Свами Ниранджанананда Сарасвати
Мировая Конвенция Йоги 2013
Ганга Даршан, Мунгер, Бихар, Индия
23-27 октября 2013
1 января 2007 года Свами Сатьясангананда была инициирована в Парамахамсу.
«Свами Ниранджан, напиши книгу о жизни Свами Сатсанги и назови ее Санкальпа Путри»,
- Свами Сатьянанда
Я получил три задания от моего Гуру, Свами Шивананды: служи, люби, отдавай. Эти наставления стали садханой, которая должна исполниться в моей жизни, она приобрела определенную форму, когда я приехал в Рикхию. Помогать другим расти и становиться лучше во всех отношениях, внешних и внутренних, общественных и личных — это моя санкальпа. Методы, которые я применял в течение многих лет, как в йоге, так и в делах Рикхии, были лишь средствами осуществления этой санкальпы. Все вы должны учиться жить для других, вне зависимости от личных решений.
Теперь ашрам в Рикхии будет называться Рикхияпитх. «Питх» означает «место» или «сиденье», это подходящий термин для Рикхии, потому что здесь наставления, данные Свами Шиванандой, достигли своей кульминации и принесли плоды. Рикхия — это ашрам в первоначальном значении данного слова, ведь здесь существует образ жизни, установленный в согласии с традициями. Свами Сатьясангананда является первым питхадишвари, или ачарьей Рикхияпитха, и ей дана санкальпа трех важнейших учений Свами Шивананды — Служить, Любить, Отдавать — которые будут практиковаться и осуществляться здесь. Такого видение будущего для Рикхии.
- Свами Сатьянанда Сарасвати
Саньясинам следует вести образ жизни Свами Сатсанги. Они должны обретать свое счастье в том, что имеют возможность передавать знания и выполнять свои обязанности. Саньясин должен служить всем.
- Свами Сатьянанда
2013 год является важной вехой для семьи Сатьянанды. 24 марта этого года Свами Сатьясангананда Сарасвати, питхадишвари Рикхияпитха, прошла шестьдесят орбит вокруг солнца.
Когда великие Гуру приходят на землю, вместе с ними приходят и шакти, которые помогают им в их миссиях. Кто-то из них похож на маленькие свечки, некоторые, достаточно редкие, подобны луне; они лучезарны благодаря своей роли — отражать лучи солнца; именно они дают возможность уставшим странникам найти во тьме свой путь. Такова была часть судьбы, предназначенной Свами Сатсанги, а для нас это радость и честь праздновать ее годовщину шаштабдапурти, завершение шестидесяти земных лет, что является чрезвычайно важным событием для саньясина. Каждые шестьдесят лет Юпитер, планета, управляющая гуру таттвой, и Сатурн, планета, управляющая кармой, сходятся в одной точке. Это означает, что два наиболее важных в жизни саньясина аспекта, связь с Гуру и преодоление кармы, в этот момент достигают определенного пика. Из шестидесяти лет, прожитых на земле, более тридцати пяти Свами Сатсанги прожила как ученик и саньясин, и каждый момент из этих лет в саньясе она была верна своим обязанностям. В то время, когда она проходит полный круг в космической схеме, мы празднуем ее непосредственное присутствие среди нас, черпая вдохновение от пути, по которому она идет.
Истинный ученик
Гуру и ученик могут иметь отношения на разных уровнях, однако природа этих отношений зависит исключительно от качества ученика. Если ученик достаточно хорош — не по уму или талантам, а по уровню доверия и самоотречения — связь с Гуру повышается до уровня, далеко выходящего за пределы физического плана. Эта связь не является ни личной, ни эмоциональной. Нет, она служит гораздо большей цели и является трансцендентальной по своей природе. В таких отношениях ученик полностью отказывается от своей личной идентификации, становясь с Гуру одним целым. Возможность отношений такой глубины существует, но одну вещь надо прояснить: мало таких, кто на это способен. Если связь с Гуру не была ежеминутной и интенсивной, если желание быть с ним и служить ему всеми возможными способами не является единственной мыслью в голове, если человек не готов терпеть любые виды страданий и критики, чтобы полностью избавиться от отрицательных и ограничивающих факторов своей личности, тогда столь чистые, тонкие и крепкие отношения не возможны. Только самый преданный ученик подходит для этой роли. Только тот, кто жаждет испытать наивысшее состояние осознанности, может достичь цели. В конечном счете, это лежит за пределами выбора человека, это его судьба.
Гуру, у которого есть такой ученик, может быть уверен, что его миссия будет продолжена и в будущих поколениях. У Шри Свами Сатьянанады Сарасвати были такие отношения с его Гуру, Шри Свами Шиванандой Сарасвати. Эта глубокая связь давала ему возможность сохранить связь со Свами Шиванандой после того, как он оставил ашрам своего Гуру в Ришикеше, и даже после того, как Свами Шивананда оставил свое смертное тело. Такого же рода связь существует у Свами Сатсанги с ее Гуру, Свами Сатьянандой.
Никто не знал Шри Свамиджи лучше, чем Свами Сатсанги. Она служила ему более тридцати лет и все это время она была рядом. Все годы нахождения рядом с Гуру она выполняла его волю, и эта исполнительность стала ее силой.
Свами Сатсанги позволила своему Гуру изменить себя. Она позволила ему предать себе ту форму, которая идеально подходила под его нужды. Однажды Шри Свамиджи спросил меня: «Ниранджан, как ты думаешь, кто лучше всех способен передавать мое учение?». Я ответил: «Свами Сатсанги». До этого дня никто не впитал его учение столь тщательно, никто не был в состоянии целиком раствориться в нем, и никто не был воссоздан столь же красиво. Каждое великое достижение в ее жизни обусловлено теми знаниями, которые она впитала от учителя. Она является учеником в подлинном смысле этого слова.
Ранние годы
Саньясин рождается дважды, но Свами Сатсанги рождена трижды. Ее первое рождение произошло в 1953 году в Чандернагоре, Западная Бенгалия. Она была младшей из шести детей, и ей посчастливилось иметь беззаботное детство и любящих родителей, которые дали своим детям все возможности, доступные высшему классу. Они ходили в лучшие английские школы, играли в спортивных клубах и занимались такими творческими занятиями, как спектакли, музыка и танцы. В то же время, основное внимание в жизни всей семьи пронизывала духовность, так как ее родители были преданными последователями религиозной группы Радха Соами Сатсанг и имели фамилию «Сатсанги». Она была дружелюбным и сердечным ребенком, хорошо училась и выросла независимой и свободной духом молодой женщиной.
Оставив счастливое детство позади, она с отличием окончила престижный колледж Миранда Хауз в Дели по курсу английского языка и начала искать работу в индустрии туризма. Короткое пребывание в Туристическом Бюро Индии привело ее к работе стюардессой в Эйр-Индия. Она начала путешествовать по миру, встречая новых и интересных людей и погружаясь в разные мировые культуры. У нее была собственная квартира в Мумбаи, она вела активную общественную жизнь, она даже работала по совместительству моделью и режиссером документальных фильмов. Как видно, ее жизнь на материальном уровне процветала, несмотря на столь молодой возраст. У судьбы, однако, были другие планы. Хотя ее внешняя жизнь была вполне преуспевающей, в ее внутреннем мире начали появляться проблески других аспектов ее личности. В это время, когда мир вокруг нее был полон блеска и гламура, Свами Сатсанги испытала несколько внутренних прозрений, которые послужили для нее причиной более глубоких раздумий о смысле жизни, и в конце 1970-х они привели ее к Учителю. Ее первое знакомство с Бихарской Школой Йоги произошло в Мумбаи на занятиях у Мани Умролии. Там она увидела фотографию Шри Свамиджи и через несколько дней уже была в Мунгере, чтобы встретиться с человеком, в котором она узнала своего Гуру.
Существует одно качество, которым обладает Свами Сатсанги, и которое редко встречается в учениках. Ей нравятся те люди, которые нравятся мне, и она благосклонно относится ко всем, кого я принимаю. Обычно ученики не любят тех, кто нравится Гуру. Она же способна любить тех, кого люблю я.
Во время этой первой встречи Шри Свамиджи сказал Свами Сатсанги: «Ты сыграешь определенную роль в моей будущей миссии».
В те первые дни ее жизни со Шри Свамиджи Свами Сатсанги написала книгу «Свет на взаимоотношения Гуру и ученика». Книга содержит саму суть ее собственной жизни. Для каждого духовного искателя необходим Гуру, идет ли он путем саньясы или живет в миру. Гуру будет направлять искателя к лучшей жизни, а когда тот будет готов, Гуру станет направлять его к его истинной природе. Гуру таттва — это аспект личности, который является чистым, лучезарным и нерушимым. Это — внутренний свет, связь с Высшим Я. Когда возрастает осознанность или происходит сдвиг в сознании, это может означать, что данный элемент становится активным. Но без руководства живого Гуру эта связь с внутренним миром остается недосягаемой. Задолго до того, как она смогла даже найти слова, чтобы описать, что произошло, Свами Сатсанги ощутила движения своей гуру таттвы. Она почувствовала необходимость найти Гуру, который бы помог ей выразить это. Гуру и ученик спонтанно потянулись друг к другу; в ней взорвалась гуру таттва и ее судьба была решена.
Второе рождение
Второе рождение Свами Сатсанги состоялось в Ганга Даршане. 6 июля 1982 года в день Гуру Пурнима Шри Свамиджи инициировал ее в Дашнами саньясу, дав ей имя Свами Сатьясангананда Сарасвати, что означает «тот, кто блажен пребыванием в компании истины». Шри Свамиджи называл ее Свами Сатсанги, и она стала известна под этим именем.
В 1982 году меня направили в Соединенные Штаты Америки, чтобы развивать там ашрамы Сатьянанды. Здесь я впервые услышал о Свами Сатсанги. Шри Свамиджи позвонил из Италии, чтобы сказать, что он прибывает в США с новым саньясином по имени Свами Сатсанги. Они прилетели в назначенный день и, найдя их в аэропорту, я сделал пранам Шри Свамиджи, сказал «Хари Ом» «новому свами», а затем мы направились к машине. Шри Свамиджи и Свами Сатсанги сели впереди, а я и Дживат (отец Свами Сурьяпракаша) сели сзади. Пока мы ехали вниз по улице, ее блестящая, свежевыбритая голова подпрыгивала вверх и вниз прямо перед моими глазами. Я стукнул по ней. Голова немного повернулась. Позади все выглядело спокойно, так что голова отвернулась. Я стукнул еще раз. Удивленная голова снова слегка повернулась. Лица сидящих сзади ничего не выражали. Еще шлепок. Сидя рядом со Шри Свамиджи, невозможно было проявить ответные эмоции. Снова удар. На этот раз она посмотрела прямо назад. Я указал на Дживата, который утонул в смущении, и ничего не было сказано...
В те первые дни Свами Сатсанги показала себя серьезной и сосредоточенной девушкой, которая изредка ослепительно улыбалась и нехотя реагировала на наши задирания. В тот приезд мы с другими учениками остановились в Денвере, и оказалось, что в этом доме проживало около тридцати кошек. Свами Сатсанги немного сторонится кошек, особенно если есть вероятность, что они проберутся ночью поспать вместе с ней. В результате, пока Шри Свамиджи и я спали в гостевой комнате, она закрывалась в ванной комнате и спала в самой ванне!
Ученик, являющийся гурумукхи, способен предвидеть потребности Гуру до того, как ему о них будет сказано. Свами Сатсанги принадлежит к этой категории. Мне не нужно ей говорить, что именно я требую или желаю, чтобы оно было сделано. Она сама это видит.
- Свами Сатьянанада
Если говорить серьезно, несмотря на то, что она была новичком в этой традиции, ее сильные самскары, решимость и целеустремленность были очевидны уже тогда. Что было самым поразительным, так это ее однонаправленная концентрация на Шри Свамиджи, внимательность к его потребностям, а также огромное желание служить ему. Не было сомнений в том, что у них была вневременная связь. У меня было ощущение, что связано также и наше будущее.
Я вернулся в Мунгер в 1983 году, чтобы принять на себя президентство Бихарской Школы Йоги (БШЙ) и возглавить движение йоги. Чтобы выполнять свои обязанности, я остался в Ганга Даршане, изучая административные и управленческие особенности этой роли. С моим прибытием в БШЙ у Шри Свамиджи появилась возможность проводить больше времени за границей, вдохновляя развивающиеся ашрамы в других странах, обучая свами тому, как о них заботиться. Где бы ни путешествовал Шри Свамиджи, Свами Сатсанги ездила с ним — как в Индии, так и за границей. Нет сомнений в том, что многие рассматривали подобные путешествия, как роскошную обязанность: ездить вместе с Гуру, останавливаться в шикарных местах, встречать и приветствовать знаменитостей, влиятельных и интересных людей… Однако, Гуру дает ученику такие возможности только с целью его обучения, а Свами Сатсанги училась очень быстро. Путешествовать со Шри Свамиджи подобно тому, как иметь сразу четыре места работы — без офиса, без помощников, но Свами Сатсанги полностью с этим справлялась. Она планировала и организовывала путешествия, была секретарем, читала лекции, решала любые проблемы, она всегда была наготове и в нужном месте. Она готовилась к своей будущей роли.
У Шри Свамиджи было много способов обучения учеников. Иногда он использовал прямые методы передачи сообщения, но чаще он выбирал непрямые подходы, подталкивающие ученика к нахождению решений самостоятельно. Такие уроки часто преподавались Свами Сатсанги, порой в самые неожиданные моменты. Она должна была оттачивать свое творческое мышление, чтобы подчинять себе ситуации, в которых оказывалась, и у нее все получалось великолепно.
Однажды они направлялись в Мумбаи во время тиртха ятры Шри Свамиджи. Они были на набережной в Панджиме, на Гоа. Было очень рано, еще темно. Неожиданно Шри Свамиджи сказал Свами Сатсанги, что он поедет вперед один, а ей нужно последовать за ним, добираясь автобусом, до отправления которого оставалось еще несколько часов. Другой человек мог бы забеспокоиться или закипеть от злости, но Свами Сатсанги всегда верила в действия своего Гуру. Итак, что же она сделала? В утренней тишине, не имея с собой ничего, кроме танпуры, которую дал Шри Свамиджи, она пошла на пляж, села на мягкий песок и начала петь Рага Бхаирави розовому сиянию нового дня, восходящему на горизонте.
В другой раз Шри Свамиджи отправил Свами Сатсанги на компьютерные курсы в Лондон. Оплата за перелет и обучение была внесена, но не были выданы дополнительные деньги, и она сама должна была решить вопрос, где ей жить и чем питаться. Что должна была делать в этой ситуации женщина из Индии, свами, в чужой стране, без денег? Прежде чем покинуть Индию, Свами Сатсанги мудро вызвала в воображении воспоминания о своей работе стюардессой. Зная цену проживания в Лондоне, а также помня любовь западных людей к экзотической моде, она взяла с собой сорок пар сандалий из Чаттисгархи, эту дешевую обувь, которую бедные сельские фермеры носят в поле. Осознанно приняв на себя ту роль, которая, возможно, шокировала ее, как бывшую представительницу высшего класса, она стояла на углу лондонской улицы и торговала с рук, беря столько, сколько предлагали люди. Благодаря этому творческому подходу она сумела там выжить. У нее были и еда, и жилье, но, в конечном счете, она вернулась домой босиком, потому что продала сандалии даже со своих собственных ног!
Обучая ее таким образом, Шри Свамиджи показывал Свами Сатсанги путь к смирению и к истинному смыслу слова «самодостаточность». Он дал ей возможность поверить в ее врожденную способность добиваться успеха, а также в умение творчески и эффективно использовать каждый момент жизни. И что самое главное, он научил ее доверять воле Гуру и Бога.
Когда она не путешествовала, часто можно было видеть, как она старательно вчитывается в огромную книгу священного писания, держа его в своих руках. Каждый вечер она задавала вопросы Шри Свамиджи о том, что узнала за день — так он взращивал в ней исследователя. Затем, 8.8.88, он покинул Ганга Даршан. Единственным человеком, кто его сопровождал, была Свами Сатсанги. Они снова были в дороге; только на этот раз не было шикарных отелей и аэропортов, толп преданных, ожидающих их, чтобы поприветствовать. Она не знала, с какими ситуациями или задачами ей предстоит столкнуться на этот раз. Единственной ценностью, которую она имела, были ее вера и доверие к Гуру, и она была готова ко всему.
Они проехали все сиддха тиртхи Индии. Время от времени Шри Свамиджи просил меня присоединиться к ним в путешествиях, и я буквально переносился в другой мир. В то время я также восхищался, как такая современная городская девушка, как Свами Сатсанги, привыкшая ко всем видам комфорта и роскоши, могла с легкостью спать на голом полу и путешествовать общим классом, опираясь исключительно на преданность к своему Гуру.
8 сентября 1989 года Шри Свамиджи дал ей самое трудное задание: найти следующее место его садханы в «Читабхуми», опираясь на описанное им видение. С Божьей милостью она нашла Рикхию.
Хирургия сердца в Рикхии
Рикхия означает «земля мудрецов». Это место имеет богатую духовную историю, но когда Шри Свамиджи прибыл сюда в 1989 году, это была потерянная земля, не имеющая ничего общего со своим прошлым, видимой связи с двадцатым веком и, похоже, никакого будущего. На километры вокруг крошечного лагеря не было ни дорог, ни зданий, ни магазинов, ни телефонов. Не было ни электричества, ни деревьев. Люди, проживающие здесь, были самыми бедными и забытыми во всей Индии, покинутые обществом и оставленные на произвол судьбы. Уровень жизни был невероятно низок. Люди нуждались даже в предметах первой необходимости: еды было недостаточно, жили в лачугах, отсутствовала чистая вода, лохмотья едва ли покрывали немощные тела людей, медицина и здравоохранение просто не существовали.
С трудом верилось, что такой уровень бедности, как в Рикхии, вообще может существовать, Свами Сатсанги никогда даже не представляла себе такой нищеты. Она лично не голодала ни одного дня в своей жизни, даже за границей, когда продавала сандалии, чтобы купить еду. Ситуация в Рикхии глубоко потрясла ее, пошатнув веру в реальность увиденного: абсолютно урбанизированная девушка внезапно обнаружила себя в самой отсталой, нищей и пустой части Индии, в окружении страданий и несчастий.
Первые годы в Рикхии были самыми трудными и потребовали от нее самых серьезных усилий. Ничего не зная о сельской жизни, Свами Сатсанги должна была адаптироваться к новым условиям. Она должна была научиться совершенно новому образу мышления, приспособиться к незнакомым обычаям и укладу жизни в Рикхии. В поисках рабочих для реализации проектов в Акхаре она начала посещать жителей деревень. Во время этих первых встреч с жителями Рикхии она наблюдала за их обычаями, поведением и за той борьбой, которую они вели каждый день, чтобы просто выжить.
Когда я впервые попал в Рикхию, там ничего не росло, не было ни одного дерева, куста или даже кустика, это место было заброшенным. Были одни лишь камни. Когда я впервые сюда приехал, у многих местных жителей, окружавших нас, не было в домах никакой еды. Я начал узнавать о плачевном состоянии этих людей, когда Свами Сатсанги мне об этом рассказывала. Когда она побывала в жилищах людей вокруг ашрама, лишь тогда я смог в полной мере представить их положение.
- Свами Сатьянанда
Эти люди сносили свои страдания с таким смирением, что она почувствовала, как ее собственные проблемы меркнут в сравнении этим. Поняв их нужды, сердце Свами Сатсанги открылось навстречу их судьбе. Тем не менее, чтобы она смогла им помочь, или чтобы они смогли помочь ей, ей пришлось прорываться через глубоко укоренившуюся патриархальность деревенской жизни и завоевывать доверие к себе: постороннему для них человеку, к тому же женщине, говорящей по-английски, передвигавшейся на велосипеде, не имевшей представления об их обычаях и традициях, способной смотреть всякому мужчине прямо в глаза. Но за ней стояло намерение Шри Свамиджи, и довольно скоро не только она добилась доверия местных жителей, но и сами они понемногу стали приходить посмотреть на нее или с расчетом на ее помощь. Женщина раскрывала их сердца, а старейшины консультировали ее по важным вопросам. Она стала их Матерью.
В 1992 году Шри Свамиджи получил божественное распоряжение служить своим ближним, и внезапно все встало на свои места. В те первые годы Свами Сатсанги собирала подробную информацию о каждом человеке в каждой деревне. Она знала их имена, возраст и, самое главное, кто и в чем конкретно нуждался. Это был длинный список, но наказ Шри Свамиджи вселял уверенность в то, что качество жизни в этом регионе можно изменить. Это был поворотный момент в ее жизни, который подпитывал ее дух решимостью, вдохновением и возможностью действовать. Сбрасывая с себя последние оковы мирской жизни, она продала свою квартиру в Мумбаи и обналичила выходное пособие с последнего места работы. Таким образом, в ее распоряжении появились средства для начала проекта, и в действие была введена система по созданию людям Рикхии возможности достойной жизни.
Положенное начало было совсем простым. Одеяла, одежда, кастрюли и еда доставлялись напрямую жителям деревень. Их благодарность была безгранична; Свами Сатсанги смиренно наблюдала за тем, какое огромное влияние оказал даже столь небольшой жест. Планы быстро росли и включали в себя строительство домов, рытье колодцев и улучшение производительности фермерских хозяйств. Была открыта клиника, раздавались лекарства. Созданы рабочие места. Дети получали образование, и вскоре во многих сердцах зажглись огоньки надежды. Вещи раздавались не как акт благотворительности; нет, это был прасад, плоды садханы Шри Свамиджи, которые он раздавал бесплатно.
Работа, начавшаяся в те первые годы, продолжается до сих пор. Рикхия развивается и процветает как центр служения и даяния. То, что началось, как тихое место садханы одного садху, стало местом деятельности международного масштаба, со стремительно развивающимся ашрамом и местом паломничества, привлекающим людей со всего мира, чтобы служить, любить и отдавать. Шри Свамиджи привел Свами Сатсанги в Рикхию, поместил в самый центр нищеты и тем самым провел уникальную операцию на ее сердце. Это она является основателем Рикхияпитха во всех отношениях: финансовом, административном, и в плане реализации видения Шри Свамиджи. Многие люди вкладывали сюда свое время, деньги и силы, но это ее мечта и ее творение. Шри Свамиджи говорил, что это ее майя, это она создала реальность, которую вы здесь видите.
Развивая видение
Трансформация Рикхии не была легкой, особенно в первое время. Свами Сатсанги должна была учиться тому, как строить дома, как рыть колодцы, как сажать деревья, как правильно приготовить почву для полива и посадки растений. Она ничего об этом не знала, когда приехала, но сегодня она знает все практические детали. Строительство, водопроводное дело, электромонтажные работы, земледелие — она знает это от А до Я; а еще она знает, как учить этому других. Шри Свамиджи вел ее в самые первые годы, но большую часть времени она контролирует все процессы сама. Сегодня она является экспертом по мельчайшим деталям всех проектов, проводимых в Рикхии.
Однажды свами из Швеции пожертвовал корову. Шри Свамиджи был в восторге, так как коровы являются священными животными в Индии. Дать кому-то корову — это самый благородный поступок, который человек может сделать. Он поручил Свами Сатсанги наметить план по распределению коров сельскому населению. Будучи ребенком, она любила животных, но единственный опыт общения с ними был в детстве, когда она ухаживала за морской свинкой и белкой. Тогда она даже не могла отличить корову от быка, и ничего о них не зная, боялась таких огромных животных.
У Свами Сатсанги очень сильный характер. Она называет розу розой, а лопату — лопатой. Человек несущий ответственность, должен быть очень сильным. Нет сомнений, что после меня, она будет отлично выполнять работу в Шивананда Матх в Рикхии.
- Свами Сатьянанда
Впрочем, Свами Сатсанги очень решительна, и если она на чем-то сосредоточилась, ее уже ничто не остановит. Она пошла к местному ветеринару и узнала о коровах все: как их осматривать, где могут скрываться признаки проблем, как определять их здоровье, как доить, как лечить и как в целом ухаживать за этими животными. Узнав о коровах все, что смогла, она пошла по домам людей, которые должны были получить коров, и узнала все об этих людях. Она должна была убедиться, что там смогут правильно о них заботиться, имеют подходящие сараи и смогут понять, что корове нужно. И так было с каждым вопросом, за который она бралась; была ли это закладка фундамента, копание колодцев или вспахивание поля, она находила оптимальный способ решения задачи, и убеждалась, что каждый понимает, как сделать правильно. Так она управляла Рикхией: эффективно, заботливо, со вниманием к каждой детали.
Самое вдохновляющее качество в Свами Сатсанги — это абсолютная преданность в служении Шри Свамиджи. И работа в Рикхии — тому наглядный пример. Это ее подношение Гуру и об этом она никогда не забывает. Развитие такого видения является ответственной и сложной задачей, но она переносит все трудности и неудачи с достоинством и пониманием, вдохновляя других поступать точно также. Она очень хорошо понимает, какие напряжения и деформации рождает нагрузка. Она обладает великим состраданием и пониманием, но также знает и цену борьбы; она призывает смотреть глубже в те проблемы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы извлекать из них самые важные уроки. Обстановка в Рикхии создана ею для практической садханы; это место не для йоги. Здесь нет времени для асан и пранаямы. Бедный житель деревни тяжело работает целый день, чтобы выжить, ведь ежедневная работа требовательна и неизбежна. Это и есть садхана. В Рикхии человек учиться тому, что ежедневные стрессы и перегрузки могут служить инструментами для развития терпения, приятия и понимания, через которые человек укрепляется в осознанности и преданности.
Свами Сатсанги знает всех строителей наизусть, и они прекрасно ее знают. Иногда она обращается с ними довольно резко: «Вы хотите работать или нет? Если вы не хотите работать, тогда уходите. Мы не заинтересованы в том, чтобы впустую раздавать по сорок рупий каждый день». Они способны целый день громко спорить друг с другом, и она хорошо знакома с этой сферой.
- Свами Сатьянанда
Практическая садхана раскрывается только через ученика, способного ее практиковать и извлекать из нее пользу. Так же как мой Гуру учил меня крийя-йоге и раскрыл эту практику, таким же образом, через Свами Сатсанги, всем раскрывается практика таттва шуддхи.
- Свами Сатьянанда
Если вы хотите подружиться со своим умом, относитесь ко всему миру, как к своей семье, и взаимодействуйте как можно с большим количеством людей. Это практическая садхана, которую я вам даю. Я выполняю ее и Свами Сатсанги поступает так же.
- Свами Сатьянанда
Образец для подражания для канья и батук
Свами Сатсанги является образцом для подражания для нового поколения Рикхии, особенно для канья. Все, кто приходит в Рикхию, знают о канья, молодых деревенских девушках, проводящих так много времени в ашраме. Эти девушки, которые считаются самыми недооцененными членами общества по причине общественного положения и пола, сейчас ведут все программы, проводимые в Рикхии, с уверенностью и знанием дела. Махаяджны, которые они проводят по всем правилам, собирают порой десятитысячные толпы, но это не может ослабить их уверенность и самообладание. Вы их видели и слышали, они — профессионалы! Их чантинг, даже с самыми сложными стотрами, исполняется блестяще, они без усилий ведут киртан, иногда часы напролет, без устали и жалоб. Они изящно и грациозно танцуют, прекрасно владеют английским и учатся работать на компьютере с невероятной легкостью. Все это и многое другое они впитали под руководством Свами Сатсанги. Кто лучше научит молодых девушек стойкости и уверенности, если не Свами Сатсанги? Любовь к ней светится в их глазах, а лучезарные улыбки освещают их лица, когда они ее видят. Многие канья говорят, что хотели бы быть такими, как она, когда вырастут, они хотят быть такими же сильными и бесстрашными, они хотят быть счастливыми, умными и свободными. С благословением Шри Свамиджи и под руководством Свами Сатсанги эти игнорируемые обществом девушки возводятся в статус богинь — на благо всего общества.
Работа с детьми в ашраме Рикхии началась с канья, а спустя несколько лет распространилась и на батук, маленьких мальчиков. Их сияющие радостные лица сегодня хорошо известны всем, кто посещает Рикхияпитх. Наряду с канья, они участвуют во всех мероприятиях, включая ведение абхишеков и хованов. Мастерство батук в танцах на сцене стало легендой. Во время главных праздников «Буги Вуги Батук Бойз» увлекают всех своими неповторимыми яркими выступлениями. Это один из способов, позволяющих им раскрывать свой потенциал, выражать свои творческие способности, повышать уровень уверенности в себе, а также направлять энергию в нужное русло.
Дети Рикхии любят Свами Сатсанги и восхищаются ею. Ведь это она дала им надежду на многие возможности в будущей жизни, она дала им безопасность и любовь. Воодушевленная памятью своего собственного счастливого и беззаботного детства, она работает, не покладая рук, чтобы все дети Рикхии получили такую же возможность вырасти здоровыми, самодостаточными людьми. Как заботливая мама, она также стремится быть уверена в том, что каждый ребенок, находящийся под опекой ашрама, плотно покушал два раза в день, и это реализуется благодаря идее Шри Свамиджи о Канья Китчен, открывшей свои двери в 2010 году.
Шри Свамиджи говорил о том, что он уберег Свами Сатсанги от проблем замужества и вместо этого дал ей возможность быть матерью для тысяч. Канья и батуки Рикхии — это ее дети.
В Рикхию мы приняли примерно пять-шесть тысяч маленьких мальчиков и девочек, канья и батук. Все эти бедные, скромные, простые, невинные и кроткие дети являются благословенными детьми Рикхии, которые были рождены после того, как я пришел сюда жить. Эти дети никогда меня не видели, потому что я живу в уединении. Это Свами Сатсанги все организовала для них и контактирует с ними. Она это делает последние восемнадцать лет
- Свами Сатьянанда
Когда девочки увидели, как свободно Свами Сатсанги говорит по-английски, они были поражены. Они удивились еще больше, увидев ее за рулем автомобиля. Поэтому они заявили, что последуют ее примеру, и с этого начался процесс обучения среди девочек
- Свами Сатьянанда
Организуя махаяджны
Яджны, проводимые в Рикхияпитхе, являются продолжением санкальпы Шри Свамиджи. Люди приезжают со всего мира, чтобы ощутить красоту и радость бескорыстного служения и самоотдачи, освященных через посредство неподвластных времени ведических и тантрических ритуалов яджны и пуджи.
До того, как стать саньясином, Свами Сатсанги нравилась вкусная еда, изысканная одежда, произведения искусства и дизайна. Она любила красоту и элегантность. Сейчас она носит простое дхоти, ест обыкновенный рис и дал, но, тем не менее, свойственное именно ей понимание красоты проявляется теперь в любой работе. К каждому событию она выбирает лучшие вещи для раздачи прасада, планирует вкусные блюда и украшает сцену и весь ашрам яркими красками и благоухающими цветами. Во время такой подготовки она похожа на мать, планирующую свадьбу своему ребенку. Если какой-то предмет не безупречен, она его отбракует, даже если для его починки потребуется несколько часов работы. Во время программ она может быть на сцене и участвовать в яджнах, но ее глаза успевают наблюдать за всем, они проверяют, гладко ли проходит раздача прасада, комфортно ли гостям, счастливы ли дети и довольна ли сама Деви.
Она организует и руководит всеми мероприятиями, проводимыми Шивананда Матхом или Шивананда Ашрамом, как-то: работа в Рикхияпитхе и все, что с этим связано, начиная от двух ежегодных яджн, до проведения всевозможных курсов и семинаров, не говоря уже о текущей деятельности для канья и батук, которые переполняют ашрам, и о Канья Китчен для тысяч людей.
Существует множество факторов, которые нужно принимать во внимание (в случае, например, с дарением коровы), и Свами Сатсанги знает об этом. Коровы обследуются нашим ветеринаром и тщательно проверяются на наличие болезней. Затем Свами Сатсанги советуется с главой деревни, чтобы решить, кто должен получить коров, а также определить, смогут ли хозяева научиться правильно их содержать. Ее департамент организован очень эффективно. У нее в компьютере есть подробная информация обо всех семьях, проживающих в сотнях деревень региона, таких данных нет даже у правительства.
- Свами Сатьянанда
Заслуга создания Рикхии целиком принадлежит Свами Сатсанги. Она является настоящим основателем этого учреждения во всех отношениях — и в денежном и в административном. Это ее мечта. Все, что вы здесь видите, это майя Свами Сатсанги.
- Свами Сатьянанда
В Рикхияпитхе у человека пробуждается и укрепляется вдохновение прожить свою жизнь, посвятив ее духовному подъему всех и каждого. Обучение этому происходит здесь же — естественно и спонтанно: открывая сердце, объединяясь с людьми, живя идеалами саньясы, живя принципами служения, любви и самоотдачи. Рикхияпитх развивается за гранью воображения, и Свами Сатсанги является рулевым этого движения. Я использую слово «движение», потому что это именно движение, а не просто организация. Это движение, которое вдохновляет и побуждает миллионы людей изменить свое мировоззрение, мироощущение, образ мышления, точку зрения и взгляд на жизнь.
- Свами Ниранджанананда
Свами Сатсанги редко бывает на площадке в начале проведения ритуалов яджн. Она появляется только после того, как проследит за всем, что должно быть сделано за кулисами. Она всегда оставалась на заднем плане, что давало возможность Шри Свамиджи, Свами Ниранджану и гостям сосредоточиться на процессе. Она завершала собой треугольник, который действовал как единое целое, давая нам возможность в полной мере наслаждаться фестивалями. Она очень хорошо понимала и выполняла свою роль, входя и выходя из текущих процессов. И всегда так блистательно. Но не только из-за своей яркой внешности, а благодаря внутренней благости, светящейся сквозь присущую ей скромность. Свами Сатсанги — это женщина не только сегодняшнего дня, но и дня завтрашнего, совмещающая в себе образ жизни саньясина, восточное изящество и западное чутье.
- Свами Шивамурти
Третье рождение
В 2007 году была завершена двенадцатилетняя Сат Чанди яджна, обозначив кульминацию Раджасуйя яджны. Десять тысяч людей стеклись в Рикхию, чтобы присоединиться к празднику поклонения и празднованию этой победы Шри Свамиджи. Рикхия официально получила название Рикхияпитх, а Свами Сатсанги была назначена ее питхадишвари, также ей официально передали наказ Свами Шивананды на философию жизни для нее: «Служить, Любить, Отдавать» — в качестве ежедневной практики в Рикхияпитхе.
В 2007 году Шри Свамиджи также инициировал Свами Сатсанги в парамахамса саньясу, а такая честь оказывается саньясинам самого высокого уровня. Они должны быть воплощением тьяги, отречения, и вивеки, различения. Они должны обладать знанием и пониманием высших духовных учений. Их преданность должна быть непоколебима, а усвоение учения их Гуру — полным и абсолютным. Тогда, в Рикхияпитхе, Свами Сатсанги обрела свое третье рождение.
Несмотря на то, что каждый является частью успеха яджны Шри Свамиджи, все же выделяются определенные люди. Одна из них — Свами Сатсанги. Счастливая кульминация этого события — целиком и полностью ее заслуга. Когда санкальпа бескорыстна, то и яджна этого человека проходит успешно, без препятствий.
- Свами Сатьянанда
Кто такая Свами Сатсанги?
5 декабря 2009 года Шри Свамиджи достиг махасамадхи. Он всегда говорил, что уйдет из этой жизни без докторов, медсестер или находящихся рядом плачущих учеников. Как всегда, он остался верен своим словам. Однако, он не был одинок. Свами Сатсанги смотрела, как он сидит в падмасане и медленно отпускает праны из своего тела. К полуночи он переместился в другую локу. Наверняка, Свами Сатсанги испытывала чувство потери физического тела своего любимого Гуру, но она никогда не проявляла признаков скорби или печали, лишь выражала свое благоговение и благодарность за то, что была допущена засвидетельствовать такое редкое и потрясающее событие. В последующие после махасамадхи дни фокус ее внимания был направлен на нужды других, она успокаивала и утешала тысячи людей, приходивших в Рикхию, чтобы отдать дань уважения и выразить свою любовь.
Спустя год после махасамадхи Шри Свамиджи, Свами Сатсанги организовала создание его красивого самадхи стхала. Чувствуя особое вдохновение, когда пришло время открыть этот монумент, она пригласила всех в ашрам в Акхаре. Свет был выключен, и всем пришлось шаркать в темноте, когда вдруг прекрасно поставленный голос стюардессы Свами Сатсанги передал по громкоговорителю: «Добро пожаловать. Пожалуйста, займите свои места и пристегните ремни. А сейчас приготовьтесь к путешествию в Гуру Локу». Включился свет, и все увидели красивый мраморный монумент, залитый голубым светом.
Перед своим махасамадхи Шри Свамиджи дал Свами Сатсанги и мне четкие инструкции о том, как дальше жить. Моим долгом было создание Саньяса Питха, а ее — продолжать развитие Рикхияпитха и путешествовать по миру, распространяя знания. В 2008 году она приземлилась в Хайдарабаде, на свое первое публичное выступление за последние более чем двадцать лет. В течение всех лет со Шри Свамиджи он был проводником, а теперь она становится его избранным сосудом. Время закалило ее чуткий, зрелый и очаровательный голос для его учений. Ее темой в Хайдарабаде было «Новое обретение йоги», хотя я бы сказал, что для присутствующих это было «Новое обретение Свами Сатсанги».
Вскоре после этого начались ее зарубежные туры. В следующие несколько лет она посетила Великобританию, Италию, Францию, Испанию, Венгрию, Колумбию, Болгарию и Австралию. Где бы ни путешествовала Свами Сатсанги, она получала самые теплые и сердечные приветствия от огромных толп, как будто приезжала домой. У нее есть достоинство и харизма знаменитости, но это никогда не было ее желанием, ее желание — быть саньясином. Вечно и навсегда.
Свами Сатсанги отдала свою жизнь Гуру. Взамен же он научил ее жить полно, открыто, счастливо, в благости и осознанности, и она стала источником вдохновения для всех нас. Сама Свами Сатсанги написала, что только настоящий ученик сможет стать Гуру, только тот, кто полностью растворил себя, может вести других к свету.
По случаю Золотого Юбилея Бихарской Школы Йоги саньясины, ученики и преданные пропели для Свами Сатсанги сердечное Хари Ом и Намо Нарайян в ее шестидесятый год. Мы знаем, что она будет продолжать свой уникальный путь рядом со своим любимым наставником по дороге самопознания. Сверкающие монументы, созданные ею на этом пути, это проявленные в этом мире желания ее Гуру; для нее же это — санкальпа путри.
Свами Ниранджан и Свами Сатсанги отрешились ради благополучия человечества.
- Свами Сатьянанда
от администрации сайта:
Ниже размещены страницы книги «Санкальпа Путри» в картинках в русском переводе слушательницы Казахстанской Академии Йоги — Виктории Пасиченко. г. Сан — Франциско. США.