Каково определение совершенного человека? Что означает то, когда различные просветленные существа говорят нам, что мы способны стать совершенным человеком, просветленным существом? Ответ на этот вопрос не лежит ни в какой философии, системе веры или религии, но если вы смотрите на ваш собственный процесс жизни, вы найдете ответ, начинающийся со времени, когда вы были задуманы. Союз между родителями был не только физическим, но также и эмоциональным. Интенсивная любовь и экстаз были испытаны, и семя тела было посажено, когда обе силы, мужчина и женщина, испытали это единство. Это — наша первоначальная карма, первоначальная самскара, или впечатление. Мы, возможно, испортили это позже, но первое впечатление в этой жизни было впечатлением единения, радости, любви и близости. Если этот опыт может быть восстановлен, тогда просветление состоится, и не только духа, но также и ума, и тела.
После того, как семя жизни посажено в матке матери, шакти, тогда эта срзидающая сила становится ответственной за управление ростом семени в человеческом теле. Когда эта шакти чиста, гармонична и направленна, это обеспечивает в дальнейшем хорошие впечатления, самскары и отношения, которые помогают находить здоровье, гармонию и мир. Здоровье является физическим, гармония является умственной, мир духовен, и здоровое тело, гармоничный ум, и мирный дух — определение совершенного человека. Мы собираемся рассмотреть эти три аспекта один за другим.
Йогическое представление здоровья
Из йогической перспективы, физическое здоровье — это управление различными физиологическими состояниями, которые возникают или в форме простой болезни, или болезни, угрожающей жизни. Цель йоги в достижении здоровье — это не уничтожение или лечение проблемы, но управление этими состояниями. В конце концов, наше тело подчинено изменяющимся условиям, изменениям здоровья, изменениям окружающей среды, и оно собирается реагировать на эти изменения или положительно, или отрицательно.
Если тело реагирует положительным способом на изменение в диете или в загрязнении окружающей среды, то вы скажете: «Я имею очень сильную иммунную систему, и ничто не затрагивает меня. Я чувствую себя здоровым, я чувствую себя сильным, я чувствую себя счастливым». Но если тело реагирует отрицательным способом, тогда вы обнаруживаем проблемы с дыханием, с сердцем, и другие признаки, которые мы расцениваем, как болезнь.
Наша цель состоит в том, чтобы преобразовать отрицательные ответы тела в положительные. Поэтому данный процесс — не обработка, или лечение, или уничтожение болезни, которая подрывает здоровье, но надлежащее управление физиологическими состояниями. Вы можете страдать от болезни, угрожающей жизни, но если вы способны управлять ею должным образом, тогда она не остается угрозой жизни, потому что вы можете преодолеть ее.
Пять тел
Другой фактор, рассматриваемый здесь, заключается в том, что, хотя болезнь является физической, в нашем теле есть пять различных тел, существующих вместе. Так же, как йогурт и масло содержатся в молоке, но не могут быть замечены, пока молоко не взбалтывается, подобно этому, наше тело также имеет различные способы проявления. Согласно йогической системе, проявленное физическое тело известно как аннамайя коша, и внутри него — пранамайя коша, измерение энергии. Внутри пранамайя содержится маномайя коша, умственное измерение, в то время как в пределах маномайя — виджнянамайя коша, измерение трансцендентного ума, и в пределах этого трансцендентного ума существует анандамайя коша, тело блаженства.
Итак, когда вы работаете с физическим телом, вы также изменяете жизненность, ум, психическое измерение и также анандамайя. Это цепная реакция, которая начинается на физическом уровне, а фактически заканчивается на духовном уровне, и методы йоги, которым мы учим людей, помогают им не только физически, но также и мысленно и духовно. Это концепция йогического управления, реальной йогической терапии, которая ведет к здоровью на внешнем уровне и гармонии на умственном уровне. Эта гармония ума — самый критический фактор в наших жизнях.
Волны на океане ума
Мысли, желания, чувства и эмоции — это волны на поверхности океана ума. Они — вритти, они — не ум. Ум — чистая энергия, а вритти — волны на его поверхности, которые взаимодействуют с окружающей средой и людьми в ней.
Переживания ума подчинены ситуациям, в которых мы оказываемся, и влияниям окружающей среды, которые, главным образом, созданы людьми. В йоге мы говорим, что мы создаем нашу собственную окружающую среду, желая или иногда не желая этого, но чаще всего мы создаем ее, потому что мы желаем, чтобы это было так. В случаях, когда это нарушает естественное состояние ума, создается то, что мы называем беспорядком, или конфликтом. Эта дисгармония должна управляться, потому что она ведет к сокращению умственных способностей и сил.
Когда мы смущены, мы понимаем, что наша мудрость не работает, но когда мы ясны, мы понимаем, что наша мудрость очень мощна и сильна. Когда мы находимся в конфликте, мы понимаем, что наши знания не обеспечивают нас решениями, и мы начинаем искать их. Но когда мы имеем ясный ум, решения приходят сразу, и нам нет необходимости искать их где-то.
Эти состояния замешательства и ясности, конфликта и решения, невежества и мудрости представляют собой выражения ума, которые являются внутренними и которые не связаны ни с какими вритти, или внешними влияниями. Они связаны с состоянием дисгармонии, которая является сугубо внутренней, проистекая из глубоких впечатлений, кармы и инстинктов, укорененных в подсознательном уме.
Потеря кожи
Умственный процесс также должен быть понят из йогической перспективы, если мы хотим найти надлежащее объяснение наших переживаний. Йога говорит, что, когда вы медитируете, вы должны найти источник вритти, возвращаться к первоначальному пункту внешних выражений. Возьмите, например, практику антар моуна. В этой практике мы останавливаем мысль и пробуем видеть идею, отношение, эмоциональное содержание за ней. Это походит на очищение лука. Лук имеет много слоев, и если вы будете снимать один слой за другим, в конце не останется ничего. В центре нет никакого семени, есть только один слой поверх другого.
Точно так же в уме есть различные слои, и мы можем сказать, что одна мысль — один слой лука. Вы можете снимать слой за слоем и, в конечном счете, найти, что нет ничего. Чувство — лук. Вера — лук. Эмоция — лук. Привязанности — лук. Лук играет очень важную роль в духовной жизни. Так, в практике антар моуна вы очищаете лук мысли, а в практике антар даршан вы очищаете лук эмоции. Этим способом вы погружаетесь в наблюдение за содержанием каждого умственного выражения, обнаруживаете его связи с эго, с преходящими симпатиями и антипатиями, и делаете заключение, есть ли в этом какая-либо гармония. В то мгновение, когда вы находите гармонию, вы там останавливаетесь. Вы имеете занавес кожи, удалите ее.
Достижение гармонии и мира
То, что существует, в конечном счете, является ничем, но это «ничто» признается как состояние гармонии, мира, равновесия, и баланса. Когда «ничто» становится «чем-то», это «что-то» признано как колебание, вритти. Вообразите прямую, плоскую линию; это — гармония. Но если на этой плоской линии есть движение, небольшие всплески или волны, путешествующие с одного конца к другому, все эти различные движения представляют дисгармонию, вритти ума, его модификации и паттерны. Со времени нашего рождения до времени нашей смерти мы непрерывно колеблемся, иногда двигаемся вверх, иногда идем вниз, и мы говорим, что это — закон жизни, и что это не может быть изменено. Но это может быть изменено. Это может быть изменено, если вы способны найти плоскую линию. Эта плоская линия — гармония, которой мы достигаем через медитацию.
Медитация это процесс, но в то же самое время это — состояние. Медитация — это система практики, но, в то же самое время, это — переживание. Это — процесс успокоения ума, система, за которой вы следуете, чтобы постепенно убрать ум. Это — состояние спокойствия и переживание гармонии, это — результат. Мы должны понять потребность и законность медитации в нашей жизни, потому что в то мгновение, когда мы достигаем этой плоской линии, гармонии, физическое и духовное измерения встречаются вместе в умственном измерении, и это — духовный опыт. Это — опыт мира, шанти. Этим способом вы охватываете физические, умственные и духовные измерения вместе.
Первая самскара
Наша концепция, семя, первое впечатление от любви, союза и экстаза, является нашей отправной точкой. Позже в ходе наших жизней, из-за влияния окружающей среды, которая признана как социальной, семейной и культурной, мы склонны терять понимание первой самскары. Как только это понимание потеряно, тело становится подчиненным болезни, а болезнь ведет к распаду, и распад ведет к смерти.
В древних традициях есть важное поверье, что, если вы можете управлять болезнью, вы можете управлять процессом распада и получать то, что известно, как вечная молодость. Вечная молодость не подразумевает, что вы остаетесь все время шестнадцатилетним. Вечная молодость означает, что ваше тело не подчинено распаду и болезни. Вы стареете, но жизненная энергия, оджас ячеек, не потеряна. Даже в возрасте ста лет способности, стойкость, силы, качества вашего тела остаются теми же самыми, как у человека, которому шестьдесят. Это — поверье, и, поразмыслив об этом, мы можем признать, что это вполне достижимо. Почему такое может случиться? По причинам, рассмотренным прежде: вследствие достижения физического здоровья, умственной гармонии и духовного мира, от понимания чистоты себя, которая является любовью, экстазом и союзом.
В философии, когда мы говорим, что цель йоги — единство, союз индивидуального сознания с более высоким сознанием, это означает то, что вы признаете первый опыт. При этом вы признаете также и предел, потому что это — тот первый опыт, который проникает всюду и влияет на всю жизнь. Только очистите кожуру лука. Это может быть достигнуто при помощи практики асан, пранаямы и медитации. Крия йога и кундалини йога могут помочь ускорить процесс очищения лука, но, в действительности, асаны, пранаяма и медитации — три важных метода, чтобы понять нашу природу.
Асана, пранаяма и медитация
Асаны — не только механические действия. Вы должны добавить компонент осознавания, и вы должны углубить осознавание в то время, как вы выполняете асану. Только тогда вы будете способными понять асаны, как они есть. Это осознавание, когда оно углубляется, ведет вас к тонкому слою праны и затем к другим тонким слоям ума. Если вы можете практиковать комплексную программу асан, пранаямы и медитации, вы найдете, что эти три метода могут предложить многое. Концентрация, осознавание и расслабление — неотъемлемые части асаны, и когда вы можете собрать эти три аспекта вместе при выполнении асаны, вы будете иметь опыт, который будет ближе к реальному, который мы пробуем произвести.
То же самое с пранаямой. Признано, что пранаяма активизирует энергию праны, и, конечно, для этого мы используем дыхание. Дыхание и прана связаны вместе очень глубоко, мы можем сказать, что они сплавлены вместе. Вы не можете отделить дыхание от праны, вы не можете разделить воздух и прану. Нет никакого разделения между ними, все же они имеют различия. Дыхание становится подчиненным кислороду и углекислому газу, и воздух наполнен кислородом и углекислым газом, но прана свободна от обоих. Это только энергия, которая поглощается телом. Когда вы способны согласовать эту прана шакти, вы можете управлять различными физиологическими и психологическими беспорядками.
Почему тысячи людей сегодня занимаются рейки? Почему интересуются люди практикой прана видья? Хотят перемещать и согласовывать их прану, потому что мы понимаем, что прана играет очень жизненную и динамическую роль в управлении физиологическими и психологическими состояниями. Как только прана активизирована, путь к более глубокому уму становится ясным, и медитация, конечно, работает с более глубоким умом. Так, нужно следовать за объединенной программой, включающей асаны, пранаяму и медитацию в распорядке дня.
Австралия, февраль 1999