Я не имею намерения описывать впечатления от Сита Кальянам, но во время этого празднования я получил некоторое осознание, о какой-то части его я могу говорить. В конце концов, что является впечатлением? Если говорить об определении данного слова, впечатления — это отпечатки случая, налагающего их непосредственно на ум.
Я действительно имел некоторые впечатления. Прошлой ночью, например, я спал и видел сны на четырех уровнях одновременно. Конечно, мое тело крепко спало, и все случалось в моем уме. На одном уровне я видел всех людей, живущих здесь в Ганга Даршане, и на этом уровне в моем уме я был активен. На втором уровне моего сна я говорил с йогинями. Одновременно, на третьем уровне я осознавал визуальную картину толпы, которую все мы видели на свадьбе Ситы и Рамы. Мне снились подарки: те рубашки, платки, ботинки, косметика и украшения, которые мы не успели упаковать к концу той ночи. В моем уме я видел все золото и серебро, которое люди принесли, и оно было упаковано. На четвертом уровне я видел, что Парамахамсаджи сидел на своем месте, поющий или ведущий сатсанг. Так что это были четыре сна вместе.
Какой-то частью ума я знал, что я вижу четыре сна, и что я сплю и не являюсь активным. Это было сильное впечатление, которое воспринималось чувствами, которое участвовало в работе, которое находилось в ассоциации с другими вещами. Чувство было толпой людей; работа связывала пакеты с вещами; ассоциировался я с этими людьми и с объектом преданности, Парамахамсаджи, сидящим на своей тигровой шкуре во всех регалиях. Четыре сна в одном сне. Все, что было в этом сне, подобно отпечаткам случая на поверхности моего ума.
Мое первое понимание было о привязанности. Как духовные кандидаты, мы говорим об отказе от чувств, вайрагье, контроле над чувствами и умом, и многих других различных вещах. Прекрасно. Ограничения должны быть усилены, пока мы не способны управлять собой, но когда необходимый уровень личного контроля будет достигнут, тогда следует ослабить узды снова.
Обычно, когда вы впервые вскакиваете на лошадь, требуется несколько секунд, чтобы схватить узду и обрести равновесие. Первая вещь, которую вы делаете, чтобы остановить лошадь и сделать ее спокойной, вы тянете за уздечку. После того, как вы приспособились, и чувствуете, что лошадь под контролем, тогда вы ослабляете уздечку снова. Лошадь начинает идти медленно, но вы можете заставить ее скакать галопом или бежать легкой рысью, вы можете сделать, что захотите.
Точно так же в нашей жизни, первая вещь, которую мы должны изучить, это сдержанность. После того, как достигнута вайрагья, непривязанность, ко всем беспокойным вещам в жизни, тогда мы снова можем стать прмвязанными. Мы позволяем снова всему идти свободно, но на сей раз есть полный контроль, ясное направление и определенная цель. Сначала мы бесцельны, затем мы имеем одну цель. Сначала мы эгоистичны, затем мы становимся самоотверженными. Сначала мы обусловлены, и думаем по некоторым образцам, позже начинают случаться безоговорочные выражения. Привязанность есть в обоих: каждый связывает, и каждый освобождает. Так что бесполезно пробовать быть твердым в том, что каждый ожидает или пробует делать. Но нельзя и потерять чувство сдержанности и дисциплины. Это — одна вещь, которая стала ясной.
Вторая вещь, которая стала ясной, это понимание, что люди никогда не собираются меняться. Это стало абсолютно ясным. Свабхава, характер, никогда не хочет изменяться. Вы не сможете изменить цвет черного слона и сделать его белым. Вы можете покрасить его, но черный цвет остается скрытым внутри. Независимо от того, сколько мы пробуем красить нас, наш характер будет всегда оставаться тем же самым. Итак, что же можно сделать? Приспособьтесь к этому характеру так, чтобы это не стало основанием для конфликта. Используя этот характер, его можно сделать силой, чтобы освободить себя.
Третья вещь, которая стала ясной, это то, что всегда необходимо иметь целью сострадание и любовь, и понимать значение каждого действия. Даже если вы шлепаете кого-то, удар должен основываться на сострадании и любви. Когда мы бьем кого-то, чаще всего это происходит из-за ненависти и гнева. Но это должно происходить без гнева, без ненависти, не затрагивая личности. Я получил это понимание, потому что я попал в центр всех программ. Многие мне в жизни помогали, но были времена, когда я имел обыкновение кипеть гневом. В то время, как я закипал с абсолютной яростью, я знал, что это не был гнев, но драма. Это стало пониманием.
Дисциплина является не только личной, но и применимой универсально. Никто обычно не имеет правильного понимания дисциплины. Что вы называете личной дисциплиной? Пробуждение каждое утро в четыре? Нет. Это может быть вашим личным расписанием, но это — не личная дисциплина. Личная дисциплина — кое-что еще, о чем я говорю саньясинам. Итак, всегда имейте целью сострадание и любовь.
Существует много других граней реализации, и все эти грани становятся все более и более ясными, поскольку я вовлекаюсь в ситуации, или потому, что они созданы мной, или потому, что они существуют независимо от меня.
Ганга Даршан, 6 декабря 1997