Приезжать в ашрам Гуру — это всегда хорошо. Даже если вы этого не понимаете (или не знаете язык). Вот магнит, а вот кусок железа. Если они сближаются, кусок железа тоже становится магнитом. Железо не понимает этого, а человек понимает. Если мы сейчас пересядем на солнце, станет и светло, и жарко. Так же и энергия и сознание вместе. Мы — не только тело, не только ум, мы также и дух. Все активности тела и ума — это энергия: работа, еда, сон, танцы. Я не могу двинуть рукой без энергии, не могу сделать павана-муктасану без энергии. Вы отдаёте немного энергии, а к вам возвращается больше. Это прелесть посещения ашрама Гуру. В обыденной жизни все очень заняты, но иногда нужно сюда приезжать. Вы должны заряжать свой мобильный телефон, если не зарядите, он не будет работать. Мы должны подзаряжать его от времени к времени, хотя бы иногда. Приезжая в ашрам и работая там, мы блаженствуем. Нам не дают ничего: ни денег, ни поощрения. Но мы получаем некую энергию сознания. Мы становимся чище. На самом деле это и есть главная цель Йоги — делать себя чище. Если зеркало загрязнено, вы не можете видеть своего лица. Зеркало должно быть очищено, чтобы увидеть своё лицо. Ум — это зеркало, и мы должны содержать его в чистоте. Очищение ума — главная цель Йоги. Выбросить из него всю пыль и грязь: ревность, ненависть, вожделение. Для этого есть асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи — Аштанга-Йога. Мы всё это делаем только для очищения ума. И тогда происходит самадхи. Когда зеркало очищено, в нём всё отражается и становится ясно видимым. Мы должны быть очень регулярны в садхане — это первое условие. Необязательно менять свой образ жизни: работа, бизнес, семья. Не создавайте ситуации, подобной этой: «Я садху, делаю свою садхану, не спрашивайте меня ни о чём!». Продолжайте заниматься своей садханой, однако было бы лучше, если бы все в доме имели садхану — это создаёт определённый фон гармонии, когда все понимают друг друга, все занимаются очищением. Тогда не будет сопротивления. Многие пишут Гуруджи: «Свамиджи, я делаю садхану 2-3 часа в день, а моей жене это не нравится» или: «Свамиджи, я заинтересована в садхане, я делаю всю домашнюю работу, но моему мужу это не нравится». Это создаёт сопротивление. Если я поступаю так, это может не понравиться родственникам. Но мысль — это энергия. Путешествуя в поезде, самолёте, сидя рядом с попутчиком, иногда вы чувствуете себя комфортно. А иногда, если что-то не в порядке с моими мыслями, я уже не чувствую себя так комфортно. Это случается с каждым. В семье из 4-5 человек, если даже кто-то один несчастлив, эта негативная энергия распространяется на всех. Если один в гневе, а другой в спокойном состоянии, его покой будет нарушен. В неспокойной среде человек тоже станет неспокойным. Если мать или отец раздражены, в гневе, дети будут чувствовать себя несчастливыми. Поэтому лучше, чтобы хотя бы оба родителя в семье занимались, получили посвящение от одного Гуру. Потому что энергия будет одного вида. Гуру — это и энергия, и сознание. И если вы со своим партнёром имеете одного Гуру, то у вас будет схожий вид энергии и сознания. Детей со всего мира привозят сюда в возрасте 5-7 лет для получения мантра-дикши. Даже если они не понимают смысла. Это как сладость: необязательно понимать, что это. Структура, форма пищи не имеет значения. Самое главное для сладости, еды — это вкус и польза для здоровья. Итак, если вы получаете посвящение от одного Гуру, регулярно выполняете садхану, время от времени старайтесь посещать ашрам. Старайтесь — потому что это полезно для физического и ментального тел, а также для духа. Мы состоим из этих трёх частей: тело, ум и дух. Тело имеет чувства, нервную систему. Ум — это интеллект, самскары, эго. Эго — причина гнева, ненависти, собственничества. И самое важное из этих трёх — это дух. Таким образом, садхана проходит через тело, ум и дух. Это последовательность, как детский сад, школа и т.д. Это так же, как если бы мы взбирались по лестнице, где нет лифта. То же самое и с сознанием или кундалини: муладхара, свадхистана, манипура и т.д. Это — Кундалини-тантра. Эту книгу обязательно нужно прочесть. Так же, как «Асана-Пранаяма-Мудра-Бандха», «Йога-Нидра», «Йога и Йога-терапия», так и «Кундалини-тантра». Чтение первоисточников — это важно. Итак, выполняйте садхану, поддерживайте осознанность и посещайте ашрам для подзарядки.
Даа́наса́гар — океан милосердия, благотворительности. Означает — человек с сердцем большим, как океан. Если у него есть 10 рупий, а у него просят 11, он займёт 1 рупию и отдаст 11. Это значение Даа́наса́гар.
Виджа́яти́ртха. «Тиртха» — это место паломничества. «Виджая» — это победа. Цель жизни — сделать себя такой же побеждающей и хорошей, как место паломничества. Все приезжают в места паломничества, чтобы выразить свою веру (shraddha). Я не знаю культуру вашей страны, здесь же люди посещают места паломничества. Для нас с вами ашрам — тоже место паломничества, где живёт наш Гуру, где его миссия и центр. Итак, ты должна стать настолько чистой и хорошей, как место паломничества. Здесь люди почитают Солнце, Луну, Шиву, Дэви — почему? Потому что доверие, вера огромного количества людей сконцентрированы на них. И если вы поклоняетесь этим местам, это даёт вам силу, свет, сосредоточение.
Омса́гар. «Ом» — вы знаете, что это такое. «Ом» означает Бога. «Сагар» означет неограниченный, Бог не имеет границ. Вообще, это судьба и цель всех людей.
Лали́та — прекрасная. Та, которая должна быть прекрасной во всех своих проявлениях. Не только физически, но и ментально, интеллектуально и духовно. Красота, Сат-Чит-Ананда — это три аспекта Бога. И развитие любого из них делает человека Богом. Истина и красота. И ты не можешь быть красивой, прежде чем станешь чистой. То есть красота означает полное очищение. Лалита — чистейшая Дэви. Имя — это цель садхаки. Вы должны стать таким. Сейчас вы пока не являетесь такими, вы не Омса́гар, не Лали́та. В вас есть ненависть, ревность, пыль и грязь ума. И когда Гуру даёт вам имя, это предполагает, что вы станете подобными этому имени через садхану и осознанность. Быть злым, например, это плохо. Это — осознанность, когда вы преодолеваете свой гнев. Это возможно? Думаю, думаю, думаю… Потом ум останавливается, и я могу преодолеть свои слабости. Потому что у всех нас есть слабости, и мы не можем победить их за один день. Нужно читать Йога-сутра Патанаджали. Четырнадцатая сутра в первой главе гласит: вы должны заниматься садханой долгое время, всю жизнь. Вот, я так устал сегодня, не буду делать садхану… Нельзя так. Ай-яй-яй. Смерть, рождение, болезни и пр. случается со всеми — это не оправдания, чтобы не делать садхану. Садхана должна быть регулярной, без перерыва. Таки образом, первый пункт — это выполнение в течение долгого времени. Асаны, пранаямы, Гуру-мантра, другие мантры, молитвы на любом языке. В течение долгого времени, регулярно, с верой и уважением (шраддха́). Вы должны поверить, что это полезно для вас. Это очень важно. Одно выполнение не поможет. Я точно должен знать, что это хорошо для меня, тогда жизнь меняется.
Это и есть значение Шраддха́ти́ртха. Вы должны взрастить веру, сильную веру. Люди скажут: какая она верующая! Как много в ней веры! У вас есть вера в Гуруджи, поэтому вы здесь. У вас есть вера в Сатьянанда-Йогу, поэтому вы приехали, иначе бы вас просто здесь не было. Вы потратили время, деньги, энергию. Каждый раз, делая что-то, мы тратим деньги, время или энергию. Вот сейчас я говорю; деньги при этом я не трачу, но уходит время и энергия. Итак, приезжая сюда, вы тратите деньги, время и энергию, но получаете гораздо больше, чем вкладываете. Однако не относитесь к этому, как к бизнесу. Это нечто другое. Это очищает меня, улучшает, делает счастливее, успокаивает. Одним словом, цель Йоги — достичь спокойствия, мира для ума. В конце каждой мантры мы поём: «Шанти, шанти, шанти»… Я думаю, во всех религиях и языках есть это слово, потому что оно необходимо для каждого человека. «Шраддха́» означает «вера», она должна стать воплощением мира, покоя. Я — вера.
Манга́лру́па. Манга́л — благоприятность. Всё хорошо, всё классно, все — счастье. В ашраме так хорошо, потому что здесь Гуруджи. Вы — форма, воплощение благоприятности, счастья.
Хари Ом Тат Сат
Свами Гьянбикшу Сарасвати