Во времена ведической эпохи, аскетизм являлся основной частью кармаканда, или ритуала, в поисках Брахмана, окончательной истины. Кажется, что Риши парампара была принятой формой ведического аскетизма и не была саньясой, которая развилась позднее. В период Упанишад были выражены сомнения относительно того, может ли кармаканд отдельно вести к мокше. Этот вопрос, в конечном счете, решился так, что для заключительного освобождения от мирской неволи большее значение стало придаваться вивеке и вайрагье, различению и отрешенности (беспристрастности).
В 8-ом столетии Шанкара учредил первый Шайва монашеский орден, в котором знание считали высшим, исключая карму (ритуал). Позже Рамананд и другие саньясины-вайшнавы добавили в традицию элемент вхакти. От шестнадцатого к девятнадцатому столетиям, однако, орден саньяса проходил через трудный период из-за иностранных вторжений и политических переворотов. Далее, под материалистическим влиянием западной культуры традицию саньясы рассматривали как анахронизм образованной интеллигенции страны.
С появлением Рамакришна Парамахамсы, Свами Даянанды, Парамахамсы Иогананды Джириы, Таран Свами Тиртха, Свами Вивекананды, Свами Шивананда Сарасвати, Парамахамса Сатьянанды и других духовных светил, в течение 19-ого и 20-ого столетия, саньяса традиция снова вернула себе уважение и почтение в умах людей. С тех пор, хотя многие из саньяса традиций и ценностей были изменены, чтобы удовлетворить социальные изменения, религиозные и политические представления, тем не менее, сущность саньяса идеала остается той же самой. Три фундаментальных принципа саньясы: яджна, вираджа и паривраджна, отображают отношение саньясина к себе, обществу и космосу.
Яджна (жертва): древние риши выполняли жертвы, чтобы поддерживать отношения с космосом. Сегодня из-за социально-экономических факторов эти ритуалистические жертвы больше не выполняются. Однако, саньясин, как ожидается, исполнит жертву, делая себя жертвоприношением. Вся его жизнь является частью космического ритуала. Жертвы экзотерические, распространенные в ведические времена, стали тайными, поскольку они были объединены в саньяса жизнь. Она требует духа чрезвычайного посвящения Гуру и предписаниям саньясы.
Вираджа хома (очистка или обряд умирания): жертва в космическом жертвоприношении должна быть чиста и свободна от загрязнений. Саньясин должен быть очищен перед предложением в качестве жертвоприношения. Чистота не может быть достигнута без отказа. Отказ от всех мирских привязанностей — это основа, на которой построена саньяса. Вираджа хома — символический обряд умирания, которому кандидат подвергается во время инициирования в саньясу, как акт отказа. Выполнение вираджа хома показывает, что принятый умер для своей предыдущей жизни и ассоциациям и рожден снова в саньясе. Будучи новым и чистым, он пригоден для жертвоприношения в качестве космической жертвы, и впредь он предполагает вести жизнь посвящения и отказа.
Паривраджна (блуждание, скитание): цель саньясина в совершении паривраджна состоит в том, чтобы ввести в жизнь идеалы отказа, и таким образом проверять свою чистоту. Паривраджака саньясин получает множество возможностей отбросить страсть, гнев, заблуждение, собственничество, самомнение и дуальность при скитании. В современные времена паривраджна выполняется теми саньясинами, кто передвигается с места на место, непрерывно распространяя учение Гуру и его миссию. Этим способом паривраджака саньясины способны поднять духовный уровень общества. Люди больше не смотрят на них, как на нищих и паразитов, поскольку они способны предложить кое-что, заслуживающее внимание людей. Вместо того, чтобы просить подаяние, они получают продовольствие и убежище, так же как гуру дакшина и плата за проезд в транспорте к их следующему месту назначения.
Современные представления саньясы
Современные саньясины не только образованы в духовных вопросах, но многие имеют научные степени в различных областях философии, литературы, науки и медицины. Принимая во внимание, что раньше молодым и неграмотным саньясинам сначала позволяли жить в гурукуле и затем бродить по миру, теперь они должны закончить свое образование перед получением инициирования. После инициирования начинается их духовное образование. Это означает, что саньясины сегодня полностью образованы во всех вопросах, как практических, так и духовных, так что теперь они более приспособлены к служению, управлению и распространению миссии.
Время праздных саньясинов закончено. Теперь кандидатов, которые не готовы, не способны или не желают работать, не рассматривают как пригодных к саньясе. Саньясины, как ожидается, будут работать непрерывно для миссии, повиноваться Гуру и следовать строгой дисциплине как в ашраме, так и вне его. Сегодняшнее общество больше не будет поддерживать тех саньясинов, кто бродит и просит, не давая людям взамен что-нибудь существенное.
Чтобы восстановить саньяса традицию и ее ценности, ввиду изменений, совершившихся в пределах саньяса культуры, было необходимо ввести в жизнь саньясина элемент карма йоги, или самоотверженного служения. Это — одно из основных различий между традиционными и современными понятиями саньясы. Ведическая религия смотрит на карму, как на необходимую предварительную ступень для достижения мокши. Однако, несомненно, что карма неизбежна для всех живых существ. Так почему бы не одухотворить ее и не помочь людям, чтобы создать лучший мир? Через карма йогу работа поднимается к уровню поклонения. Работа расценивается как средство проявления потенциальной божественности саньясина. Это помогает поддерживать хорошие отношения с обществом и увеличивает достоинство саньясина. Те саньясины, кто проводит их время в полезной работе, наряду с изучением и медитацией, являются способными вдохновить и поднять людей, другие — нет.