Сознание детей
Вместо того чтобы смотреть на сознание как явление, принадлежащее ребенку или взрослому, давайте посмотрим на сознание так, как это рассматривает Йога. Сознание это энергия, и, в то же самое время, оно — состояние бытия. Есть два состояния: одно состояние возникает, когда мы используем свои потенциалы, свою деятельность и энергию на то, чтобы поменять то, чем мы являемся в настоящее время, на что-нибудь другое; другое состояние — это бытие. Мы становимся; мы есть.
В сознании обе эти возможности, становления и бытия, существуют одновременно, и эти возможности реализовывают себя, когда находятся в благоприятной окружающей среде. Когда мы рождаемся, наше сознание чисто, без каких-либо впечатлений или влияний со стороны окружающей среды. Это чистое сознание остается с нами в наши молодые годы до восьми лет. Это состояние сознания походит на губку, которая просто впитывает все, поглощая информацию, получаемую через чувства, поглощая информацию, получаемую через взаимодействия, поглощая информацию, получаемую через интеллектуальные и эмоциональные входы. Таким образом, сознание обуславливает себя, чтобы выжить и существовать в этом материальном мире.
До возраста восьми лет информация, полученная сознанием, является чисто интуитивной. Нелинейная информация, непоследовательная информация — мысли приходят и от левого, и от правого полушарий мозга. Когда мы начинаем наше школьное образование, происходят изменения в паттернах сознания, и мы начинаем последовательный процесс изучения, линейный процесс изучения. Момент начала последовательного, линейного процесса изучения становится поворотным моментом изменения нашей индивидуальности. Мы утверждаемся в некоторых фундаментальных представлениях, когда А становится впереди B, C — позади B, и теперь процесс понимания развивается этим способом. Такое понимание — очень устойчивое понимание, здесь индивидуальность подвергается главному преобразованию в жизни.
Свами Шивананда говорил, что характер, индивидуальность, сознание ребенка похожи на комок глины. Вы можете придать ему любую форму, которую хотите. Семья вносит вклад в придание той или иной формы этому сознанию. Культура, в которой мы живем, социальная окружающая среда, религиозная окружающая среда, образовательная окружающая среда — все вносит вклад в формирование человеческого сознания.
Индийская и Йогическая традиции говорят, что развитие сознания во всех уровнях — интуитивный, духовный, культурный, социальный, психический — случается перед достижением возраста восьми лет, прежде, чем ребенок фактически прикоснется к первому классу начальной школы. В день, когда мы присоединяется к обучению в первом классе начальной школы, это развитие останавливается и начинается линейное развитие. Образованию, полученному сознанием до возраста восьми лет, дают название самскара. Самскары это впечатления, которые налагаются на сознание в его самом начале. Информация, которую мы получаем после восьми лет в школе, известна как шикша. Самскара до восьми лет и шикша после восьми. Индийские и йогические традиции особенно подчеркивают потребность в самскарах, когда вы растете, потому что в вашей будущей жизни, когда вам тридцать, или сорок, или шестьдесят, вы становитесь тем или иным человеком, исходя из тех качеств и привычек, которые вы впитывали в возрасте до восьми лет. То, чем вы являетесь сегодня, есть то, чем вы были сделаны до возраста восьми лет. Чем вы были сделаны после восьми лет, будет зафиксировано в ученых степенях и дипломах, которые вы храните дома и на ваших рабочих местах. Это — ваша квалификация, чтобы выжить в мире, которую вы получили после достижения возраста восьми лет. Но характер, мышление и реакции ума, способность управлять ситуациями в жизни и навыки общения с людьми — все это те способности, которые вы получили в вашем детстве, это тот тонкий уровень образовании, который был впитан сознанием именно тогда. И именно это сознание нужно стремиться сохранить как можно полнее.
В мире было много людей, которые развивались не так, как обычно принято в обществе своего времени У нас были некоторые эксперименты в этом направлении. Как-то в ашрам приехало семейство из Германии с двухлетней дочерью. Они хотели начать ее обучение Йоге с ранних лет. Мы предложили некоторые методы йога нидры, и я дал девочке имя. Она была полностью непосредственна. В конце концов, что может сказать ребенок двух лет? Самая удивительная вещь произошла, спустя неделю после того, как ей дали имя Когда я спросил ее: «Как тебя зовут?» она ответила по-немецки: «Я — мусорное ведро» (я — Ом Мурти). Я был поражен тем, как двухлетний ребенок мог осознать название, которого не было на ее языке (санскрит и немецкий — два различных языка), и сопоставить с другим названием, когда она едва могла даже осознать имя, данное ей при рождении.
Во-вторых, после того, как она начала прикасаться к методам йога нидры, ее ум стал настолько восприимчивым и настолько острым, что, когда она начала дошкольные занятия, после первого дня она сказала: «Теперь я знаю все, что они собираются преподавать мне в детском саде.» И она не возвращалась больше к детскому саду. Ей предлагались испытания, и она с успехом прошла их все. После этого она несколько лет просто жила дома, занимаясь йога нидрой и санкальпой, а когда подошло время идти в начальную школу, она проходила годичные программы одну за другой. Преподаватели не знали, в какой класс ее определить, потому что после нескольких месяцев она уже была готова идти в следующий класс. Сегодня, если ее спрашивают, во сколько лет она пошла в школу, она отвечает: «Приблизительно в пять». Сейчас она уже закончила свое образование.
Когда мы наблюдаем подобные события, мы начинаем понимать, что есть другой ум, отличающийся от рационального, интеллектуального ума, который мы называем интуитивным или более высоким умом. Когда этот более высокий ум пробуждается, умственные способности открываются и проявляются. Именно эта сторона сознания и должна быть выращена в ребенке. Опыт людей, которые работали с детьми много лет, говорит, что восприимчивость у детей намного больше, чем у взрослых. Они понимают вещи иным и более лучшим способом, потому что их ум не загроможден впечатлениями, мыслями и концепциями. Их ум свободен. При восприятии немногого они понимают многое. Есть определенное ограничение, они часто не способны выразить самостоятельно и не способны передать то, чего они желают, или чувствуют, или в чем нуждаются, но их умственные частоты намного выше, чем частоты взрослых. Взрослые функционируют в частотах, предопределенных их образованием, но дети обладают интуицией. Главный толчок методов Йоги для детей в плане их образования и развития — обеспечить их соответствующими самскарами, который могут быть полезен для них в жизни.
Классификация сознания
Нормальное сознание классифицируется в четырех состояниях: джагрит (бодрствование), свапна (мечтание), нидра (сон) и турья (духовное пробуждение). Но сознание детей в возрасте до восьми лет функционирует на другом, на интуитивном уровне.. Т.о., классификация для детей будет другой.
Это — турья-джагрит (интуитивный и активный), турья-свапна (интуитивный и мечтающий), турья-нидра (интуитивный и спящий) и турья-турья (интуитивный и творческий). Это — разделение сознания в ребенке. Поскольку мы образованы в системе линейного, последовательного мышления, турья из четырех составляющих отпускается, и мы остаемся просто джагрит, свапна, нидра и турья. Но в детях это — турья-джагрит, турья-свапна, турья-нидра и турья-турья.
Это — главное различие между выражением способностей сознания ребенка и взрослого. Со временем психологи и психоаналитики проникнут в понимание того, что сознание детей имеет другую структуру, которая является расцветом турья, самого высокого интуитивного духовного понимания. С развитием логического, линейного понимания образования мы потеряли ту интуитивную способность, которую имели. Так что мы должны двигаться от джагрит, от так называемого настоящего, бодрствующего состояния, к турья. Мы должны узнать, как снова стать подобным ребенку. Христос также сказал, что, чтобы войти в царство небесное, вы должны стать подобным детям!
Darshan, 4 декабря 2003
Наше понятие образования должно измениться — от образования в классной комнате до личного образования. Согласно Йоге, реальное образование, интуитивное образование, формируется от рождения до возраста восьми лет. Это — критический период, когда вы учите детей на уровне подсознания, как жить, как смотреть на мир, как с ним общаться. Эти самскары, программирующие человеческий компьютер, получены от семейства, от общества, от культуры, и это становится их клавиатурой запуска. Мать ответственна за право человека получить нужные самскары. Если семя слабо, тот, кто выращен от этого семени, тоже будет слаб. Поэтому все матери и потенциальные матери должны предпринять сознательное усилие, чтобы внести положительные самскары в свой характер, индивидуальность и жизнь, научиться выражать эти самскары в окружающей среде семейства и обучать этими самскарами своих детей.