Предисловие
План по завершению джйотирлингам ятры, в которой мой Учитель, Свами Акилешварананда Сарасвати планировал участие только инструкторов Академии, родился еще до нового года. Думаю это золотой юбилей Мунгерского Университета йоги и участие в Международной конвенции вдохновили Свамиджи положить к стопам Гуруджи этот подарок, планируемый многие годы. Группа туристов, сопровождающая Свамиджи в паломничестве еще с октября, постепенно количественно уменьшалась от 30 до одного человека. И когда мы отправили этого последнего «крепыша» домой в Казахстан, с этого момента для Свамиджи начался другой этап паломничества как часть его служения Гуру. Его глаза горели жаждой достижения цели, познания нового, неизведанного.
- Подумайте, какой тапас мы возьмем на время ятры? — добавил Свамиджи через некоторое время, и мы впали в небольшие дебаты по поводу того, что для каждого из нас является тапасом. Свамиджи подытожил:
- Мы будем есть ограниченно, и только очень простую пищу.
Вступление
Перед тем как отправиться в путешествие, листая странички интернета, Свамиджи не обнаружил информации о прошедших эту ятру ни среди индусов, ни среди «бледнолицых». Но зато все источники гласили о том, что посещение каждого отдельного джйотирлингама само по себе «смывает» все грехи прошлых и будущих воплощений, а ятра по 12 Джйотирлингамам это чуть ли не выход из колеса самскары. Чувствовать себя первопроходцами немного щекотало самолюбие и эго, и в тоже время накладывало большую ответственность и обещало много неожиданностей. Свамиджи любит все планировать и идти к цели кротчайшей дорогой, поэтому он тщательно собирал информацию о каждом штате, каждом городе, каждом лингаме и в свободное время мы о них читали, смотрели фотографии и мысленно готовились к покорению «вершин».
В тот момент когда я начинала писать эту статью, у меня была одна цель: описать мои личные впечатления о ятре. Но прежде чем начать свой рассказ об этом конкретном паломничестве я задумалась: «Чем же для меня является Джйотирлингам ятра, завершенная в этом году моим Учителем, в которой я имела великое благословение участвовать? А что такое паломничество в целом?» Задумалась, и сама над собой посмеялась: за 10 лет провести в общей сложности более года в паломничествах, и только после этого серьезно задуматься. Потрясающе!
И что же в итоге получилось?
* Паломничество это то, что демонстрирует мне мои приоритеты и позволяет концентрировать мой ум на цели жизни, цели саньясы — служить, отдавать, благодарить.
* Паломничество это малая часть выражения моей преданности, которую я могу положить на алтарь Богу в знак благодарности за все то, что я имею.
* Паломничество это мой экзамен на тему «привязанности»; тапас, который побеждает тамас ума и тела, не позволяя зависать в мнимой удовлетворенности. Я уже могу считать себя продвинутым «йогином», вещающим на занятиях о непривязанностях к комфорту, пище, чистоте, а практика паломничества показывает мне, так ли это на самом деле. Реальная непривязанность приходит на фоне меняющихся обстоятельств, ситуаций, действий: к примеру, ехать в поезде на 4 билета всемером; спать на полу вокзала или под забором ашрама на камнях, считая себя абсолютным счастливчиком. Тапас который побеждает тамас. «- Жить, так как хочется,
* Паломничество это радость бытия, познания, расширение сознания на пути к самому себе. Это расставание с прошлым и новые вдохновения на пути саньясы.
* А главное, для меня это наивысшая практика быть рядом с Учителем, наблюдать и учиться тому, как даже в простых житейских ситуациях он демонстрирует образец осознанности, служения, смирения, учителя и ученика одновременно.
В целом же паломничество это древнейшая традиция Индии, страны, которую можно рассматривать как одно великое место паломничества. В индуизме паломничество, так же как исполнение ежедневных ритуалов; например, таких как омовение и поклонение, является неотъемлемой частью добродетельной жизни любого домохозяина, которое приводит к очищению ума, уничтожению грехов и, как следствие к пониманию Истины бытия. Одним из почитаемых богов Индии является Шива. Каждый, кто практикует йогу почитает Шиву как первого космического Учителя, учителя Йоги. Для поклонения Шиве часто используют безличностную, не персонифицированную форму — Шивалингам, которых в Индии существует бесчисленное количество, но главными из них являются двенадцать. Посещение мест, где они расположены, считаются наивысшим благом. Это места, где Шива являлся преданным и оставлял частичку себя в образе вечного света
За время ятры накопилась масса самых разнообразных впечатлений. Новые штаты, новые красоты, новые знакомства. Ум пытливый и любознательный наполнился массой великолепных пейзажей природы, храмов, архитектуры, лиц. Впечатления сменяли одно другое с такой скоростью, что просыпаясь, приходилось напрягаться, вспоминая: « Где я нахожусь? Где я была вчера, где час назад?»
Это было мое самое потрясающее путешествие! Каждый новый город как новая глава книги о жизни Индии. Это культура, история Индии, с ее легендами, сказаниями, реликвиями. Я не помню всех моих переживаний. Их было так много, что не всегда удавалось их даже осознать, запечатлевая в памяти. И чтобы не напрягать и без того перегруженные умы читателей в своем рассказе я хочу упомянуть только два города и два джйотирлингама: Брамарамбика Малликарджуна Свами темпл в городе Шрисайлам и Шри Триямбакешвар темпл в деревушке Триямбак близ города Насик.
Шрисайлам
Sri Mallikarjuna templ в городе Srisailam,
штат Andhra Pradesh.
5 января 2014г.
В нашем списке джйотирлингамов первым был Шрисайлам
Отели не очень радовали нас, то своей чистотой, то ценами и нам пришлось поскитаться в поисках жилья, пока Ганеша не послал нам в помощь старичка, появившегося неизвестно откуда, который привел нас в местечко на краю города. Первое что привлекло мое внимание — название местечка соответствовало названию храма с джйотирлингамом, ради которого мы приехали в Шрисайлам. Оказалось что это даже не отель, а дхарамшала. И как только мы в неё вошли, меня поразили чистота, идеальные газоны и клумбы ступеньками расположенные по склону горы с видом на первозданную красоту горных окрестностей. Местами можно было разглядеть следы недавнего ремонта, или скорее всего строительства этого заведения, с запахом краски и цемента. И в центре этой красоты, освещенной лучами утреннего солнца, величественно располагалась фигура Шивы, ослепляющая грациозностью и белизной. Сразу захотелось присоединиться и остаться здесь. А когда нам предложили два чистеньких трехместных номера по цене 360 рупий и питанием, включенным в стоимость проживания, сомнений в том, что наши поиски не могут быть более удачными уже не оставалось. Оказавшись на крыше, панорама города только усилила восторг видами города, расположенного в низине, как на дне чаши, со всех сторон окруженной лесами на склонах гор. И с этой высоты весь город как на ладони, а в центре заветная цель — Брамарамбика Малликарджуна Свами темпл с его величественными гопурамами. Правее от храма открывался вид на дамбу, сдерживающую могучие воды реки Кришны, которую в этом месте индусы называют Паталаганга. Дамба создала искусственное озеро, на побережье которого расположился живописный заповедник. Сотни тысяч преданных совершают омовение в Паталаганге перед тем как получить даршан Джйотирлингама.
Налюбовавшись этой красотой и отдохнув немного с дороги, мы отправились на экскурсию по самым значимым местам города, выбрав для этого самый практичный и дешевый вид транспорта
Таким образом, получив главные даршаны Шри Сайлама, мы и оказавшись у входа в храм. Перед тем как войти в него, мы оставили обувь где то под забором, совершенно не понимая ни что это за место, ни где оно находится, ни что с ней будет. Солнце медленно начинало садиться, что позволило созерцать красоту храма и в лучах уходящего солнца, и в мягком искусственном освещении, и на фоне звездного неба. Гапурамы основного и храмиков вокруг, были освещены снизу вверх, и такое освещение делало их еще более величественными. Очередь медленно и размеренно продвигалась вперед, а пока мы шли по длинным лабиринтам, ведущим к цели, я любовалась сначала на веревочки, привязанные к решеткам лабиринта на исполнение самых заветных желаний тех, кто проходил здесь может быть в течение веков. Потом я с восторгом изучала стены самого храма выложенного из камней идеально прямоугольной формы, с изображениями сцен из ведических писаний, изображающие Шиву в различных образах. Каждый камень имел буквенно-цифровой эквивалент, обозначающий последовательность историй. И эти истории были выложены в камне по всему периметру внешних и внутренних стен храма, восхищая ум своей неповторимостью и загадочностью. Наверное, наши предки читали эти каменные истории, как мы сейчас читаем детские книжки.
Мы продвигались к главному алтарю медленно и размеренно, то по узким коридорам, то по лестницам вверх, то вниз; и наконец, долго стояли у входа в колоннадный зал, пройдя через водную преграду, предписывающую омовение стоп входящим. Брамин, сидящий на каменной ступеньке на уровне нашей головы, разрисовал нам лбы шиваитскими тилаками. Приближаясь к алтарю внимание переместилось на огромную фигуру Нанди из серебра; серебряные ворота, украшенные узорами невиданной красоты, поражающие воображение четкостью линий и любовью мастера, который вкладывал душу в каждый фрагмент своего творения.
Но кроме всей этой красоты и великолепия меня восхитила семейная пара, которая стояла в очереди впереди меня. Совсем юная индианка, на вид лет 18-ти с мужем и детьми два с половиной часа продвигалась в очереди вместе с нами, держа младенца месяцев 6 на руках, а другого, лет 6 за руку. И эти непоседливые для своего возраста крепыши, лишь изредка кряхтели, перекочевывая с рук мамы в руки папы, из рук папы в руки мамы. Меня всегда восхищает спокойствие индийских детей. Никто их не замечал, никто не кричал в длиннющей очереди: «Пропустите женщину с детьми без очереди».
Индусам это даже в голову не приходит. Да и как можно искреннее почтение Богу выразить через черный ход и с претензиями? Толпа двигалась медленно, а дети смиренно ждали своей встречи с богом, как будто погруженные сами в себя и даже не реагировали на мою искреннюю улыбку и заинтересованность ими.
Мне понравилась некая отличительная организованность в храме. Все шли тихо, не толкались, читали про себя мантру, практически не разговаривали друг с другом. Казалось, что поток людей незримо управлялся чьим то пристальным руководством. На входе в сам храм за нами ворота закрылись, таким образом регулируя поток движения. И пока одни не выходили, следующих не впускали. Мощные металлические вентиляторы со всех сторон обдували двигающиеся тела вечерней прохладой, возвращая уму ясность, а телу бодрость. Тело немного уставшее к вечеру от интенсивности событий уже мечтало о покое, а сердце как будто замерло в ожидании встречи с Чудом. И вот мы вошли в залу предшествующую алтарю с неповрежденными временем каменными стенами, с традиционными для южной Индии рисунками. По левую руку от входа расположился храмик Ганеше. Мы поклонились. Здесь же внимание привлек огромный барабан механической конструкции, по которой можно было предположить, что он способен издавать звуки, долетающие до самого Кайлаша, выводящие Шиву из медитаций.
И пока мы шли по лабиринтам храма, с каждой минутой приближаясь к цели все ближе и ближе, вместе со спокойствием и созерцателем, который внутри меня любовался красотами вокруг, мой ум испытывал крайнее беспокойство. Это беспокойство было связано с табличкой, встретившейся нам на входе с информацией о том, что с сумками в храм не пускают. А у меня в руках был рюкзак со всеми вещами после омовения в Паталаганге. Я наблюдала за спокойствием Свамиджи, не позволившего мне остаться с вещами, и пока мы шли, я молилась только о том, чтобы мы пришли к джйотирлингаму все вместе. Мы ведь хотели «вместе». Я знала, Свамиджи тоже этого хотел, поэтому не удивительно было, что никто даже не заметил мой «пузатый» рюкзак, который я всячески маскировала.
Еще один шаг через очередной порог, над которым висела застекленная в ящичке мурти Лакшми, отличающаяся особой изящностью, и мы оказались в очередную загадочной комнате. Почему-то женщину с детьми, стоящую впереди меня немного грубовато выставили вон, а меня вслед за Свамиджи и девчонками пропустили. И как оказалось, у нее было не двое, а трое детей. Я только здесь заметила еще одного кареглазого мальчонку, наконец-то заявившего о себе. Ум все еще не верил что я в храме с рюкзаком, поэтому я тихонько оставила его в темном углу комнаты и бухнулась вслед за всеми головой к маленькому шивалингаму расположенному в центре комнаты. О том что мы у цели я догадалась по коленопреклоненному Свамиджи, и его сияющему счастливому лицу. Брамин провел небольшой Абишек, взял с лингама цветы и вручил их нам, потом позволил нам прикоснуться к лингаму рукой, потом принесенным с собой прасадом. Потом брамин вложил в ладонь каждому сладкий фруктовый прасад, и надел на голову корону. Когда мне как завершающей процессию надели на голову корону, Свамиджи оглянулся, посмотрел на меня и засмеялся. Да и мне тоже было смешно, я же не знаю значения этого ритуала.
Когда все это случилось, и мы вышли из храма, мое сердце наполнилось невероятной радостью и благодарностью за заслуги, которые имеет мой Учитель перед всевышним, позволившие этому случиться. За то, что Он позволил нам всем, и мне в том числе, прикоснуться к святому, настоящему, «заряженному» вековой верой паломников одному из древнейших джйотирлингамов Индии. Мы еще некоторое время погуляли по разным храмикам и оказались на выходе. Обувь на удивление так и лежала в темноте под забором, там, где мы её оставили. Проходя торговые ряды базарной площади, и разглядывая сувениры, родилась еще одна прекрасная идея, которая сразу всем понравилась и позже перешла в традицию
На следующий день мы встали как всегда пораньше и вновь отправились в город. В ярких утренних лучах горного солнца уже более внимательно удалось разглядеть все красоты храмового комплекса, и, совершая парикраму вокруг храма, мы оказались в другом храме Брамарамбика Деви, супруги Господа Малликарджуны. Это была ещё одна цель нашего паломничества, манящая и щекочущая воображение. Мой ум никак не мог поверить что те священные места Индии, времен сатья юги, которые 2 месяца назад я смотрела в фильме «Ke Dev Mahadev», теперь стали для меня реальностью! Согласно Bharathakanda, Шрисайлам считается первый из 18 мест Шактипитов. Одна из уникальностей этого храма заключается в том, что в нем гармонично представлены и Шивы и Шакти, женская и мужская энергии. Шиве здесь поклоняются как Малликарджуне, а Шакти как Брамарамба Деви. Говорят, что Шактипиты даруют преданным силу воли, силу знания, и силы работать.
На входе в храм нас остановил солдат, объясняя что иностранцам вход запрещен. По всей видимости, в этот момент Ганеша на небесах завтракал ладу, и сильно увлекшись на время забыл про нас. Но потом охранник закрыл глаза на запрет и жестом показал нам чтобы мы прошли, но только быстро. И как всегда по странной «случайности», в момент когда мы шли к алтарю, очередь куда то исчезла и мы оказались в двух шагах от алтаря. Это позволило нам разглядеть величественную серебряную мурти богини Сати, украшенную свежими цветами в лучах утреннего солнца. Мы поклонились, полюбовались, поблагодарили Ади Шакти, и не став злоупотреблять милостью судьбы пошли к выходу, где нас одарили прасадом в виде сухого риса. Хоть и был понедельник, но отказаться от прасада самой Ади Шакти было не в силах. День только начинался!
В планах этого удивительного светлого, солнечного дня был еще спуск к Паталаганге, состоящий из 852 ступенек, с которых мы любовались пейзажами окрестностей, центральной композицией которых было озеро. Его зеркальная гладь, отражающая в себе небо и искрящиеся белизной редкие облака, напомнила картинку которой Свамиджи обычно комментирует вторую сутру мудреца Патанджали: «Yogaschitta vritti nirodhah». На ступеньках лестницы попадалось много алтариков, разнообразных лингамов, многочисленных паломников, торговцев всякой нужной и ненужной всячиной, которые мы то разглядывали, то фотографировали. Спустившись к озеру мы увидели небольшой катерок под названием «Зария» и решили попутешествовать что называется с ветерком.
Озеро, образованное в результате строительства дамбы, со всех сторон окружено заповедником, с катера смотрелось более величественно чем с берега. А берег и город, находятся на высоте 1 км. над уровнем озера. Это не «Перияр» конечно же, и слонов с пеликанами и оленями нам увидеть не удалось, зато говорят там водятся пантеры, тигры и гиены. Все равно было очень красиво! Подъем наверх оказался более быстрым, потому что Свамиджи с озера заметил фуникулер, который превратил часовой спуск в 15 минутное приключение с захватывающими дух панорамами окрестностей. Казалось, что вы летим на воздушном шаре! Абсолютно чистое небо над головой и бескрайние просторы лесов по всей панораме горизонта!
Полуденная жара и горное солнце усиливали желание пить и спрятаться где-нибудь под струей прохладной воды. И мы пошли в сторону города и отеля, немного уставшие, но абсолютно счастливые. Казалось на сегодня впечатлений уже достаточно, но сама Лакшми готовила нам сюрприз. Именно здесь, в Шрисайламе вступила в силу аскеза, которую взял Свамиджи на время ятры: есть простую и чистую пищу. Самой чистой пищей считается прасад из храма, или пища приготовленная не для продажи и предложенная на алтаре. Отель, в котором мы остановились кормил именно такой пищей. Двухразовое питание не отличалось разнообразием, что очень радовало, и включало в себя традиционное индийское тали. Саньясины, работающие на кухне отеля, с лицами искрящимися добродушием, обслуживали предупредительно, аккуратно и с чувством. В маленькой, по-домашнему уютной столовой мое внимание, кроме духа гостеприимства, привлек барельеф на всю стену. Я никогда не видела ранее и не слышала об истории, изображенной на ней: богиня Лакшми из кувшина подавала рис Шиве. В ней не было ничего особенного, но я почему-то не могла оторвать от нее взгляд каждый раз, когда мы оказывались в помещении. «Интересно, что это за история?»
В этот день, как всегда по понедельникам, мы решили поддержать традицию ограничения в пище. Но сначала нас одарили прасадом в храме Брамарамбика Деви. Потом Лакшми направила навстречу нам целый автобус айяпистов (поклонников господа Айяппы, в это время года проводивших широкомасштабные паломничества по всей стране). Они раскинули соломенные коврики у стен одноэтажного здания близ дороги и приглашали к столу всех прохожих, так что нам не удалось просто пройти мимо. Бритоголовые здоровяки выслушали доводы Свамиджи и уговорили таки нас отобедать, дабы умилостивить господа Айяпу. Свамиджи несколько раз объяснил что у нас тапас, день Шивы, но главный босс компетентно заявил что прасад — это не еда и принятие прасада не является нарушением тапаса. От прасада отказаться было уже не прилично. За трапезой на ковриках уже сидели гости, в том числе странствующие садху, которые жестом пригласили Свамиджи к себе. Но Свамиджи сел туда куда ему указали хозяева и мы попали под прицел особого внимания самого босса, который сел напротив нас под видом отобедать, а сам взглядом руководил всем процессом. Нас обслуживали исключительно эксклюзивно и внимательно
Вернувшись в отель мы обнаружили что наше отсутствие на обеде вызвало беспокойство у обслуживающего персонала. А когда мы не пришли на ужин, босс заведения сам лично пришел вечером к нам в номер справиться все ли у нас в порядке. Пришлось его успокоить. Мы поблагодарили за чистоту, доброту, внимание и даже оставили кухне в подарок кое что из наших запасов специй, чему уже они были сильно удивлены. Таким образом, и здесь, и во всех других случаях, всегда я видела живую материализацию мысли, которой Свамиджи учил на семинаре о целеполагании: «Если есть Цель, если она записана, если человек полностью себя ей посвящает, то вся Вселенная начинает ему в этом помогать».
Шрисайлам запал мне в душу как-то больше всех городов, может быть потому что он был первый. Может быть гостеприимством Лакшми с ее прасадами, может быть той первой веревочкой из храма, повязанной Свамиджи мне на руку. После Варанаси я впервые за многие годы, ощутила место где Шива во всем, начиная с джйотирлингама и заканчивая безделушками с изображением Шивы в любом магазинчике. Находящийся среди дремучих лесов город жил какой-то своей размеренной деревенской жизнью. Казалось что и несколько веков назад, во времена правителей Виджаянагарской династии, на этих просторных улочках торговцы так же торговали всякими снадобьями, корешками, травами. Здесь так же вечерами стрекотали цикады и сверчки, и из главного храма на весь город эхом разносились звуки мантры «Ом Намах Шивайя», в чантинговом исполнении браминов. Весь город улыбался нам, и на каждом шагу все приветствовали нас и друг друга: «Ом Намах Шивайя». Но помимо энергии Шивы здесь ощущалось присутствие мягкости Шакти. Как Ганга-мать обволакивает своей любовью Варанаси, так и Брамарамба Деви наполнила собой Шрисайлам и его обитателей, придавая этому месту неповторимый аромат, очарование и свое незримое присутствие.
Когда мы покидали город на восходе солнца, автобус стремительно поднимался в гору, открывая перед взором всё более восхитительные панорамы окрестностей и удаляющегося города, я уловила внутри себя легкую печаль и желание вернуться.
- До свидания Шрисайлам!- успокоила я себя. — Каким бы прекрасным не был настоящий момент, если мы развиваем непривязанность впереди нас ждет более прекрасное будущее и новые приключения. Благодарю тебя за гостеприимство о могущий город! Думаю, мы еще встретимся, ведь не зря же говорят что посещение Джйотирлингама Шрисайлам не только благословляет великим изобилием, но также даёт имя, славу и исполнение всех желаний.
Триямбакешвар
Sri Tryambakeshwara templ в деревне Tryambak,
близ Nasik, штат Maharashtra.
11 января 2014г.
Каждый город как люди не похож один на другой. У каждого свой характер, свой колорит, свой дух, свой запах. Как каждый человек показывает себя разным людям разными гранями, так и города открываются каждому из нас и запоминаются своими характерными особенностями.
В далекие времена мудрец Гаутама жил и исполнял тапасью на Брахмагири холмах, недалеко от современного Триямбакешвара вблизи г. Насика. Удовлетворенный его пылкими молитвами и поклонением, Господь Шива согласился постоянно проживать вдоль священной реки Годавари в виде трехглазого джйотирлингам как лорд Tриямбакешвар, который очищает и дарует освобождение. Триямбакешвар был нашим пятым джйотирлингамом, и мы отправились туда через г. Насик, планируя из Насика попасть еще и в Бхимашанкар. Для нас эти места известны тем, что здесь в Триямбакешваре в 1989г. Свами Сатьянанда поклонялся лорду Мритьюнджайя как своему Иштадевайте. Это особо важный объект поклонения для нашей парампары Сарасвати. Свами Ниранджанананда посетил Триямбакешвар в марте 2011года, а теперь и мы оказались на пороге истории, следуя по стопам учителей.
В Насик мы приехали шикарным спальным автобусом из г. Ширди прямо на автостанцию. И потратили на поиски отеля около 3-х часов. Город большой, туристов много, цены сильно кусались. С трудом найдя свободный трехместный номер за 700 рупий на четверых в паршивенькой гостинице, мы собрались по-быстрому, и вновь направились на автостанцию, чтобы добраться до деревушки Триямбак в 40км от Насика. Деревушка Триямбак, близи истока священной реки Годавари, вытекающей из скалы является одним из самых известных и посещаемых мест Индии, потому что здесь кроме джйотирлингама, ко всему прочему еще и находится одно из четырёх священных мест проведения Кумбха Мелы.
Дорога оказалась не долгой, на простеньком городском автобусе по кочкам перерытых ремонтными работами дорог, мы ехали меньше часа, с удовольствием любуясь виноградниками и красотами четко расчерченных сельскохозяйственных угодий. К тому же мы еще успели прямо в автобусе позавтракать свежим виноградом возможно еще утром висевшем на ветвях богатых виноградных плантаций Махараштры.
Приехав на автостанцию и выйдя из автобуса, мне бросились в глаза огромные живописные холмы и небо. Холмы стояли как могучие исполины, охраняющие эти края. А небо просто зачаровывало ослепительной голубизной, как снег в яркий солнечный день. Казалось, что плотность воздуха настолько сгущена, как будто его можно видеть и даже хотелось пощупать. Спускаясь к храму уже издали виднелся металлический трезубец и оранжевый флаг на куполе основной из башен храма, усиливая предвкушение встречи.
Перед тем как пройти в храм, мы добросовестно оставили в камере хранения сумки, телефоны, камеры, обувь; расписались в журнале, гордо поставив в графе « from arrive» — «Казахстанская Академия йоги», и еще заплатили за все это 50рупий. На храмовой площади немного замешкавшись, я потеряла Свамиджи с девчонками из виду, и предусмотрительно встала в очередь для женщин, которая была раз в пять короче мужской, теряющейся где-то далеко-далеко за поворотом улицы. Индусы окружили меня пытаясь что-то объяснить. Я так и не поняла на каком языке они говорят, и что именно я делаю не так. Но все показывали в одну сторону, именно там я увидела Свамиджи. Оказалось, что Свамиджи не собирался стоять в очереди, а пошел напрямую к охране центрального входа в храм, которая отправила его к охране северного входа, объясняя, что иностранцам вход запрещен.
Мы почти бежали босиком за Свамиджи к северным воротам, с твердой уверенностью что цель близка. По дороге мы поклонились шивалингаму и Нанди в небольшом храмике, вокруг которой сидели разные садху, лениво наблюдая за прохожими. Мы пролетели мимо них, и на входе в храм нас строго остановила женщина секьюрити в сари цвета хаки, с беспристрастным лицом, пропитанным чувством долга. Она выслушала Свамиджи, выделила ему молодого охранника и пропустила только его. Мы остались по эту сторону ворот под ее пристальным взглядом. У меня было ощущение, что я собираюсь пересечь государственную границу Индии, одно неосторожное движение и нас депортируют из страны. Когда Свамиджи оказался внутри храма, душа радовалась тому что он уже там, на заветных мостовых, по которым ходили стопы Гуруджи, Сатьянанды, Саи Бабы и множества других святых душ. Я была спокойна и уверенна, думая о том, что туда, где был Гуруджи, нас не могут не пустить, хоть мы и бледнолицые. Запрет запретом, но мы же не праздношатающиеся туристы
Каково же было мое изумление когда Свамиджи вышел и сказал что его почти впустили, но когда узнали что с ним еще 3 женщины, тему закрыли бесповоротно. Мозг просто кипел от обиды, ярости, досады, что из-за нас Свамиджи не прикоснется к джйотирлингаму. Я не хотела верить в то, что в его ятре может быть такой пробел — приехать на край света и не попасть в храм. Я не хотела верить, и вместо того чтобы включить приятие, последовав примеру Учителя я ворчала про себя, размышляя о несправедливости. Нас не пустили в храм только потому что мы не индусы? Этого не может быть! Я не верю! Да, я часто слышала о том что справедливости не существует, учила этому студентов, но принять это в данной ситуации я не смогла и я продолжала ворчать вслух и про себя. Как можно было в это поверить, когда многие годы я наблюдала другую реальность: в храмы категорически не допускающие иностранцев, для Свамиджи всегда делали исключение, открывали все двери, да еще и охрану выделяли в сопровождение?
* Это уже стало нормой в Варанаси, в храме Шри Вишванатх, где очень строгие правила в отношении иностранцев. Свамиджи был в нем несчетное количество раз, выходя из храма как и главное божество храма, весь увешанный гирляндами. И в эту поездку в Варанаси, когда мы ожидали в Золотом Храме окончание паспортного контроля, прямо напротив нас располагалась лавка продавца гирлянд и цветов. И видимо день у него был не очень успешный, что он, не уговорив нас на покупку цветов, немного в сердцах сказал:
- Вы хотите попасть к Богу с пустыми руками, взять
- Можно отдавать внешнее вместо внутреннего. Богу виднее кого и как принимать, кого одаривать, кого наказать,
* Город Ширди Саи Бабы, это чудо-город где все называется «Ширди»
* Приехав в ашрам Аммы, мы попали на даршан сразу же, как только вошли в храм. Бросили рюкзаки и через 5 минут мы уже были в зале, в котором совершенно «случайно» оказывается 7 свободных стоящих в ряд стульев и нас ровно 7. Мы сели и в этот момент Амма запела одну из любимым мантр Свами Ниранджанананды. Она закончила петь, и тут же прозвучало объявление о даршане. Разве это не чудо? Я даже не успела очнуться, как рядом со Свамиджи оказалась напротив Аммы, раздающей еду. Ещё пять минут, и Амма лично приветствовала Свамиджи, выдавая как Лакшми Шиве прасад. И они встретились взглядами, как старые друзья, давно ожидающие встречи. А через несколько часов она уже шла к себе в резиденцию, двигаясь прямо навстречу Свамиджи. Он коснулся ее протянутой навстречу руки, получив таким образом индивидуальный даршан. А вместе с ним спутники Свамиджи тоже прикоснулись к ней. А ведь мы приехали в ашрам на 36 часов. Я знаю людей, которые уже много раз и лет планировали, рассчитывали на подобное благословение, но еще ни разу не застали, ни Амму, ни Гуруджи даже в ашраме.
Да, все мы знаем, для того чтобы что-то получить надо что-то отдать. В духовном мире этот закон работает еще сильнее чем в материальном. Но преданность можно выражать по-разному, для Свамиджи вся его жизнь это уже подношение на алтарь его Гуру. А Гуру, как принято в индуизме, это больше чем бог; и к преданным ученикам с почтением относятся даже боги. Я не могу назвать случайностью, то, что я видела много раз на протяжении многих лет. И после всего этого, как я могла смириться с этой «реальностью» Триямбакешвара?
Пока мы ждали Свамиджи я и девчонки читали про себя мантру Ганеше и верили. А когда реальность обрушила на мою веру свою правду, чертенок внутри сопротивлялся до последнего: «Я не верю! Не хочу верить! Этого не может быть!» Мы пошли обуваться и забрать свои вещи и по дороге снова зашли в тот же храмик с шивалингамом. Я сказала себе: « Если Шива не слышит наши молитвы, может быть через уши Нанди мы докричимся?» В отчаянии наклоняясь к уху Нандиджи я прошептала крик моей души: « Господи, покажи себя Свамиджи!!! Пропусти его к Джйотирлингаму!» Это было единственное на тот момент желание каждого из нас.
Свамиджи видя наше огорчение, как всегда нашел позитив, сказав, что раз мы здесь были, прасад купили, то можно и галочку поставить. Мы забрали вещи из камеры хранения, обулись, купили на память ламинированные фотооткрытки Джйотирлингама местного производства, Свамиджи повязал нам наши пятые за эту поездку веревочки и мы решили поискать здание с крыши которого можно было бы щелкнуть храм живьем. Мы вошли в какое то жилое здание на первом этаже которого находился небольшой ресторанчик. Как позже оказалось в дальнем зале праздновали индийскую свадьбу, поэтому ни в холле, ни в ближнем зале не было ни души. Это позволяло нам попартизанить и подняться по лестнице наверх на крышу, чтобы сделать свои, живые фото храма. Свамиджи поднялся, а мы остались его прикрывать, придумывая на ходу легенду нашего нахождения здесь. А пока Свамиджи партизанил мой ум все еще продолжал возмущаться: «А зачем взяли 50 рупий за камеру, если не пускают иностранцев?»
И пока мозг кипел от неприятия ситуации, молодой человек, в скромных одеждах странствующего садху, появился из ни откуда и расплываясь в лучезарной улыбке начал задавать нам вопросы, в том числе были ли мы в храме и получили ли мы даршан. Я восприняла сам вопрос как издевательство. Но молодой человек всем своим видом излучал доброжелательность, и в вопросе как будто одновременно звучало и предложение. Когда я подчеркнуто сердито сказала «No!» и мы пожаловались что для нас даршана нет, молодой человек лукаво улыбнулся и сказал: « Хотите даршан? Пошли, 5 минут и я дам вам даршан!»
Идти без Свамиджи мы не могли, поэтому я стала просить незнакомца подождать, взволнованная долгим отсутствием Свамиджи, и тем что возможность может ускользнуть. Ум как-то резко отключил логику и бессознательное просто сказало «Да, да, пошли!!! Куда скажешь, только быстрее пошли». Когда мы представили его Свамиджи, таинственный незнакомец повел Свамиджи уверенной поступью к всё тому же северному входу. А мы шли за ними, мимо храмика с Нанди, мимо садху, которые в этот раз почтительно встали и за руку поздоровались со Свамиджи и с молодым человеком. Мы шли в обуви, с камерой, с сумками, с очумевшими глазами, следуя за незнакомцем, перед которым само пространство как будто раздвигалось само собой, а мы были как за каменной стеной. Незнакомец остановился у цветочной лавки и предложил купить корзинку с цветами для пуджи за 10 рупий. Мы купили, беспрепятственно прошли мимо охраны и вошли в храм. Я не верила своим ногам, в обуви ступающих на священные земли Триямбакешвара. Я не верила своим глазам, глядя на женщину секьюрити, не удостоившую нас даже взглядом. Она, мне показалось, даже не заметив нас мирно болтала с каким то индусом и только почтительно поклонилась нашему проводнику. А как же «государственная граница»? Как же «рубежи родины»? А где же беспристрастное лицо и въевшееся чувство долга? Что происходит? Я не верила тому что у нас с собой сотки, камера и рюкзачки. Но мы шли, размышлять было некогда, чудо уже свершалось. Голова говорила что этого не может быть. А душа говорила: «Доверься Богу!»
И одного того что мы уже стояли перед храмом, было более чем достаточно для ощущения невероятного счастья. Но сказка только начиналась. Мы оставили обувь под какой-то деревянной холобудой, и вошли через восточные двери в храм с вещами. Мне хотелось целовать стены, замасленные от ритуалов, за милость бога, который не позволил Свамиджи иметь не полную ятру. Мы перешагнули еще один порог.
- Даршан? — спросил незнакомец.
- Даршан, даршан!- взвизгнули мы в один голос.
Молодой человек увел Свамиджи на некоторое время в отдельную комнату, посвятив в некоторые тонкости ритуала, и повел его к заветной двери. В это время я наблюдала как охрана гоняла женщин, страстно жаждущих хотя бы на секунду остановиться перед входом в алтарную. Некоторых из тех кто пытался коснуться порога, даже отталкивали. Свамиджи вместе со спутником вошел в заветную дверь, а мы продолжали молча, про себя, визжать от восторга. Восторг усилился, когда нас пригласили подойти поближе к алтарной двери, прямо над входом в которую висело зеркало, через которое можно было наблюдать за проведением ритуала. Я как натянутая струна, устремила свой взор туда, следя за процессом:
В отличие от других храмов, вместо традиционного лингама я увидела только нижнюю часть ступки в виде отверстия. В этом отверстии расположены три лингама в форме небольших выпуклостей. Они считаются олицетворением Брахмы, Вишну и Махеша, отсюда и название Триямбакешвара. Говорят, что на лингам Махеша из отверстия сверху постоянно льётся вода, которая как естественный источник и совершает Абхишек Господу. Молодой человек, как послушный ученик лично ассистировал Свамиджи подавая то цветы, то ведро воды чтобы налить в лингу. Сверху над лингамами я разглядела 4 подвешенные кувшина, а рядом кунду, откуда зачерпывали воду для абхишека. В йони лингама выливали ведро воды, потом из углубления воду выплескивали наружу, и она вытекала по желобку куда-то сквозь стену. (Эту воду наш проводник набрал в полиэтиленовый мешочек, позже освятил ею нас. А мы в свою очередь привезли ее домой в ашрам.) Свамиджи коснулся тремя пальцами всех трех лингамов одновременно каким-то особым образом, который ему указали; посыпал цветочки и полил на джйотирлингам водичку. Потом поклонился мурти Парвати, расположенной напротив джйотирлингама. Молодой человек, с неизменной улыбкой любуясь, смотрел на Свамиджи и взглядом как бы спрашивал: « Вам нравится? Вы довольны? Что еще я могу для вас сделать?»
Когда все это случилось как волшебный сон, мой ум наконец-то восторжествовал: «Справедливость существует»! И поскольку Свамиджи уже был у алтаря и желаемое уже осуществилось и даже с бонусами, я испытала такой взрыв радости, что почувствовала как к глазам подкатывает поток слез. Я уже приготовилась с ним бороться, чтобы не показывать мои чувства, как тут же параллельно в голове появилась мысль: « О, маловер! Тот, кто должен был быть у алтаря, коленопреклоненный, совершающий пуджу Махадеву, тому к кому он так стремился, там и оказался. Бог каждому воздает по заслугам. Как я могла не верить?»
Меня сжигало чувство стыда за мои дурные мысли и неудовлетворенность, в то время как Свамиджи уже в который раз продемонстрировал образец спокойствия и приятия воли Всевышнего. И состояние этого стыда было настолько мучительным, что еще один поток несущий другое качество тоже хлынул к глазам, навстречу первому. И эти два полярно заряженных потока слез встретившись, нейтрализовали друг друга, приведя меня в состояние, которое часто называют «стопор». Я как будто оказалась на границе двух противоположных эмоций, испытываемых одновременно. И осознание этого привело меня в состояние изумления и прекращения обоих эмоций. И только одна фраза как бегущая рекламная строка на экране монитора по кругу бегала в голове:
- О, маловер! О, маловер! О, маловер!
Так же было всегда: где бы Свамиджи не появился, мир вокруг него меняется, встречаются нужные люди, в нужное время, в нужном месте. И каждый, кто был хоть раз рядом с ним, может подтвердить, что это не случайность и не мистика, а живое воплощение космического закона: «Что излучается, то и случается».
Я стояла у колонны, иногда подталкиваемая движущимися вокруг телами и вспомнила Шри Рамешвар темпл в Рамешвараме: когда во время ритуала омовения в 21 колодцах я забыла набрать воду в колодце №1 и отдала молодому человеку нашу бутылочку. Он обещал набрать воду и исчез. Его исчезновение лишило меня покоя. Я волновалась о том, что он может забыть, потерять бутылочку ит.д.. Из-за этого я измучила окружающих своими вопросами, суетой, сконцентрировавшись только на этой мысли. Вместо того чтобы наслаждаться духом могучего храма, я не могла думать ни о чем кроме этой воды, которая может не приехать домой в ашрам, и я после этого сгорю от стыда что это случилось по моей вине. В это время молодая женщина которая была с нами в группе, и которую я все время дергала и просила переводить мои вопросы, в этот момент испытывающая свои глубокие переживания, оторвалась от них, и сказала: « Успокойся Янтрашакти! Не беспокойся, просто доверься Богу! Все будет, но в свое время.»
- О, маловер! — опять пробежало в моей голове. — Сколько же еще мне надо заниматься чтобы испытывать глубокую веру в то что на все Его воля, и все будет в свое время. Сколько еще чудес должны увидеть мои глаза, услышать мои уши, ноги истоптать пар обуви, а руки прикоснуться к священным лингамам, чтобы расслабиться глубоко внутри себя испытывая спокойствие, доверие и удовлетворенность?
И пока я стояла с этими размышлениями на границе стыда и счастья, тем временем Свамиджи уже вышел из алтарной комнаты безумно счастливый. Мы вышли на улицу и оказались у западной стороны храма, где по желобку из стены вытекала та самая вода, которую выплескивали из джйотирлингама. Толпа сама расступилась когда мы подошли. Мини джйотирлингам, точная копия оригинала стояла окруженная в большей степени женщинами, которых не пускали к алтарю. «К алтарю допускают только джентльменов», так гласят правила храма. Но здесь молодой брамин нас благословил, дал попить водички и вложил каждому в руку бусинки рудракши. Ни чего себе!
Но и на этом чудеса не закончились. Когда незнакомец предложил нас сфотографировать, мы застыли переглянувшись все одновременно. Практически нигде в храмах не разрешено фотографировать, в Гришнешваре нас даже чуть не забрали в участок из-за этого. Молодой человек сделал несколько фото и согласился на нашу просьбу сфотографировать себя вместе со Свамиджи. И тут когда он посмотрел в камеру, я впервые увидела его лицо без улыбки. Он снял с плеча накидку под которой несколько мал дорогущих рудракш и хрусталь говорили о том, что это не простой садху или брамин. Его глаза пронзающие пространство как лук Арджуны уже излучали мудрость и глубочайшее спокойствие старика. Камера сделала несколько кадров, он опять закрыл грудь накидкой и снова улыбнулся. И тут мы не удержались:
- Как ваше имя?
- Меня зовут Sagarshastri!
То, что перед нами духовное лицо, было уже очевидно. Он назвал имя своего учителя еще в ресторанчике, но мы ведь не можем знать имена всех мудрецов и Гуру Индии. Поэтому его духовное имя только приоткрыло покров таинственности. А я вспомнила что еще вчера вечером в Ширди, среди дорогущих ресторанов мы никак не могли найти место где пообедать и после продолжительных поисков наткнулись на вывеску: «ресторан «Sagar»
Мы вышли из храма в сторону центральной площади, и проходя мимо главного входа в храм, я еще раз посмотрела на огромный плакат с информацией на 3-х языках: «No camera! No mobile! No bag! » и усмехнулась про себя.
Тайну этого человека нам открыли продавцы магазинчика в который нас привел Sagarshastri. Все зашли в магазинчик, узкий проход которого не располагал к большому количеству людей, а в нем уже было 7 человек, поэтому я задержалась на входе разглядывая витрины с рудракшами. Какой дорогущий магазин! Стенд, висевший на стене с образцами и ценами, оглашал цены на одну бусинку рудракши: 1-ликая — 1500-3000 рупий, 15-ти — 16-ти ликая — 35000 рупий. Я читала об этом, но никогда не видела такого богатства разнообразия и великолепия рудракши. А пока я это разглядывала, меня позвали и одели на шею малу из мелкой рудракши очень высокого качества. Я увидела несколько смущенного Свамиджи, в тех же рудракшах. И вот мы все стояли в новеньких, еще одних малах рудракши на шее. Я не поняла за какие заслуги меня «наградили», но не стала сопротивляться так как пропустила начало истории.
Sagarshastri предложил Свамиджи чай, на что Свамиджи вежливо отказался сказав что мы планировали сначала пообедать. Sagarshastri попросил написать наш электронный адрес и Свамиджи протянул ему визитную карточку. Олеся тихонько спросила продавца о том кем является этот волшебник, на что ей ответили что перед нами главный пандит Триямбарешвар темпла. Все становилось понятным.
Свамиджи смущенный таким вниманием и дарами спросил:
- Что я могу сделать для вас?
- Ничего! — с улыбкой ответил пандит.
Свамиджи предложил сделать донейшн на развитие храма и уже протянул рупии.
- Ничего! — все с той же невозмутимостью и улыбкой ответил пандит.
Свамиджи с присущим ему гостеприимством и достоинством сказал:
-Добро пожаловать в наш ашрам!!!
Я вспомнила как мы читали в интернете о Триямбакешвар темпле, что он не дает ВИП даршанов, и ко всем паломникам относятся здесь одинаково. Однако все мы помним горящие глаза браминов и храмовых служителей при слове и виде денег! И в некоторых случаях Свамиджи приходилось даже напоминать служителям храмов, что по индийской традиции саньясинам подают, а не вымогают деньги. Этот случай нас приятно удивил!
Вот это чудеса, главный пандит храма в простенькой одежде сам лично ассистировал Свамиджи в проведении Абишека, сфотографировал нас с храмом, одарил подарками и еще отказался брать пожертвования на развитие храма! Чудо
Заключение
Мы стартовали из Мадраса 4 января, а закончили 25 января в Дварке. За 21 день мы посетили 19 городов, около 50 исторически значимых храмов, поклонились более сотни лингамам. Мы были в местах среди дремучих лесов, в горах, в пещерах Еллоры, в старой Дварке на острове в океане. Мы видели павлинов на крышах многоэтажных домов в центре города вместе с нами провожающих солнце; и морских котиков на закате играющих в океане в лучах уходящего солнца; и морскую огромную черепаху в колодце храма Солнцу. В поисках Шактипита в Парли, мы побывали в пещере таинственного садху, поклоняющегося Господу Даттатрее, спрятанной в подземелье прямо под алтарем храма. Мы созерцали красоту могучих рек Индии: Бхима, Кришна, Шипра, Гомати, Годавари, Кавери, Нармады и привезли с собой воды и этих рек, и даже с нескольких абишеков джйотирлингамам.
В Уджайне Свамиджи завершил ятру 4-х мест проведения Кумбха Мелы; в Дварке была поставлена точка ятры по местам священных дхамов. Ко всему прочему мы еще прихватили Аштавинаяка Ятру (8 храмов посвященных Ганеше) и ятру по местам Шактипита. Это был грандиозный круиз и по своей масштабности, и по густоте событий, и по насыщенности переживаний. Мы не успевали переваривать события, осознавать где мы находимся сегодня, и где уснем или проснемся завтра. Планы строились, а события менялись иногда в течение часа. Как, например в Nasik мы планировали остановиться на несколько дней, а ночные клопы в отеле подняли нас в час ночи и в 5ч. утра мы уже ехали в автобусе навстречу неизвестности. Мы посетили такие места, где иностранцы такая же экзотика, как в Караганде группа папуасов в тюбетейках, говорящая на тарабарском языке. Мне казалось что это грандиозный сон Голливудских масштабов о реальности которого мне каждый день напоминали добавляющиеся ритуальные веревочки на запястье.
И пока мы двигались к цели
Но по мере того как я пыталась описать эту ятру, я постоянно задавала себе вопрос: «А какую роль сыграло это событие в моей судьбе, в моем восприятии жизни?» И через призму личных впечатлений, погружаясь в них все глубже и глубже, день за днем картина мира для меня стала расширяться за рамки самого этого события уложившегося в 21 день. Я увидела паломничество не как конкретный отрезок моей жизни, прожитый в Индии, а паломничество как жизнь саньясина, путь который я начала 12 лет назад и который не закончится теперь никогда. В природе число 12 это не только цифра — это период после которого наступает обновление, возрождение, новый виток развития: 12 месяцев в году, 12 часов в сутках, 12 знаков в зодиаке. Это время, когда можно подвести итоги и заложить санкальпу на следующий цикл. Для меня символично, что именно в этом году Свамиджи завершил паломничества по 12 Джйотирлингамам Господа Шивы. Для саньясина, чья жизнь целиком посвящена йоге, Джйотирлингам Ятра это судьбоносное событие. А для меня это еще и самый большой аванс доверия.
Увидеть тысячи храмов, поклониться 1000 божествам, прикоснуться к священным джйотирлингамам — все это нужно только для того, чтобы продвинуться к Богу, найти его в образах, в себе, в природе, а главное в том кого я выбрала своим наставником. Я ставила это когда-то целью жизни, и я вижу свое продвижение. Я осознала что незачем куда-то ходить в поисках истины, когда Бог со мной рядом, когда я иду по его следам, к высшему, светлому, настоящему. Много раз я слышали от Свамиджи на лекциях фразу: «Любовь это не когда друг на друга, это когда в одну сторону». Каждый день и каждый час, есть много вещей, за которые я имею возможность благодарить судьбу, но моя главная благодарность за то, что есть в моей жизни это движение в одну сторону.
Среди бесчисленного количество действий, которые я ежедневно совершаю, случались действия, которые для меня являются самыми ценными, самыми значимыми и вдохновляющими: это когда мне удается присоединиться к Свамиджи, к его желаниям и делать одно дело. Я называю это словом «Вместе!», и не важно, что делать вместе, копать яму или сажать цветы. Благодаря этой ятре я увидела понятие «Вместе» намного шире: если я делаю то, что угодно Богу, то дело, которое делает мой Учитель — это и есть «Вместе». Я не имею в виду конкретное действие (стоит, ест, спит), я говорю о тех задачах, которые стоят перед Свамиджи, которые перед ним определил Гуруджи. Я увидела себя как руки, которым мозг подает сигналы к действию. Что происходит если руки не воспринимают сигналы и реагируют так как им вздумается? Страшно представить.
Для меня жизнь это лабиринт, путешествуя по коридорам которого, когда мы заканчиваем что либо, закрывая одну дверь, перед нами открывается новая. В мае 2002 года я пришла на 1 ступень и прикоснулась к Йоге. С тех пор моя жизнь фантастически изменилась. В этом году закончился мой 12 летний цикл, и открылась новая дверь в сознании. И там, за этой дверью, в глубине этого нового коридора, я вижу мой 13джитирлингам, паломничество к которому для меня, как это ни парадоксально, только началось. И следующие свои шаги (и может быть 12 лет) я посвящаю тому, чтобы выстроить вокруг него великолепный храм! И я научусь совершать мое паломничество с уважением, смирением, верой и почтением к главной святыне и Джйотирлингаму ученика
Свамиджи говорил нам, что турист это тот, кто в конце путешествия планирует вернуться домой, а путешественник это тот, кто понимает, что этого может и не случиться, и он к этому готов. И я подумала о том, что если это относится к путешественнику, то к паломникам планка автоматически повышается: он с радостью принимает всё что уготовил ему Бог на пути к нему. Умереть в паломничестве это святое дело. А жизнь саньясина это сплошное паломничество. На каком этапе моего пути я умру это не важно, главное чтобы с Богом в сердце. Думаю, именно этому и стоит посвятить ЖИЗНЬ.