Какие мы должны ставить перед собой цели или намерения в соответствии с Йогой по завершении курса в ашраме?
После завершения этого курса и возвращения домой первой целью должно быть преподавание Йоги, где бы вы ни находились. Обучайте Йоге, говорите о Йоге с целью помочь другим, говорите тому, кому вы желаете крепкого здоровья, счастья и просвещенной жизни. Если они не оценят ваши слова, не расстраивайтесь. Не бойтесь критики. Просто выполняйте свою работу. Убедили ли вы человека или нет, не ваша забота, ваша задача заключается в помощи людям с помощью Йоги так же, как доктор помогает людям, выписывая лекарство, даже если пациент раздражен или критикует его. Доктор продолжает лечить, он это делает не ради денег, не ради славы, а для блага пациента. Кроме того, вы должны учить Йоге, которая поможет людям преодолеть боль и проблемы — физические, умственные, эмоциональные и психоэмоциональные.
Йога — это лишь средство, с помощью которого можно достучаться до людей. Это лишь повод, чтобы поговорить с людьми и привлечь их на духовный путь. Вылечить диабет, гайморит, воспаление седалищного нерва или астму — не есть цель. Это только побочные эффекты. Если вы практикуете асаны, автоматически происходит реакция в теле, уме и эмоциях, так как изменяются обмен веществ, влияние гормонов и работа полушарий головного мозга. Вся окружающая среда изменяется в духовной плоскости. Таков нормальный эффект. Вам не нужно работать для этого. Вам нужно только последовательно выполнять асаны и пранаямы. которые подходят для того или иного заболевания, той или иной проблемы.
Если вы будете выполнять любые пять асан, две пранаямы, одну технику релаксации, любую технику медитации или повторение мантр, они приведут к этому эффекту. Они будут влиять на процессы, происходящие на психоэмоциональном уровне, и, тем самым, вы станете более здоровым, более счастливым и более просвещенным. Это и есть цель — лечить, помогать, чтобы сделать людей счастливее и направить их на лучший путь, на лучший образ жизни. Цель ваша заключается в том, чтобы найти самому путь высшего поиска и помочь другим встать на этот путь.
- Ганга Даршан, 8 марта 1981
Какой будет роль учителя Йоги в будущем?
Йога станет ядром грядущей цивилизации, и учителя Йоги будут играть очень важную роль в этом грядущем событии. Учителя Йоги — это не обычные преподаватели какого-либо предмета.
В прошедших веках Йога всегда была философией, которая порождала гениев, идеи, формы и выражения. Для того, чтобы реструктурировать человеческое тело и ум, ученые испытывали различные методы с начала цивилизации, но обнаружили, что наука Тантры, ветви Йоги, является самой мощной и самой успешной.
Если вы не в состоянии освободить энергию из материи, как обращаться с Шакти? Сукшма, или тонкие силы в человеке, заключены в грубое тело, разум и чувства. Эта трансцендентальная сила известна как Атма, или Чайтанья Шакти, и находится в вечном плену. Мы можем видеть и ощущать тело и разум, чувства, мысли и эмоции по-разному — боль, радость, ревность, сон, галлюцинация, но есть нечто совсем иное, чем все это. Большинство людей не могут ощутить это, а йоги могут. Большинство людей не могут испытать это измерение, этот опыт shakti.
Учителя Йоги не только в Индии, но и во всем мире, должны понимать, что они должны проявить эту Шакти в своей жизни благодаря постоянству садханы и, таким образом, стать ядром общей культуры.
- Ганга Даршан, 20 апреля 1980
Важно ли, чтобы названия асан произносились в санскритском варианте при обучении на Западе?
Названия асан должны быть на санскрите при обучении на Западе. Мы произвели регионализацию многих вещей, пусть не будет регионализации Йоги. Пусть «бхуджангасана» будет известна как бхуджангасана в Индии, Германии, Англии, Америке, Гренландии, Австралии, Китае и Японии. Пусть это будет международное слово. Давайте не будем пытаться найти английский эквивалент «позе змеи». Этимологически «бхуджангасана» не означает «змея». Говорится: «Bhujamangambechatibhujanga». Это относится к позвоночнику. Те, кто имеют проблемы с позвоночником, например, грыжу межпозвоночного диска и т.д., должны практиковать бхуджангасану. Вот почему это слово — бхуджангасана. Если вы говорите, «поза змеи», это ни о чем не говорит, потому что спинной мозг змеи очень мал.
Важно также знать названия асан на санскрите, потому что санскрит — не слоговой язык. Это язык, где каждая буква имеет значение. Это так называемый сартхак — то, что имеет значение. Каждая буква используется с определенной целью. Не хочу вдаваться в подробности лексикологии. Ученые провели ясное, четкое различие между санскритом и другими языками. Я по-особенному отношусь к этому. Пусть будет, по крайней мере, что-то одно, что должно быть универсальным.
Все регионально распределено. Индуизм имеет свой регион, ислам имеет свой регион, христианство свой, иудаизм свой, буддизм свой, зороастризм имеет свой регион. Эти регионы не способны объединиться друг с другом, потому что они говорят об одном и том же на разных языках. Из-за языковой разницы произошли фактические различия. Те, кто изучал теологию, сходятся во мнении, что все религии говорят об одном и том же. Однако, языки, на которых говорилось об основных и фундаментальных вещах, были разные, появились разные секты.
Специальная терминология Йоги должна использоваться на языке первоисточника. Как вы переведете слово «антибиотик» на русский язык, китайский или хинди? Вы можете использовать слово «антибиотик» на всех этих языках, потому что это технический научный термин. Вы не можете вмешиваться в науку. Если вы вмешаетесь в науку, она тоже превратится в религию. Вы определите для нее регион. Тогда возникнут такие же различия, трудности, проблемы и кризисы, которые широко распространены среди современных религий. Христиане и индуисты говорят то же самое, но используемые слова различны. Я поклоняюсь Раме, вы говорите, что поклоняетесь Богу. Бог и Рама ничем не отличаются, но поскольку эти специальные термины были подвержены регионализации, появились проблемы, и я не хочу, чтобы то же самое произошло с Йогой.
«Йога» должна называться Йогой, а не «единением». Самадхи должно называться «самадхи», а не «транс», потому что нет перевода слова «самадхи». В суфизме говорят «фана», это точное слово для самадхи, но ни в каком другом языке нет аналогичного слова, которое бы правильно определяло самадхи, нирвикальпа самадхи и савикальпа самадхи.
Таким образом, не пытайтесь изменить специальные термины Йоги. Это было бы самой большой ошибкой человечества.
- Ганга Даршан, 25 февраля 1986
Я преподаю Йогу более года, и в последнее время потерял чувство уверенности в себе в этом качестве. Можете ли вы предположить, почему?
Позвольте мне рассказать вам кое-что. С 1956 по 1964 год, когда я преподавал Йогу, случалось, что я был единственным человеком в классе. Никто не приходил на занятия. А если однажды приходили десять человек, то в один прекрасный день их уже становилось восемь, а затем четыре. Я спрашивал себя, в чем причина? Я преподаю Йогу очень даже хорошо, я знаю все асаны и пранаямы, и все равно люди не приходили. Я подумал, что так не пойдет. Так продолжалось в течение восьми лет, до 1964 года. Как видите, для потери уверенности были причины. И я потерял уверенность, но не в себе, а в профессии учителя Йоги.
Ранее, когда я был в Ришикеше со Свами Шиванандой, мне было дано задание учительствовать, но за двенадцать лет никто не пришел ко мне в класс. Все посетители ходили на сатсанг и киртан, но никто не приходил ко мне в класс по утрам. Всего этого могло бы быть достаточно для уничтожения моей уверенности, но этого не произошло. Я сказал себе: что-то я упускаю. В 1964 году первое, что я сделал, это то, что я перестал переезжать. Я велел себе не выезжать никуда в течение нескольких лет. И вот с 1964 года поток обучения Йоге не прекращается. Причиной было то, что я стал постоянен. Это произошло потому, что я постоянно пытался выяснить, в чем заключается проблема, и нашел причину.
Таким же образом, когда вы чувствуете, что теряете уверенность, нужно выяснить, почему. Задайте себе вопрос — почему? Проведите расследование. Если расследовать должным образом, вы непременно обнаружите проблему. Тогда, в соответствии с тем, что выяснится, вы должны продолжать, потому что вы делаете очень большое дело, в том числе и для вашего блага. Когда вы учите Йоге, вы становитесь все более и более осознанным и более сознательным. Так и продолжайте.
- Ганга Даршан, 14 октября 1987