Парамахамса Сатьянанда определил Йогу как подарок мира человечеству. Мы все, но каждый по-своему, пытаемся обрести состояние мира и гармонии в своей жизни, но в этом поиске постоянно наталкиваемся на те или иные проблемы. Не осознавая истинной причины своих волнений, мы не можем понять, как достичь мира. Мир и гармония — это состояния ума, и есть много факторов, которые могут нарушить его равновесие. Не пытаясь справиться с нестабильностью ума, мы пробуем найти методы достижения внешнего мира. Именно здесь появляется Йога с определенными понятиями о человеческой индивидуальности. Йога рекомендует вместо того, чтобы изолировать себя от ума, необходимо найти причину неустойчивости внутри себя, после этого мир найти очень легко. Исходя из этого, Йога предлагает различные методы, такие как Раджа Йога, Хатха-Йога, Карма Йога и т.д.
Сила ума
Ум признан как главный фактор, управляющий всей нашей жизнью. Мы можем даже сказать, что ум — это основание жизни, и что тело простирается вовне от этого основания в проявленных измерениях. Знание проявлений мира является поверхностным расширением ума. Мир имен, форм и идей, мир чувств и объектов является внешним опытом и проявлением ума. Духовная жизнь, психические опыты и знания — это внутренние проявления ума. В йогической традиции уму дали место высокой важности, и все методы Йоги развиваются вокруг управления умом. Вторая сутра «Йога Сутр» Патанджали говорит, что Йога — это контроль умственных паттернов, и люди в основном именно так понимают Йогу. Но первая сутра имеет наиважнейшее значение: «Йога — это форма дисциплины». Здесь Патанджали направляет наше внимание на аспект дисциплины, не только умственной или внутренней, но также и физической, социальной и внешней. Он говорит, что в результате приобретенной дисциплины становится возможным управлять модификациями ума, после чего открывается возможность понять свою внутреннюю природу. Эти три утверждения имеют предельное значение в йогической системе. Фактически системы Хатха и Раджа Йоги, и другие системы Йоги вращаются вокруг них. Мы можем прийти к выводу, что, во-первых, Йога это форма дисциплины, которую мы должны стараться развить в нашей жизни, и, во-вторых, что мы должны понять, как управлять нашими умственными выражениями и опытами.
Самодисциплина
Что такое самодисциплина? Каждый должен смотреть на нее с физической, психической и духовной точек зрения. Первостепенное значение Патанджали уделял управлению различными выражениями человеческой индивидуальности, и управление телом, умом, и психикой известно как йогическая дисциплина. Дисциплина не означает установленный распорядок дня. Управление телом и умом начинается с усилия согласовать различные функции тела и ума. Мы непрерывно и постоянно отождествляемся с нашим телом, как главным инструментом нашего выражения в проявленном мире. Хотя наши взаимодействия имеют место через чувства и тело, мы не проявляем о нашем теле надлежащей заботы. Например, мы купили автомобиль, и после того, как он прошел некоторое число километров, мы проводим его техническое обслуживание, и затем делаем это регулярно. Наше тело походит на автомобиль. Но как часто мы обращались к нему для того, чтобы обслужить его, с тех пор, как родились на свет? Возможно, никогда. Таким образом, мы создали большую неустойчивость в нашей физической системе и в результате испытываем различные болезни и недомогания, которые представляют сбой вследствие недостатков в обслуживании нашей физической структуры. Чтобы обеспечивать это обслуживание, для согласования физических, внешних действий тела, Йога предлагает такие методы, как асаны и пранаяма.
Хатха-йога и физическая гармония
Методы асан и пранаям известны каждому. Есть и другая система методов Хатха-йоги, предназначенных для очистки. Это шаткармы, которые являются также важными, если не более важными, чем методы асан и пранаям. Эти шесть методов: нети, очистка носовых проходов; дхоути, очистка верхнего пищеварительного трактата; басти, очистка более низкого пищеварительного трактата; наули, активизация пранических центров в нашей физической структуре; капалабхати, очистка и активизация мозга; и тратака, сосредоточение ума, изоляция его от мира чувств. Эти методы стремятся согласовывать тонкие функции физической структуры, и, объединенные с асанами и пранаямой, они в целом становятся мощной системой для достижения внутренней гармонии. Цель йоги — медитация, но йога не изолирует медитативный процесс от тела. Йога говорит, что медитативное состояние — это состояние тела так же, как и ума, асаны, пранаямы и шаткармы также ведут к физическому обеспечению медитативного состояния. В этом контексте медитация означает пробуждать и использовать естественные способности тела, ума и духа. Когда мы способны регулировать физические действия и согласовывать функции внутреннего тела, эффект физической гармонии и баланса влияет на умственное поведение. Затем мы начинаем практиковать концентрацию, которая определенно имеет дело с умом.
Раджа Йога и умственная гармония
Ум рассматривается йогами в двух частях. Проявленный ум известен как ашуддха, нечистый ум. Он нечист из-за его отвлечений в мире чувств и объектов. Из-за этих отвлечений ум не имеет способности естественно выразить свои качества и поэтому испытывает стресс. Мысли остаются неясными. Нет ясного направления для наших действий и побуждений. В результате на нас влияют радости и печали, и мы ощущаем поверхностные потоки, которые нарушают всю нашу жизнь. Шуддха, или чистый ум, является развитым, согласованным, сконцентрированным умом. Этот чистый ум имеет отношение больше к духовному измерению и его взаимодействию с внешним миром. Чтобы обеспечивать опыт осознания внутреннего ума и способность согласовывать с ним внешний ум так, чтобы вы были свободны от напряжений жизни, Йога предлагает такие методы как пратьяхара, дхарана и дхиана.
Цель Йоги — медитация. Медитация — это реализация ума, но не ума, как независимой единицы, а скорее как части физической структуры и духовного измерения. Это должно быть глубоко понято. Большинство времени ум касается внешнего мира, и когда мы пытаемся постичь свое внутреннее измерение, требуется большое усилие, причем приходится сталкиваться с некоторыми состояниями, которые мы не способны понять рационально. Однако это не только вопрос понимания состояний ума в медитации. Каждому следует предпринять усилие, чтобы внести эту более высокую реализацию в ежедневные действия. Эта реализация проявляется в форме очищенных качеств, очищенного поведения и взаимодействия с миром на основе глубокого понимания. Когда мы нарабатываем это понимание в нашей жизни и испытываем его, тогда это состояние подобно состоянию реализации. Эта духовная реализация — система Веданты, где человек не только касается состояний интеллектуального опыта, но и живет этим.
Системы пратьяхара, дхарана и дхиана позволяют человеку достичь этого уровня понимания, осознать и применить этот опыт в повседневной жизни. В пратьяхаре мы начинаем постепенно наблюдать действия ума относительно внешнего мира. Мы учимся, как избегать стрессов и напряженных отношений, которые затрагивают чувствительность нашей индивидуальности. Когда мы достигаем этого пункта управления внешними взаимодействиями ума, мы двигаемся в область методов дхараны. Дхарана означает получать способность сосредоточить наше внимание без отвлечений. После того, как мы достигли совершенствования в этом состоянии медитации, мы двигаемся в дхиану. В дхиане мы начинаем изменять природу и качество ума, и однажды природа и качество ума, его проявления во внешней жизни становятся совершенно иными. Самадхи означает полную внутреннюю гармонию, союз, с тем, чтобы внешняя природа и внутренняя природа находились в гармонии друг с другом.
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Сатсанг в Римини, Италии, октябре 1994