Ученичество
Легко стать гуру, но трудно стать учеником. Guruship или gurudom легко достигнуть, но жить, как следует ученику — почти невозможно. Чтобы жить, как ученик, человек всегда должен бороться с умом, амбициями ума и эго. Истинное ученичество реализуется в человеке, который является полностью открытым, пустым, свободным — и это невозможно.
Поскольку первое определение ученика не достижимо, тогда вот другое определение: ученик — это тот, кто готов учиться и не говорит: «Я это знаю, я это уже знаю». Это тот, кто готов слушать и не говорит: «Я знаю то, что Вы собираетесь сказать, и этого Вы не должны мне говорить.» Ученик — это тот, кто готов учиться все время, даже если речь идет о той же самой вещи в двадцатый раз подряд, с той же самой увлеченностью, как будто он это слышит в первый раз. Это — одно из качеств ученика и, возможно, самое важное и необходимое.
Именно так я и старался формировать мою жизнь по каждому вопросу — философскому, духовному, административному, социальному. Это другой менталитет; это — готовность учиться, а не знать. Когда вы что-то узнаете, появляется искушение сказать, что вы знаете об этом все. Думать так — то же самое, как если бы вы сказали, что, если вы видели что-то одно, значит, вы видели все. Таким образом думают обычные люди, но ученики думают иначе. Даже если вы сталкиваетесь с той же самой ситуацией, с тем же самым человеком, тем же самым знанием, с тем же самым случаем миллион раз, не позволяйте своему эго говорить: «Я знаю», потому что в момент, когда вы говорите: «Я знаю», появляется психологический блок, барьер в вашем процессе познания. Этот психологический барьер — начало крушения человеческого сознания. Эго ограничивает, сдерживает и подавляет способность к творчеству. «Я знаю» подавляет мой творческий потенциал. «Я буду учиться» увеличивает мой творческий потенциал. Это — вопрос выбора между двумя состояниями, находящийся в ваших руках.
Ganga Darshan, 24 января 2000