Пожалуйста, разъясните различие между привязанностью и непривязанностью. Кажется, что так много всемирных проблем, которые ведут к насилию, создалось потому, что мы отделены от себя, других людей и земли. Как можем мы полностью выразить себя как человеческие существа при сохранении непривязанности?
Привязанность — привлекательность или симпатия, которые мы выражаем многими различными способами, возникает к людям, ситуациям, имуществу, определяется нашими собственными проецированиями и выражениями. Фактически, мы не знаем, как можно жить без привязанности. Йогическое ее понятие было определено в Йога-Сутрах как состояние, которое может создать некоторую форму притяжения — сенсорного, чувственного, эмоционального, интеллектуального, субъективного или объективного — или некоторую форму отвращения; рага и двеша — то, что нравится, и то, что не нравится. Это — понятие привязанности в двух словах. Это — человеческая тенденция идентифицироваться, соединяться и глубоко касаться чего-либо с очень личной точки зрения. Мы не можем сохранять в этой ситуации объективность, потому что мы постоянно проецируем себя.
Непривязанность — очень сильное слово. Наше понимание непривязанности должно отразить кое-что, к чему мы привязаны или привлечены. Это — то, где отрицательные качества человеческого ума всплывают на поверхность и делают человека нечувствительным и эгоцентричным. Реакции, которые случаются из-за влияния таких отрицательных индивидуальных черт, могут часто вести к разногласию и дисгармонии.
Йога не советует не привязываться. Не избегайте ситуаций в жизни или даже в вас самих, но учитесь принимать существование вещей, которые имеются вокруг вас. Как только вы приняли их и знаете их природу, тогда возможно стать непривязанным. Слово «непривязанность» действительно не существует по-английски, но это существует на санскрите в форме «вайрагья», означая «быть свободным от привязанности, не отклоняя что — нибудь». Это представляет состояние, при котором незатронуто и непрерывно наблюдается природа событий. Непривязанность может легко быть развита, если мы можем расширить наше понимание, чтобы видеть действительность позади вещей.
Слово vairagya составлено из двух слов: «рага», означающее «привлекательность» и «ви», означающая «не быть затронутым». «Ви» — приставка, которая в комбинации с «рага» означает ‘не быть затронутым привлекательностью’. Само собой разумеется, что, как только мы привязываемся к чему-либо, проявляются притяжательные качества нашего характера и эго. Иногда это притяжение может быть положительным, иногда отрицательным. Мы должны рассматривать вещи в их положительном, так же как и в их отрицательном аспектах. Когда притяжение отрицательно, это ограничивает; когда притяжение положительно, это освобождает. Это дает различное видение вещей.
Положительное притяжение известно как непривязанность, принятие ситуаций, без отрицательного реагирования на них. Это походит на молитву C-Франциска Ассизского: «Господи, сделай меня инструментом Твоего мира. Где есть разногласие, позволь мне сеять любовь.» Это — не философское утверждение, а очень практическое.
Мы склонны убегать от разногласия. Мы не имеем силы, чтобы привить семена любви там, где есть абсолютное разногласие. Каково настроение тогда? Это — не непривязанность или привязанность, это — не реакция. Это — принятие условия, как являющегося реальным. Разногласие и гнев реальны так, что являются использованием реакции против них? В момент реагирования мы создаем процесс внутри себя, признаем его отрицательность, и тогда же, когда это случается, создавшееся впечатление затрагивает наш ум, характер и поведение. Наши прошлые впечатления и воспоминания поднимают соответствующую отрицательную эмоцию, и мы выражаем гнев, расстройство или разногласие больше, чем когда это происходило фактически.
Так, непривязанность это состояние ума, которое является полным распознаванием, разграничением. По сути, мы можем даже назвать это различением. Имейте способность различать и действовать соответственно. Это есть йогическая концепция непривязанности