоровье и благополучие семьи. Чем больше уважения к мужу, тем сильнее самосознание женщины, тем крепче брак. Чем больше уважения к родителям, тем послушнее дети. Чем больше уважения к начальнику, тем интереснее работа и стабильнее продвижение по службе. Чем больше уважения к старикам, тем крепче общество. Чем больше уважения к Учителю, тем быстрее реализация ученика. Без уважения невозможно продвигаться ни в духовном, ни в материальном мире. Невозможно получить что-либо негативное, если развивать в себе, в детях это качество.
Поклонение это во много раз усиленное качество уважения. Уважение рождает смирение. Смирение считается наивысшей добродетелью и рождает преданность. А далее идет Бхава, Бхакти. «Бхакти это любовь без ожиданий. Это такая любовь, которая говорит Богу: «Сбрось меня вниз, или подними меня на самое высокое место, мне все равно, если это твоя воля» («Обитающий в сердце» Свами Шивамурти). Сразу охватить эти понятия невозможно, но путь этот может быть пройден посупенчато. Когда я размышляла на эту тему, в голове возникла лесенка, по которой мы двигаемся на пути к Ишвара пранидхане через Бхакти.
☼Ишвара пранидхана
↑Бхакти
↑Преданность
↑Смирение
↑Уважение
↑Благодарение
«Пранидхана» означает состояние абсолютного помещения себя в Ишвару, т.е. Бога. Так говорит основополагающий трактат йоги — «Йога сутры Патанджали»: «Успех (в йоге) можно получить через преданность Ишваре».
Кто же это такой, поклоняясь которому, мы можем выйти за пределы нашей ограниченности и освободиться от оков нашего ума?
✔«Ишвар есть высшее существо, чуждое суетных переживаний, действий, их результатов и желаний» (комментарии Фалькова).
✔«Бог это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды. В Ишваре — семя неограниченных знаний» (комментарии Свами Сатьянанды).
✔«Бог это Высшее существо, чьи действия никогда не основаны на неправильном постижении. Он знает все, что следует знать» (комментарии Т. К. В. Десикачара).
✔«Ишвара йоги совершенно отличается от Ишвара Веданты и других школ индийской мысли». Йога это атеистическое учение. «Наличие стабильного ума в здоровом теле является целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере в Бога. Он не ссылается на толкование Бога в Ведах. Его Бог не Хозяин мира, а Учитель». Другими словами: успех в йоге может быть достигнут через преданность Учителю.
«Не сотвори себе кумира»
Свамиджи часто говорил: «Важно научиться самому процессу. Если научаешься петь, можешь петь где угодно, когда угодно. Если научился процессу ходить, то уже не можешь не ходить. Ты не можешь разучиться, даже если сильно этого захочешь. Если научиться самому процессу поклонения, то неважно к чему его применить. Для умения этому, уже не важно кому и где». Чтобы научиться любому процессу нужна регулярность и .... ритуалы.
Мы не любим делать какие-то вещи, потому что не умеем. А поскольку мы не умеем, начинаем убеждать себя и окружающих в том, что это бесполезно и бессмысленно. В те времена, когда я еще играла роль преуспевающей женщины, я увидела на горном семинаре как сильная, волевая женщина за одну секунду вдруг превратилась в «тряпку». Такое определение дал мой ум тому, что я увидела. Так интерпретировал мой ум щенячью радость у инструктора при виде Свамиджи. Она ластилась как домашняя кошечка к нему, не замечая ничего вокруг, кроме Свамиджи. Я смотрела на это зрелище с презрением: «Да разве может женщина себя так вести? — думала я. — Какой кошмар! Это омерзительно…» Просто тогда я ещё не знала, что не умею, как она, изливать свою Бхакти. Поэтому подсознательная зависть родила критику, а критика
ЧАСТЬ 3. РИТУАЛЫ И ЦВЕТОЧНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.
Есть на бескрайних просторах Индии удивительное место, которое очень любит наш Свамиджи, и в которое я долго мечтала попасть. В этом ашраме живут санньясины древней парампары Шанкарачарья, которые наполнили это место духом служения, умиротворения, благости и ... ритуалами. Вся жизнь этого местечка состоит из ритуалов и удивительно размеренна. Никто никуда не торопится, каждый делает свое дело вовремя с самоотдачей, преданностью и служением людям. Здесь женщина, ежедневно подметающая сад и дорожки, никогда не скажет вам: «Понаехали тут». Если вы приехали с поезда в 2 часа ночи, вас встретят улыбкой и проводят в свободный номер, а в 6 утра принесут чай, можно сказать что в постель. Здесь поют мантры в ритуальных местах много десятков лет независимо от количества посетителей. Таковы ритуалы! Для них уход за коровами это тоже ритуал. Ритуал, который проходит ежедневно, в одно и то же время, и свежее молоко ритуально поступает на ужин для ритуального питья. В каждом корпусе стоит глиняный кувшин для питьевой воды, и он всегда наполнен прохладной водой. Я никогда не видела того, кто его наполняет. Видимо это чей-то ритуал служения.
Можно было бы бесконечно перечислять и рассказывать о многочисленных ритуалах и церемониях этого удивительного местечка. Все они просто восхитительны, но самое грандиозное впечатление на меня произвела ритуальная ЦВЕТОЧНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.
К этому утреннему ритуалу подготовка идет целый день: женщины собирают разные цветы на территории ашрама, потом собираются в кружок, поют манры, плетут букетики и гирлянды. Гирлянды развешивают по всем алтарям ашрама, а небольшие букетики связанные между собой просто нитками, готовят для утренней цветочной церемонии. Именно в ней я нашла вдохновение для своего духовного роста. Именно через неё я увидела очень серьезный блок моей психики и сломала свою непомерную гордыню.
«… Гуру — проводник или толкователь божественного источника» («Обитающий в сердце» Свами Шивамурти Сарасвати). Учитель, Гуру это живое воплощение справедливости, мудрости и любви. Такие люди рождаются в наше время не часто. И если вы встретили его, настоящего Учителя, даже просто встретили, ваша жизнь не прошла зря, есть шанс на развитие. И если вам удалось поймать его взгляд, осветиться его улыбкой, прикоснуться к его стопам — вы можете считать себя самым счастливым человеком.
В Анандаашраме, о котором я начала мой рассказ, тоже есть такая легендарная личность, сильная, могучая духом и бесконечной добротой. Не смотря на то, что этот человек в жизни достиг реализации и никогда не мечтал о поклонении и почитании, он является объектом поклонения, главным действующим лицом цветочной церемонии. Сама церемония могла бы проходить очень красочно и помпезно, но ашрамиты выбрали очень простую форму и очень глубокое содержание. Таким образом, в зале ставится обычный пластиковый стул, рядом маленькая табуреточка, выкрашенная масляными красками, как из бабушкиных сов деповских времен, и на ней обычный кухонный разнос с цветами. Присутствующие в храме делятся как принято в Индии: мужчины налево, женщины направо. Женщины это участницы ритуала, мужчины
ушедшим из жизни Учителям, а затем садится на описанный выше стул. И тут начинается это волшебное, магическое действие!!!
Много лет назад, оказавшись впервые в Индии, я прочувствовала, как это трудно склонять колени. Это было невыносимо для меня вставать на колени и поклоняться то портретам, то каменным изваяниям, то пуфикам с изображениями Учителей. Никто, конечно, меня к этому не принуждал, дело это личное. Но путешествуя по Индии рядом со Свамиджи и претендуя на роль саньясина, я приучила себя:
- Не знаешь что делать, не знаешь как делать — повторяй за теми, кто знает.
И я, как хвостик, следуя по стопам Свамиджи, заставляла себя в каждом храме стоять со сложенными ладонями, потупленным взглядом, прикасаться к мокрым или замасленным стопам каменных изваяний божеств или святых. Я учила себя кайфовать, ступая босыми ногами на мокрые полы храмов, пропитанные красками, молоком, маслами от ритуальных действий. Потом я учила себя заходить в алтарную комнату нашего ашрама каждое утро и кланяться изображению Шивы на стене, чтобы это не дай бог кто увидел. Я соблюдала этот ритуал несколько лет, до тех пор, пока однажды я поняла то, что знает любой индусский карапуз. Я поняла, о чем мне говорила моя бабушка, рожденная в далекой глубинке вдали от цивилизации в 1909 году: «Бог есть, это вы не ведаете, что творите». Свамиджи говорил, что в Кали югу люди могут прийти к освобождению через следование ритуалам. У каждого из нас есть только один путь понимания истины
- Какого лешего ты занимаешься ерундой? Ты же все равно не верующая. Какая польза от того что ты будешь кланяться?
И когда я впервые попала в Анандаашрам, мне не хотелось ходить на эти утренние церемонии, мне хотелось позаниматься асанами, пранаямой, порасслабляться в йога-нидре
Прошло 2 года. За плечами уже было больше опыта йоги, больше осознавания и чётче видна цель.
И вот опять я в храме, на цветочной церемонии, и я стою в оцепенении, наблюдая, как женщины кланяются настоятелю ашрама. Меня поразило уже не то что они это делают, а то, КАК они это делают!!! Картина та же самая, но мой ум видит это совсем по-другому. Я просто созерцала некое невероятно магическое действие. Некоторые женщины делали почтенный поклон только головой, некоторые корпусом, некоторые касались пола рядом со стопами Учителя, некоторые старались коснуться его стоп, были и такие, которые просто протягивали просящую руку и шли дальше в общем потоке. То, как это делала каждая женщина, не зависело ни от её возраста, ни от нации, ни от вероисповедания. Я почувствовала это изнутри: то, как это делает женщина, зависит от её внутреннего качества, умения отдавать, отдаваться божественному и не важно, в чем она отдаётся.
В какой-то момент, я стала смотреть на ритуал не глазами женщины, а глазами мужчины:
- Если бы я была мужчиной, или принцем, и решила бы найти себе спутницу жизни, я бы сделала это осознанно и отправилась бы не в тридесятое царство, не в ресторан или на курорт, я пошла бы в храм смотреть, как женщины умеют преклонять колени и молиться. Не зря в народе говорят: «Женишься на красоте, а жить приходится с характером».
Женщину нужно выбирать по характеру, по качеству внутренней доброты, открытости, преданности и уважения, которые она испытывает к мужчине. Для начала к мужчине вообще: к мужчине труженику, отцу, защитнику. Другими словами: «Шива это голова, это законодатель, это мудрость и сила!» Это то, что должна чувствовать Женщина рядом с настоящим Мужчиной. Кажется об этом всегда говорит этой фразой наш Свамиджи!
Я смотрела на этих кланяющихся женщин, и завидовала. Завидовала тому, что они родились в этой удивительной стране. Завидовала тому, КАК они отдавали дань почтения этому человеку! Это было восхитительно, некоторые просто растекались как шелк у его стоп!!! И делали это так естественно, так самозабвенно, что я стала видеть только их преклонение. Вся мужская половина ашрама в это время пела и созерцала это великолепие поклонов женщин. Мне было стыдно делать это когда-то перед алтарём, даже когда никто этого не видел, а теперь на меня смотрела сотня глаз…
Тогда я решила:
- Почему я завидую? Потому что я не умею, мне слабо так. Значит, я должна пробовать! Работает же закон Кольца.
Я выбирала для подражания самую потрясающую женщину, которая поклонялась, на мой взгляд, прекраснее всех, и стала присоединяться к ней.
Как проходила церемония? Все женщины, в порядке очереди, подходили к Свами Муктананде, кланялись, он давал в руки букетик цветов, и мы шли к центральному алтарю, чтобы поклониться и оставить его там. А потом мы проходили ещё длинную галерею поклонов, в конце которой нам вручали заветный «аленький цветочек», который нужно было вплести в волосы. По этим цветочкам в волосах всегда можно определить кто ходит утром в храм, а кто нет.
Если в моё первое посещение ашрама, проходя эту галерею поклонов, я ограничивалась прикосновением рук к алтарям, лбу и груди, то сейчас я дала себе задание вставать на колени перед всеми изображениями и портретами, независимо даже от того, делают ли это другие или нет. В этом бесконечном, как мне тогда казалось, путешествии я стала наблюдать за собой: мои колени трещали, как будто я поднимала стопудовые штанги. И дело было вовсе не в физической боли, эта боль была где-то в уме. И когда мне вручили наконец-то этот «ценный приз моего марафона», я просто очумела от безумной щенячьей радости. Я вплела цветы в свои волосы и ходила весь день с ощущением счастья и того, что я невероятная красавица!
Это был первый день, внутри меня происходила какая-то удивительная трансформация! Но это было только начало.
На другой день, после церемонии мне в голову пришла мысль, что не я должна наряжать себя цветами, по сути это прерогатива мужчины украшать женщину так, как он хочет её видеть! Ему же на неё смотреть. И я понеслась к Учителю со своей идеей и своими цветами!
Свамиджи как всегда спокойно сидел за компьютером, выполняя свой ежедневный ритуал просматривания почты, и отвечал на письма.
- Вот!!! — протянула я кусочек счастья зажатый в руке, и зарделась румянцем, как юная дева.
Он оторвался от своих мыслей, ласково посмотрел на мою ладонь с цветами, потом на меня.
- Могу я вас попросить одеть их на меня?!
Он улыбнулся, вплел цветы в мои волосы, опять улыбнулся и опять погрузился в свой ритуал. Я поклонилась, поблагодарила и улетела на крыльях невероятно безумного состояния, в котором находилась до самого вечера.
Прошло еще пару дней по тому же сценарию. Я порхала и купалась в своей легкости и окрылённости до тех пор, пока из глубин расширяющегося сознания голос разума не сказал мне:
- И что ты делаешь? Ты же просто эгоистка: прийти к богу, украсть у него внимание, ворваться в его мир, не думая о том, насколько это уместно, чем он занят. Может ты ему помешала, может он мысль какую потерял из за тебя безвозвратно. И все это ради чего? Ради того, чтобы ты чувствовала себя счастливой, получила очередную порцию внимания? Да, это прекрасный повод! Лучше, чем что-то сломать, заболеть или поспорить! Но всё же это для себя, это взять, а не дать. А долг ученика давать и служить.
На следующий день, осмыслив свое осознавание, я не стала себя украшать, не стала даже вдыхать аромат этих цветов, а просто положила их на алтарь Свамиджи, и тихо вышла из комнаты.
А еще через пару дней я поняла, что это тоже способ обратить на себя драгоценное внимание Учителя, с которым я уже давно должна бороться.
Тогда я стала класть цветы на подоконник его окна, не входя в комнату, благо его окно всегда было открыто, и он мог увидеть их, когда бы захотел сам.
- А что если он не заметит, подумает на кого-нибудь другого или кто-нибудь их возьмет, или ветер сдует?
- А для кого я это делаю? — включился голос разума.
Действительно, смысл поклонения в том, что это акт, дающий эффект поклоняющемуся намного больше, чем объекту поклонения. Я уже получала от этого действия удовольствие и вдохновение, и мне так не хотелось отказывать себе в этом. Я боролась с собой. В конце концов, я поняла, что наличие физического тела Учителя для меня не должно являться обязательным.
С тех пор я провожу этот ритуал поклонения Учителю ежедневно в моем сердце, где бы я ни находилась и где бы не находился ОН. Каждое мое утро начинается с ритуала благодарения. Я закрываю глаза и провожу эту церемонию мысленно, четко осознавая внутри:
- Нас много, ты один! Каждый хочет частичку тебя для себя, частичку твоей силы, твоего вдохновения, твоей любви и мудрости! Я должна быть сильной и с тобой и без тебя, и в горе и в радости. Я могу лишь благодарить тебя за то, что ты есть! И это нужно только мне.