Осознание чакр зависит от духовного развития. Когда сознание очищается с помощью духовных усилий, осознание чакр усиливается многократно. Сушумна нади (центральный канал) должна быть очищена и активизирована до того, как произойдет пробуждение кундалини.
Мулдахара чакра- это корень тонкого плана или основа, фундамент человеческого существования. mūla означает корень, основа; adhāra — фундамент, базис, опора. У мужчин эта чакра расположена в промежности, между анусом и половыми органами. У женщин- в области шейки матки, где соединяются вагина и матка.
Следующая- Свадхистхана, расположена у основания позвоночника, в области копчика. Svādhiṣṭhāna означает «собственное жильё», это основа, через которую большинство людей реализуют себя в жизни.
Манипура чакра расположена в позвоночнике, позади пупка. Мани — это драгоценность; пур — город, поэтому манипура означает «город драгоценностей». Это центр, где хранится вся жизненная энергия организма. Потом идет Анахата, расположена в позвоночном столбе, позади сердца.
Анахата означает «неприкосновенный, не испытавший удара»; это центр нерушимого звука. Вишуддха чакра известна как центр очищения, так как она очищает и гармонизирует все противоположности и все яды. В Вишуддхе яд и нектар отделяются и очищаются. Она находится в позвоночном столбе, позади области горла.
Аджна чакра- это центр команд, из которого ты получаешь указания от внутреннего и внешнего гуру. Слово ājnā на самом деле означает «приказ, команда». Эта чакра расположена позади межбровного центра, у верхушки позвоночного столба.
Бинду- это именно та точка, где Индийские брахманы оставляют пучок из волос. Слово bindu происходит от санскритского корня «bind», означает «делить, расщеплять». Это точка, где единое разделяется на множество. Бинду- это точка черепа, которая питает всю оптическую систему.
Сахасрара- это божественный многолепестковый лотос. Природа его безгранична. Физически этот центр связан с гипофизом, железой, которая контролирует все железы и системы организма. Это основные чакры, и каждая из них имеет соответствующую точку пробуждения, по передней поверхности тела. Для мулдахары это сама чакра; для свадхистханы- это лобковая кость; для манипуры- пупок; для анахаты- сердце. Бинду имеет прямую связь с сахасрарой. Ниже мулдахары расположены другие чакры, которые принадлежат к царству животных. Они относятся только к чувству сознания, но не к ментальному осознанию. Когда ваше сознание развивается через эти чакры, ваш ум ассоциируется с чувством сознания. Здесь нет индивидуального осознания, нет эго; оно начинается только с мулдахары. Эти нижние центры уже не функционируют, потому что вы превзошли их и они уже не имеют никакого значения для вас. На самом деле существует семь высших и семь низших чакр, символизирующих четырнадцать уровней сознания. Сахасрара- наивысшая; это конечная кульминация кундалини шакти. Изначальное место кундалини- это мулдахара, в то время как обиталище Шивы, пуруши или высшего сознания- это сахасрара. Шива и Шакти — это две вечные сущности. Сахасрара- это место высшего осознания, это чистое осознание. Оно не имеет движения, активности, вибрации или подвижности; оно абсолютно неподвижно. Шакти, наоборот, динамичное, творческое, подвижное и наполненное вибрациями. Когда Шакти снисходит в сахасрару и объединяется с Шивой, ощущается великое пробуждение, и тогда реализуется новое измерение сознания.
Существует несколько ключевых методик, которые помогают определить чакры. Для мулдахары чакры вы можете практиковать сосредоточение взгляда на кончике носа или назикагра мудра. Ваше сознание зафиксируется на самой точке мулдахары. Это универсальный метод. Аджна чакру невозможно локализовать, ее можно только представить. Во-первых, сконцентрируйтесь на межбровном центре и попробуйте уменьшить эту область концентрации до точки. Если испытываете трудности, можно нанести бальзам с содержанием ртути на межбровный центр, закрыть глаза; кожа слегка сморщится. Без каких-либо усилий вы почувствуете восприятие и получите осознание этой точки настолько сильно, что увидите луч света. Как только испытаете это, ваш ум отодвинется и зафиксируется на самой трудной для достижения точке, аджна чакре. Существует много методик подобных этой, которые позволяют вам точно обнаруживать точку без воображения, без усилий и напряжения.
Чтобы развить осознание всех чакр последовательно, вы можете сесть и спокойно сконцентрироваться либо на самих чакрах, либо на соединяющихся с ними центрами на передней поверхности тела. С музыкальным сопровождением как по ступеньке: са ре га ма па дха ни са или до ре ми фа соль ля си до. Распределите эти ноты по чакрам как по шкале вверх и вниз, ведите осознание от чакры к чакре, от мулдахары к сахасраре.
Еще одна методика с использованием мантр. У каждой чакры есть своя биджа мантра: лам, вам, рам, ям, хам и ом, последовательно от мулдахары к аджне. Практикуйте джапу, повторяя соответствующую биджа мантру и направляя своё сознание в эту область. Например, направьте ум на мулдахару и повторяйте лам снова и снова. Затем сконцентрируйтесь на свадхистхане и повторяйте вам в течение некоторого времени. Продолжайте повторять соответствующую мантру для каждой чакры.
Можете также использовать янтры и мандалы, которые относятся к определенным чакрам, или таттвы, элементы чакр. Существует много различных приемов.
Когда вы концентрируететсь на определенной чакре, происходит пробуждение этой чакры. Каждая чакра- это зона определенного опыта. Когда вы концентрируетесь на манипура чакре, происходит огромное пробуждение энергии. Когда концентрируетесь на анахате, вас окутывает чувство мира и спокойствия. Когда концентрируетесь на аджне, вы испытываете освещенность, и, когда концентрируетесь на свадхистхане, ощущаете блаженство подобное оргазму.
Вот такие чувства вы можете испытывать, концентрируясь на различных чакрах. По мере развития концентрации затрагиваются и соответствующие способности ума. Чакры, связаны с экстрасенсорным восприятием, как то: телепатия, ясновидение, яснослышание, предчувствие ит.д
Сначала вы должны очистить тело, практикуя хатха йогу и пранаяму. Нервная система, мозг, кровь, дыхательная система, железы и весь организм в целом должны быть полностью свободны от токсинов для того, чтобы произошло пробуждение.
Впервые опубликовано в журнале ЙОГА, изд.18, №10 (Октябрь 1980г.)