Как мы можем использовать Йогу, чтобы выжить во внешнем мире?
Перед попыткой понять, как применять Йогу коммерчески, мы должны понять ограничения или ситуации, с которыми Йога сталкивается сегодня, как различные люди используют потребность использовать Йогу в обществе, и какой может быть в этом ваша роль. Йога стала горячим словом, особенно за прошлые два или три года в Индии. Сегодня люди идут на уроки Йоги тысячами. Но они не знают, что такое Йога в действительности. Они не знают, почему они занимаются той или иной асаной или пранаямой. Они, кажется, делают это просто для физического развития, как способ иметь дело с ограничениями, в которые социальная жизнь поместила их.
Кто эти люди, занимающиеся Йогой?
Они — нормальные люди этого общества — из различных отраслей, профессий, социального статуса, экономических групп, традиций и религий. Каково их положение в жизни? Они борются на двух фронтах: физическом и экономическом. Слово 'физическое' здесь означает границы, в которые общество поместило человеческое тело. Каково соотношение между движением и малой подвижностью в течение рабочего дня для среднего человека? Являетесь ли вы неподвижными большую часть времени в автомобиле, сидящими на стуле в офисе, или бездельничающими в гостиной комнате дома. Фактически в движении проводится минимальное время. Дома вы двигаетесь от одной комнаты до другой, или, если есть сад, возможно, делаете десять шагов наружу, чтобы выбрать цветы или полить некоторые растения, или, возможно, полчаса ходите для удовольствия утром или вечером. Те, кто чувствует потребность тренироваться больше, идут в гимнастические залы, потеют немного, и возвращаются домой.
Это состояние не является соответствующим потребностям физического тела, потому что здоровье тела зависит от движений и правильных упражнений. От движения на сто процентов мы свели жизнь приблизительно к пяти процентам. Жизнь в больших городах стала легкой, и чтобы добраться куда-либо, нужны очень небольшие физические усилия. В результате, такое состояние долгое время фиксировалось в физическом теле, стало привычным и создало генетические изменения. Последующие поколения становятся более слабыми и поэтому испытывают болезни и неустойчивость, которая затем создает физическое ухудшение.
Второй фронт, на котором средний человек продолжает бороться, является финансовым. Мир вращается сегодня вокруг денег, и вы должны быть уверены, что имеете достаточный доход, чтобы реализовать все потребности свои и членов вашей семьи. Эта гонка ведет к психологическому напряжению, умственной и эмоциональной слабости.
Сейчас эти люди приходят в Йогу не для духовного просвещения, а в поисках физического и умственного здоровья. Они не обеспокоены своим творческим потенциалом, изменением своей индивидуальности или ценностей. Они хотят только иметь пригодное тело и немного лучший ум. Это — все. Так как они не приходят для реальной цели Йоги, нет никакой потребности проповедовать им йогическую философию, и преподаватель Йоги должен признать это. Без этого понимания вы — не преподаватель Йоги, независимо от того, сколько степеней и удостоверений вы приобрели.
Из-за растущей привлекательности Йоги, много людей рассматривают ее как средство к существованию. Это — повальное помешательство и много преподавателей Йоги не обеспокоены тем, преподают ли они эту систему правильно; они заинтересованы только в финансовой прибыли. Это — опасная тенденция. Со временем возникнет ситуация, когда отрицательные результаты такого обучения Йоги будут очевидны, и наступит понижение спроса на Йогу.
Если вы хотите стать настоящим преподавателем Йоги, ваша ответственность состоит в том, чтобы работать и нести правильные подход, понимание и практику людям. Многие преподаватели Йоги сегодня преподают толчковую и напрягающую Йогу, а не стхирам (устойчивую) и сукхам (комфортную) Йогу. Они разработали и преподают такие виды, как силовая йога, кинетическая йога и так далее, но они не имеют понимания йогической системы, уже не говоря о йогической традиции. Так, если вы хотите работать в качестве преподавателя Йоги, первое обязательство, которое вы должны принять — вы должны быть искренним в своем отношении к Йоге. Иначе вы можете преподавать, но вы не будете ни представителем Йоги, ни кого-то, кто понимает Йогу. Как преподаватель Йоги, вы должны жить Йогой. Жить еаждый ваш день с йогическим отношением, и быть свидетелем, наблюдателем, drashta, себя самого.
Другой фактор, который должен бять понят — это то, что в сегодняшнем обществе силу имеет организация, а индивидуум — нет. Организация может развиться, если она имеет надлежащие руководящие принципы, цели и стремления. Так, если вы можете связать себя с организацией или создать ее, вы должны сделать это. Не мечтайте о слишком большом, иначе вы утонете в своих фантазиях, и потеряете даже те возможности, которые имели. Если вы хотите быть йогом, помните этот пункт: не пропустите возможности, существующие в настоящем. Может случиться так, что мы планируем что-то, хотим сделать много вещей, но оказываемся настолько унесенными нашими небольшими достижениями или проблемами, что в результате цель становится средством, и средства становятся концом. Если вы — часть организации или развиваете вашу собственную организацию, вы должны также обучиться административным навыкам.
Другой пункт, который надо помнить: не попадите в ловушку почестей, которые вы получаете. Вы можете задаться вопрос, что делать, когда люди смотрят на вас как на духовного, просветленного, великого человека, тогда как вы — только студент Йоги. Помните, что в этом случае вы идентифицируетесь с вашим эго. Ответьте себе: если кто-то хвалит вас, будете ли вы верить в это, или говорить: «Я знаю, каков я, не ваше мнение является важным для меня, а мое понимания себя самого.» Если вы думаете, что вы достаточно духовны для практики Йоги, но радуетесь похвале или огорчаетесь от оскорблений, где то равновесие, которое должно было наступить, как результат вашей практики? Поэтому вы должны принять меры против ситуаций, слов и мыслей, которые нарушают мир вашего ума. Преподаватели Йоги должны также знать анатомию и физиологию, и иметь некоторые знания по психологии. Они должны знать пратьяхару, дхарану и дхияну. Они должны иметь способность отличать, например, амбицию от самскары — чтобы оглянуться назад в цепи событий и прийти к выводу. Они должны иметь знание свабхавы, или индивидуальной природы, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги и Бхакти Йоги. Этого более чем достаточно. Вы не должны знать Крийя Йогу и Кундалини Йогу. Девяносто процентов социальных требований может быть выполнено со знанием физиологии, анатомии, психологии, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги, Дхияна Йоги и Бхакти Йоги. — Ганга Даршан, Май 2005
Как мы должны справляться с нашей собственной негативностью при обучении?
Первое, что вы должны помнить, это то, что вы — не учитель. Когда вы думаете о себе самом, как об учителе, эта мысль блокирует возможность учиться. Студент никогда не будет блокировать возможность учиться. Вместо того, чтобы рассматривать себя как учителя, станьте более скромным студентом. Скромный студент в конечном счете становится истинным преподавателем, потому что он не закрывает для себя дверь обучения.
Когда вы учите Йоге, вы преподаете асаны, пранаяму, шаткарму, медитацию и т.д. Есть разъяснения о применении методов, а в конце курса происходит выдача участникам свидетельств или дипломов. Это современная форма обучения Йоге, но в этом случае речь идет только об обучении в классной комнате. Не дается никаких инструкций о том, как стать настоящим преподавателем. Обучение Йоге не ограничивается физическими или умственными методами. Отличное выполнение асан не указывает на хорошее качество преподавания. Навыки общения — также не критерий хорошего преподавателя. Чтение книг по Йоге и рассуждения о них — не признак хорошего преподавателя. Людей не учат, как стать хорошими преподавателями.
Каковы требования к преподавателю Йоги? Пока мы обучаем только асанам, пранаяме, работе тела, работе костей, работе мускулов и работе энергий, мы соответствуем нашим телам, нашим движениям, нашему дыханию, но мы не управляем нашим умом. Мы управляем телом, но не умом. Мы гарантируем, что тело правильно выполняет асаны, но ум свободен блуждать, независимо от того, что именно требуется думать.
Наряду с обучением асанам и пранаяме, преподавателям нужно дать определенную садхану, чтобы улучшить их способность учиться и справляться со своим собственным умственным материалом. Как правило, каждый преподаватель должен вести дневник, в котором он должен потрудиться, чтобы понять и применить на практике принципы Йоги, чтобы построить свою жизнь на этих принципах, а не только заниматься методами Йоги. Выберите один принцип Йоги и работайте с ним в течение месяца, так, чтобы это стало вашей садханой, как преподавателя. В следующем месяце выберите другой принцип и работайте с ним также в течение месяца, а затем продолжайте работать таким способом с остальными принципами.
Каковы эти принципы? Много преподавателей Йоги не задумывались, каковы их силы, слабости, амбиции и потребности. Поэтому преподаватели Йоги должны заниматься SWAN садханой регулярно. Так же, как вы готовитесь к вашим занятиям, перелистывая страницы книги и делая заметки, так же, как вы готовитесь к публичной лекции — таким же образом вы должны быть в состоянии, глядя в дневник, признавать то, чем вы являетесь и где вы находитесь, что в этот момент выдвигается в вашей жизни на передний план. Какая сила выступила на первый план, какая слабость выступает на первый план, что является внешним, что является внутренним, что является самскарой, что является желанием. Таким способом преподаватели должны контролировать свои собственные умственные состояния.
Наряду с этим, преподаватель должен сделать так, чтобы находиться перед занятием в позитивном настроении. Как этого добиться?
Не так, чтобы, прибежав домой с работы, быстро переодеться и бежать на занятия в класс Йоги со всем грузом напряжений вашей работы, и там учить студентов расслабляться, в то время как ваш собственный ум находится в напряжении. Перед проведением урока Йоги преподаватель должен быть уверен, что находятся в правильном умственном состоянии, чтобы дать урок, и для этого должен сделать хотя бы десятиминутную медитацию. С помощью этих десяти минут медитации он должен идентифицироваться с принципами Йоги и сам стать теми принципами.
Свами Шивананда дал очень ясные признаки йогических принципов, которые нужно внести в свою жизнь. Они известны как Восемнадцать ИТИ: ясность, регулярность, отсутствие тщеславия, искренность, простота, правдивость, хладнокровие, неподвижность, нераздражительность, адаптируемость, смирение, упорство, честность, благородство, великодушие, милосердие, щедрость и чистота. Как преподаватель, в течение одного месяца практикуйте ясность по десять минут перед вашим уроком, а затем давайте урок, утверждая это состояние ясности. Как преподаватель Йоги, в течение одного месяца занимайтесь отсутствием тщеславия. Сначала наблюдайте ваше тщеславие, затем пробуйте управлять вашими реакциями, вашим эго, вашей гордостью, и давайте урок, наблюдая себя, так же как студентов.
Поэтому преподаватели Йоги должны стать более скромными, чем студенты, потому что, наряду с преподаванием в классе, они должны учиться управлять собой. Когда мы имеем собираемся стать преподавателем, мы отождествляемся с эго. Когда есть идентификация с эго, тогда невозможно соединение с йогическими принципами. Давать людям информацию, как заниматься Йогой или как преподавать Йогу — не является реальным критерием преподавателя Йоги. Чтобы превосходить других, как преподаватель Йоги, вы должны отождествиться с принципами Йоги, а не с методами. Учите людей методам Йоги, но для себя занимайтесь принципами Йоги. Только обучая себя тому, как управлять своей умственной неустойчивостью и негативностью, вы можете стать хорошим преподавателем Йоги.
Какие качества делают настоящего преподавателя Йоги?
Вы найдете ответ в книге «Чайка Джонатан Ливингстон». Джонатан Ливингстон был дерзкой молодой чайкой, он хотел узнать, как научиться летать очень быстро. Он испытал и успех, и неудачу в жизни, но в конечном счете стал мастером. В конце, когда молодые чайки прилетели к нему, чтобы узнать, как летать, он просто сказал им: «Давайте начнем с азов.» Человек, который может сказать: «Давайте начнем с основ», является истинным преподавателем Йоги. Но человек, который старается выполнять ожидания студентов, забывая основы — не преподаватель Йоги. Каждая система имеет дисциплину. Когда вы начинаете изучать математику, вы не взлетаете сразу к высшей математике или высшей алгебре, вы начинаете с простого сложения и вычитания. Именно так и должен начинать преподаватель Йоги, независимо от того, что люди думают.
Преподаватель Йоги должен иметь план и придерживаться его. Он не должен изменять план согласно желанию студентов. Мы склонны прислушиваться к различным мнениям, потому что мы думаем, что, если не дадим то, что студенты хотят или ожидают, они уйдут к другому преподавателю, а мы потеряем доход. Эта мысль создает боязнь в уме преподавателя, и тогда трудно преподавать Йогу должным образом. Обучение Йоге не должно быть изменено, ограничено или сужено, с учетом тех или иных студентов, которые приходят на занятия. Вы должны иметь план и следовать за ним. В вашем плане всегда начинайте с основ, будьте простым преподавателем Йоги. В процессе изучения вы должны осваивать различные методы и их детали, но когда вы преподаете, всегда начинайте с основ. Когда вы овладеваете более сложными техниками, вы, как преподаватель, начинаете задирать голову. Итак, простота инструкции, простота практики и простота в руководстве студентами должна стать признаком преподавателя Йоги. Не следует также показывать или доказывать, что вы знаете больше, чем другие преподаватели.
-Ганга Даршан, ноябрь 2004