Главная Новости Школа успеха в бизнесе СЕМИНАР - Искусство быть Женщиной «Как растить ребенка свободным и счастливым» Озна­ко­ми­тель­ная лекция по школе Будущих мам 31 горный семинар - 2019 1 Ступень. Ознакомительная практика «Нада-йога – МИСТИЦИЗМ ЗВУКА» СЕМИНАР - Осознание Цели - как способ работы с умом Международный день Йоги - 2019 Школа Йога Нидра
Ещё →
Открытие летнего купального сезона Школа Беби Йога Интервью о поездке в Индию Школа ведической кулинарии 63 выпуск школы Беби Йога Арпанвидья Saraswati Ashtavinayaka yatra - 2018 Kumbh Mela 2019 Послеродовой восстановительный комплекс 62 - й выпуск Беби Йоги
Школы Академии 1 ступень. Ознакомительная практика 2 Ступень. Крийа-Йога. Очищение организма 3 Ступень. Хатха-Йога 4 Ступень. Ежегодный семинар в горах Школа восстановления зрения Школа развития внимания, памяти и скорочтения Школа духовного развития женщины Школа успеха в бизнесе Школа Йоги для детей Школа подготовки к родам
Ещё →
Школа Беби-Йога Школа Йога Нидра Школа ведической кулинарии Школа Йоги для тех, кому за 60
Публикации Карма Саньяса Сурья Намаскар — техника солнечного оживления BYB Сита Кальянам 2001 Слово мудрецов древности Слово Свами Шивананды Сарасвати Слово Свами Сатьянанды Сарасвати Слово Свами Ниранджанананды Сарасвати Слово Свами Сатьясангананды Сарасвати Статьи других авторов
Ещё →
Шивананда-йога в традиции дашанами-санньясы Йога Садхана Панорама Nawa Yogini Tantra Свет на взаимоотношения Гуру и ученика Статьи из журнала AVAHAN Карма Йога YOGA - Гуру, и его почитание Ум и управление умом СВАН медитация. Теория и практика
Фотогалерея Работа Казахстанской Академии Йоги Горные семинары в Заилийском Алатау Фестиваль «Планетарное Око». Иссык-Куль. Паломничества и путешествия Открытия и закрытия купального сезона Интересные события и материалы Наши Учителя Города Индии Ashram Rikhia & Munger Киртан группа
Ещё →
Традиции саньясы
Отзывы Сейчас мои дети абсолютно здоровые очень крепкие мальчишки!!! Позитивный настрой ко всему Вот уже скоро 20 лет, как я впервые познакомилась с КАЙ. БЛАГОДАРЮ ВСЕХ!!!!! Признание в любви! 10 лет спустя Я была в горах со Свамиджи! Я возрастная мамочка 4 детей. Школа меня научила всему! Я очень собой горжусь и чисто сердечно Вас всех благодарю за Добрый, солнечный день всем!
Ещё →
Мой путь всегда удачен!!! Йога для меня - луч света в темном царстве. Люблю живу хорошо!!!! Хочу поблагодарить Казахстанскую Академию Йоги за тот великий опыт. Идет процесс познания самого Я Выражаю благодарность! "Нет пути к Счастью. Путь и есть Счастье", - Будда Казахстанская Академия Йоги повернула мою Жизнь на 360 градусов. Свет внутри меня! Десять лет назад врачи сказали мне....
Ссылки Видео Baby Yoga Фильм «Секрет» Shiva Sadakshara Stotram Ganesha Выступление Киртан Группы в Свинцовом Дирижабле Сила улыбки и комплимента Хануман чалиса Siksastakam Открытия и закрытия купального сезона День Рождения Казахстанской Академии Йоги 2014
Ещё →
Беременные Караганды сажают лес Мусор Передай дальше Казахстанская Академия Йоги. Школа Детская Йога
Авторские статьи Свами Акилешваранада Сарасвати Карма Санньяси Арадхана Сарасвати Карма Санньяси Йогарчана Сарасвати Карма Санньяси Янтрашакти Сарасвати Карма Санньяси Шакини Сарасвати Джигьясу саньяси Анахата Сарасвати Ятры Панч Праяг Ятра, октябрь 2016 Char Dham Yatra 2016 Pancha Maha Bhootha Sthalas Sapta Puri yatra Ashtavinayaka yatra Двадаша Джйотирлинга Ятра Ashtavinayaka yatra - 2018 Контакты





Панч Праяг Ятра, октябрь 2016

    Гархвал Гималаи — обитель Господа Шивы. Но где-то в веках Господь Нараяна, один из самых могущественных индуистских Богов, обеспечил опору на земле Господа Шивы — в храме Бадринатх, и туда начались паломничества. Эта область стала известна как Дев Бхуми (Dev Bhumi), а воротами в него стал Ришикеш. Дорога в Бадринатх извивается вдоль берега Ганги до Девпраяга, а затем вдоль берега Алакананды. До середины 19-го века паломники, чтобы добраться до Бадринатха, должны были идти по тропе вдоль берега этих двух рек в течение нескольких дней. Они также использовали этот путь, чтобы посетить находящийся на этом же маршруте комплекс Панч Праяг, пять священных слияний с рекой Алаканандой других пяти священных рек — Бхагиратхи, Мандакини, Карнаганги, Нандакини и Вишнуганги. Но теперь паломники проносятся мимо этих Праягов на своих быстроходных автомобилях или даже на вертолетах, а Праяги стали заброшенными, наделяя пеших паломников величавым одиночеством  и спокойствием. Именно поэтому их теперь стоит посетить. В окружении гор, в царстве могучих рек, Праяги до сих пор окутаны древними мифами и легендами, наделенными красотой, которая не имеет себе равных.

     Одна из легенд утверждает, что когда святые воды Богини Ганги спускались на землю, сила ее потока угрожала вызвать наводнение на земле. Чтобы этого не произошло, Господь Шива взял ее падение под контроль, приняв ее на свою голову, чтобы она, попав в его спутанные волосы, как в ловушку, разделилась на отдельные потоки и утратила сокрушительную силу своих ударов. В Панч Праягах эти притоки, текущие через Гималаи, объединяются, чтобы сформировать единый поток великой реки Ганги. С древних времен существует традиция принимать священное омовение в этих Праягах во время паломничества в Бадринатх. Считается также, что Панч Праяг — это путь, относящийся к Сваргарохана, пути вознесения на небеса, по которому проследовали в конце жизни Пандавы.

    В «Рамаяне» рассказывается, что Ганга, низвергнувшись на голову Господа Шивы, пыталась сбросить его в подземный мир. В наказание за это Шива заставил ее долгие годы блуждать в его волосах, пока святой Бхагиратха    новым подвижничеством не уговорил его отпустить Гангу семью потоками на землю.

     Преданные считают, что святость погружения в Панч Праяг смывает грехи и помогает в достижении мокши. Они также выполняют в этих местах обряды в память об усопших, что, как полагают, дает их духу освобождение.

    Другие легенды рассказывают о том, что Ганга появилась во время реинкарнации Бога Вишну в форме Ваманы. Божественный дух хотел измерить три мира тремя шагами. Затея как-то не задалась. Зацепившись ногтем левой стопы за часть Вселенной, Бог разорвал её. Вырвавшаяся из-под пальца Богиня Ганга упала с небес. Мощь падения могла стать катастрофической. И Бог Шива, оберегая Землю, принял удар на себя. Водная масса с такой силой обрушилась на голову Бога, что растеклась на семь потоков (истоков Ганги).

 

Панч Праяг  (написал один индус)

     Все это наши священные реки — Ямуна, Ганга, Бхагиратхи, Мандакини, Алакананда и так далее. Многие из нас не единожды задавались вопросом, каковы отношения между этими реками, почему эти реки названы именно так, откуда они текут и т.д. Конечно, Веданта учит нас, что все наши проблемы появляются из-за желания связать все с Нама-Рупа (именем и формой), и что пока мы не беспокоимся об имени и форме, жизнь будет идти без проблем! Мы, конечно же, знаем об этом, но, тем не менее, неодолимо желаем идентифицировать все вокруг с Нама-Рупа.

     «Когда реки сливаются в океане, их отдельные имена и формы исчезают» (Мундака Упанишад).

Но нам, людям, необходимо и знать названия этих рек, и различать их (до их слияния с другими реками или же с океаном), и представлять, как они связаны с рекой Гангой и т.п. Поэтому здесь идет описание всех этих рек, где и как они сливаются друг с другом, а также другая попутная информация.

     Река Ямуна берет свое начало в Ямунотри, стекает вниз и присоединяется к Ганге в Аллахабаде, вместе с подземной рекой Сарасвати образуя Тривени Сангам.  

     Бхагиратхи начинается с Ганготри (ее исток на физическом плане это ледник Гомукх), с того места, где Бхагиратх выполнял аскезу, чтобы призвать Гангу с небес. Поэтому Гангу называют Бхагиратхи от Ганготри до места, известного как Девпраяг.

     Река Мандакини течет из Кедарнатха. В древнем писании, в Шива Панчакшара Стотре, есть такая строка: "Mandakini salila Chandana charchithaaya''(тот, кто носит чандану, пасту с использованием воды реки Мандакини).

     Алакнанда течет из холмов Бадринатха.

     Дхаулаганга, которая течет из гор Дхаулагири, соединяется с Алаканандой; их слияние происходит в Вишну Праяге, Дхаулаганга сливается с Алаканандой и после этого Дхаулаганга, как отдельная река, теряется и обе реки дальше текут вместе под названием Алакананда.

     Река Нандакини, спускающаяся с пиков Нанда Деви, присоединяется и сливается с Алаканандой на Нандпраяге, после чего Нандакини теряет свое имя и форму и становится частью Алакананды.

     Пиндариганга, происходящая из многочисленных ручейков, сливается с Алаканандой на Карнапраяге, после чего Пиндариганга теряет свое имя и форму и становится частью Алакананды.

     Мандакини сливает свои воды с Алаканандой в Рудрапраяге, после чего Мандакини теряет свое имя и форму и становится частью Алакананды.

     Бхагиратхи присоединяется и сливается с Алаканандой на Девпраяге, после чего Алакананда и Бхагиратхи теряют свои имена и формы, им дается новое имя — Ганга. Можно также сказать, что после слияния этих двух рек Бхагиратхи, которая также есть Ганга, становится Гангой. Отсюда видно, что новое имя не придумано, это лишь название одной из двух соединившихся рек, которое сохранилось как их общее имя.

     Таким образом, все реки из Ганготри, Кедарнатха, Бадринатха, Дхаула Гири, Нанда Деви Пика и холмов Пиндар объединяются, проходя через различные Праяги, чтобы наконец стать рекой Гангой.

     Ямуна стекает с Ямунотри.

     Ганга и Ямуна встречаются в Аллахабаде (с мистической Сарасвати снизу), чтобы сформировать Тривени Сангам, а затем объединившиеся реки текут вниз к океану.

     После того, как они достигают океана, все реки теряют свою индивидуальность (Мундака Упанишад утверждает, что достигнет Всевышнего тот, кто знает, как абстрагироваться от имени и формы, подобно тому, как реки отрекаются от своей нама-рупа, когда они сливаются с океаном).

     Все эти реки, каждое их слияние являются священными в соответствии с нашей системой убеждений. Возможность принять омовение в реке Ганга (и / или «prokshan» на слияниях этих рек) считается большим благословением!

 

Мы начинаем Панч Праяг Ятру

     И начинается она у нас с Вишнупраяга.

     Примерно через час езды от Бадринатха, преодолев 38 км горной дороги, мы прибыли на Вишнупраяг.  Здесь Дхаулаганга, исходя из долины Нити, присоединяется к Алакананде, которая также известна на этом участке реки как Вишну Ганга. Это слияние происходит в 12 км от Джотиматха, на высоте 1372 метров над уровнем моря.

     Мы оставили машину около моста через Алакананду и пошли в храм, около которого нас уже поджидал пуджари.

     Как утверждает интернет, храм построен в 1889 году Ахильей Деви, королевой Индора. Он имеет восьмиугольную форму, так как изначально в нем планировалось установить Шивалингам, но все же была установлена мурти Господа Вишну. Мы получили даршан Вишну в его храме, обошли храм по часовой стрелке и увидели еще один храмик полуоткрытого типа, посвященный Бхайраве.  Здесь же есть небольшой бассейн под названием Вишнукунд.

     Сделав пару снимков сверху от храма, а потом и с висячего моста через Дхаулагангу, мы стали спускаться по многочисленным ступенькам вниз к сангаму. Там уже находилась семья индусов и брамин. Бетонная площадка, на которой мы стояли, была на метр выше воды, так что рукой воды было не достать. Течение обеих рек в этом месте очень быстрое, вода бурлит и шумит так, что страшно даже подойти к краю площадки, не то что искупаться. Тогда брамин спустился слегка вниз к реке, встал на маленькую ступеньку, расположенную на уровне воды, и стал набирать воду в кувшины, которые подавали ему индусы. Используя эту возможность, мы подошли с брамину и жестом попросили его поплескать на нас воду из сангама, что он с удовольствием и сделал. Так мы получили омовение в Вишнупраяге.  Сфотографировавшись здесь, мы поднялись наверх. Девчонки сразу пошли к машине, а я пробежал по мосту и сфотографировал Праяг еще с одного выгодного ракурса.

     Это единственный Праяг без какого-либо места для ночевки паломников. Но уже в 8 км отсюда находится городок Джотиматх, получивший свое название от знаменитого Джотиматха, установленного Шанкарачарьей в 8-м веке нашей эры. Здесь также расположен храм Нришингха (Nrishingha), печально известный своими человеческими жертвами, которые были остановлены Шанкарачарьей.

     Это самый спокойный и тихий из пяти Праягов. Звук от бурлящей речной воды здесь приглушается тем, что склоны глубокого ущелья русла реки покрыты густым зеленым лесом.

     Легенда гласит, что Божественный мудрец Нарада, хотя и получил задание от самого Брахмы, отказался принять на себя ответственность за творение и поэтому был проклят рождением как человек. Но даже в человеческой форме Нарада не мог забыть Господа Вишну. Он пришел в эти места и медитировал здесь. После нескольких лет медитации Вишну был удовлетворен его аскезой и освободил Нараду из рабства человеческого тела. Благословение Вишну увековечено в названии этого Праяга.

     Поклонившись еще раз этому святому месту, мы поехали дальше, пересекли реку по большому новому мосту и стали по серпантину взбираться к Джотиматху.

     Каждый раз, начиная какое-то новое серьезное дело, ощущаю внутри тихую радость с некоторым чувством волнения от неизвестности, и это волнение полностью исчезает и даже заменяется ощущением уверенности, стоит только сделать один, самый первый результативный шаг. Вот с таким ощущением мы и покидали Вишнупраяг.

     Преодолев еще около 30 км пути, мы приехали на Нандпраяг, образованный слиянием Алакананды и Нандакини на высоте 914 м.

     К Нандпраягу мы подъехали со стороны Нандакини, переехав ее по мосту. Здесь нет храма, небольшая бетонная беседка обозначает начало ступенек для спуска к сангаму. Это довольно пустынное место, только два рыбака из ближайшей деревни стояли на другой стороне реки с палками-удочками и ждали удачи, которая, видимо, переключилась на нас, а от них отвернулась.   Мы поблагодарили духов этого места за то, что разрешили нам побывать здесь, босиком зашли по щиколотку в воду, поплескали себе на голову, умылись и немного посидели на камушках, глядя на буруны воды, образующиеся в месте встречи двух несущихся вниз потоков. Девчонки подобрали несколько красивых камешков и пару из них мы взяли с собой на память.  

     Говорят, что этот Праяг назван в честь благочестивого короля Нанды, который именно здесь совершил огромную церемонию очищения огнем. Согласно одной легенде, королю был обещан сын, являющийся воплощением Вишну. К сожалению, такое же обещание было дано Деваке, сестре короля-тирана Кансы, который заключил ее в тюрьму. В конце концов, Боги нашли решение: Вишну будет рожден как Кришна Девакой, но будет воспитан женой короля Нанды, Яшодой.

     Пураны рассказывают также, что как-то раз, когда Парвати возвращалась на Кайлаш с Шивой из дома своего отца, она захотела пить. Так как Алакананда, как полагают, возникла из ног Господа Нараяны, а Парвати является супругой Шивы, ей запрещено пить эту воду. Тогда Шива бросил свой трезубец, обрушил основание горы Тришул, и появилась река Нандакини, чтобы утолить жажду Парвати. Таким образом, река названа в честь нее.

     На месте слияния Нандакини и Алакананды нет храма, но никакого недостатка в храме здесь не ощущается. Паломников в это святое место всегда ждут в двух храмах Господа Шивы, которые стоят на каждой стороне Алакананды, а также в храмах, расположенных в селе, недалеко от рынка, и посвященных Гопала Кришне и Чандрике.

     Кроме этого, Нандпраяг также является воротами к Бадри-кшетре. Область между Сатопантхом (Satopanth) и Нандпраягом известна как Бадри-кшетра, так как все важные храмы Бадри (Панч Бадри) расположены в пределах этой области.

     В далеком прошлом Нандпраяг был оживленным местом, полным паломников в летнее время и тибетских торговцев в течение зимы. Но те дни прошли. Теперь на Нандпраяге слышны только шум рек и птичьи крики.

     Чувствуя себя уже опытными проходильщиками Панч Праяг Ятры, мы сели в машину и поехали дальше.

 

     Карнапраяг мы увидели сверху и сразу остановились. Нарендр показал нам спуск из каменных ступенек вниз к храму, и мы вчетвером (Олег остался в машине) пошли вниз.

     Расположенный в 33 км от Рудрапраяга, ледяной поток с ледника Пиндар становится рекой Пиндари (или Карнаганга), и когда она встречает Алакананду на высоте 788 м, это слияние известно как Карнапраяг. Лесистые заросли на холмах, окружающих его, были местом встречи Шакунталы и Раджи Душианта, увековеченных в бессмертной классике Калидасы и в любимой до сих пор балладе. Место получило свое название от имени воина Карны, сына царицы Кунти и ее пламенного любовника Господа Сурьи. Родословная Карны держалась в секрете, но он практиковал многолетнюю аскезу перед отцом и получил в дар пару серег и доспехи, которые сделали его неуязвимым.

     В Пуранах описывается история Карны, трагического героя Махабхараты. На обратном пути с Кайлаша, обители Господа Шивы, Карне приглянулось это место, и он решил на некоторое время остаться здесь. Очарованный безмятежной красотой этого места, он хотел посидеть здесь в медитации, для которой омовение в праяге является обязательным. Но в этом месте не было праяга. Тогда Карна заставил реку Пиндари спуститься и встретиться здесь с Алаканандой. Таким образом, Праяг был создан Карной и получил имя в честь его создателя. Здесь указывают на Карнашилу (Karnasila) — Камень, на котором Карна, как полагают, сидит в медитации до сих пор. Говорят, что именно здесь были проведены и последние обряды Карне.

     Главный храм, расположенный на вершине склона возле слияния, хотя и назван в честь Карны, посвящен Уме, дочери Гималаев. Каменный храм был реконструирован по заданию Шанкарачарьи и включает в себя Натмандир (Natmandir) и Гарвагриху (Garvagriha) (святыню, алтарь). Ума здесь сопровождается Парвати, Ганешей и Шивой. Там установлена также обожествлённая статуя Карны.        

     Праяг находится чуть ниже храма. Лестница ведет от храма к слиянию и проходит через храм Шивы и Винаяк Шилу, которая, как полагают, ограждает человека от всех опасностей.

     Здесь также медитировал со своим Гуру в течение восемнадцати дней Свами Вивекананда.

     Храм оказался закрытым и мы, обойдя его, пошли дальше вниз к поселку. Выйдя на дорогу, мы увидели железный мост через Алакананду и большой плакат перед ним с указателем на Рудрапраяг. Поняв таким образом, что это дорога, по которой нам придется ехать, мы позвонили Нарендру, позвали его приехать к нам и пошли в ближайший чайник. После совершения чайной церемонии мы спустились вниз к воде, сполоснулись в месте, где воды обеих рек уже смешались, и запечатлели на видео и фото наше здесь присутствие.

     Солнышко уже спряталось за гору и скоро должно было начать темнеть, поэтому мы попросили Нарендра начать поиски ночлега.  До Рудрапраяга оставалось пара десятков километров и в этих местах было немало отелей. В первом, около которого мы остановились, нам назвали цену 1000 рупий за даблрум. Во втором 2500, дальше 4000. Проверив еще пару отелей, мы наконец-то нашли то, что было нужно нам. Маленький семейный отельчик с ресторанчиком и тремя комнатами, которые мы и заняли. Отельчиком заправляют глухой дед, бабка и две внучки. Сговорившись на 900 рупиях за три номера, мы расположились, смыли с себя дорожную пыль и поднялись в ресторанчик. Ничего готового там не было, дед обещал приготовить рис, дал, чапати, но надо было немало ждать. На прилавке лежали пачки с «Maggi», и мы заказали лапшу с овощами, как самое быстрое в приготовлении блюдо. Дед стал возиться с овощами, постоянно отвлекаясь на внучек и подъезжающих индусов и по своей глухоте по пять раз переспрашивая их. Нарендр посмотрел-посмотрел на такое дело и взялся за готовку сам: начистил овощей, порезал, поджарил и приготовил все самостоятельно. И подал нам, предупреждая при этом, что повар он неважный. Но, видимо, мы хорошо проголодались в дороге, так что смели все быстро и с аппетитом.  Покушав, мы заплатили деду по 35 рупий за порцию и стали сами варить травяной чай на ресторанной газовой плите. Когда чай был заварен и Света, отцедив его, собралась выкинуть использованную заварку, сидевшие рядом пацаны-индусы выхватили ее у нее из рук, заварили еще раз и, очень довольные, пили чай за соседним столиком вместе с Нарендром. Мы заплатили еще 50 рупий деду за газ и этот обедоужин получился у нас самым дешевым за весь Чардхам.

     На следующее утро в 6 часов мы облились, разбудили Нарендра, который спал на раскладушке на улице, совершенно не реагируя ни на проезжающие машины, ни на кричащего из-за глухоты деда, ни на какие-либо другие звуки, и поехали дальше.

 

     Когда Алакананда и Мандакини, две из самых красивых среди гималайских рек, встречаются, стечение их называется Рудрапраяг. Расположен он на расстоянии 32 км от Карнапраяга.

     Рудрапраяг назван так в честь Господа Шивы, который также известен как Рудра и многие легенды связывают это место с ним.

     Одна широко известная легенда гласит, что именно здесь Шива исполнил свою знаменитую Тандав Нритья (Tandav Nritya). Кроме того, Господь Шива сыграл здесь же свою Рудра Вину, и ее звуком очаровал Господа Вишну.

     Существует еще одна легенда, которая повествует о том, что мудрец Нарада однажды сильно возгордился своим умением играть на вине. После того, как он осознал свою самонадеянность, он молился в этом месте Господу Шиве в течение многих лет, пытаясь уговорить Шиву, чтобы тот взял его в качестве своего ученика.  Шива явился в своем Рудра-воплощении, чтобы благословить мудреца.

     В соответствии с Пуранами, это родина Ragasa и Raginis — основ индийской музыки. Довольный медитацией Нарады, небесного мудреца, Шива в форме Рудры создал эти музыкальные основы, на которых богатая индийская музыка стоит и по сей день.

     Черная скала, расположенная здесь, считается местом, где медитировал Нарада, и называется Нарад Шила.

     Также именно здесь жена Шивы, Сати, получила новое воплощение после своего самосожжения, когда отец унизил ее мужа. В своей новой жизни, как дочь Гималаев, она именно в этих местах предавалась аскезе, чтобы упросить Шиву стать ее мужем еще раз.

     Весь этот регион благословлен неописуемыми природными красотами и местами религиозного значения.  Здесь находятся храмы Рудранатх и Чамунда Деви.

     Итак, в 7 утра мы прибыли на Рудрапраяг. 

     Припарковав машину на выезде из тоннеля, мы пошли по тропинке вверх, к храму Рудры. Крутая лестница, связывающая храмы, приводит к святому слиянию рек. Храм Рудранатх находится на верхнем конце лестницы. Это чистый небольшой каменный храм неопределенного возраста. Утверждают, что храм был построен задолго до посещения этого места Шанкарачарьей, который сделал только некоторые ремонтные работы.

 

     Кроме главного храма, небольшие отдельные храмы Ганеши, Лакшми-Нараяны и Бхайравы расположены в комплексе. Главный храм делится на две части — Алтарная и Натмандир; его крыша построена в форме купола и украшена лотосом и трезубцем. В Натмандире напротив алтарной комнаты спокойно сидят два каменных быка. Это особенность данного храма, так как обычно в храмах Шивы всегда имеется только один бык, а не два. Но здесь в Святилище находятся два Шивалингама — Нарадешвар и Камешвар, поэтому в Натмандире также находятся две статуи быка. По обе стороны от Лингама расположены два прекрасных образа Парвати и мурти Ганеши.

     В храме и вокруг него ничего не изменилось с 2013 года, и пуджари тот же, голубоглазый светловолосый "Ваня". Мы прикоснулись к Лингамам, позвенели в колокол, получили по красной точке в лоб от Вани, а также выслушали многократное напоминание о необходимости оставить денюжку на храм. Затем мы обошли храм, заглядывая по пути в небольшие алтарики, расположенные вокруг основного храма, напоследок звякнули в большой колокол и пошли вниз к сангаму.  Первый из нижних храмиков остался таким же, как и был в 2013 году, а вот второй, который еще ниже, подремонтировали и расширили. Рядом появился еще один полуоткрытый алтарь с большими и непонятными мурти. Та же самая женщина пуджари проводила утреннюю пуджу в нижнем храме. Вниманием она нас не одарила, сконцентрированная на проведении ритуала, так что мы, просто поклонившись храмику, пошли вниз к воде.

Все ступеньки и перила были новыми, а площадку, на которой раньше проводили пуджи, не отреставрировали. От нее остались еле заметные следы бетона, а вода, несмотря на полноводность обеих рек, ушла метров за 20 от прошлого места. Видимо поэтому и не стали восстанавливать площадку. Мы, как и в предыдущих местах Ятры, поплескали себе на голову воды из сангама, умылись, поклонились Праягу и другой дорогой пошли наверх к машине, по пути полюбовавшись новым железным мостом через Мандакини, заменившим старую канатку с клетушкой на одного человека. Поднимаясь, мы прошли то место, где была раньше полуокрытая хижина бабы-садху, у которого мы пару раз сидели и пили с ним чай. Место это было сильно разрушено, от хижины не осталось и следа.

     Рудрапраяг — это также место, где Джим Корбетт покончил с известным людоедом-леопардом из Рудрапраяга, который к тому времени убил уже 125 человек.

     Современный городок Рудрапраяг является даром Свами Сатчитананды. Этому слепому, без гроша в кармане санньясину удалось найти финансирование и необходимые людские ресурсы, чтобы вновь отстроить это место. Обветшалый храм Рудранатх был построен заново. Он также восстановил Гхат на слиянии, построил больницу, школу санскрита и колледж.

 

Девпраяг (Дэопраяг, Девапраяг)

     От Рудрапраяга дорога вниз просто отличная, двухполосная, с новым асфальтом, так что мы ехали со скоростью 50-60 км в час и в 11 часов уже подъехали к Девпраягу.

     Расположенный на высоте 618 м в прекрасном природном окружении, Девпраяг является последним и самым важным слиянием среди пяти Праягов в Гархвале.  Девпраяг является родиной Ганги.

     В соответствии с Пуранами, Брахма-создатель  до процесса создания именно здесь сидел в медитации, длившейся тысячи лет, чтобы умиротворить Господа Вишну, чтобы получить разрешение на создание.

     В древние времена в этом месте ведический мудрец  Девашарма Риши длительное время совершал аскезы, чтобы убедить Рагхунатха, воплощение Нараяны и героя Рамаяны, прийти в Девапраяг после завоевания Ланки (современная Шри Ланка) и остаться здесь навсегда в храме Рагхунатхджи. После того как Господь Вишну явился и благословил мудреца, множество Девов, божественных существ, пришли сюда, ища благословения. С тех пор это место называют Девапраяг, местом божественных существ.

     Считается, что именно в Девпраяге  Господь Вишну просил 3 шага земли у короля Бали. И именно здесь Господь Рама и Лакшман совершили аскезу для того, чтобы искупить свой грех убийства Раваны, который был брахманом.

     Для большинства индусов это слияние не менее святое, чем сангам в Аллахабаде.

     Нарендр высадил нас наверху перед входом в коридор, ведущий к Рама Мандиру, а сам поехал вниз через мост к стоянке такси.

     Коридор был совершенно новый, свеженький, с крышей, весь из металла. На террасе, в верхней части деревни, расположен построенный из огромных камней храм Рагхунатджи, который имеет пирамидальную форму. Он является главной достопримечательностью Девпраяга. Согласно надписи на каменной стене позади храма, преданные приходили сюда, чтобы посетить этот храм, уже в 1 веке нашей эры. Это указывает на то, что храму более 2000 лет. Это каменное строение около 20 метров высотой с деревянной верхушкой не столь грандиозно, как храм Бадринатха, но он очень почитается среди преданных и является одним из 108 Дивья-Дешам (святые места и храмы в вайшнавской традиции, которые были воспеты святыми подвижниками альварами).  В этом доме находится пятиметровое изображение Господа Рама, выполненное из черного гранита.

     Внутри храма Господь Рагхунат в полном боевом снаряжении молча приветствовал нас. Пуджари дал нам по ложке водички и поставил тилак на лоб. Мы поклонились большой черной мурти Господа Рамы и вышли наружу.

     Храм окружен четырьмя маленькими святынями с каждой стороны. В храмовый комплекс входят храмики Аннапурна Деви, Ханумана, Шанкарачарьи и Гаруды. Мы обошли вокруг храма, уделив внимание каждому Божеству.

     Говорят, что Рагхунат имеет множество золотых украшений, которые хранятся в сейфе. На праздники Рамнавами, Басант Панчами и Байшакти, Господа Рагхунатха одевают в эти драгоценности и сажают на каменном троне во дворе храма, чтобы дать возможность всем преданным получить даршан. Есть поверье, что сам Рама однажды сидел на этом троне.

     Лестница от двора храма спускается до места слияния Бхагиратхи и Алакананды.  По крутым каменным ступенькам мы спустились вниз к сангаму. Всю дорогу нас сопровождал невесть откуда появившийся пандит, старавшийся быть и гидом, и пуджари. Мы сделали несколько кадров на ступеньках гхата и подошли к воде. Довольно ровный поток почти прозрачной Алакананды охватывает желтоватоземляного цвета воды Бхагиратхи, чтобы сформировать самую святую реку Индии, Гангу. Что интересно, здесь всегда одна из рек мутнее другой. Алакананда и Бхагиратхи в этом месте полноводные и бурные, хотя и не настолько, как в Рудрапраяге, но трансцендентное спокойствие, несмотря на постоянный шум бурлящей воды, перекрывает многоборье рек.

     Как принято, мы разулись, зашли по щиколотку в воду и побрызгали на себя водой из теперь уже официальной Ганги. Потом мы немного посидели в пещере в трех метрах от Праяга, попели с пандитом мантры, пофотографировались и двинулись наверх к нашей машине. Было уже довольно жарко и уже не верилось, что еще вчера мы мерзли и мечтали о тепле.

     Также в Рудрапраяге существует интересная астрономическая обсерватория, принадлежащая ачарье пандиту Чакрадхару Джоши, астроному и астрологу, там хранятся два телескопа и несколько книг по исследованиям в области астрономии. Здесь также находится коллекция из 3000 рукописей, собранных со всей страны. Самая ранняя рукопись датируется 1677 AD. Также здесь можно найти некоторые из самых старых каменных надписей в регионе.

     В районе Девпраяга находятся еще храм Данешвар Махадев, храм Чандрабадни Деви,  Мата Бхуванешвари и данда Нагараджа, которые мы решили посетить в следующий раз.

 

     Дорога от Девпраяга до Ришикеша проходит по вершинам гор, а далеко внизу видна извивающаяся змейкой Ганга. Забравшись на самую верхнюю точку этого отрезка пути, мы остановились попить чаю, пофотографироваться, ну и, конечно же, повосхищаться красотой поросших лесом гор. Это была наша последняя остановка, и уже через полчаса мы разгружались на площадке рядом с мостом Лахманджула. На самом мосту нас обокрали местные обезьяны, отобрав пакет с бананами. В 2 часа пополудни мы загружались в ожидающие нас номера Турист хома.

     Итак, в нашу копилку добавилась еще одна прекрасная Ятра. Ощущение реализации запланированного, удовлетворения от того, что сделано нечто важное, наполненность чем-то, реально ощутимым, но едва ли объяснимым обычными словами — это то, что ощущал каждый из нас в тот момент.

 

Panch Prayag Yatra 2016


Казахстанская Академия Йоги
© 1992 — 2019
Контакты
Телефоны: 8 (7212) 51-06-69, 51-48-47

Email: akhilesh_sw@mail.ru, centreyoga@mail.ru
Skype: akhilesh_sw
Адрес
100017, Республика Казахстан г. Караганда, ул. Тулепова, дом 5/2, кв. 21
Сделано
в веб-мастерской
Даниила Йоля