САТСАНГ СО ШРИ СВАМИДЖИ
Что такое мокша?
Я не знаю, что такое мокша, но я могу рассказать вам, что пишут об этом в книгах. Я не стремлюсь к мокше. Я читал о том, что нет рождения и нет смерти после мокши. В Шримад Бхагаватам описывается церемония прощания с Уддхавой, и жители Гокулы говорят:
Мы хотели бы, чтобы любое наше состояние ума
И любое наше решение находило пристанище
У подножия лотосных стоп Господа Кришны.
И наша речь, и каждая частичка нашего тела
Должны быть посвящены только Его святыне.
Мы говорим от всего сердца,
Что нисколько не жаждем освобождения,
В каком бы обличье мы не родились,
По нашей карме
И по милости Божьей.
Мы хотим жить благочестиво,
Приносить дары и пожинать плоды;
И служение нашему Господу,
Шри Кришне,
Должно расти с каждым днем.
Только родившись, ты можешь познать радость и печаль. А если не родишься, как ты сможешь произнести имя Господа? Обретя мокшу, будешь ли ты способен помнить Бога?
Какова твоя цель? Обрести мокшу или стать бхактом Бога? Если ты хочешь остаться с Богом, даже не говори о мокше. Это не твое призвание. Твое призвание — жить с Богом, даже если это невозможно прямо сейчас, потому что тебе потребуется билет.
Единственная возможность сейчас — это жить с именем Бога. Просто помни имя Бога, этого более чем достаточно на данный момент. Тулсидас говорил:
Имя Рамы -
Это древо исполнения желаний.
Это источник благословений в Кали юге.
Помня это имя,
Тулсидас превратился
Из бханга в святого тулси!
Если ты каждое утро и каждый вечер будешь поминать имя Бога с таким же единым и целенаправленным мышлением, как если бы ты думал о своем заболевшем ребенке, о своей прекрасной жене, о своей пожилой матери, о сестре, которая ушла жить в дом мужа, или о побежденном враге, знай, что ты достиг своей цели, что твоя лодка переплыла реку. Однако, если ты стремишься к мокше, тебе нужно будет обратиться к тому, кто ее дает.
Я еще не проникся идеей мокши. Я не знаю, что произойдет в будущем. Я много читал о мокше. Наши шастры наполнены этой концепцией. Иногда я рассказываю на своих лекциях о видехамукти и дживамукти. Но что касается садханы, помни одну вещь. Если ты сможешь осознавать Бога так же, как ты можешь осознавать боль от раны, это называется сурати. Если приходит это осознание, ты удачлив и благословлен. Кабир говорил:
С каждым вдохом
Помни имя Его.
Ни один вдох не
Должен быть просто бесцельным.
Потому что никто не знает,
Последует ли за ним выдох.
Рикхиапит, 23 ноября 1994г.,впервые опубликовано в Бхакти Йога Сагар, т.1