Саньяса имеет два аспекта: первый — вайрагья, непривязанность, и другой — вивека, правильное распознавание. Цель саньясина — достигнуть уровня, где мы можем испытать состояния вивека и вайрагья. Этого возможно достигнуть при соблюдении следующих пяти принципов саньясина, которые мы знаем, как пять ‘с’: свадхьяйя, или самоизучение, сева, или служение, сатсанг, или нахождение в компании правды, самарпан, или сдача и сантоша, или удовлетворенность.
Свадхьяйя
Свадхьяйя — самоизучение. Это — не интеллектуальный процесс; скорее это испытание собственной природы: кто мы, каковы мы, что мы собираемся сделать, как мы собираемся сделать это. Свадхьяйя — полный психологический анализ человеческой индивидуальности. В процессе свадхьяйя мы должны обнаружить то, чем являются наши читта вритти, и как мы можем управлять ими. Наши силы, слабости, амбиции и потребности, все должны быть известны, проанализированы и поняты при использовании способности различения, так, чтобы мы могли узнать внешние, проявленные, и внутренние, непроявленные измерения своей личности.
Свадхьяйя не означает «изучать священные писания»; это означает проживание понимания. Есть два вида понимания: первый — умственное, рациональное, интеллектуальное понимание, или знание, и другой — применение этого знания. Мы должны узнать, как применить знание. Это — ключ к свадхьяйя. Свадхьяйя — это не читать это, или читать то, загромождая ум различными понятиями и идеями, не имея ясного представления о наших собственных целях и направлениях в жизни. Что является использованием загромождения ума? Это — не цель свадхьяйя.
Свадхьяйя — процесс получения знания и применения этого знания, чтобы получить мудрость, а не власть. Когда знание используется, чтобы получить власть, это становится очень разрушительной силой. В «Ишавасья Упанишад» есть утверждение, что знание может вести к большему невежеству, и к большей темноте, чем невежество. Знание может вести к большей темноте, когда оно используется, чтобы получить власть, но если знание применено, чтобы получить мудрость, тогда это совершенно другое. Когда каждый узнает, как управлять и направить модификации ума, и понятие о справедливости и творческий потенциал увеличатся. Это — не только умственный процесс, это — также процесс проживания. Это известно, как «читта вритти ниродха».
Сева
Второй аспект саньясы — сева, служение. Служение случается во многих различных измерениях в одно и то же время. Это случается физически, мысленно, духовно, в социуме, в ашраме, в семействе. Это происходит многими различными способами. Цель сева состоит в том, чтобы развить устойчивость от воздействия со стороны и от привычного реагирования на воздействия, т.е. от причины и эффекта. Если через служение, через Карма Йогу, вы не способны развить устойчивость в жизни от причины и эффекта, от действия и реакции, то это — не Карма Йога, это не сева или служение. Служение — это не перевести старую женщину через дорогу; это не помогать другому человеку делать что-то или становиться чем-то. Это может быть внешней формой сева, но цель сева другая. Цель состоит в том, чтобы согласовать способности головы, сердца и рук, предлагать ваши лучшие качества для просветления других людей. Сева может быть выполнена только тогда, когда свадхьяйя становится частью ее, что означает, что каждое действие вы совершаете совершенно осознанно. Это — не реакция, а сбалансированное, согласованное, творческое действие. И, конечно, в сева каждый должен узнать, как согласовать действия с умом, желаниями и стремлениями.
Сатсанг
Третий аспект — сатсанг. Сатсанг это не деятельность духовного клуба. Это не означает собираться здесь, слушая хорошие вещи, а затем вставать и падать назад, в старый образ жизни, где слова входят в одно ухо и выходят из другого. Сатсанг означает знать о действительности, скрывающейся позади того или иного явления, применять понимание с различением, вивека. Это — суть сатсанга.
Сатсанг должен быть объединен с сева и свадхьяйя, чтобы получить наибольшую пользу, так, чтобы мы не принимали только то, что приятно, и отклоняли то, что мы не желаем слышать. Вообще обычно мы стараемся разделить все, что мы слышим, согласно нашим условиям и привычкам. Но сатсанг — есть разрушение этих условий и привычек, и это определенно трудная работа. Я приведу вам пример. Свами Бихарской школы Йоги — хорошие люди, но также и идиоты, потому что они получают в течение сатсанга множество инструкций, и в то время, когда они слушают, они говорят, «Да, очень хорошо, он прав», но они никогда не способны осуществить инструкции, полученные на сатсанге, потому что они думают, что это обращено к кому-то другому, а не к ним. Поэтому они имеют хорошие сердца, но умы идиотов. В сатсанге идиотичная природа ума должна быть преобразована совершенством сердца. Именно так каждый должен принести баланс в собственные умственные процессы через сатсанг. Сатсанг — способ развить ежедневную дискриминацию и понимание истин, которые можно практически применять в жизни, и предпринять усилия, чтобы сделать это.
Самарпан
Четвертый аспект — самарпан, сдача. Кому мы сдаемся? Люди говорят о сдаче Богу, сдаче Гуру, но я не могу принять эту концепцию сдачи. Для меня это сдача себе, своей внутренней природе. Когда вы способны сдаться самому себе, только тогда сдача Гуру или Богу, человечеству или мужу, жене или детям случается автоматически. Сдача не означает становиться бессильным или потерять свои желания. Сдача означает войти в унисон с природой, будучи живым и активным, настраивая нас к этой природе так, чтобы не было никаких водоворотов жизни, влияющих на наше поведение или работу. Когда нет никаких водоворотов, тогда определенно энергия Бога и Гуру проявятся в вашей жизни.
Сантоша
Пятый аспект — сантоша, удовлетворенность. Удовлетворенность — результат саньям, когда вы оставили всю умственную болтовню и приняли непрерывность и спонтанность жизни. Кто доволен? Я доволен? Вы довольны? Когда вы довольны? Когда я доволен? Мы становимся довольными, когда наши желания выполнены, когда мы достигаем того, чего мы хотим достигнуть. Удовлетворенность — обычно очень эгоистичный процесс. Быть довольным означает, что вы развили в себе способность ограничивать чувства, ум и эмоции и согласовывать их. Так что гармония — это удовлетворенность. Эти пять ‘s’- пять методов саньясы, которые ведут к достижению вивека и вайрагья. Тогда вы становитесь саньясананда, испытывая счастье в саньясе.
Ганга Даршан, 1994