В истории йоги женщины всегда были в большинстве. Посчитайте собравшихся здесь, сходите на любой класс йоги, сатсанг или в ашрам, и вы увидите, что женщин больше, чем мужчин. Тот факт, что видите больше женщин, вовлеченных в духовные движения говорит не о современном развитии, а о современном возрождении.
На протяжении последних веков женщин подавляли, им отказывали в основных правах и равенстве. Их также ограждали от духовной жизни. Возможно причиной тому было желание мужчин эксплуатировать их со своими плотскими целями. Я уверен, что мои предположения верны. Если бы женщинам было дозволено практиковать духовную жизнь и развивать свое осознание, тогда как бы они могли стать жертвами мужской похоти? Посмотрите на положение женщины в западном обществе. До недавнего времени им разрешалось быть только женами и матерями, не более того. Они были поставлены в такие условия, что не знали, как отрицать, отказать или противостоять. Только сейчас женщины начинают обретать свободу от старых традиций. На Западе они всегда были отлучены от духовного. Когда я посещал монастыри на Западе, женщинам-саньясинам не разрешалось быть за пределами монастыря. Это совершенно отличается от традиций йоги, где мужчины и женщины могут жить, передвигаться, разговаривать и взаимодействовать друг с другом. Со времен начала йогической истории женщины играли главную роль, многие из них были даже гуру и святыми. Существует верование, что Шива был первым гуру и основателем тантры и йоги. А знаете, кто был первым учеником? Парвати, его двойник, жена или шакти. Если вы читаете тантрические тексты, вы наверняка заметили, что они начинаются с фразы: «Парвати спросила». Таким образом, знание тантры и йоги было впервые передано женщине. В йогической культуре, когда речь идет о взаимоотношениях, женщина всегда упоминается первой. Мы говорим: «Сита Рам», а не «Рам Сита», «Радха Кришна», а не «Кришна Радха» и «Гаури Шанкара», а не «Шанкара Гаури». Это связано со схемой эволюции, сначала идет Шакти, затем Шива. В тибетской и Индийской традициях тантры существует 84 йога, и из них 64 были йогинями (женщинами). В Кашмире жила великая святая по имени Лалла. Она всегда находилась полностью обнаженной. Последователи часто спрашивали ее: «Лалла, почему ты не надеваешь одежды?», на что она отвечала улыбаясь: «Вы видите моё тело или мою душу?» В Упанишадах есть много упоминаний о святых женщинах, а также философские дебаты с участием йогов как мужчин, так и женщин. Есть также одно фантастическое упоминание об очень умной женщине по имени Гаргхи, которая была известным ученым и великим саньясином. Изучая книги по тантре, мы сталкиваемся с основной темой: Шакти творит, а Шива является инструментом. Ади Шанкарачарья написал первые строки самой известной тантрической работы и они были следующими: «Без Шакти иог бы Шива творить?». Шива-только молчаливый свидетель, а Шакти- творец. Поэтому, в тантрической традиции щенщина является инициатором. В мире существует две традиции. Одна матриархальная, другая патриархальная. Иудаизм, Христианство и Ислам — патриархальные. Индуизм, Буддизм, Зороастризм, Шинтоизм, Таоизм и Конфуцианство- матриархальные. Матриархальные религии очень мирные религии. В них много понимания и сострадания к другим, что отражает истинно женскую природу. Матриархальные религии отвечали за красоту в жизни, это например изящные искусства, йога, тантра, танцы, музыка, рисование и т. д. Патриархальные религии бескомпромиссны и произвели на свет сильных воинов и развили строгое административное управление. К тому же они оградили женщин от продвижения. Однако, за последние полтора века западные женщины стали более открыты, некоторые продвижения происходят и на Востоке. Как я говорил ранее, происходит возрождение традиций для женщин саньясинов, и я несу ответственность за это. В начале 60-х и в 70-е годы я начал посвящать женщин в саньясу, это вызывало серьезное беспокойство сто стороны православных людей, но шли года, и им не оставалось ничего, кроме как следовать моим путем. Теперь у них больше женщин учеников, чем у меня. Женщина- одно из прекраснейших созданий Творца и нет никаких причин ограждать ее от духовной жизни. Женщины сверхчувствительны по своей натуре. Нужно поощрять их повышать свое самосознание и развивать эту часть своей личности. Почему бы им не стать ясновидящими, телепатами, пророками, учеными или саньясинами? Одна из главных причин успеха моей работы- это вовлечение женщин в движение. Я не говорю, что мужчины бесполезны, у них есть свое место, но в схеме творения, я убежден, женщины стоят выше. Шамаранд,
Франция, 1981 год, впервые опубликовано в журнале ЙОГА, изд.20, номер 10 (октябрь 1982 г)
Если ты способен уйти глубже в себя, тогда ты можешь испытать вечное и бессмертное блаженство. Это ощущение Себя называется «ананда», это не боль и не наслаждение. Это чувство равновесия. Это не счастье, это не радость, и не похоже на восторг, нет волнения, это просто совершенная глубина. Это состояние называется ананда.
Свами Сатьянанда.