Насколько я могу судить, эмоций в природе всего две — притяжение (положительная) и отталкивание (отрицательная). Эмоции при восприятии мира включаются сразу и дают направление дальнейшим реакциям ума. Если явление получило оценку отрицательную, то первой реакцией будет отталкивание. Когда оттолкнуться не удалось, вот тут-то и включилась жалость — своего рода маска «притяжения», надетая на эмоцию отрицания. И тут ум разворачивается вовсю, раскидывая дастархан своих «благородностей»: я испытываю к человеку жалость, готовность в этот момент отдать все, что у меня есть, взять человека на руки, нести его через все сложности, ЖИТЬ ЗА НЕГО... — все, что угодно, кроме принятия его таким, каким он меня не устраивает. Я испытываю при этом огромное желание быть нужной, незаменимой и, конечно же, желание, чтобы оценили мой порыв. Уже потом, когда эмоции утихают, и приходит отрезвление, начинает проступать картина моей «без-умности», приходит чувство досады и снова хочется оправдать себя какими-то «возвышенными» соображениями. Более того, появляется презрение к тому человеку, которого я так усиленно жалела, ну а заодно и презрение к себе самой.
Мир эмоций... Их всего две, но они дают такое громадное количество красок для моих реакций — попробуй, разберись в них! На первой ступени Свамиджи говорит, что близость и жалость рождают презрение… в мире, где жаждут простого человеческого счастья. Идя путем духовного развития, мы имеем шанс использовать близость и жалость, когда их обнаруживаем, трансформируя их в преданность и сострадание.
Чем «опасна» близость? Близость вызывает привязанность и зависимость, и при малейшем увеличении расстояния возникают ломки. Первая реакция — агрессия, стремление восстановить статус. Это, конечно же, проявление эго, его «арсенал». С ослаблением близости появляется потребность в жалости. При этом человек готов болеть или симулировать болезнь, чтобы выпросить жалости и «справедливо» отвоевать близость. Достаточно одной такой «победы», чтобы сформировалась привычка поведения. И уже через этот «опыт» близость с дорогим человеком переходит в процесс взаимного использования. Ни о какой Любви не может быть и речи...
Преданность — это состояние, имеющее корни глубоко внутри. Нередко мы путаем преданность и зависимость, не различаем их, ошибочно принимаем одно за другое. Есть несколько признаков, которые являются для меня своего рода тестами, через которые я проверяю свое отношение. Преданность несёт с собой очень комфортное состояние, похожего на парение, длительное удержание которого приводит к состоянию блаженства, беспрерывного осознавания и памятования о том, кому я предана — Свамиджи. Расстояния не существует, в каждую минуту я нахожусь со Свамиджи и умом, и сердцем. И что является самым существенным, не приходит в голову мысль: а что я буду иметь взамен? Любое физическое недомогание встречается досадой, потому что болезнь отнимает время, и пока тело вынуждено болеть, голова то и дела напоминает: где-то там жизнь со Свамиджи проходит без меня! В состоянии преданности я имею возможность смотреть на недостатки окружающих с состраданием, в этом состоянии я и к себе отношусь с состраданием («Надо же, как вляпалась!.. Но надо выбираться. Свамиджи ждет»).
Заметила, что в моем случае через сострадание увеличивается, в первую очередь, терпение, и в процессе ежедневного общения и сотрудничества в коллективе я начинаю понимать, что иногда стоит подождать, поддержать кого-то на его пол-пути, дать кому-то время и возможность, помочь при необходимости своим примером, сама оставаясь в состоянии преданности Учителю.
Где граница между жалостью и состраданием, близостью и преданностью? Думаю, что граница проходит через наличие цели, когда есть, ради чего жить. А также через осознанность. Хоть и есть какие-то общие соображения, но часто в каждом отдельном житейском случае приходится начинать опять и опять с нуля — это богатство древних, вивека, «распознавание»: кто — я, что на самом деле я делаю сейчас и зачем я это делаю. Оно не дается просто, но способно превратиться в «экспириенс», опыт — награду за труды, новую ступеньку в бесконечной лестнице вверх, к Учителю.
Спустя восемь лет, которые я прожила у ног моего Учителя, я могу говорить с точки зрения некоторого опыта. Свамиджи каждый день показывает пример сострадания и преданности. С состраданием он смотрит на мои действия, давая по многу раз в день шансы стать лучше. Сколько ментальных горшков разбито, а Свамиджи, видя за всем этим слабость, с состраданием протягивает руку и наблюдает за результатами. Сердце Свамиджи велико и любовь его безгранична. Будучи преданным Гуруджи, своему Учителю, Свамиджи каждый день живет в этом, и, видя его пример, я делаю для себя вывод, что должна жить так же, чтобы оправдать свое наличие рядом с ним.
Несколько лет назад Свамиджи мне сказал: какой смысл обвинять кого-либо в привязанности, когда ты сама хочешь, чтобы тебя жалели? Тебе не нужна любовь, тебе нужна жалость!
Я считала себя сильной, но на самом деле я была полна амбиций. И сейчас, когда мой ум сопротивляется и требует возмездия, я знаю, что это амбиции. Амбиции по сути своими корнями уходят в жалость к себе и проявляются как стремление отстоять свое право на эту (да и не только эту) слабость. А уж дальше, по цепочке, страх, что все увидят мои слабости, заставляет выстраивать стену вокруг себя. При этом парадоксально, что весь мой внешний вид говорит о моей независимости, когда в это же время внутри все рвется от того, что не увидели и не признали моих достоинств и трудов. Сегодня я получила очередное подтверждение, что сила появляется тогда, когда принято решение:
- Достичь когда-то поставленной цели во что бы то ни стало и довести всю нужную для этого работу до конца, несмотря на сопротивление ума, несмотря на обстоятельства, не обращая внимание на критику. И это победа! Победа над самой собой! Сегодня я кладу к ногам своего Учителя свои страхи, понимая, что нет ничего страшного в этом мире, все — производное от собственного ума, а с умом можно договориться, им нужно научиться управлять.