Согласно закону кармы, наша судьба зависит от нашей кармы в предыдущей жизни. Все же, какова наша преобладающая карма, которая принесла нас в этот мир? Имели ли мы какую-нибудь карму вообще в наш первый период жизни?
Согласно теории кармы, каждая причина имеет эффект. Причина и эффект — два выражения природы проявленного или созданного мира. Причина и эффект жизни — рождение и смерть. Любой, кто родился, однажды соберется умирать — это является законом, управляющим жизнью. Точно так же семя содержит всю генетическую информацию дерева. Если окружающая среда является правильной, семя однажды станет могущественным деревом. Если условия не являются соответствующими, оно останется семенем. Если семя не становится деревом, это не подразумевает, что его не затрагивают причина и эффект. Это означает, что карма не получила правильную окружающую среду, чтобы выразить себя.
Вся наша жизнь управляется кармой, иначе бы мы не были здесь. Животные имеют карму, люди имеют карму, деревья имеют карму, элементы имеют карму, все создания имеют карму. Самая большая карма — трансформация. Что не изменяется во внешнем мире — изменяется внутри себя. Фактически, другое название для кармы — изменение, изменение в существующем образце и в поколениях новых образцов.
В людях семя кармы — желание. В животных это инстинкт. Животные производят карму из-за их инстинктивного характера. Разумные существа, такие, как люди, производят карму из-за своих желаний; желания становятся причиной для создания и выражения кармы. Если смотреть на первоначальную карму с точки зрения Йоги и духовных традиций, причиной кармы было желание: «Eko ham bahusyamah — Я один, позвольте мне стать многим.» Таким образом, человеческая жизнь и кармы человеческой жизни управляются и регулируются желанием. Желание подвержено влиянию условий общества, культуры, религии и так далее. Именно желание каждый должен наблюдать и анализировать в процессе Йоги. Единственный признак, который существует в Йоге, чтобы измерить процесс духовного развития, это сокращение количества желаний. С сокращением желаний сокращается карма, а с сокращением кармы становится возможным опыт внутренней свободы. Взять на себя ответственность за свою жизнь — цель всех традиций, которые ведут к реализации, мокше, нирване или самадхи.
Февраль 2002
Мы реагируем на мир при помощи своего интеллекта, но притворяемся, что это — от сердца. Однако, согласно дхарме, интеллект или ум должны при этом присутствовать. До какой степени должно быть там сердце? Существует ли понятие размышления от сердца? Где разделительная линия между умом и сердцем? Возможно ли, что это та же самая линия между кармой и дхармой? Может ли карма быть связана с сердцем, а дхарма с интеллектом?
Не путайте карму и дхарму с сердцем и интеллектом. Дхарма и интеллект имеют противоположную природу. Интеллект — линейный процесс. Дхарма — творческий процесс. Это походит на различие между правым и левым полушариями мозга. Дхарма — смесь правого и левого. Она является одновременно артистичной, линейной, математической и обладающей интуицией. Карма — управляющий агент ума и сердца. Она не подвластна сердцу или уму. Она — правитель вашей жизни. Как вы можете управлять правителем вашего ума через что-то, что даже отдаленно не связано с ним? Так что карма и дхарма не имеют никакого отношения к сердцу и уму.
Карма и дхарма — вечные принципы. Сердце и ум изменяются ежемоментно. Если вы пробуете связать вашу карму или вашу дхарму, то они больше не карма и дхарма. Они становятся прихотями вашего ума и сердца. Если вы имели опыт конфронтации прихотей ума и сердца, вы хотите пройти то же самое снова, управляя вашей кармой и дхармой? Это не будет работать.
Мы все руководимы нашей кармой. Действие — карма, и реакция этой кармы должна быть дхармой. Это — тайна. Чтобы испытывать карму и дхарму в нашей жизни, мы должны использовать здравый смысл, не обязательно интеллект или сердце. Здравый смысл управляется и мозгом, и сердцем, но никогда только одним из них. Если он управляется только одним, это — не здравый смысл. Для здравого смысла должно быть кое-что общее между умом и сердцем, чтобы он мог функционировать как единица и ясно показывать положительный результат. Здравый смысл всегда дает хорошие результаты, если вы используете его. Иногда знание дает отрицательные результаты, но здравый смысл дает оптимальные результаты. Так что необходимо повышать уровень интеллекта и очищать его.
Шри Ауробиндо сказал: «Вначале интеллект был мой друг. Теперь интеллект — барьер. Трансцендентируйте его.» Это утверждение обращено к каждому. Первоначально интеллект используется при попытке понять кое-что, что является непостижимым уму. Но приходит время, когда он создает блок в естественном и непосредственном выражении себя. Тогда мы начинаем колебаться. Интеллект становится барьером, и в этот момент каждый должен его отпустить.
Что есть сердце? Является ли оно только органом в грудной клетке, работающим с момента рождения до момента смерти, или это — способность? Так же, как интеллект — способность мозга, антах карана, сердце — способность. В английском языке сердце означает физический орган, но выражение физического органа не было определено. На санскрите это определено как бхава, чувство, выражение невинности и простоты, которая не управляется интеллектом или умом, но естественна и непосредственна. Однако, способность сердца, физического органа, фактически управляется умом. Ум говорит: «Это хороший человек,» на это сердце отвечает: «Хорошо, я приму то, что ты говоришь,» и развивается сочувствие, связь. Несколько моментов спустя появляется борьба, и ум говорит: «Этот человек не столь хорош, как я думал ранее,» и сердце говорит: «Прекрасно». Появляется разлом, так что мы имеем головную боль и страдание.
На сегодня это не сердце руководит вашим умом, именно ваш ум руководит вашим сердцем, интеллект руководит бхаваной. Пока интеллект руководит бхаваной, мы будем продолжать сталкиваться с эмоциональной и психологической борьбой и конфликтами. Это делает способность сердца зараженной и нечистой. Интеллект закрывает яркость чувств сердца и придает им различный цвет. Даже в бхакти может присутствовать чувство сердца, но ум вмешивается. Даже когда вы видите Бога или Гуру, вместо того, чтобы чувствовать радость от того, что вы испытали эту связь, ум вмешивается и говорит: «Иди и спроси Бога, когда я буду свободен от моих неприятностей? Когда мое страдание закончится?» Что пользы в видении Бога, когда вы сфокусированы на своем страдании?
Если вы находитесь на правильном пути, эти мысли должны появиться у вас естественно и спонтанно. Вы должны использовать ваш здравый смысл, общую способность сердца и интеллекта, быть способными различать между соответствующим и несоответствующим. Когда вы станете способны сделать это различие, вы станете йогином, который знает разницу между сердцем и умом.
Декабрь 2003
В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит о действии без ожидания. Если мы не имеем ожидания, откуда возьмутся мотивация, вдохновение и энергия действовать?
Есть два типа карм: сакама, с ожиданием и желанием, и нишкама, без ожидания и желания. Реализация личных желаний базируется на имени, известности, власти, деньгах, безопасности, и так далее. Фокус является внешним, социальным, личным, ориентированым на себя и самообусловленным. На этом уровне мы ищем реализацию и удовлетворение. Это — центр внимания наших действий в мире.
Нишкама означает быть незаинтересованным, делать работу без ожидания. Далее, было бы неправильно сказать, что можно существовать без ожиданий. Есть ожидание, но вместо земного, мирского ожидания, чувство направлено к духовным мыслям и Богу. Всякий раз, когда мы выполняем действие, мы ответственны за действие и его результат. Действие может вызвать похвалу или оскорбление, оно может дать нам материальное богатство или лишить его. При выполнении действий мы хорошо ощущаем то, что будет вести к выгоде. Если действие может привести к нехорошим последствиям, мы постараемся избежать этого. Если действие может кончиться нашим проигрышем в деньгах, мы будем стремиться избежать этого. Мы постоянно ищем способы избегать неприятностей — и этот выбор известен как сакама. Сакама означает избегать неприятностей и работать для приятного, то есть с ожиданием.
Нишкама, без ожидания, вовлекает в действия с умом, установленным на духовных, а не мирских мыслях. Служащий выполняет много горьких действий, но делает это без отождествления с действием. Служащий знает, что результат — ответственность мастера, дающего инструкции. Чтобы стать нишкама, свободным от ожиданий, человек должен иметь такое же отношение к Богу, не думать о себе, а так, как при исполнении сева, т.е. о служении Богу, Гуру, человечеству. Ожидания вызваны нашей ассоциацией с миром, чувствами и объектами. Разотождествление с ожиданиями — результат движения за пределы нормальных ассоциаций ума и соединения ума с более высокой действительностью.
Мы не можем создать преобразования в уме, только думая, что с сегодняшнего дня мы будем исполнять самоотверженные действия. Должно быть осознавание выполняемых действий, не с надуманным интересом, но выражать наш творческий потенциал и гарантировать, что все, что мы делаем, дает хорошие результаты.
Октябрь 2001
Каково различие и сходство между непривязанностью и безразличием?
Безразличие означает отсутствие заботы, симпатии, участия и причастности. Непривязанность просто означает, что вы не одержимы вашими привязанностями. Когда наши чувства и эмоциональные обязательства обработаны должным образом, это — непривязанность, и когда они не обработаны должным образом, это — привязанность. Привязанность — результат идентификации с эго, желанием или ожиданием. Непривязанность означает умение замечать эти идентификации и управлять результатами, вместо того, чтобы быть унесенным силой идентификации.
В привязанности имеется забота, симпатия, потребность обладать, беречь, иметь, быть счастливым и довольным. В непривязанности все эти вещи остаются; единственное различие — то, что теперь вы имеете способность управлять результатом привязанности, и вы не имеете одержимой вовлеченности в связь с объектом или областью привязанности.
Октябрь 2004
Бхагавад Гита говорит, исполняй карму, но не для плодов. Работая в области бизнеса, разве вы не должны знать о плодах?
Быть самоотверженным не подразумевает делать все бесплатно, как в категории милосердие. Быть самоотверженным — отношение, в котором главное внимание уделяется благосостоянию другого человека. Это внимание мотивирует ваш курс действия и его выполнения. Карма Йога планирует действие, допуская и положительный, и отрицательный результат, тогда как карма только сталкивается с действием, без любого ожидания результата, является ли он правильным или неправильным, и затем кричащий об этом.
Мы должны изменить нашу перспективу и отношение к себе и к нашему участию в жизни. Социальные беды, личные проблемы и конфликты будут всегда существовать в мире, и нет никакого способа, которым мы можем избежать или удалить их. Так что желательно узнать, как принять их и управлять ими. Чтобы управлять ими, вы не должны искать решения в священных писаниях, или от консультанта, книги, мастера или преподавателя. Вы только должны работать над собой и выращивать различные измерения вашей индивидуальности. Это — цель Йоги. Это позволяет вам жить так же, как нежный, мягкий язык живет, окруженный тридцатью двумя сильными, острыми и твердыми зубами.
Октябрь 2004