Пожалуйста, объясните традицию и значение тантрических йогинь.
Этот вопрос касается Тантры. Тантра была классифицирована в пять категорий: (i) Шайва Тантра, в которой Шива является мастером, а Парвати — учеником; (ii) Шакта Тантра, в которой Шакти является высшей; (iii) Ганапатья Тантра, в которой Ганеша является главным Божеством; (iv) Сурья Тантра, в которой Солнце является исконной силой; (v) Вайшнава Тантра, в которой Нарайана является руководителем. Это — пять главных классификаций Тантры.
Из этих пяти две являются в Индии все еще очень активными, яркими и динамическими, и это — Шайва Тантра и Шакта Тантра. В Шайва Тантре, где Шива — Гуру и Шакти — ученик, есть много сект, из которых десять являются наиболее заметными. В Шакта Тантре, где Шакти — высший диспетчер Вселенной, есть десять главных садхан, которые известны как Махавидьи. Шакти, создательница, рассматривается в десяти различных формах, начинающихся с Кали, затем в других формах, подобно Таре, и достигающей высшей точки в Шодаши, Камала. Шакти, которая рассматривается, как императрица всего видимого и невидимого, проявленного и непроявленного Космоса, которая — правитель личной и космической судьбы, которая — податель всего, что является благоприятным и доброжелательным, известна как Шодаши. Это заключительное проявление Шакти — Деви.
Садхана Шри Йантры в Тантре — самая высокая садхана. Говоря коротко, поклонение Шакти ведет к трасцендированию земного плана, плана грубого, и достигается слияние с космической энергией. Это — содержание данной теории. В то же самое время, в тантрической традиции мы находим, что есть восемьдесят четыре сиддха и шестьдесят четыре йогини, которые являются мастерами тантрического искусства, тантрической науки.
Шакта Тантра становится плодотворной только тогда, когда Высшим Мастером признается женщина, как канал космической энергии. Это — очень древняя традиция. В древней Индии, более определенно в тантрической Индии, женщины всегда имели самое высокое положение, самый высокий статус. Но позже, со вторжениями и политическими переворотами, матриархальная система Тантры ушла в подполье, и на поверхность выступила патриархальная система Тантры.
Свами Шиванандаджи, который является нашим Парамгуру, был саньясином Шанкарачарья традиции, в которой Веданта является главной темой, но в то же самое время он вдохновил много учеников на восстановление древней науки. Он вдохновил Парамахамсаджи и других людей восстановить науку Йоги. Он вдохновил людей, подобно Свами Чинмайянанде, восстанавливать предмет Веданты, поскольку она преподается в Бхагавад Гите. Он также вдохновил другого свами восстанавливать науку Шри Видья, и его зовут Свами Адвайянанда Сарасвати.
Когда предмет Шри Видья, реальной тантрической традиции, должен был быть восстановлен, было необходимо ввести женщин в саньяса традиции и в тантрические традиции. Так была избрана личность, которая теперь известна как Свами Шри Видьямба Сарасвати. Она стала силой для возрождения Шодаши Тантры, в которой поклонение Шри Видье является главной темой. Жриц, свами, которые принадлежат к этой группе, называют йогини.
Сегодня среди нас пятеро из них, приехавших, чтобы провести Лалита Яджна в Деогаре. Так что они — также внуки Свами Шиванандаджи, и я — также внук Свами Шиванандаджи, и в этих отношениях мы — братья и сестры. Возможно, в будущем, когда вы будете иметь возможность проводить некоторое время с йогини, вы узнаете глубину тантрической традиции.
Это — очень чистая традиция. Вы видите, даже в Тантре есть тамасическая Тантра, есть раджасическая Тантра и есть сатвическая Тантра. Люди в обществе сегодня знают тамасическую Тантру; сегодня это заложено в менталитете каждого. Каждый хочет иметь власть, чтобы управлять другими людьми, влиять на отношения других людей и их мысли. Поэтому в большинстве книг о Тантре, которые являются доступными на рынке, вы найдете тамасический аспект, который приравнен к волшебству; иногда люди говорят о черной магии, иногда люди говорят о белой магии. Независимо ни от чего, это — тамасическая Тантра.
Затем есть раджасическая Тантра, в котором индивидуум, практикующий, является центром, и в котором этот практикующий должен управлять различными элементами и преодолевать различные инстинкты и особенности характера. Эта форма Тантры также известна — есть и мастера, которые преподают ее, но это не реальная Тантра. Реальная Тантра — саттвическая, в которой сдача и вера, сдача Божественному и вера в Божественность играет очень важную и жизненную роль. То, что практикуют йогини, является саттвической Тантрой; это — не раджасическая или тамасическая Тантра.
Саттвическая Тантра имеет самую высокую категорию, и она имеет силу и могущество полностью освободить человека от цикла рождения и смерти. Как только вы становитесь совершенными в саттвической Тантре, нет никакого возвращения, есть только мокша. Тантрическая традиция является уникальной, очень красивой и очень систематической. Она очень чиста, очень проста, и она развивает характер невинности. Вы должны понизить эго полностью. Вы должны позволить уйти вашей индивидуальности полностью, чтобы идентифицироваться с Шакти. Это также один из наиболее трудных методов.
Ганга Даршан, 8 декабря 1997