Саньяса это парампара. Парампара означает 'традиция'. Это — традиция людей, объединившихся, чтобы следовать за духовными знаниями, людей, не имеющих никаких связей с обществом каким бы то ни было способом. Так традиционно развивалось понятие саньясы. Саньясин был обязан выполнить свои последние обряды перед входом на путь саньясы. Выполнение последних обрядов подразумевало, что он умер символически; он не имеет никаких кармических или дхармических отношений с родителями, друзьями, знакомыми и родней или обществом в целом. Это оставило такой сильный отпечаток на индийском обществе, что даже сегодня юридически, официально саньясин не имеет никаких прав наследования, никаких прав на собственность семейства или деньги; все юридические и социальные обязательства закончены. Это — один аспект саньясы.
Хотя это и парампара, саньяса — это процесс развития. Саньяса развивается с жизнью саньясина. Нет никаких установленных параметров, никаких установленных определений, никаких установленных целей, которых, как вы можете утверждать, вы достигли. Скорее, поскольку саньясин прогрессирует в жизни, отношениях, понятиях, то и образ жизни саньясина также растет и развивается. Чтобы помогать поддерживать этот рост, есть некоторые правила и руководящие принципы, которые саньясином должны соблюдаться. Следовать за этими руководящими принципами возможно, если вследствие этого другие люди не получат никаких нежелательных для них изменений или разрушения их стремлений или привязанностей. Большинство из вас, кто приезжал в Индию в течение прошлых десяти лет, знали, что, когда Парамахамсаджи оставил Мунгер и обосновался в Рикхии, было дано очень ясное сообщение, посланное им каждому: «Не приезжайте.» Он сказал очень решительно: «Я — не Гуру, я не имею никаких учеников, я не имею никаких деловых отношений или каких-либо других отношений с кем бы то ни было.» Многим людям тогда это не понравилось, потому что они смотрели на вещи с эмоциональной стороны, смотрели взглядом привязанности. Парамахамсаджи должен был сделать этот шаг, потому что в саньясе есть обязательство по отношению к процессу саньясы. Есть обязательство к себе, как к саньясину, и к тому, что ожидается от себя, как саньясина. Вы должны иметь дело с людьми вокруг вас, людьми, которые живут с вами, кто связан с вами, кто привязан к вам. Каждый должен управлять своей саньясой в своей жизни. Иногда мы не можем понять систему саньясы и ее дисциплину, потому что они могут быть чужды нашим естественным верованиям, ожиданиям, желаниям и образу жизни, которому мы привыкли следовать.
Традиционный подход к саньясе был абсолютным отделением индивидуума от общества, но следовать за этим могли немногие. Так что распространители образа жизни саньясина решили, что, пока цель оставалась той же самой, будет приемлемо позволить различные модификации процессу саньясы, которые разрешили бы другим людям иметь веру, образ жизни и дисциплину саньясина. Сегодня мы видим, что многим, кому не разрешали принять саньясу раньше, теперь саньясу дают. Женщинам не разрешали в прошлом, но сегодня число женщин саньясинов больше, чем саньясинов мужчин. Прежде саньясу давали только членам некоторых каст, а сегодня каждый свободен принять саньясу.
Саньяса представляет способ испытать связь между человеком, природой и Богом. Хотя Парамахамсаджи дал саньясу многим людям и создал систему гибкого инициирования, пурна саньяса давалась редко. В мое время я также инициировал многих, но остаюсь очень избирательным по отношению к пурна саньясе. Любой может принять джигьясу, и карма саньясу, но пурна саньяса — не для каждого, потому что мы не хотим фальсифицировать традицию. Мы хотим обеспечить каждому возможность понять традицию и стать частью ее, но не хотим изменять традицию. Если традиция должна быть изменена по желанию каждого индивидуума, мы не станем делать этого. Дорога создана согласно плану мастера. Если путешественники на дороге говорят: «Нет, это — неправильная дорога, мы хотим сократить ее здесь, мы хотим, чтобы дорога шла мимо нашего дома, и она должна пройти через этот ресторан,» тогда дорога никогда не будет построена. Независимо от недостатков и трудностей на пути к дороге, дорога будет всегда следовать за планом мастера. Точно так же саньяса будет следовать за планом мастера. Она будет соответствовать его плану, который был задуман много тысяч лет назад. Итак, пурна саньяса не дается многим людям.
Обучение и дисциплина для пурна саньясина отличны от обучения и дисциплине для другого саньясина. Для одних саньяса означает способ жизни в ашраме. Для других саньяса означает иметь и принимать различную идентичность. Для кого-то саньяса означает некоторый статус в духовной жизни. Каждый индивидуум может иметь его или ее собственную веру, представления и отношения к саньясе. Согласно этой вере и представлениям, вы живете вашу жизнь как саньясина, иногда идя назад, иногда идя вперед, иногда обходя ситуации, и времена, и места, и местоположения. Не все, что мы делаем, отражает дух саньясы. Но жизнь, которая может вдохновить нас становиться духовно просвещенными или пробужденными, если уж не просветленными, то, по крайней мере, пробужденными, представляет дух саньясы.
Много людей прибывают в ашрам и внезапно решают, что они хотят принять джигьясу или карма саньясу. Почему вы решили это? Подумайте о том, почему вы приняли карма саньясу или джигьясу саньясу. И я могу только просить Бога предоставить вам достаточное количество мудрости, чтобы вы могли удерживать это направление все время, без любых отвлечений от цели, или даже без опасности растворения цели. Вы найдете, что это очень трудно. Определенно, пурна саньяса это обязательство. Это — кармическое обязательство, это — психическое, духовное обязательство. Если вы рассматриваете саньясу таким образом, то нет различных образов жизни в саньясе. Как вы живете внешне и чем ваше отношение является, внутренне обе эти стороны должны соответствовать друг другу. Однажды, когда они обе совпадут, саньяса сможет быть выполнена, иначе это очень трудно.
Ганга Даршан, 8 декабря 2000